Научная статья на тему 'Актуальность разработки концепции административного процесса в конструкции глобального правового государства'

Актуальность разработки концепции административного процесса в конструкции глобального правового государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГЛОБАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитриев Владимир Константинович

В статье автором рассматриваются некоторые основные проблемы нового понимания сущности административного процесса правового государства, интегрированного в глобализационные процессы современности. Указано на характер и степень трансформации отдельных его категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность разработки концепции административного процесса в конструкции глобального правового государства»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 342.9

Дмитриев Владимир Константинович,

старший преподаватель кафедры финансового права Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербург, РФ E-mail: vl-dmitriev@mail.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА В КОНСТРУКЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация

В статье автором рассматриваются некоторые основные проблемы нового понимания сущности административного процесса правового государства, интегрированного в глобализационные процессы современности. Указано на характер и степень трансформации отдельных его категорий.

Ключевые слова

административное право, административный процесс, правовое государство, глобальное правовое

государство, право.

Разрабатываемая нами концепция глобального правового государства предполагает новое понимание сущности и основных характеристик административного процесса как одного из атрибутов правового государства, интегрированного в глобализационные процессы современности.

При этом представляется необходимым заметить, что использование нами термина «новое понимание» ни в коем случае не предполагает наполнение концепции наукообразными, околонаучными терминами, а также формирование конструкций с сомнительной с правовой точки зрения терминологией, что, к сожалению, зачастую сегодня имеет место в юридической науке. Также бесперспективно пытаться создать новое понимание административного процесса исключительно при помощи «авторского» перегруппировывания его классических элементов в отрыве от рассмотрения их сущности в новых условиях управления.

Перечисленные факторы выступают в качестве дополнительного аргумента, свидетельствующего о необходимости нового научно обоснованного понимания административного процесса, его целей, принципов, категорий и институтов и того, как должно осуществляться нормативное регулирование административного процесса в условиях новой правовой доктрины, учитывающей и современные ей правовые реалии. Сущность этой мысли точно выражает А.Б. Новиков: «перспективное федеральное законодательство об административных процедурах должно обеспечить не только единообразие процессуального регулирования в пробельных областях, но учесть уже сложившуюся систему административных производств, имеющих отраслевое нормативное закрепление» [4, с. 29]. Эта мысль была высказана в 2008 году, однако не перестает быть актуальной сегодня. Возможно, в усложнившихся даже по сравнению с недавним 2008 годом условиях жизнедеятельности общества, новой социальной и экономической формацией человечества, предполагающей его тотальную информатизацию, актуальность такой постановки вопроса только возрастает.

Сущность административного процесса не может оставаться неизменной. Совокупность производств, образующая собственно административный процесс, подвержена изменениям, коррелирующим с трансформацией социальной сущности современного общества и создаваемых им институтов (включая правовые формы таких институтов).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

В условиях современных глобализационных и интеграционных процессов неизбежно происходит переход от суверенного (конституционного) типа управления к партисипативному. Процессуализация управленческой деятельности при соблюдении ряда принципиальных условий может представлять собой одну из правовых возможностей практической реализации концепции правового государства. Богатый исторический опыт государственного управления, отраженный в фундаментальных исследованиях дореволюционных русских юристов [например, 2; 3], при непосредственном учете изменившейся правовой, экономической, политической и социальной реальности позволяет создать адекватную правовую модель административного процесса.

Неизбежное наличие политических противоречий между государствами и обострение геополитической обстановки в современных условиях все равно не способно поставить реальный барьер взаимно реализуемым интеграционным процессам. Концепция глобального правового государствам предполагает создание общеправовых принципов гуманизма и формальной юридической справедливости. Их реализация в практике конституционного строительства и государственного управления возможна при наличии адекватных им правовых институтов.

Концепция глобального правового государства предполагает необходимость выдерживать баланс универсального и индивидуального. С одной стороны, мы не претендуем на создание концепции, подобной попытке создать «модель развития всего мира». Подобная постановка цели, независимо от того, насколько благие намерения при этом декларируются, в любом случае означает всеобщее уравнивание и в конечном итоге диктатуру в той или иной форме. Таким образом скрыто (или явно) отрицаются правовые принципы защиты человеческой индивидуальности, элиминируется признание человека, его прав и свобод высшей конституционной ценностью, и, как следствие, ценностью, с которой юристу необходимо считаться независимо от отрасли правового регулирования. Однако, как мы отметили выше, административный процесс не может остаться полностью в стороне от объективных общемировых процессов, предполагающих не только сближение отдельных национальных правовых систем, но и некоторое «размывание» привычных принципов англосаксонской и романо-германской правовых семей.

Сегодня право является гибким инструментом. Его использование в правовом государстве сопряжено с осознанным выбором правомерного поведения как способом выдерживания баланса публичных и частных интересов и построения в конечном итоге государства всеобщего благоденствия («welfare state»). В этом и заключается сущность концепции глобального правового государства - формирование адекватного и гибкого теоретического и прикладного правового инструментария, меняющего парадигму «welfare state» на парадигму «welfare society». Эта ситуация отражает процесс юридического и фактического изменения таких теоретико-правовых категорий, как «государственный суверенитет» и «государственная граница», процессы универсализации законодательства различных государств, глобализации права, подчеркивает неразрывную связь права и правовой экономики, выступающей в качестве материальной основы гражданского общества.

В первую очередь зададимся вопросом, что такое глобальное правовое государство и как оно может оказывать влияние на административный процесс. Глобальное правовое государство - это категория, субъектом формирования которой могут выступать общественные и политические деятели (т.е. индивиды), демократические государства, признанные международные правительственные и неправительственные организации, имеющие своей целью пропаганду и защиту идеалов демократии, прав человека и его основных свобод. Обязательным условием для понимания таких субъектов в качестве формирующих глобальное правовое государство является тот факт, что они в своей деятельности руководствуются не только буквой закона, но и духом права. Эта оговорка необходима для отсечения субъектов, которые не разделяют право и закон, поскольку для правового государства такое разделение имеет первостепенное значение - оно формирует, например, категорию «демократический правопорядок». Эта категория отличается от узкого понимания правопорядка как соблюдения действующих законов без оценки их соответствия праву и без понимания мотивации, по которой индивиды соблюдают закон - действительно из уважения к нему как регулятору значимых общественных отношений или это лишь маргинальное правомерное поведение.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Глобальное правовое государство есть продукт последних лет, объективное следствие резкого «скачка» в развитии информационных технологий, перехода от промышленной революции ХХ века к информационной революции XXI века. В современном мире ряд конституционных прав человека (в том числе имеющих непосредственное значение для административного права и административного процесса) не только обеспечиваются научно-техническим прогрессом, информационными технологиями, но и в ряде случаев без использования его результатов не могут быть реализованы. В этом смысле глобальное правовое государство можно рассматривать и как «информационное правовое государство» [1].

Понятия «электронное государство», «электронное правительство», «электронный порядок предоставления государственных услуг» и др., еще относительно недавно не имевшие нормативного закрепления, сегодня прочно вошли в практику государственного управления как такие формы реализации государством его функций, которые в значительной мере способствуют снижению уровня коррупции и делают государственные услуги более доступными широкому кругу населения.

К этим понятиям можно и нужно подходить с определенной долей осторожности (возможно, и скептицизма) в том смысле, что для любого юриста, в том числе и управленца, неизбежно возникнет вопрос о предмете правового регулирования. Здесь важно не «перестараться», изначально определиться с правовыми приоритетами и не пытаться подвергнуть правовому регулированию в указанном контексте вопросы информационно-технологического характера, не имеющие правового значения или очень опосредованно относящиеся к праву. Иными словами, нельзя допустить трансформацию состояния урегулированности новых административно-правовых материальных и процессуальных категорий в состояние зарегулированности - явление вредное для правоприменительной практики для любой отрасли, не только для административного права и административного процесса.

Итак, мы выделили первый фактор, оказывающий непосредственное влияние на трансформацию административного процесса в глобальном правовом государстве - обобщая сказанное, это есть информатизация общественных отношений и связанная с ней трансформация правовых отношений, означающая необходимость практической реализации содержания таких отношений в электронном порядке.

Второй фактор есть взаимное проникновение права и экономики на современном этапе развития человечества. Административно-правовое регулирование в глобальном правовом государстве должно быть выстроено таким образом, чтобы, насколько это возможно, мотивировать индивидов - членов гражданского общества к экономической самостоятельности; оно должно создавать такие условия, при которых возможно наиболее полное воплощение конституционного права каждого на реализацию своих способностей в форме, не запрещенной законом. Каким образом это может быть интегрировано именно в нормах административного права и административного процесса - вопрос дискуссионный, особенно с учетом преобладания в административном праве императивного метода. Положительного эффекта может помочь добиться одновременное наличие двух факторов: а) минимизация административного воздействия на субъекты экономической деятельности, четкое его ограничение научно (юридически) обоснованными пределами правового регулирования; б) относительно ограниченный переход к государству сервисного типа, основанному на экономической модели «государство - ночной сторож».

И наконец, третий фактор трансформации административного процесса в глобальном правовом государстве - это изменение ряда характеристик правового сознания и правовой культуры, все более отчетливо проявляющееся со сменой поколений.

Правовое государство и глобальное правовое государство в этом смысле оптимально понимать не только как теоретические модели, но как общественно-правовой продукт, оказывающий непосредственное влияние на правосознание всех граждан и как следствие на качество и направленность правоприменения в государственном управлении.

Глобализованный мир, подверженный также локальным интеграционным процессам, на первое место ставит личность, индивида, что вполне логично, в частности, с конституционно-правовой точки зрения. Административный процесс глобального правового государства должен предполагать всестороннее

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

обеспечение реальности прав человека и его основных свобод; любая административная процедура (или, по крайней мере, подавляющая их часть) оказывается в широком смысле направленной на защиту человека, его прав и свобод. Последнее, как нам представляется, в наибольшей мере удовлетворяет требованиям концепции правового государства и глобального правового государства как одного из его проявлений в частности.

Список использованной литературы:

1. Дмитриев В.К. Концепция информационного правового государства // Материалы Международной научно-практической конференции «21 век: фундаментальная наука и технологии» (Москва, 23 -24 января 2014 г.). В 3 т. Т. 1 / 21 century: Fundamental science and technology III. Vol. 1. - North Charleston (SC, USA): Create Space, 2014. - C. 264-266.

2. Корф С.А. Административная юстиция в России. В 3-х кн. Книга 1: Очерк исторического развития власти надзора и административной юстиции в России. - СПб: Типография Тренке и Фюсно, 1910. - 528 с.

3. Корф С.А. Административная юстиция в России. В 3-х кн. Книга 2: «Очерк действующего законодательства». Книга 3: «Очерк теории административной юстиции». - СПб: Типография Тренке и Фюсно, 1910. - 507 с.

4. Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации: Монография. - СПб: Издательство «Инфо-да», 2008. - 504 с.

© В.К. Дмитриев, 2015

УДК 343.01

Кобец Петр Николаевич

доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

г. Москва, Российская Федерация E-mail: pkobets37@rambler.ru

О СУБЪЕКТАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация.

Предупреждение преступности играет огромную роль в жизни общества, так как предупреждение преступности является наиболее эффективным средством борьбы с преступностью, именно на основе предупреждения преступности происходит выявление, устранение корней и истоков преступности.

Ключевые слова.

Предупреждение преступности, криминогенные факторы, государственные субъекты специального

предупреждения, профилактика, превенция.

Правовая основа предупреждения преступности имеет сложную структуру и включает в себя нормы различных отраслей права. В процессе предупреждения преступности криминогенные факторы подвергаются воздействию в тот момент, когда они еще не набрали полной силы и легче поддаются нейтрализации и блокированию. Таким образом, процесс предупреждения преступности представляет собой систему, пресекающую связи формирования и функционирования криминологических процессов в обществе; связи между этими процессами и формирования личности, связи между личностью и ситуацией совершения преступления. К вышеуказанному можно добавить, что процесс предупреждения преступностью дает возможность решать задачи борьбы с преступностью с наименьшими издержками для общества и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.