Научная статья на тему 'Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста'

Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1797
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладкова О. А., Коломийченко Л. В.

В статье рассматривается одна из наиболее актуальных проблем современного образования, связанная с освоением гражданами РФ финансовой грамотности. Данный аспект образовательной деятельности представлен в контексте дошкольного образования. Обозначены цель и актуальность работы с детьми в процессе экономического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста»

УДК 373.2:33

Гладкова О. А., Коломийченко Л. В.

Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: В статье рассматривается одна из наиболее актуальных проблем современного образования, связанная с освоением гражданами РФ финансовой грамотности. Данный аспект образовательной деятельности представлен в контексте дошкольного образования. Обозначены цель и актуальность работы с детьми в процессе экономического воспитания.

Ключевые слова: экономическое воспитание детей дошкольного возраста, основы финансовой грамотности.

Экономическое развитие страны зависит от общего уровня финансовой грамотности жителей государства. По мнению В. Г. Ми-лославского, В. С. Герасимова и других исследователей «недостаточный уровень знаний в финансовой сфере приводит к отрицательным последствиям как для самого потребителя, так для государства и общества в целом» [2]. Граждане не умеют планировать свой бюджет, контролировать доходы и расходы, недостаточно разбираются в услугах, предлагаемых финансовыми организациями. Во многих развивающихся странах, например Великобритании, Франции, Австралии и США, значимым направлением государственной политики стала разработка и внедрение программ по повышению экономической грамотности населения. Высокий уровень экономической грамотности снижает риски задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращает риски мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка, что приводит к росту социальной и экономической стабильности в стране.

В 2006 году на встрече в Санкт-Петербурге министры финансов С8 впервые обсудили на государственном уровне проблемы повышения экономической грамотности в России. Далее меры по формированию финансовой грамотности в стране были сформулиро-

ваны в целом ряде документов президента и правительства. Один из таких документов - «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», в которой повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из направлений формирования инвестиционного ресурса. В «Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года» оно рассматривается в качестве важного фактора развития финансового рынка в России. Министерство финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Реализация программы будет осуществляться в течение пяти лет в нескольких российских регионах. Ее осуществление предполагает подготовку конкретных учебных программ и продуктов, совершенствование законодательства в сфере финансовых услуг и прав потребителей. Кроме того, эффективность включения ее в образовательный процесс потребует координации уже реализуемых и готовящихся к запуску на разных уровнях программ и инициатив в сфере финансовой грамотности.

В исследованиях НАФИ (Национального агентства финансовых исследований) отмечено, что большая часть экономически

активного населения России не готова брать ответственность за свое финансовое благополучие. «Граждане ожидают получить от государства «защиту» не столько в правовом аспекте «защиты прав и интересов», сколько в смысле государственной «опеки и попечительства», считает ряд исследователей [3, 4]. Такое понимание отношений между государством и населением приводит к экономической пассивности и финансовой безграмотности людей.

В России, по данным Всемирного банка и НАФИ, отмечена «низкая информированность населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защитить в случае нарушений» [3]. Граждане, воспитывающие детей, опасаясь, что их ребенок вырастет с убеждением, что деньги решают все, в общении с ним стараются вообще не касаться денежной темы. В итоге вырастает абсолютно безграмотный в финансовых вопросах человек, совершенно беспомощный во взрослой жизни. Он не умеет зарабатывать деньги, не в состоянии ими разумно распорядиться и в том же ключе воспитывает собственных детей. При таком уровне финансовой грамотности населения ни одно государство не выживет - его в конце концов «проглотят» экономически грамотные и проактивные соседи. Наши дети сегодня - это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, заемщики и вкладчики.

Для России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости, основные из них обозначены в исследованиях Л. В. Стаховича:

• во-первых, именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;

• во-вторых, стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т д.);

• в-третьих, это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.

В США с шести лет дети получают банковские карты и производят покупки, так реализация образовательных программ, связанных с экономической грамотностью в этой стране, начинается с дошкольного возраста. Самой передовой страной в области повышения экономической грамотности для детей дошкольного возраста признается Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми пятилетнего возраста и в дальнейшем сопровождают их на всем жизненном пути. Банки предлагают счета для детей, при этом их можно открыть при частном визите ребенка в отделение банка, либо в режиме онлайн. Данная услуга дает возможность ребенку быть активным потребителем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым способствуя формированию экономической грамотности и самостоятельности.

Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста подтверждается исследованиями Л. Клариной, Е. Курак, А. Шатовой, А.С. Смоленцовой, Л. Галкиной. В их работах отмечается, что дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими

понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое. Сложность осуществления экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста состоит в недостаточной экономической грамотности педагогов, родителей. В практике экономического воспитания детей дошкольного возраста нередко экономические знания подменяются информацией из области арифметики, ботаники, географии и других предметов. Педагоги зачастую неверно трактуют экономические понятия, так как не имеют соответствующего образования, методических рекомендаций, специальной литературы и опыта.

С целью эффективной организации процесса экономического воспитания детей дошкольного возраста необходимо:

• выявить и систематизировать содержание экономических знаний в вариативных комплексных и парциальных программах;

• произвести отбор содержательной информации для детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями актуальности, простоты и доступности, связи с реальной жизнью, возрастными интересами и потребностями;

• разработать технологические и мониторинговые аспекты формирования основ экономической грамотности дошкольников, педагогов и родителей;

• обеспечить переподготовку педагогов по формированию необходимых знаний, умений у детей дошкольного возраста;

• предусмотреть и осуществить реализацию критерия преемственности в экономическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В настоящее время в России проводится много исследований по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, которые в работе Н. Л. Беляевой

дифференцированы по следующим направлениям:

• интеграция экономического воспитания с трудовым содержанием и нравственного воспитания (А. Д. Шатова и др.);

• изучение воспитательного потенциала математики, художественно-творческой, игровой деятельности в экономическом развитии детей дошкольного возраста (А.А. Смоленцева);

• разработка педагогической технологии экономического образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей эффективное формирование экономических представлений, развитие воображения, умение применять полученные элементарные экономические знания в новой ситуации (Л. Н. Галкина);

• использование элементов проблемного обучения, организация учебных ситуаций, формирующих у ребенка экономические представления о современной жизни (Е. А. Курак).

Анализ исследований в области экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста весьма сложен и неоднозначен, поэтому особое значение приобретает необходимость разработки теоретических и прикладных аспектов экономического воспитания, отвечающих запросам времени, позволяющих грамотно осуществить данный процесс.

Экономическое воспитание необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, так как социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности проявляется постепенно. Работа в этом направлении поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старшем возрасте для формирования стимулов к проявлению финансовой грамотности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

1. https://ioe.hse.ru/21skills/literacy/fin

2. https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti

3. Милославский В. Г., Герасимов В. С., Транова В. А., Герасимова О. С., Хейлык И. А. Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 108.

4. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика: Сборник материалов / А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. М., 2011. - 108 с.

5. https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti

6. Беляева Н. Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автореферат диссертации. Челябинск, 2008. С. 10-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.