По мнению авторов, только реализация единой межрегиональной программы по формированию СТКП может стать действительно эффективным способом развития туристско-рекреационного комплекса в При-
Библиограф
1. Долгосрочная целевая программа Иркутской области «Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области (2011-2016 годы)».гиЬосБ. exdat. сот. Docs/index 469805.html.
2. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы:принята Народным Хуралом Республики Бурятия 28.02.2011 г. Улан-Удэ.
3. Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на 2011-2016 годы».
4. Индустрия отдыха, выпуск №3, июль 2011 г.
5. Мамаева А.В., Семенов М.А. Спортивно-туристический кластер Прибайкалья // Вестник ИрГТУ. 2011. №10 (57). С.226-232.
байкалье, создания конкурентоспособного рынка туристских услуг, повышения уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов жителей региона.
ский список
6. Семенов М.А., Козьмин А.П. Кластеры Иркутской области: проблемы и перспективы развития. Иркутск, 2007.
7. admin.baikal-daily.ru>news/15/56085/
8. Ь|Нр://Ьа!ка124.ги/раде.рЬ|р?асйоп=8Ью\мКет&1уре=пе\м8& d=103761
9. http://ratanews.ru>news/news_25102012_19.stm
10. http://www.baikaltravel.ru/tourism/
11. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main ^ссои^^
12. http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?id=272498&se с=1466
13. http://www.vsp.ru/economic/2010/07/29/503437
14. http://znpark.ru/
УДК 336.78
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ РОССИИ
1 9
© В.В. Надршин1, А.А. Копылова2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведены основные проблемы развития кластеров на территории Российской Федерации. Выявлена важность применения кластерных инициатив в формировании инновационной экономики. Исследованы вопросы эффективности создания кластера при участии государства. В статье перечислены основные кластерные проекты на территории России. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: кластер; кластерные инициативы; инновационная экономика; государственная поддержка; эффективность; стратегия развития.
RELEVANCE OF CLUSTER POLICY APPLICATION IN FORMING INNOVATION ECONOMY OF RUSSIAN REGIONS V.V. Nadrshin, A. A. Kopylova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The paper presents the main problems of cluster development in the Russian Federation. It reveals the importance of cluster initiatives while forming innovation economy. The efficiency issues of creating a cluster with the state participation are studied. The main cluster projects in Russia are enumerated. 3 sources.
Key words: cluster; cluster initiatives; innovation economy; state support; efficiency; development strategy.
Темы модернизации и формирования инновационной экономики не теряют своей актуальности на протяжении долгого времени. Но говорить о достижении значительных успехов на этом пути еще довольно рано. Поиск факторов, определяющих инновационное лидерство, привел к осознанию важности развития экономики на региональном уровне. Одним из важнейших подходов стала кластерная концепция. Ее истоки восходят к работам А.Маршалла, который отмечал, что географическая концентрация профессио-
налов в одной или близких видах деятельности способствует ускорению появления, распространения и практической реализации новых идей. А. Маршалл заметил, что в некоторых отраслях промышленности группы малых и средних предприятий, при условии концентрации в одном районе страны и специализации на одной определенной стадии единого производственного процесса, будут не менее эффективными, чем крупные предприятия. Дело в том, что каждый производственный процесс состоит из нескольких де-
1Надршин Владимир Вагизович, доцент кафедры мировой экономики, тел.: 89643585313, e-mail: [email protected] Nadrshin Vladimir, Associate Professor of the Department of World Economy, tel.: 89643585313, e-mail: [email protected]
2Копылова Александра Александровна, студентка, тел.: 89041109257, e-mail: [email protected] Kopylova Aleksandra, Student, tel.: 89041109257, e-mail: [email protected]
сятков стадий. И в некоторых случаях выгодно выполнять все операции на одном заводе. А иногда лучше разделить. Актуализированный в 1990-е годы, данный подход распространился в большинстве стран, включая Россию. В концепции долгосрочного социально-экономического развития и стратегии инновационного развития России, разработанных на период до 2020г., предусматривается, что кластерная политика будет стимулировать рост конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия участников кластера; расширения доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам; снижения трансакцион-ных издержек; реализации совместных кооперационных проектов.
В основе создания кластера «с нуля» лежит, прежде всего, возможность привлечения людей и организаций, которые специализируются на каком-либо важном для региона или страны виде деятельности. Ряд новых отраслей сформировался именно благодаря целенаправленным действиям государства. При этом поддержка государства в области развития новых видов деятельности никогда не распылялась по всей стране, а локализовалась на определенных территориях, что опровергает мнение о спонтанных действиях государства и о преобладании естественной (эволюционной) модели кластеризации. Помимо привлечения специалистов, развитие кластера подразумевает налаживание кооперационных связей, повышение инновационной активности хозяйствующих субъектов. Последняя в долгосрочной перспективе «подпитывается» фундаментальной наукой, которая является сферой государственной ответственности. В современном мире доля госсектора в расходах на исследования и разработки (ИиР) составляет 39% (по состоянию на 2006г.), что является довольно высоким показателем. Ряд кластеров (Кремниевая Долина, образовательный кластер вокруг Бостона - Гарвард, Массачусетский технологический институт) во многом сформировались именно за счет значительного государственного финансирования научной деятельности. Но приведенные примеры не дают четкого ответа на вопрос: насколько эффективным может быть участие государства в кластерных процессах? В реальности случаи планомерного успешного создания кластера «с нуля» в последние десятилетия встречаются редко. Поскольку формирование кластеров обычно занимает продолжительное время (до нескольких десятилетий), оценка результатов политики в этой области за первые годы реализации вряд ли будет объективной. Отказ государства от вмешательства в процесс не гарантирует, что «невидимая рука» рынка организует людей и предприятия в пространстве оптимальным образом.
Сегодня кластерные инициативы могут составить основу развития промышленного ядра России, наиболее полно реализовать конкурентные преимущества индустриальных регионов. На сегодняшний день в России нет успешно функционируемых кластеров, которые бы могли стать примером для образования других. Но стоит отметить, что кластеры - это достаточно редкое явление, особенно в развивающихся и
транзитивных странах. Необходимо выяснить, где в регионе существуют потенциальные кластеры и как им необходимо помочь, чтобы они стали конкурентоспособными в мировом масштабе. Для этого регионам необходимо инициировать планомерную кластерную политику, которая должна заключаться в точном определении направлений для формирования кластеров. Поддержка кластеризации подразумевает целевой характер и должна быть сконцентрирована на направлениях с наибольшим потенциалом конкурентоспособности. Кроме того, определить основные направления для развития кластеров в отдельно взятом регионе недостаточно - необходимо проводить такие исследования по одинаковой методологии во всех субъектах РФ. Это позволит адекватно оценить конкурентные преимущества территорий. Во-вторых, нужно систематически выявлять, мотивировать и стимулировать самоорганизацию предприятий в рамках выделенных кластерных направлений. Необходимо помочь каждому потенциальному кластеру, его участникам в формулировании стратегии развития объединения и разработке конкретных кластерных проектов - совместных проектов участников формируемых кластеров. В-третьих, необходимо организовать экспертизу и отбор выдвинутых кластерных проектов, в том числе с помощью научно-технического и инвестиционного анализа. Это позволит сформулировать список поддерживаемых проектов. Четвертый этап процесса создания и развития кластеров заключается в координации мероприятий государственной поддержки кластерных проектов. Пятый, завершающий этап - мониторинг кластерных проектов и шире - управление портфелем таких проектов в регионе.
В 2010 году по инициативе Минрегионразвития при федеральной финансовой поддержке в регионах стали формироваться Центры кластерного развития (ЦКР, по линии поддержки малого и среднего предпринимательства). В Самарской, Ульяновской, Калужской областях, Татарстане они уже функционируют, ряд других регионов планируют создать их в ближайшее время.
Самарская область является одним из первых в России регионов, начавших изучение и использование кластерного подхода в управлении региональным развитием. Правительство Самарской области рассматривает кластерную политику в двух аспектах. Во-первых, кластеры - соответствующий рыночным механизмам инструмент поддержки национального бизнеса в глобальной конкуренции, метод укрепления конкурентных позиций наших производителей. Во-вторых, кластеры - инструмент поддержки занятости, условий труда, уровня жизни многочисленных коллективов, занятых в кластерных цепочках. Основной задачей является поддержка кластерных инициатив, содействие формированию кластерных инфраструктурных организаций, созданных для решения общих для участников кластера задач. Потенциал для формирования кластеров заложен в наиболее конкурентоспособных секторах специализации производства области: автомобилестроительном, нефтехимическом, авиационно-космическом, транспортно-логистическом,
а также в сфере жизнеобеспечения и благополучия человека - туристско-рекреационный кластер, кластер медицинских технологий.
Власти Бурятии объединили шесть республиканских фабрик и заводов в производственный авиастроительный кластер на базе авиазавода Улан-Удэ. Согласно планам по развитию авиастроения в республике, объем реализации продукции бурятских авиазаводов к 2016 году планируется увеличить почти на треть.
В Республике Дагестан будет образован Северокавказский туристический кластер, который станет катализатором социально-экономического развития республики. В Дагестане создана целевая программа развития туристско-рекреационного комплекса на 2013-2017 годы, которая предполагает также и поступательное развитие муниципальных образований, не вошедших в состав туристического кластера.
В Санкт-Петербурге действуют 8 приоритетных кластеров: автомобильный; фармацевтической и медицинской промышленности; судостроительный; энергомашиностроения и интеллектуальных энергетических систем, информационных технологий (ИТ-кластер), радиоэлектроники, радиологический и городского хозяйства. На их развитие из федерального бюджета с 2013 года будет выделено 5 млрд рублей. Радиологический кластер планируется объединить с фармацевтическим, так как Минэкономразвития требует объединить заявки кластера фармацевтической и медицинской промышленности и кластера радиационных технологий, на объединенную заявку будет выделено 500 млн рублей.
В качестве примера формирования конкурентоспособного кластера можно взять Академгородок Новосибирска, где в настоящее время работает около 150 высокотехнологичных компаний в разных отраслях хозяйства. При этом более 20-ти компаний, работающих в Академгородке в отрасли ИКТ, формируют в настоящее время классический локальный ИТ-кластер, где они взаимодействуют как между собой, так и с научными и образовательными учреждениями, которые являются поставщиками высококвалифицированных сотрудников для этих фирм. Основной спе-
циализацией компаний является оффшорное программирование, что дало возможность, с одной стороны, избежать «утечки мозгов» за рубеж, с другой стороны, одновременно резко повысить производительность труда и уровень жизни в районе. В настоящее время Новосибирск является третьим после Москвы и Санкт-Петербурга центром ИТ-отрасли в России, и сибирские компании постепенно диверсифицируют свое производство, ориентируясь также на внутренний рынок.
Кластерная политика стала столь популярной еще и потому, что правительства многих стран разочаровались в 1970-1980-х гг. в других формах государственной политики. Однако с точки зрения теории очевидно, что термин «кластер» утрачивает реальный смысл, все больше превращаясь в бренд, который многие региональные правительства используют для привлечения иностранных инвестиций, изменения имиджа региона и других целей. Совместные кластерные проекты должны отбираться на конкурсной основе. Финансирование должно осуществляться напрямую, чтобы повысить прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств. Самой распространённой формой государственной поддержки бизнеса являлась субсидия - точечная поддержка отдельных предприятий. Сегодня должное внимание уделяется и совместным проектам, которые не были реализованы из-за дефицита доверия, отсутствия мотивации к взаимодействию, относительной слабости отраслевых бизнес-ассоциаций и ряда других проблем.
Компетентное проведение кластерной политики через стимулирование развития форм территориальной организации производства будет способствовать диверсификации и сбалансированному развитию хозяйства страны и повышению жизненного уровня населения. Но успех в реализации кластерной политики возможно достичь только за счет хорошей координации действий и осознания необходимости постоянно повышать свою конкурентоспособность как со стороны органов государственных власти, так и бизнеса, образовательных и научных учреждений.
Библиографический список
1. Куценко Е.С. Региональная кластерная стратегия: маневрируя между провалами рынка и государства // Foresight-Russia научный журнал национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 2012. Т.6. Вып. 3. С.7.
2. Заславская О.И. Лизинг поправят // Российская Бизнес-газета. 2010. 21 сентября.
3. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.econimy.gov.ru/mines/activiti/ sections/innovations/politic/doc201001111558