Научная статья на тему 'Актуальность применения дирижаблей при ликвидации ЧС'

Актуальность применения дирижаблей при ликвидации ЧС Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дирижабль / грузоподъемность / эвакуация / airship / lifting capacity / evacuation

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — К. С. Клусковский, Д. В. Лиховая

Применение дирижаблей уже не один десяток лет предлагается как альтернатива некоторым видам воздушного транспорта. Основным плюсом таких аппаратов является их высокая грузоподъемность, которую можно эффективно применить для нужд МЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF THE USE OF AIRSHIPS IN EMERGENCY RESPONSE

The use of vehicles lighter than air for more than a dozen years has been proposed as an alternative to certain types of air transport. The main advantage of such devices is their high carrying capacity, which can be effectively used for the needs of the Ministry of Emergency Situations.

Текст научной работы на тему «Актуальность применения дирижаблей при ликвидации ЧС»

беспилотный вертолёт Rumas 10F будет иметь эффективные порошковые средства пожаротушения, но при этом необходимо решить ряд вопросов, касающихся определения условий, в которых это применение при тушении пожаров в высотных зданиях было бы целесообразным. Насколько востребован, в случае реализации проекта, будет такой вертолет, покажет время, но возможно и он найдет свою нишу.

При обнаружении возгорания во внутренних помещениях здания и при закрытых окнах возникает проблемный вопрос о целесообразности вмешательства и тушения извне. Во-первых, необходимо учитывать, что остекление представляет собой однокамерный стеклопакет - наружное стекло - триплекс (стекло ламинированное), толщиной 12 мм, а внутреннее - закаленное стекло толщиной 8 мм, которое выдерживает удар тела спринтера, налетевшего на стекло со скорость 18 километров в час при весе 75 кг. Такое остекление использовано, например, при строительстве комплекса «Федерация» на территории ММДЦ «Москва-Сити». [8] Технических средств для разрушения такого остекления в настоящее время не предусмотрено. Во-вторых, если всё же стекло разбить, то не исключено, что приток кислорода будет способствовать усилению горения, а появившаяся тяга воздуха - к более интенсивному распространению пожара. Следовательно, данная технология пожаротушения нерациональна и даже опасна. Подачу огнетушащего вещества в места горения целесообразно производить через открытые проемы окон.

Приведенный перечень известных средств и технологий тушения пожаров с использованием БЛА свидетельствует о существующей заинтересованности как разработчиков, так и потребителей в развитии данного направления. Анализ представленных технологий позволяет выделить несколько используемых огнетушащих веществ и способов их применения:

подача воды непосредственно в очаг возгорания в здании;

сброс огнетушащего порошка на очаг возгорания;

метание (отстрел) снарядов (бомб) с порошком в помещения;

искусственный поджиг и организация встречного пала.

Таким образом, анализ рассмотренных в данной статье новых технических разработок, свидетельствует о наличии устойчивой тенденции у производителей многих стран в поиске различных путей создания беспилотных летательных аппаратов, предназначенных для непосредственного тушения пожаров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Анализ международного опыта применения беспилотных авиационных систем при ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров»: отчёт о НИР, М.: ВНИИПО, 2018, 67 с.

2. https://robot-ex.ru>ru/artide/izobreten-dшn-podgigatel...(дата обращения: 14.03.2019).

3. http://rabotrends.ru>pub/1725/bla...pozharotusheniya (дата обращения: 14.03.2019).

4. https://topwar.m>42703-bespilotnaya... kaman-k-max.html (дата обращения: 14.03.2019).

5. https://avianews.mfo>kitajskij-nii...drany-dlya...pozhamym/ (дата обращения: 14.03.2019).

6. https://avia.pш>Блог>voшn-700-tehшcheskie...(дата обращения: 14.03.2019).

7. https://avia.pro>blog/vertolyot-rumas-10-tehnicheskie...foto (дата обращения: 14.03.2019).

8. http://www.tehnoluch.com/library/heightbuildings/ (дата обращения: 14.03.2019). УДК 629.7.02

К.С. Клусковский, Д.В. Лиховая ВУНЦ ВВС «ВВА»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИРИЖАБЛЕЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧС

Применение дирижаблей уже не один десяток лет предлагается как альтернатива некоторым видам воздушного транспорта. Основным плюсом таких аппаратов является их высокая грузоподъемность, которую можно эффективно применить для нужд МЧС.

Ключевые слова: дирижабль, грузоподъемность, эвакуация

K.S. Kluskovsky, D. V. Likhovaya

THE RELEVANCE OF THE USE OF AIRSHIPS IN EMERGENCY RESPONSE

The use of vehicles lighter than air for more than a dozen years has been proposed as an alternative to certain types of air transport. The main advantage of such devices is their high carrying capacity, which can be effectively used for the needs of the Ministry of Emergency Situations.

Keywords: airship, lifting capacity, evacuation

Применение аппаратов легче воздуха (АЛВ) уже не один десяток лет предлагается как альтернатива некоторым видам воздушного транспорта. Окончательный отказ от аэростатов произошел после Второй мировой войны, после трагического перелета дирижабля LZ 129 «Гинденбург» в мае 1937г. [1]

Далее последовало активное развитие реактивной авиации и про аэростаты совсем забыли, посчитав, что данный вид транспорта слишком сильно уступает современным воздушным средствам. В настоящее время и даже в будущем дирижабли и аэростаты будут уступать самолетам в скорости и маневренности. Как ни странно, но на этом аргументы против возможности создания и эффективного использования воздухоплавательных комплексов заканчиваются

Основным плюсом АЛВ является их высокая грузоподъемность, которую можно эффективно применить для нужд МЧС. Например для перевозки огромных объемов воды, что позволит максимально быстро и эффективно бороться с огнем, более того дирижабль имеет способность парить на одном месте что позволит продолжительное время вести разведку для эвакуации людей из зон бедствия. Реализуемые и финансируемые проекты дирижаблей большой грузоподъемности позволяют единовременно эвакуировать до 11000 человек из труднодоступных зон бедствия. На это на сегодняшний день не способен не один из существующих видов транспорта.

Можно сделать вывод, что потенциал у данных воздушных аппаратов есть, но к сожалению на сегодняшний день ведется достаточно мало разработок в этом направлении. Благодаря новейшим технологиям возможно использование прочных стеклопластиков и металлопластиков, что заметно улучшит прочность АЛВ и их устойчивость. Для того чтобы избежать обледенения дирижабля, возможно использование принципа действия электроимпульсных противообледенительных систем, которые сейчас применяются на современных самолетах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Dick H.G., Robinson D.H. The golden age of the great passenger airships Graf Zeppelin and Hindenburg. — Washington, D.C.; London: Smithsonian Institution Press, 1985. — 226 p. — ISBN 0-87474-364-8.

УДК 614.849

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.