Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПСИХОТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ ВСЕМИРНОГО КРИЗИСА'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПСИХОТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ ВСЕМИРНОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
387
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальная реальность / VR-терапия / психология / психотерапия / саморегуляция / медитация / мобильные устройства / мобильные приложения / virtual reality / VR therapy / psychology / psychotherapy / self-regulation / meditation / mobile devices / mobile applications

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лаврик Оксана Викторовна, Витер Елена Викторовна

В статье рассматривается актуальность использования технологий виртуальной реальности, применяемых в психотерапевтической практике с целью увеличения доступности психотерапии для широкого круга пользователей в условиях пандемии и всемирного кризиса. Анализируются приложения для мобильных устройств, направленные на саморегуляцию. Рассматриваются вопросы безопасности открытого доступа к подобным программам. В статье отмечается, что VR-терапия широкой направленности вполне отвечает общемировому тренду на саморегуляцию и самообразование в области психологии и психотерапии. Виртуальная реальность может восприниматься не только как самостоятельный инструмент, но и как мотивационный источник, с помощью VR можно не только решить старую проблему, но и «прокачать» определенный навык. Однако проблема применения широкой аудиторией мобильных приложений с технологией виртуальной реальности заключается в том, что технологию необходимо не только изучать, но и формировать законодательную базу, регулирующую нормы разработки и использования данного инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лаврик Оксана Викторовна, Витер Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF THE USE OF MOBILE TECHNOLOGIES AND VIRTUAL REALITY TOOLS IN PSYCHOTHERAPY IN THE CONTEXT OF THE GLOBAL CRISIS

The article discusses the relevance of using virtual reality technologies used in psychotherapy practice in order to increase the availability of psychotherapy for a wide range of users in the context of a pandemic and a global crisis. Applications for mobile devices aimed at self-regulation are analyzed. Security issues of open access to such programs are considered. The article notes that VR therapy of a broad orientation fully meets the global trend for self-regulation and self-education in the field of psychology and psychotherapy. Virtual reality can be perceived not only as an independent tool, but also as a motivational source. with the help of VR, you can not only solve an old problem, but also “pump” a certain skill. However, the problem with the use of mobile applications with virtual reality technology by a wide audience is that the technology must not only be studied, but also form a legal framework that regulates the development and use of this tool.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПСИХОТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ ВСЕМИРНОГО КРИЗИСА»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПСИХОТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ ВСЕМИРНОГО КРИЗИСА

Лаврик Оксана Викторовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и гуманитарных дисциплин Московского инновационного университета, (г. Москва), е-mail: 3631904@mail.ru

Витер Елена Викторовна

Аспирант Международного инновационного университета (Сочи), е-mail: ele-ш.к viter@gmail.com

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10026

Аннотация: В статье рассматривается актуальность использования технологий виртуальной реальности, применяемых в психотерапевтической практике с целью увеличения доступности психотерапии для широкого круга пользователей в условиях пандемии и всемирного кризиса. Анализируются приложения для мобильных устройств, направленные на саморегуляцию. Рассматриваются вопросы безопасности открытого доступа к подобным программам.

В статье отмечается, что VR-терапия широкой направленности вполне отвечает общемировому тренду на саморегуляцию и самообразование в области психологии и психотерапии. Виртуальная реальность может восприниматься не только как самостоятельный инструмент, но и как мотивационный источник, с помощью VR можно не только решить старую проблему, но и «прокачать» определенный навык.

Однако проблема применения широкой аудиторией мобильных приложений с технологией виртуальной реальности заключается в том, что технологию необходимо не только изучать, но и формировать законодательную базу, регулирующую нормы разработки и использования данного инструмента.

Ключевые слова: виртуальная реальность, VR-терапия, психология, психотерапия, саморегуляция, медитация, мобильные устройства, мобильные приложения

THE RELEVANCE OF THE USE OF MOBILE TECHNOLOGIES AND VIRTUAL REALITY TOOLS IN PSYCHOTHERAPY IN THE CONTEXT OF THE GLOBAL CRISIS

Lavrik Oksana Viktorovna

PhD of psychological Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of management and Humanities of the Moscow innovation University (Moscow), e-mail: 3631904@mail.ru

Witter Elena Viktorovna

post graduate student of International innovative University (Sochi), e-mail: elena.v.vit-er@gmail.com

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10026

Annotation:

The article discusses the relevance of using virtual reality technologies used in psychotherapy practice in order to increase the availability of psychotherapy for a wide range of users in the context of a pandemic and a global crisis. Applications for mobile devices aimed at self-regulation are analyzed. Security issues of open access to such programs are considered.

The article notes that VR therapy of a broad orientation fully meets the global trend for self-regulation and self-education in the field of psychology and psychotherapy. Virtual reality can be perceived not only as an independent tool, but also as a motivational source. with the help of VR, you can not only solve an old problem, but also "pump" a certain skill.

However, the problem with the use of mobile applications with virtual reality technology by a wide audience is that the technology must not only be studied, but also form a legal framework that regulates the development and use of this tool.

Key words: virtual reality, VR therapy, psychology, psychotherapy, self-regulation, meditation, mobile devices, mobile applications.

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы применения инновационных технологий в сфере психотерапии невозможно преувеличить. Сегодня мы находимся на пороге глобальных изменений во многих сферах жизни, а будущее психологической науки и психологического комфорта общества неразрывно связано с междисциплинарным подходом и техническим прогрессом. Технологии развиваются очень быстро, зависимость общества от технических устройств усиливается с каждым днем, человечество, по сути, плавно переселяется из офлайн-пространства в онлайн.

Ситуация с коронавирусной инфекцией, повлекшая за собой вынужденный переход населения планеты в режим самоизоляции, с последующим всплеском числа депрессивных состояний, тревожности, фобий, обострения обцессивно-компульсивных расстройств и других психологических расстройств, наглядно продемонстрировала необходимость в создании новых и усовершенствовании уже существующих инструментов психологической регуляции, доступных широкой аудитории пользователей с любым уровнем дохода [1]. Ни для кого не секрет, что услуги квалифицированного психолога и психотерапевта доступны лишь более-менее обеспеченной группе населения, а в условиях пандемии мирового масштаба и вовсе стали дефицитными, поскольку спрос на специалистов, способных помочь пережить глобальный кризис, возрос в десятки раз. Применение технологий онлайн-консультаций и телеконференций не решает проблемы, поскольку к участию привлекаются те же специалисты, что и в очном формате. Уровень развития искусственного интеллекта еще не достиг того значения, когда ему можно будет доверить работу практического психолога без пристального контроля со стороны специалиста-человека.

Однозначно, что с появлением чат-ботов появилась возможность снять определенный процент нагрузки со специалистов, и уже накопилось достаточное количество примеров, подтверждающих их эффективность, однако говорить о том, что подобные алгоритмизированные протоколы смогут стать заменой терапии, не приходится. Становится очевидным, что обществу нужны новые действенные инструменты в сфере психологического консультирования, в сфере психотерапии, отвечающие потребностям современного человека.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. Психологическая наука постоянно развивается, однако не все инновации в этой сфере проходят проверку временем или получают широкое распространение. В последние пару лет по запросу в поисковых системах, сформулированному как «инновационные технологии в психологии», наибольшее число статей посвящено технологиям виртуальной и дополненной реальности. По данным института психиатрии, психологии и нейробиологии (Institute Of Psychiatry, Psychology & Neuroscience, King's College London) начиная с 2012 года ежегодно публикуется не менее семи научных статей, посвященных применению виртуальной (VR), дополненной (AR) и смешанной (MR) реальности в психотерапевтических целях [4]. По оценкам специалистов, именно VR-технология должна стать в ближайшее время одним из самых доступных и распространенных инструментов широкого доступа, направленных на коррекцию большого количества психических отклонений, не требующих медикаментозной

терапии.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Основными методологическими принципами, на основе которых построено данное исследование, являются: принцип психологического детерминизма и принцип сознания и деятельности. Использованы также общенаучные методы познания: анализ, синтез и обобщение.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Если обратиться к вопросу распространенности технологий VR в психотерапевтической практике и проанализировать численное количество программных решений, анонсированных разработчиками и/или находящихся в широком доступе, невозможно не отметить абсолютного преобладания «практических» решений, направленных на коррекцию тревожно-фобических расстройств.

Изучение эффективности "УЯ- и АЯ-терапии путем анализа исследований, проводимых по всему миру, а также путем тестирования психотерапевтических УЯ-продуктов на протяжении последних 4 лет, окончательно утвердили уверенность в действенности данных методик. Склонность человеческой психики к созданию альтернативных реальностей, в которые человек погружается и верит, а также особенности функционирования мозга, в частности лимбической системы, позволяют эффективно «переносить сознание» пациента в виртуальный мир, не смотря на явное техническое несовершенство используемой аппаратуры, как с конструктивной, так и с эргономической точки зрения, а также очевидный недостаток реалистичности графики используемых виртуальных моделей и сцен. Виртуальная реальность позволяет преодолеть ограниченность человеческой природы. Пользователь оказывается свободным в рамках выбранного виртуального мира, позволяющего делать то, что по тем или иным причинам невозможно в реальной жизни, игнорируя первоначально заложенное природой глубокое противоречие между внутренней бесконечностью и внешней физической ограниченностью.

Однако нельзя не признавать того, что зачастую под видом инновационной УЯ-терапии подается современная интерпретация уже существующих психотерапевтических методик, но в более технологичном и комфортном варианте. Очень часто при описании технологии упоминается не только и не столько механизм взаимодействия пользователя с "УЯ-устройством, сколько методика работы с психотерапевтом посредством применения технических устройств, что наводит на мысль о том, что "УЯ-терапия для многих исследователей сегодня - всего лишь новый инструмент, упрощающий работу с пациентом. В свою очередь, это ставит под сомнение принцип инновационности продукта. Также в подавляющем большинстве исследований используются технически сложные устройства с аппаратами биологической обратной связи, что затрудняет повсеместное распространение УЯ-терапии и делает ее труднодоступной для рядового пользователя. Ведь покупка профессионального оборудования, оснащённого даже элементами систем обратной связи, является достаточно дорогостоящей и проблематичной для практикующего психотерапевта, и совершенно исключает возможность приобретения подобной системы пациентом. Этот факт никак не

может отвечать чрезвычайно актуальному в этом году запросу на доступность психотерапии для широких масс населения по всему земному шару. Поэтому в рамках данной работы, направленной на поиск оптимального инструмента для широкой аудитории, тестирование программного обеспечения, предназначенного для использования в кабинетах психотерапии под наблюдением специалистов, не имеет практического смысла. Гораздо более актуальным становится вопрос о повсеместной интеграции уже существующих VR- и AR-технологий в их упрощенном варианте в повседневном быту.

Наибольший практический интерес в этом ключе представляют приложения для смартфонов (мобильные приложения), доступные для свободного скачивания в системах Google Play и App Store. Выбор данного направления обусловлен и тем фактом, что смартфон стал неотъемлемой частью жизни современного человека, а среднестатистический пользователь проводит от 3,5 до 7 часов в день, глядя на экран мобильного устройства, и, соответственно, так или иначе несознательно ассоциирует все происходящее на экране с собой. Следовательно, использование собственного мобильного телефона с приложением психотерапевтического свойства снижает вероятность появления психологического барьера, который может возникнуть при использовании незнакомого оборудования.

Покупка базового VR-шлема также не является проблемой, в начале августа 2020 года по поисковому запросу Яндекс.Маркета выдается более 300 результатов, то есть абсолютно доступна [3]. Однако надо принять во внимание и тот факт, что существует определенный процент пользователей, сталкивающихся с такими проблемами как страх использования приложений виртуальной реальности, описываемый ими как боязнь виртуальной зависимости и новых технологий, а также выражающих опасения насчет вероятности поддаться внушению. Становится очевидным, что необходимо рассматривать и приложения, не требующие использования VR-шлема, либо приложения, сочетающие в себе два режима использования - с шлемом и без него.

Итак, если отойти от решения серьёзных психологических проблем и коррекций психотравм, то VR-терапия широкой направленности вполне отвечает общемировому тренду на саморегуляцию и самообразование в области психологии и психотерапии: все больше людей сегодня стремятся к личностной осознанности, расстановке приоритетов, оценке собственных мотивов и потребностей. На практике это выражается, например, через ношение фитнес-браслетов, освоение медитативных практик и других способов контроля над собственным физическим и психическим здоровьем. И именно в этом ключе виртуальная реальность может восприниматься не только как самостоятельный инструмент, но и как мотивационный источник, поскольку с помощью VR можно не только решить старую проблему, но и «прокачать» определенный навык, к примеру, научиться работать с дыханием, как это предлагают создатели DEEP [2, 5] -уникальной медитативной VR-игры, где пользователь посредством биологической обратной связи изучает красивый и странный подводный мир, используя свое дыхание. В данном случае мы наблюдаем смешение направлений в приложении

саморегуляционного характера, а именно механизм включения элементов геймификации - одного из наиболее распространенных на сегодняшний день элементов компьютерного игрового процесса, и способа увеличения мотивации пользователей, направленного на развитие осознанности.

Практики осознанности являются одним из самых распространенных в последние годы и активно исследуемых методов, близких к психотерапии. Под осознанностью понимается способность произвольно сосредотачивать внимание на текущих событиях и ощущениях, произвольно переключать внимание с одних аспектов на другие, ощущая при этом подконтрольность процесса сосредоточения и управляемость им. В большинстве случаев программные решения в сфере развития осознанности состоят из медитативных практик. О пользе медитации в нормализации психологического состояния не говорил только ленивый: медитации помогают работать с тремя важнейшими сферами человека: телом, эмоциями и мыслями. Как правило, медитации направлены на самоконтроль, стрессоустойчивость, успокоение нервной системы и выравнивание ее работы, избавление от бессонницы, снижение необходимого для отдыха количества сна. Практика медитации помогает регулировать настроение и тревожные расстройства, снижает депрессию и зависимости, учит пребывать в состоянии наблюдателя, что дает возможность спокойнее смотреть на происходящие события, не вовлекаясь в негативные эмоции. Все техники медитации дают усиление концентрации и умение управлять своим вниманием, энергией, увеличивают чувство сострадания и уменьшает беспокойство.

Механизм полного погружения во время УЯ-сеансов с использованием мобильных приложений позволяет кратковременно менять ощущение окружающей действительности и, вслед за этим, вызывать изменения сознания. И если с последним вариантом, а именно с применением моделируемой виртуальной реальности с целью релаксации особых вопросов не возникает, поскольку уже сегодня на рынке мобильных приложений представлено большое количество вариантов медитативных программ, то к использованию суггестии в широком доступе следует подходить более осторожно. Как известно, принцип суггестии посредством программных средств строится на том, что слышимая речь и видимое изображение трансформируются с помощью компьютерной обработки и переносятся на неосознаваемый уровень восприятия через слуховой и/или зрительный сенсорный каналы на подпороговом уровне. Такой подход позволяет снять контроль сознания и обойти механизмы психологической защиты, поскольку предъявляемая в зашифрованном виде информация, будучи воспринятой, не осознается в момент восприятия. И если вопрос с оборудованием, используемым в психотерапевтической практике под наблюдением специалистов не вызывает никаких опасений, то как быть с рынком мобильных приложений, находящихся в открытом доступе и доступном широчайшей аудитории по всему миру? Существует ли механизм или алгоритм, позволяющий предварительно тестировать приложения на наличие скрытой суггестии? Будут ли отслеживаться и контролироваться выпускаемые на рынок приложения? Не будут ли они

использованы злоумышленниками для внушения пользователям информации, несущей угрозу их здоровью и благополучию, или и вовсе угрозу обществу?

На сегодняшний день, к сожалению, единой службы, занимающейся тестированием приложений на предмет наличия скрытых угроз не существует, как и ограничений на загрузку мобильных приложений в App store и Google play. Не существует также и законодательного метода регулирования вопросов, касающихся распространения приложений, не относящихся к категории медицинского оборудования, и к ним, соответственно, не применяются соответствующие требования по эффективности и безопасности.

ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Очевидно, что мобильные VR-технологии открывают большие перспективы в разработке новых и в улучшении уже известных методик поддержания психического здоровья и саморегуляции. Как было показано в этой работе, круг вмешательств не ограничивается психическими расстройствами, он касается и вопросов первичной и вторичной профилактики нарушений психики, коррекции аддиктивных и поведенческих расстройств. Подобные продукты имеют все шансы получить широкое распространение и обратить на себя внимание пользователей, не нуждающихся в систематическом лечении психологических отклонений как таковых, и при этом испытывающих потребность в преодолении психологических барьеров, фобий, тревожности, депрессии, профессионального выгорания и других проблем.

Однако, самостоятельное применение мобильных приложений с технологией виртуальной реальности широкой аудиторией все же вызывает некоторые опасения. Проблема заключается в том, что, как и в случае с любым другим инновационным продуктом, технологию необходимо не только изучать, но и формировать законодательную базу, регулирующую нормы разработки и использования данного инструмента. Уже сегодня необходимо усилить контроль над рынком приложений.

В заключение хотелось бы отметить, что вопрос о применении технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности, безусловно, требует дальнейшего изучения, поскольку это актуальное и позитивное направление современной психологической науки и практики.

Литература

1. Для предупреждения кризиса в области психического здоровья требуются значительные ресурсы // Всемирная организация здравоохранения. Пресс-релиз. 14 мая 2020 г. [Электронный ресурс] // URL: https://www.who.int/ru/news/item/14-05-2020-substantial-investment-needed-to-avert-mental-health-crisis (дата обращения: 2.10.2020).

2. Виртуальная реальность в психотерапии // Психодемия [Электронный ресурс] // URL: https://psychodemia.ru/2017/05/03/vr_psychotherapy (дата

обращения: 2.10.2020).

3. Очки виртуальной реальности Яндекс Маркет [Электронный ресурс] // URL: // https://market.yandex.ru/catalog--ochki-virtualnoi-realnosti/17636847/ list?hid=10972670&srnum=909&rs=eJwz8lRy5TK52HFh94WtF_YoXNh0YcfFhot-NF5svbLiw-2LPhb0X9l3YqXCxASgLF7jYeLHpwg6Bnx0XcyixcDAISGswZDEE-MAIAt4Mpbw%2C%2C&suggest_text=шлем%20виртуальной%20реальности&gl-filter=17418489%3A17418492&onstock=1&how=aprice&local-offers-first=0 (дата обращения:22.10.2020).

4. About the Psychology & Neuroscience of Mental Health. King's college London (дата обновления 06.2017) [Электронный ресурс] // URL: // https://www. kcl.ac.uk/study/postgraduate/taught-courses/psychology-and-neuroscience-of-men-tal-health-mscpgdippgcer) (дата обращения:22.10.2020).

5. Owen LL, Harris Playful. Human~game designer~vr designe // [Электронный ресурс] // URL: // http://owenllharris.com/deep/) (дата обращения:22.10.2020).

References

1. To prevent the crisis in mental health require significant resources // World health organisation. Press release. May 14, 2020 [Electronic resource] / / url: https:// www.who.int/m/news/item/14-05-2020-substantial-investment-needed-to-avert-mental-health-crisis (date of request: 2.10.2020).

2. Virtual reality in psychotherapy // Psychodemia [Electronic resource] / / url: https://psychodemia.ru/2017/05/03/vr_psychotherapy (date of request: 2.10.2020).

3. Yandex. market virtual reality glasses [Electronic resource] / / url: // (https://market.yandex.ru/catalog--ochki-virtualnoi-realnosti/17636847/ list?hid=10972670&srnum=909&rs=eJwz8lRy5TK52HFh94WtF_YoXNh0YcfF-hotnf5svbliw-2LPhb0X9l3YqXCxASgLF7jYeLHpwg6Bnxoxcyixcdaisgswzdeemai-at4mpbw%2C%2C&suggest_text=m^eM%20BHpTya^bHOH%20pea^bHOCTH&glfil-ter=17418489%3A17418492&onstock=1&how=aprice&local-offers-first=0) (accessed 22.10.2020).

4. On psychology and neurology of mental health. King's College London (updated 06.2017) [electronic resource] / / url: / / https://www.kcl.ac.uk/study/postgrad-uate/taught-courses/psychology-and-neuroscience-of-mental-health-mscpgdippgcer) (accessed: 22.10.2020).

5. Owen L. L., Harris playful. Human~game designer~vr designe // [Electronic resource] / / url: / / http://owenllharris.com/deep/) (accessed 22.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.