Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / обучающий / обучаемый / педагогика сотрудничества / традиции наставничества.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аноргул Сотбаровна Калдыбекова

В настоящей статье автор рассматривает основы педагогики сотрудничества, ее роль в повышении эффективности образовательной системы республики. Обращается автор к трудам мыслителей Востока, подчеркивает значимость нормативных документов, принятых в годы независимости Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-213-216

АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аноргул Сотбаровна Калдыбекова

Ташкентский государственный педагогический университет

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье автор рассматривает основы педагогики сотрудничества, ее роль в повышении эффективности образовательной системы республики. Обращается автор к трудам мыслителей Востока, подчеркивает значимость нормативных документов, принятых в годы независимости Узбекистана.

Ключевые слова: образование, обучающий, обучаемый, педагогика сотрудничества, традиции наставничества.

ВВЕДЕНИЕ

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены педагогами-новаторами И.П.Ивановым,

B.Ф.Шаталовым, И.П.Волковым, Ш.А.Амонашвили, В.А.Караковским,

C.Н.Лысенковой и дали название технологии - педагогика сотрудничества. В педагогике сотрудничества в обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической науки.

В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе.

Сотрудничество - это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-213-216

МЕТОДОЛОГИЯ

Педагогика сотрудничества «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, являются основой современных концепций образования в Узбекистане. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Ученые-педагоги определяют педагогику сотрудничества как взаимное общение обучающих и обучаемых. И обучающий, и обучаемый чувствуют при таком общении взаимную ответственность, сотрудничество сторон служит повышению качества образования. Основу педагогики сотрудничества в нашей стране составляют нормативно-правовые акты в сфере образования, государственные образовательные стандарты и учебные программы, педагогическое духовное наследие. Конституция, Закон Республики Узбекистан «Об образовании» от 23 сентября 2020 года, являющиеся основополагающими нормативно-правовыми актами, гарантирующие образовательную деятельность, получение современного образования. К примеру, в Законе Республики Узбекистан «Об образовании» в качестве важных принципов педагогики сотрудничества определены: непрерывность и открытость (доступность) образования для всех; светский характер образования; демократичность образования и др. Эти принципы определяют взаимоотношения обучающих и обучаемых. Согласно им, как обучающий, так и обучаемый наделены правами, обязанностями, чувствуют свой долг.

ОБСУЖДЕНИЕ

Важной задачей обучающего является предоставление прочных знаний на основе государственных образовательных стандартов и современных технологий. Основная задача обучающегося состоит в усвоении образования. Государственные образовательные стандарты и учебные программы еще одна основа педагогики сотрудничества. В них определены основы обучения. Первостепенной задачей в педагогике сотрудничества является последовательное повышение качества образования, обеспечение его содержательности, внедрение современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Для этого требуется четкое соблюдение

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-213-216

государственных образовательных стандартов и учебных программ. Народ Узбекистана располагает огромным духовным и педагогическим наследием. В области педагогики сотрудничества это проявляется в многовековых традициях наставничества - «Устоз-шогирд». Согласно данным традициям наставник (устоз) усиленно занимается обучением и воспитанием своего «шогирд» (ученика). Родители, другие взрослые члены семьи особенно не вмешивались в процесс обучения и воспитания. В результате, между наставником и учеником формировались отношения, основанные на таких качествах, как взаимное доверие и преданность. К наставникам и ученикам предъявляли ряд требований. В этом отношении особое значение приобретает изучение трудов «Фозил одамлар шахри» («Трактат о взглядах жителей добродетельного города») Абу Насира Фараби, «Тадбир-ул-манозил» Абу Али Ибн Сина, «Девони хикмат» («Сборник мудрости») Ахмада Яссави, «Махбуб-ул-кулуб» («Возлюбленная сердец») Алишера Навои [1, с. 6]. К примеру, в поэме Алишера Навои «Возлюбленный сердец» излагается его взгляд на пути получения знаний. Навои утверждает, что знания следует изучать непрерывно и последовательно, а для этого следует прийти в школу или медресе и стать учеником.

Кроме того, он особо подчеркивает несравнимую роль наставника в обучении и воспитании. По его мнению, наставник должен любить своего ученика и в то же время быть требовательным к нему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успех образовательной деятельности неразрывно связан с соответствием мударрисов (тот, кто проводит уроки), устозов (наставник) и мураббий (воспитатель) определенным требованиям. Важнейшее требование - владение глубокими знаниями и высокими духовно-нравственными качествами. Великий гений, говоря о наставниках и их деятельности, объективно оценивает их труд и права как наставника.

Ж.Давони в произведении «Ахлоки Жалолий» называет учителя «духовным отцом» и подчеркивает, что отец заботится о физическом и психическом развитии, а учитель - о нравственном развитии ребенка.

Данные основы педагогики сотрудничества позволяют достичь повышения эффективности образования и качественного уровня воспитания; обеспечить социальную активность обучающих и обучаемых; внедрения в

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-213-216

образование новых технологий и т.д. REFERENCES

1. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. - М.: Экономическая школа, 2001. - 256 с.

2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. -М.: Просвещение, 1991. - 198с.

3. Дьячкова С. Обучение в малых группах по методике сотрудничества© Журнал «Директор школы», № 4, 1999

4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

5. Millis B. J., Cottell P. G., Jr. Cooperative learning for higher educationfaculty. American Council on Education, 1998.

6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

7. Цирлина ТВ. На пути к совершенству. - М.: Сентябрь, 1997.

8. 40. Цукерман ГА. Виды общения в обучении. - М.: Пеленг, 1993.

9. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения: М.:Педагогика. - 1997.-N2.-C21-29.

10. Zlotin, B. and Zusman, A. (2005). TRIZ and Pedagogy, Ideation International, Inc., p.9.

11. Хдсанбоев Ж. ва бош;. Педагогика назарияси. - Тошкент, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.