Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / экологическое воспитание / образование / культура / рациональное природопользование / ecology / environmental education / education / culture / environmental management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрахимов Дмитрий Владимирович, Балановская Анна Вячеславовна

Негативное влияние цивилизации на экологию настолько масштабно, что оно потрясает не только в плане исчерпывания биоресурсов в природных системах, но и в связи с появлением озоновых дыр, парникового эффекта, радиоактивной контаминации, цунами, тайфунов и т. д. Экологизации современного мира будет способствовать формирование в рамках как воспитательного, так и образовательного процесса целостной системы экологических знаний, охватывающей практически все ступени обучения и воспитания. Важной задачей воспитания и образования является формирование у обучающихся экологического сознания и мышления, которые вместе составляют экологическую культуру. Экологическое воспитание – это адресное воздействие на духовное развитие обучающихся с целью формирования у них позитивных установок по сохранению окружающей среды, нравственно-экологической позиции индивидуума, развития навыков необходимого экологического взаимодействия с природой. Экологическое образование – это выработка у обучающихся бережного и заботливого отношения к природной окружающей среде и вообще ко всему живому на планете, развитие понимания повышенной ценности природы, обязательности рационального природопользования, максимального участия в сохранении и сбережении богатств природного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдрахимов Дмитрий Владимирович, Балановская Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF PROBLEMS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION

The negative impacts on the ecology of civilization are so great that they affect not only the depletion of bioresources in natural systems, but also the greenhouse effect, ozone holes, radioactive pollution, tsunamis, typhoons, etc. As practice shows, the formation in the modern world of greening both educational processes will be facilitated by a holistic system of environmental knowledge, which can cover almost all levels of training and education. An important task of upbringing and education for students is the formation of both ecological consciousness and thinking, which together constitutes an ecological culture. Ecological education is a targeted, orderly impact on the spiritual development of students, their value attitudes, the moral and ecological position of the individual, the skills and abilities of ecologically motivated interaction with nature and society. Environmental education is the development of a careful and caring attitude towards the natural environment and, in general, to all living things on our planet, the development of an understanding of the increased value of nature, the obligation of rational environmental management, readiness and participation in the conservation of natural resources and life in general.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ»

LPM

EF

B' $ j*)E*))

z599KM23HXO:264816PIHJ249Q31M2M5MKGH O0*)/*)) $

g_`c.

QRo

eQhe

bT+,(+U-5*+T+(MN+'d*(5S+TMNj3JJ5-5*+0-5NMNJ5Q5-5JMN0652v

*,j<C,j,@

*c .78429:5

U4943HS164P78429:5

&&'()*+,- C?$!%,"/

$""%"<==,"/

=<,"C##,< , ,#< /

%< "%$ # = "$,

%$ " C= , =?D "/

"%"B<"%#/

%?D=C!,?C/

? $ " E C < < <=

%?D= $?#="="=??D/

<, /C " <<, %=< C/

< "< % E C % %?D= %/

% ! "< ?D < %D

",""! "<,%$ $"/

<"$,$=%%"<=

./01231 4.'2)5 C, C ", %, $, $

"<"$

6.,*+(+7'2)&+,5F%<=_B,pFBF$$"%C

"%ffB' $ j*)E*))

t:2[23494:M2J9K

! %$!%!f#

f:<FC^8IAC;[G<:>\j3@@;8$;=;@>\D[;^;v

*,I484:4IM4MK{32SK:12MPHXrJH3H82J1,I484:4,T51124

*c .78429:5

U4943HS164P78429:5

89:;<=:-WNK3K[4M2SK2804JM1H3MNKKJH9H[PHXJ2S292}4M2H34:K1H[:K4MMN4MMNKP4XXKJM3HMH39PMNK

VK09KM2H3HXU2H:K1H5:JK12334M5:491P1MK81,U5M491HMNK[:KK3NH51KKXXKJM,H}H3KNH9K1,:4V2H4JM2SK0H995/

M2H3,M1534821,MP0NHH31,KMJx10:4JM2JK1NHZ1,MNKXH:84M2H323MNK8HVK:3ZH:9VHX[:KK323[UHMNKV5J4/

M2H3490:HJK11K1Z299UKX4J292M4MKVUP4NH921M2J1P1MK8HXK3S2:H38K3M4963HZ9KV[K,ZN2JNJ43JHSK:498H1M

4999KSK91HXM:42323[43VKV5J4M2H3x3280H:M43MM416HX50U:23[23[43VKV5J4M2H3XH:1M5VK3M121MNKXH:84/

M2H3 HX UHMN KJH9H[2J49 JH31J2H513K11 43V MN23623[, ZN2JN MH[KMNK: JH31M2M5MK1 43 KJH9H[2J49 J59M5:K rJH/

lF%<=_B,pFB,

6--E6\g--EI

LPL

9H[2J49KV5J4M2H3214M4:[KMKV,H:VK:9P2804JMH3MNK102:2M549VKSK9H08K3MHX1M5VK3M1,MNK2:S495K4MM2M5VK1, MNK8H:4943VKJH9H[2J490H12M2H3HXMNK23V2S2V549,MNK16299143V4U292M2K1HXKJH9H[2J499P8HM2S4MKV23MK:4J/

M2H3 Z2MN 34M5:K 43V 1HJ2KMP r3S2:H38K3M49 KV5J4M2H3 21 MNK VKSK9H08K3M HX 4 J4:KX59 43V J4:23[ 4MM2M5VK

MHZ4:V1MNK34M5:49K3S2:H38K3M43V,23[K3K:49,MH49992S23[MN23[1H3H5:0943KM,MNKVKSK9H08K3MHX4353/

VK:1M43V23[HXMNK23J:K41KVS495KHX34M5:K,MNKHU92[4M2H3HX:4M2H349K3S2:H38K3M498434[K8K3M,:K4V23K11

43V04:M2J204M2H323MNKJH31K:S4M2H3HX34M5:49:K1H5:JK143V92XK23[K3K:49

>?@A;B95KJH9H[P,K3S2:H38K3M49KV5J4M2H3,KV5J4M2H3,J59M5:K,K3S2:H38K3M498434[K8K3M

A;=C:<:CAD5xUV:46N28HSs|,z4943HS164P4x|TK9KS43JKHX0:HU9K81HXK3S2:H38K3M49KV5/

J4M2H3 ,,3H ,00*)/*))Q3T511

N)*)J+)

;D

"< C" " < < "<

" %$? C? "%, "C %

<"$"<%<,"!C##"<

%?D="#$C<$‰*,Š

@ $ "<"$ "% = "< =< $ C =, " = " %

C'<<% $</

?D?<"=#,"%$!%

C?$," /

? $ D % "<= =, " "

C##,=<,< , ,#<i

?D < "% !? # $= < C

% ,"<$"<$,?$/

!? <"% i, %, "/

?=,$"=<="=

j<$,%!%/

$"<,%<"%$%_%C%$,

<! %?D "$ C? $ $

' C " %=< $ !$ ,

"%C C<$!#/

$"%<

`"","<=%=,#?

" C "$, %$ " %<

"%$ C= , < =$ "

"%"E<<<!!‰*EŠ'C/

!""<C/

"o $?<$"?<$$"<=

=,%=<<%?D=

j!""<" ?%"#,?D/

"!=?D<,<$"<=/

<$, $ % " , "<

"=$"$"$$="<

B<"%%?D=#=

C,!,C?$/

‰+EcŠ

'<CD"?

",,DD%< ?D /

!<EC%""<,

LP

EF

C#$%/

! "< ‰* .Š C ! ?

C? $ < %$ C % "/

A$D%E<="?D= /

C % " ,

$%<%%<$%C=,"$

%"!??D<C

R6M-MP+')06M)NM0L+,5J+)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"EC<"<<<=/

%?D=, # = = " D ?D

<, /C " <<, %=< C<"<

B‹‹QC"?<$%"/

="<==,"=C/

‰,*Š "="<==?#"</

<$ %?D < h " <

%$!?$!C"

BC%"?D<!$

,<$""$?#%$/

!<C<$?d</

C$<C"<dC/

$"%"$!"<h/

!%?D<$$"<=/

=C=p?%%"<%</

$D

BDC"<"$"/

""?C!%/

jC!<!$<<k *<$/

$?D?<C"$$/

?%=C==!

oDb$$^ ^%ƒ<= </

<??%$","

<%$!C="%,%<D"j/

<D",""%"!?

%D C $, "< "<=?

<$$<==

h%,%D C"<"<

<<, <, % C/

%<?D<%<"%$

%?,%=?

"<"!?C$

C##C/"$%,,?<$,

# %"<"$$"<‰**Š`

,C"$%"%!?"C=

"%<,%"=?D<

#%DC

6--E6\g--EI

LP%

@ @# $ = C= <?Dk &o

=<$'<,<=="$/

,%?D,"<?D?D

"<,,<%<$‰*Š

_$C##< C"$

"$C" C/

= = =, <=, %=, < "? %?D h

"<=<%<%C##" $"/<$

<$ %?D= a?% <$ "% "?

%?D=!$,<,<,$

?C,C="%<

_#"!?D<%?D<

$ = =, "D= C, = ",

"<= "<, "? % ! "< /

?D<,$,%<?,$/

,"%?DBC"<"/

$ $ %, ??D ", , C < '/

%"<%,,%,=,%D<

=< #? " " % /

?D<,E"%==

R6M-MP+')06M)Md(54MN5J+)

%EC%%?D=%%

! "< ?D < %D ! ",

""! "<,%$ $"/

<"$,="<=%

% E C < < $/"</

" ,"$,#"

,#!,,C %?D=,%=<=

%"D,!??D<, E#C/

C$BC<%$" ? /

$ " << "% % !

C‰.*Š

"" %,"C%/

<%$ "#"==/

, = , = = ?D <,

? "$ "< <$$ " !? C

`,C%<%$" "/

, , , ", , /

%$=,$=$="C‰*Š

B!$="=@,?,<$"<

&C(,$ %

! < " " " ", $ " < "=<

%%D,$$!,$

<<

^D$C%%C ? < /

= < ", % ""< " $ % , % "<=<

%ƒ<$"<$!<€<$"C/

%"<" "$C=

LPN

EF

'<$%,C="/

!"$?%%Dj&%DE"<("?D"/

< ? %ƒ B " < < "

"?,%$?"$<%D?D?<,

, #? " < %D "< %#

B <$ "< " $ "<"$/

, % $ C? %

, <"!C/

!"!?",<$!E$<<

%!?"<?D<

h<$<"<,C,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"#$ = ; C %< <$

#?!" <<$B%"/

$= < < C % < "<$ "$/

=%=C/

="%

'$#$%C""</

, "$ < # , = ,

"DC=,,, %=/

"="<?D<"<$<

#C‰*Š

B < % C "/

$?"< ""?%=<$,,

#<$ <%$ < !%db^j

B^, = D?D= " $= , =

= = = < ""<$ % < "k C, C

%, " ,C<

C=="<@d<

"<?%db^jB^,%"=C?Dk

===$!"%C= /

=,? " %"",

j<C;,/

"<!%,<%"$ ?

/%

`?,"",<"$C%/

%$! "%, <, "k $/= % $

% < < %" %=<$ "/

# = " %? <"$ # <

<<"$%#C

VNM*V

*g,C"EC<"<</

<= %?D= < # = "= ,

/C" ,C/

<"<

;< "?, C % " ?

%=< < = ?D < '"<

<%$"<=="

6--E6\g--EI

LPO

B, C% "? C/

%"%D"<?%??D?/

= $=,"$<=

+ % " "<? % %$ "/

"<<$,="

!%D?D<

L+0M6+0,M'J+6MN

*j$ € B % " %?D= ff €< /

*)**j* +E* +)

F%<=Bi,F%<=_BB C%/

= ff B ' $

j*+E*

F%<= B i, F%<= _B ; " C %/

ff'"<"+*j*E*+

+àF,h€;?%C%"</

"#$ "< < < ff €< / %/

k<""<""k%Q|€</"#,"D

. /?/##$dbp^gB'^'bjbFj,*+j.E*+

à F € # $ %" <$

< < < ff ; j @ <

**h*/)j*)E**

)a%_F,F%<=Bi,’!€bd%%/

Cff'%"<%*cB" -**jE

ca%_F,F%<=Bi,’!€bj!C%/

&(Cff; ""%/

*cjcE

.g$ B C $, "% ""ff Bh<"<cB"))j cE)*

@baF$"C%"

C" ff B j < o c

. .jE

*F%<=Bi,a%_F,F%<=oj'%C%

"%??&(Cff "!$@*)h

**j E)

**b%aB,bB "<"="/

C"ff€<***j*)E*)

*@#@^%DC€k€,*c++

*_< €B % E C %" ff h/

%$k < *) * j*cE* {Tyk NMM01kffZZZK92U:4:P:5f 2MK84102VŽ +c** <%Dk +

BEBCB@_BD

*I49]326HS4\|r6H9H[2JNK16HKHU:4}HS432K2SH102M432KHU5JN4P51NJN26N1P4‰rJH9H[2J49KV5J4/

M2H343VKV5J4M2H3HX1M5VK3M1Š ,*),3H**,00* +/* +)Q3T511

xUV:46N28HS | ”, xUV:46N28HS s | |H}8H}N3H1M2 233HS4M12H33H[H K6H9H[2JNK16H[H HU:4/

}HS432P4 S23MK:K146N51MHPJN2SH[H:4}S2M2P4‰t00H:M532M2K1XH:233HS4M2SKK3S2:H38K3M49KV5J4M2H323MNK

23MK:K1M1HX151M4234U9KVKSK9H08K3MŠ ,,3H,00*+/*

Q3T511

xUV:46N28HS|”,xUV:46N28HSs|Q33HS4M12H33PK0:HM1K11PSK6H9H[2JNK16H8HU:4}HS4322

‰Q33HS4M2SK 0:HJK11K1 23 K3S2:H38K3M49 KV5J4M2H3Š U ' #' ' ' , , 3H +*, 00*/*+Q3T511

LPP

EF

+“H9PS43HS4yx,GH1HS4W\Q369P5}2S3HKU2HK6H9H[2JNK16HKHU:4}HS432KS410K6MK8HVK:32/

}4M122 0:HXK112H349]3HP 0HV[HMHS62 1M5VK3MHS 6H99KV}N4 ‰Q3J9512SK U2HKJH9H[2J49 KV5J4M2H3 23 MNK 410KJM HX

8HVK:32}4M2H3 HX 0:HXK112H349 M:42323[ HX JH99K[K 1M5VK3M1Š '

‰\HVK:32}4M2H3HX34M5:491J2K3JKKV5J4M2H3k MK4JN23[8KMNHV143V0:4JM2J4940092J4M2H3ŠI484:4,*+,00./*+Q3T511

“H9PS43HS4yx\HM2S4M12P4SXH:82:HS4322659]M5:PUK}H0413H1M2}N2}3KVKP4MK9]3H1M21M5VK3MHS

8KV2M12316H[H 6H99KV}N4 ‰\HM2S4M2H3 23 NK49MN 43V 14XKMP J59M5:K XH:84M2H3 HX 8KV2J49 JH99K[K 1M5VK3M1Š

L # $ ,**,SH9*,3H/),00*)/

**Q3T511

)yHU4JNKSsx,xUV:46N28HS|”,INH:1N3KS4\„vH:82:HS432K6:K4M2S3H[HHU:4}HS432P4S

HU941M2K6H9H[22‰vH:84M2H3HXJ:K4M2SKKV5J4M2H323MNKX2K9VHXKJH9H[PŠ ' '

,*c,211 ,04:M**,00/ Q3T511

cyHU4JNKS s x, xUV:46N28HS | ”, INH:1N3KS4 \ „ IHSK:1NK31MSHS432K K6H9H[2JNK16H[H

HU:4}HS432P4 646 519HS2K :4}S2M2P4 }K9K3HP‚ K6H3H8262 ‰Q80:HS23[ K3S2:H38K3M49 KV5J4M2H3 JH3M:2U5MK1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MNK VKSK9H08K3M HX 4 [:KK3‚ KJH3H8PŠ ' , *c, 3H , 00c/Q3T511

.{9P43HS4G|r6H9H[2JNK16HK1H}3432K2K6H9H[2JNK164P4659]M5:4,0:HU9K8P20K:10K6M2SP‰rJH/

9H[2J49JH31J2H513K1143VKJH9H[2J49J59M5:K,0:HU9K8143V0:H10KJM1Š" ' '

,c,211)),00 c/)*Q3T511

TPMHS „ y x6M549]3PK SH0:H1P K6H9H[2JNK16H[H HU:4}HS432P4 2 SH102M432P4 34 1HS:K8K33H8

KM40K ‰t3 4JM549 0:HU9K81 HX KJH9H[2J49 KV5J4M2H3 23 8HVK:3 1M4[KŠ U

!,c,3H. .,00/Q3T511

*xUV:46N28HS | ”, yHU4JNKS s x, xUV:46N28HS4 r I O:HU9K8P K6H9H[2JNK16H[H HU:4/

}HS432P4 3K 10H1HU1MS5P5M :4}S2M2P5 }K9K3HP‚ K6H3H8262 ‰WNK 0:HU9K8 HX K3S2:H38K3M49 KV5J4M2H3 VHK1

3HMJH3M:2U5MKMHMNKVKSK9H08K3MHX4[:KK3‚KJH3H8PŠ ' # ,*),SH9, 3H**,00 /)Q3T511

**„5U43HS4 y |, „KMMK G | r6H9H[2JNK16HK SH102M432K 646 HV3H 2} 0:2H:2MKM3P6N 340:4S9K32P

K6H9H[2JNK16HP0H92M262‰rJH9H[2J49KV5J4M2H341H3KHXMNK0:2H:2MPV2:KJM2H31HXK3S2:H38K3M490H92JPŠ

,*,3H**,00*)/*) Q3T511

*T269KX1 T t13HSP HU1NJNKP K6H9H[22 ‰v53V48K3M491 HX [K3K:49 KJH9H[PŠ \H1JHZ, \2: O5U9,

*c,++0Q3T511

*s:H}VHS4\|r6H9H[2JNK16HKHU:4}HS432K/H13HS4K6H9H[2JNK16H[HU94[H0H95JN2P4‰rJH9H[2/

J49 KV5J4M2H3 21 MNK U4121 HX KJH9H[2J49 ZK99EUK23[Š " ^, *), 3H*, 00*c/*Q3T511xS4294U9K4MkNMM01kffZZZK92U:4:P:5f2MK84102VŽ +c** 4JJK11KV +

&Q'7R)*+,'S)2('7)^

6--S]7)^+R'2(-.7136.E*)*/-4;+;+;-71*/-.<366;+;A4;6;),23-4;+;76,<3/-,.3.*d

--E).)&'24U),(4*61,1*.A4;6;),23-4,56*748

E*)*/-4,J+;-71*/-.<366:JA4;6;),23-4,J76,<3/-,.3.

DVA;W<:CAD<8AX::Y><X:YA;9

b-j- 8B;<[YCWAa(8 d

-j-<e<DAa9[<?<(L 8

j$ "" < ? * <% " c)

""% *

WNK 4:M2J9K Z41 15U82MMKV * 400:HSKV 4XMK: :KS2KZ23[ c) 4JJK0MKV XH: 05U92J4M2H3*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.