Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / РАБОТА УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИЯ / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марусева М.Д.

В работе охарактеризована профессия учителя начальных классов, актуальность работы, достоинства и недостатки работы учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF PROFESSION OF PRIMARY SCHOOL TEACHER

The paper describes the profession of a primary school teacher, the relevance of the work, the advantages and disadvantages of the teacher's work.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

УДК 627.7

Марусева М.Д.

учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Парапинская средняя общеобразовательная школа» (Ковылкинский район, Россия)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация: в работе охарактеризована профессия учителя начальных классов, актуальность работы, достоинства и недостатки работы учителя.

Ключевые слова: начальные классы, работа учителя, профессия, учитель.

Профессия учителя начальных классов требует от специалиста совмещения многих качеств, как личностных, так и профессиональных. Важность задачи педагога сложно переоценить - он закладывает фундамент всех будущих знаний человека, формирует его мировоззрение, начинает социальную адаптацию ребёнка. Первый учитель решает непостижимое количество проблем и ежедневно отвечает на массу вопросов, возникающих в беспрерывно в головах детей. И каждое решение или ответ должны быть грамотными и стратегически правильными, ведь полученное в начальной школе знание используется человеком на протяжении всей его сознательной жизни.

Уникальность профессии учителя начальных классов заключается в совмещении сразу нескольких социальных статусов. Если попросить детей написать на тему профессия учитель начальных классов сочинение, они назовут ее не только педагогом, но и организатором, родителем, другом, хорошим помощником, психологом и даже справедливым судьей в многочисленных детских конфликтах.

Более того, учитель принимает активное участие в формировании коллектива, существующего пока только на бумаге. Формальная деятельность в рамках стандартной учебной нагрузки - это не про профессию учитель начальных классов. От социальной работы учителя зависит, насколько сильно сплотятся ребята, будут ли дружить и выстраивать гармоничные отношения друг с другом на протяжении всех лет своего обучения.

К важным личным качествам представителя этой профессии относятся:

■ любовь к детям и желание о них заботиться;

■ чуткость и внимание к детским потребностям;

■ умение правильно оценивать и раскрывать детский потенциал;

■ умение разрешать спорные ситуации, мирить детей в конфликтах;

■ проявление упорства в своей работе;

■ управление коллективом на основе демократических ценностей;

■ позитивное отношение к профессии;

■ толерантность и активная жизненная позиция.

Основные требования к профессии учитель начальных классов:

■ выполнить официальные образовательные программы для учеников начальных классов;

■ осуществить личностно ориентированный подход во взаимодействии с учениками, анализировать их индивидуальные качества, анализировать уровень их обученности.

■ проектировать развитие личностных качеств школьников;

■ помогать специалистам в сфере коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения или задержки в развитии.

■ планировать уроки, внеклассные мероприятия, изучать и анализировать дидактические материалы, образовательные программы;

■ проводить разъяснительную работу с родителями по вопросам домашнего обучения и семейного воспитания ребенка.

История профессии учитель начальных классов

Часто презентация профессия учитель начальных классов в образовательных учреждениях включает тезис о том, что учитель - древнейшая профессия. Очевидно, что профессия учителя одна из древнейших в цивилизации, но является ли она самой древней, на сегодня неизвестно. Обучение и воспитание превратились в самостоятельные функции еще до возникновения научного знания, а первые школы открылись на территории Древнего Востока., где обучение проводили только мужчины из касты жрецов. Первое официальное упоминание было найдено в египетских источниках возрастом более 2500 лет до нашей эры.

Широкое распространение получили школы в Древней Греции. Греческие мальчики в возрасте от 7 до 14 лет обучались грамматике, пению, музыке, ораторскому искусству. Обучал детей в такой школе дадискал (учитель), сопровождал педагог (сопровождающий раб). Профессия учителя начальных классов пришла в небольшой упадок во времена завоеваний Древнего Рима. Римская система акцентировала внимание на широком гуманитарном образовании для подготовки политических деятелей. В школы принимались уже получившие начальное образование мальчики примерно с 11 лет. Получать начальное образование приходилось, по большей части, в домашних условиях.

В Средневековую эпоху повсеместно были распространены монастырские, церковные школы. Для учеников не существовало разделения на начальные, средние и старшие классы. Обучение вели монахи, а каждый ученик получал индивидуальное задание.

Массовость профессия учителя получила в эпоху капитализма, в 18-19 веках. Воспитание и начальное образование было распространено в дворянских и буржуазных семьях, а учителя назывались гувернёрами. Ближе к концу 18-го века возникла потребность в профессиональной подготовке учителей, повсеместно создавались государственные стандарты, требования к обучению. В России первое учебное заведение, готовящее профессиональных учителей появилось в 1779 году, в начале 19 века их число стало стремительно расти.

Учителя начальных школ готовились в учительских семинариях в течение четырех лет. К 1971 работала 171 учительская семинария. Помимо семинарий, специалистов готовили педагогические классы, женские гимназии, женские епархиальные училища, Петербургский педагогический институт.

К 1980-м годам двадцатого века сформировалась сеть педагогических ВУЗов с большим количеством специализаций. Отдельно готовили учителей-предметников, преподавателей начальных классов.

Появился отдельный проект профессия учитель начальных классов и других возрастных звеньев. В 1990-е годы профессию учителя начальных классов можно получить, помимо ВУЗов, в средне-специальных учебных заведениях.

Плюсы профессии учитель начальных классов

К очевидным плюсам профессии относятся:

■ возможность для реализации творческого потенциала;

■ рабочий процесс не превращается в рутину, так как приходится работать с большим количество непохожих друг на друга детей и находить к каждому индивидуальный подход;

■ задача на рабочий день конкретна и понятна, каждая минута заполнена деятельностью;

■ обширный социальный пакет;

■ длительный отпуск;

■ возможность общения с детьми - для многих людей, приходящих в профессию, этот плюс наиболее весомый.

Минусы профессии учителя начальных классов

К очевидным минусам профессии относятся:

■ постоянное нахождение в стрессовых ситуациях, эмоциональное напряжение;

■ личная ответственность за учеников;

■ большой объем внеурочной работы - подготовка к занятиям, заполнение документов;

■ постоянные проверки администрации;

■ некоторые дети с трудом идут на контакт;

■ неконкурентоспособная зарплата.

Профессия учителя начальных классов актуальна много десятилетий подряд и останется таковой в ближайшем будущем. Сотни организаций в каждом городе страны нуждаются в квалифицированных кадрах - учебные заведения, учреждения культуры и доп. образования, частных школ. У учителей начальных классов есть реальные перспективы карьерного роста. Можно пройти ускоренную программу повышения квалификации, занять должность заведующих учебной частью или директоров учреждений в перспективе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Байбородова, Л. В. Вестник образования. - 2011. - N 17. - С.23-37

2. Дедюхина, А. А. Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов / А. А. Дедюхина // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - № 6. - С. 36-43. - Библиогр.: с. 42 -43. (Статья из журнала)

3. Егорова Н. А. Организация процесса адаптации первоклассников. //Практика административной работы в школе. - 2013. - №5. - С.39.

4. Корчагина, М. В. Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности -Тольятти, 2013. - 25 с. - Библиогр.: 22-25.

5. Лапина, С. Н. Становление информационно-коммуникативной культуры будущих учителей начальных классов в образовательном процессе педагогического колледжа. - Чита, 2013. - 23 с. : диагр., схемы.

6. Мавлиева А. М. Определение степени адаптированности к обучению в школе. //Справочник педагога-психолога. Школа. - 2012. - №6. - С.2

7. Скударева Г.Н. Молодой учитель начальной школы: проблемы, кризисы, противоречия ...

8. Скударева Г.Н. Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 13-19. - Библиогр.: с. 19

Maruseva M.D.

primary school teacher Municipal Budgetary educational Institution "Parapinskaya Secondary School" (Kovylkinsky district, Russia)

THE RELEVANCE OF PROFESSION OF PRIMARY SCHOOL TEACHER

Abstract: the paper describes the profession of a primary school teacher, the relevance of the work, the advantages and disadvantages of the teacher's work.

Keywords: elementary classes, teacher's work, profession, teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.