УДК 627.7
Марусева М.Д.
учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Парапинская средняя общеобразовательная школа» (Ковылкинский район, Россия)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация: в работе охарактеризована профессия учителя начальных классов, актуальность работы, достоинства и недостатки работы учителя.
Ключевые слова: начальные классы, работа учителя, профессия, учитель.
Профессия учителя начальных классов требует от специалиста совмещения многих качеств, как личностных, так и профессиональных. Важность задачи педагога сложно переоценить - он закладывает фундамент всех будущих знаний человека, формирует его мировоззрение, начинает социальную адаптацию ребёнка. Первый учитель решает непостижимое количество проблем и ежедневно отвечает на массу вопросов, возникающих в беспрерывно в головах детей. И каждое решение или ответ должны быть грамотными и стратегически правильными, ведь полученное в начальной школе знание используется человеком на протяжении всей его сознательной жизни.
Уникальность профессии учителя начальных классов заключается в совмещении сразу нескольких социальных статусов. Если попросить детей написать на тему профессия учитель начальных классов сочинение, они назовут ее не только педагогом, но и организатором, родителем, другом, хорошим помощником, психологом и даже справедливым судьей в многочисленных детских конфликтах.
Более того, учитель принимает активное участие в формировании коллектива, существующего пока только на бумаге. Формальная деятельность в рамках стандартной учебной нагрузки - это не про профессию учитель начальных классов. От социальной работы учителя зависит, насколько сильно сплотятся ребята, будут ли дружить и выстраивать гармоничные отношения друг с другом на протяжении всех лет своего обучения.
К важным личным качествам представителя этой профессии относятся:
■ любовь к детям и желание о них заботиться;
■ чуткость и внимание к детским потребностям;
■ умение правильно оценивать и раскрывать детский потенциал;
■ умение разрешать спорные ситуации, мирить детей в конфликтах;
■ проявление упорства в своей работе;
■ управление коллективом на основе демократических ценностей;
■ позитивное отношение к профессии;
■ толерантность и активная жизненная позиция.
Основные требования к профессии учитель начальных классов:
■ выполнить официальные образовательные программы для учеников начальных классов;
■ осуществить личностно ориентированный подход во взаимодействии с учениками, анализировать их индивидуальные качества, анализировать уровень их обученности.
■ проектировать развитие личностных качеств школьников;
■ помогать специалистам в сфере коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения или задержки в развитии.
■ планировать уроки, внеклассные мероприятия, изучать и анализировать дидактические материалы, образовательные программы;
■ проводить разъяснительную работу с родителями по вопросам домашнего обучения и семейного воспитания ребенка.
История профессии учитель начальных классов
Часто презентация профессия учитель начальных классов в образовательных учреждениях включает тезис о том, что учитель - древнейшая профессия. Очевидно, что профессия учителя одна из древнейших в цивилизации, но является ли она самой древней, на сегодня неизвестно. Обучение и воспитание превратились в самостоятельные функции еще до возникновения научного знания, а первые школы открылись на территории Древнего Востока., где обучение проводили только мужчины из касты жрецов. Первое официальное упоминание было найдено в египетских источниках возрастом более 2500 лет до нашей эры.
Широкое распространение получили школы в Древней Греции. Греческие мальчики в возрасте от 7 до 14 лет обучались грамматике, пению, музыке, ораторскому искусству. Обучал детей в такой школе дадискал (учитель), сопровождал педагог (сопровождающий раб). Профессия учителя начальных классов пришла в небольшой упадок во времена завоеваний Древнего Рима. Римская система акцентировала внимание на широком гуманитарном образовании для подготовки политических деятелей. В школы принимались уже получившие начальное образование мальчики примерно с 11 лет. Получать начальное образование приходилось, по большей части, в домашних условиях.
В Средневековую эпоху повсеместно были распространены монастырские, церковные школы. Для учеников не существовало разделения на начальные, средние и старшие классы. Обучение вели монахи, а каждый ученик получал индивидуальное задание.
Массовость профессия учителя получила в эпоху капитализма, в 18-19 веках. Воспитание и начальное образование было распространено в дворянских и буржуазных семьях, а учителя назывались гувернёрами. Ближе к концу 18-го века возникла потребность в профессиональной подготовке учителей, повсеместно создавались государственные стандарты, требования к обучению. В России первое учебное заведение, готовящее профессиональных учителей появилось в 1779 году, в начале 19 века их число стало стремительно расти.
Учителя начальных школ готовились в учительских семинариях в течение четырех лет. К 1971 работала 171 учительская семинария. Помимо семинарий, специалистов готовили педагогические классы, женские гимназии, женские епархиальные училища, Петербургский педагогический институт.
К 1980-м годам двадцатого века сформировалась сеть педагогических ВУЗов с большим количеством специализаций. Отдельно готовили учителей-предметников, преподавателей начальных классов.
Появился отдельный проект профессия учитель начальных классов и других возрастных звеньев. В 1990-е годы профессию учителя начальных классов можно получить, помимо ВУЗов, в средне-специальных учебных заведениях.
Плюсы профессии учитель начальных классов
К очевидным плюсам профессии относятся:
■ возможность для реализации творческого потенциала;
■ рабочий процесс не превращается в рутину, так как приходится работать с большим количество непохожих друг на друга детей и находить к каждому индивидуальный подход;
■ задача на рабочий день конкретна и понятна, каждая минута заполнена деятельностью;
■ обширный социальный пакет;
■ длительный отпуск;
■ возможность общения с детьми - для многих людей, приходящих в профессию, этот плюс наиболее весомый.
Минусы профессии учителя начальных классов
К очевидным минусам профессии относятся:
■ постоянное нахождение в стрессовых ситуациях, эмоциональное напряжение;
■ личная ответственность за учеников;
■ большой объем внеурочной работы - подготовка к занятиям, заполнение документов;
■ постоянные проверки администрации;
■ некоторые дети с трудом идут на контакт;
■ неконкурентоспособная зарплата.
Профессия учителя начальных классов актуальна много десятилетий подряд и останется таковой в ближайшем будущем. Сотни организаций в каждом городе страны нуждаются в квалифицированных кадрах - учебные заведения, учреждения культуры и доп. образования, частных школ. У учителей начальных классов есть реальные перспективы карьерного роста. Можно пройти ускоренную программу повышения квалификации, занять должность заведующих учебной частью или директоров учреждений в перспективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Байбородова, Л. В. Вестник образования. - 2011. - N 17. - С.23-37
2. Дедюхина, А. А. Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов / А. А. Дедюхина // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - № 6. - С. 36-43. - Библиогр.: с. 42 -43. (Статья из журнала)
3. Егорова Н. А. Организация процесса адаптации первоклассников. //Практика административной работы в школе. - 2013. - №5. - С.39.
4. Корчагина, М. В. Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности -Тольятти, 2013. - 25 с. - Библиогр.: 22-25.
5. Лапина, С. Н. Становление информационно-коммуникативной культуры будущих учителей начальных классов в образовательном процессе педагогического колледжа. - Чита, 2013. - 23 с. : диагр., схемы.
6. Мавлиева А. М. Определение степени адаптированности к обучению в школе. //Справочник педагога-психолога. Школа. - 2012. - №6. - С.2
7. Скударева Г.Н. Молодой учитель начальной школы: проблемы, кризисы, противоречия ...
8. Скударева Г.Н. Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 13-19. - Библиогр.: с. 19
Maruseva M.D.
primary school teacher Municipal Budgetary educational Institution "Parapinskaya Secondary School" (Kovylkinsky district, Russia)
THE RELEVANCE OF PROFESSION OF PRIMARY SCHOOL TEACHER
Abstract: the paper describes the profession of a primary school teacher, the relevance of the work, the advantages and disadvantages of the teacher's work.
Keywords: elementary classes, teacher's work, profession, teacher.