Научная статья на тему 'Актуальность музейной педагогики для будущих учителей-историков'

Актуальность музейной педагогики для будущих учителей-историков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
816
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ИСТОРИКОВ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долецкая С. В.

Статья посвящена использованию методов музейной педагогики как средства подготовки будущих учителей истории. Музей обладает большим образовательным потенциалом, рядом преимуществ в области формирования ценностных ориентиров: неформальностью, демократичностью, наглядностью, коммуникативностью, эмоциональностью. Музейная педагогика на современном этапе развития общества может быть рассмотрена как одно из направлений деятельности музея и качественно новая сфера образовательной деятельности. Музейная педагогика способна поднять подготовку студентов-историков к практической деятельности на качественно новый уровень. Для решения этой задачи необходимо перевести отношения между музеем и вузом на более твердую правовую и практическую основу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF MUSEUM PEDAGOGY FOR FUTURE TEACHERS OF HISTORY

The article is devoted to methods of Museum Pedagogy as a means of training future teachers of history. The Museum has great educational potential and a number of advantages in the field of formation of value orientations, such as informality, democratic character, clarity, communicative and emotional characteristics. Museum Pedagogy at the modern stage of society development can be considered as one of the activities of the Museum and a qualitatively new field of educational activity. Museum education is able to raise history students' preparation for practical activities to a qualitatively new level. To solve this problem it is necessary to put the relationship between the Museum and the University on a more solid legal and practical basis.

Текст научной работы на тему «Актуальность музейной педагогики для будущих учителей-историков»

УДК 371.33

АКТУАЛЬНОСТЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ИСТОРИКОВ

Статья посвящена использованию методов музейной педагогики как средства подготовки будущих учителей истории. Музей обладает большим образовательным потенциалом, рядом преимуществ в области формирования ценностных ориентиров: неформальностью, демократичностью, наглядностью, коммуникативностью, эмоциональностью. Музейная педагогика на современном этапе развития общества может быть рассмотрена как одно из направлений деятельности музея и качественно новая сфера образовательной деятельности. Музейная педагогика способна поднять подготовку студентов-историков к практической деятельности на качественно новый уровень. Для решения этой задачи необходимо перевести отношения между музеем и вузом на более твердую правовую и практическую основу.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональное обучение, подготовка студентов-историков, музейная педагогика, педагогическая практика.

C. B. flpnewaa S. V. Doletskaya

RELEVANCE OF MUSEUM PEDAGOGY FOR FUTURE TEACHERS OF HISTORY

The article is devoted to methods of Museum Pedagogy as a means of training future teachers of history. The Museum has great educational potential and a number of advantages in the field of formation of value orientations, such as informality, democratic character, clarity, communicative and emotional characteristics. Museum Pedagogy at the modern stage of society development can be considered as one of the activities of the Museum and a qualitatively new field of educational activity. Museum education is able to raise history students' preparation for practical activities to a qualitatively new level. To solve this problem it is necessary to put the relationship between the Museum and the University on a more solid legal and practical basis.

Keywords: higher education, professional training, training of history students, Museum Pedagogy, pedagogical practice.

Одной из приоритетных задач современного образования является повышение качества подготовки студентов. Оно не всегда полностью удовлетворяют работодателей, особенно в области практических навыков. С целью ликвидации разрыва между практическими и теоретическими знаниями на заводах Крыма начался процесс открытия специальных кафедр для обучения студентов. В первую очередь речь идет о подготовке инженерных работников и других представителей технических специальностей. Уже сейчас заключено соглашение о создании на крупном Симферопольском заводе «Фиолент» базовой кафедры соответствующей специальности. Такая работа будет продолжаться, несколько крымских предприятий уже выразили готовность сотрудничать с университетом.

Не менее важным аспектом является подготовка студентов гуманитарных специальностей, в частности историков. Учебный рабочий план предполагает, конечно, педагогическую практику, а также музейную и археологическую, но объем этих практик недостаточен для получения устойчивых практических навыков. Подобную задачу можно попытаться решить с помощью музейной педагогики, которая сочетает в себе все необходимые компоненты, важные для будущего преподавателя истории.

Само понятие «музейная педагогика» по-разному трактуется исследователями. Например, И. Колесникова под музейной педагогикой понимает «особую интегративную область, включающую как практическую деятельность, носящую синтетический характер и объединяющую усилия педагога и музейного работника, так и научно-методическую дисциплину, предметом изучения которой является феномен, имеющий историко-культурные традиции, но по-новому заявивший о себе к концу XX столетия» [1, с. 6].

А. Лихтварку, директору Гамбургской картинной галереи принадлежит идея об образовательном назначении музея (1913). Именно от этой даты принято отсчитывать начало развития музейной педагогики. А. Лихтварк впервые предложил принципиально новый подход к посетителю музея как участнику диалога, в котором музей играет роль «посредника между искусством и его познающим субъектом» [2, с. 23]. Идея музейной педагогики получила дальнейшее развитие усилиями немецких педагогов и музейных деятелей Г. Кершенштейнера, Г. Фройденталя и А. Рейхвейна [3, с. 102]. Г. Кершенштейнер в своей концепции адаптировал подачу музейной информации к восприятию неподготовленных посетителей музея, его концепция была ориентирована на осуществление наглядности обучения и активизировала внимание посетителя в процессе восприятия материала. Г. Фройденталем были разработаны первые методики работы со школьниками и впервые введен термин «музейная педагогика» (1931). Методика Г. Фройденталя включала три этапа: этап подготовки детей к посещению музея, этап собственно музейной экскурсии, этап последующего закрепления школьником на уроке почерпнутых знаний и впечатлений. Г. Фройденталь обосновал идею о ведущей роли в этом процессе не музейного работника, а школьного учителя.

Первый педагогический музей в России возник в Санкт-Петербурге в 1865 г. Именно здесь на высоком профессиональном уровне читались лекции для школьников и студентов. Участники обнародовали свой опыт на Всемирной выставке 1875 г. в Париже, став инициаторами подобной практики.

В СССР впервые о музейной педагогике заговорили вначале 1970-х гг. на музееведческих семинарах, посвященных формированию научной методики использования музейных собраний с помощью применения принципов педагогики

и психологии. В 1983 г. опыт таких семинаров был обобщен ведущим музееведом А. М. Разгон на конференции «Музей и школа» и была поставлена цель создания соответствующей дисциплины на научной основе [4, с. 42]. Но активная работа в этом направлении началась только в конце 1980 -начале 1990-х гг. Музейная педагогика, оставаясь в сфере музееведения, стала развиваться как «детское направление» музейной деятельности по работе с дошкольниками. Тогда же и наметился процесс перехода музейной педагогики из сферы музееведения в педагогическую науку, чему в то время был посвящен ряд исследований, в частности Н. Г. Макаровой [5, с. 4].

Новая образовательная концепция отечественного музея формируется относительно недавно, в 1990-е гг., когда музею приходится отказываться от идеологических установок и заменить их иной концепцией о том, что целью музейной деятельности является формирование у посетителей ценностного отношения к культурно-историческому наследию. Также меняется отношение к самой аудитории, воспринимаемой теперь как равноправный субъект коммуникативного процесса, а не как объект обучения и воспитания. Появляется идея жесткой возрастной и образовательной дифференциации посетителей. В России появляются специальные программы для дошкольников и младших школьников, учащихся средних и старших классов, а также студентов и родителей с детьми, туристов, пенсионеров, инвалидов. В условиях такой дифференциации впервые в экскурсионной практике музей начинает использовать учет психологических особенностей своих посетителей, особенно детей, их возможности восприятия.

Постепенно складывается представление о музейной педагогике как об интегративной и качественно новой сфере образовательной деятельности, она начинает рассматриваться современными исследователями как инновационная педагогическая технология. Музейная педагогика уверенно занимает место одного из направлений деятельности музея, так как способна объединить в образовательном процессе духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и исто-рико-краеведческое воспитание.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, имеет ряд преимуществ над другими образовательными учреждениями в области формирования ценностных ориентиров.

1. Неформальность. Музей способен создать атмосферу доверия значительно лучше, чем это сделает педагог во время аудиторного занятия, роль музейного артефакта в этом отношении не подлежит сомнению. Доверие активизирует внимание и обостряет восприятие материала.

2. Демократичность. Музейное образование лишено жестких схем и способно распространять на различные группы общества независимо от возраста и степени подготовленности.

3. Наглядность. Урок в музее способен преодолеть отчуждение в восприятии социальных абстракций, создать зримый образ Родины, малой и большой, ее истории и культуры.

4. Коммуникативность. Урок из монолога превращается в диалог, экспозиционный материал в музее способен вызвать значительно больше вопросов, чем демонстрируемый в аудитории.

5. Эмоциональность. Образование и воспитание не могут сводиться к передаче определенной информации и констатации определенного набора идей. Высшей целью воспитания является не знание, а чувство. Поэтому эмоциональность является необходимым компонентом в процессе такого воспитания. Музей не может оставить равнодушным, он вызывает множество эмоций познавательного характера и способен формировать и закреплять идеологию.

Названные достоинства музейной педагогики нуждаются в дальнейшем изучении и проверке опытным путем. Музейная педагогика на практике - это уроки в музее, специализированные экскурсии, организация школьных музеев и музейных комнат, проектная деятельность учеников и учителей. Вся эта работа требует профессиональной подготовки, энтузиазма, творческого подхода и даже определенной физической выносливости.

В связи с этим именно студенты, будущие преподаватели, могут органично воспринять музейную педагогику и использовать ее в своей деятельности. Заботой вуза при этом является создание соответствующих условий, при которых студенты постоянно взаимодействуют с музеями, имеют возможность проводить там уроки, разрабатывать экскурсии, изучать историю своего региона, вести научно-исследовательскую работу. Это такая же практическая работа, требующая закрепления навыков, как и у инженеров и техников, только ставкой в ней оказываются не технологии, а нравственные ориентиры будущего поколения.

В процессе поисковой работы могут быть привлечены новые объекты, экспонаты, сохранено историческое наследие. Каждый учитель-историк должен быть способен провести экскурсию по своему населенному пункту, краеведческому музею, знать историю улиц, обстоятельства установления памятников, биографии местных знаменитостей, достижения края в различных сферах деятельности, легенды, мифы, даже исторические анекдоты. Интересный, захватывающий рассказ и показ подлинных вещей, свидетелей ушедшей эпохи могут послужить определенным антиподом миру компьютерных игр, который стал серьезной проблемой современности.

Не каждый населенный пункт имеет описание своей истории, возможно, сведения еще необходимо будет собрать и систематизировать, что более успешно может быть реализовано совместными усилиями вуза и музейного учреждения.

Итак, музейная педагогика на современном этапе развития общества может рассматриваться как одно из средств профессиональной подготовки будущих педагогов, одно из направлений деятельности музея, а также, как качественно новая сфера образовательной деятельности. Музейная педагогика способна поднять подготовку студентов-историков к практической деятельности на совершенно иной уровень. Для решения этой задачи необходимо перевести отношения между музеем и вузом на более твердую правовую и практическую основу.

1. Художественный музей в образовательном процессе: К 100-летию Государственного Русского музея / М-во культуры РФ, Гос. Русский музей, Акад. образования, Сев.-Зап.

88

Гуманитарные исследования • 2016 • № 1 (10)

отд-ние ; общ. подгот. и науч. ред. Б. А. Столярова. СПб.: Спец. лит., 1998. 318 с.

2. Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения // Образовательные и воспитательные задачи современного музея / [ред. Л. Г. Оршанский]. СПб., 1914. C. 23-29.

3. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Ориентиры культурной политики : информ. вып. № 4. М.: Рос. ин-т переподготовки работников искусства, культуры и туризма, 1997. С. 102-105.

4. Разгон А. М. Некоторые направления научных исследований деятельности школьных музеев // Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствам: сб. науч. тр. М.: НИИ культуры, 1983. Вып 122. С. 42-44.

5. Макарова Н. Г. Музей как социально-эстетический феномен: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1987. 20 с.

© Долецкая С. В., 2016

УДК: 8122

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

КАК ЧАСТЬ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЕЕ СФОРМИРОВАННОСТИ

В статье рассматривается место лингвистической компетенции в процессе формирования коммуникативной компетенции. Раскрываются типичные ошибки, допускаемые в процесс формирования компетенций.

Ключевые слова: лингвистическая компетенция, процесс формирования коммуникативной компетенции, коммуникативные задачи, лингвистические понятия, типичные ошибки.

M. M. fl0M6p0BCKaa 1.1. Dombrovskaya

LINGUISTIC COMPETENCE AS A PART

OF THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS AND METHODS FOR EVALUATING THE LEVEL OF ITS FORMATION

The role of the linguistic competence in the process of formation of the communicative competence is discussed in this article. The common mistakes made in the process of formation of the competences are revealed.

Keywords: linguistic competence, process of formation of the communicative competence, communicative tasks, language concepts, common mistakes.

Для выполнения коммуникативных задач изучающий русский язык использует свои общие способности в сочетании с языковой компетенцией, которая, по мнению разработчиков общеевропейских компетенций владения иностранным языком, включает:

- лингвистическую компетенцию (знание морфологии, синтаксиса, словообразования);

- социолингвистическую компетенцию (знания и умения, необходимые для эффективного использования языка в социальном контексте);

- прагматическую компетенцию (совокупность знаний, правил построения высказываний, их объединения в текст (дискурс).

Не вызывает сомнения центральное положение в этом ряду лингвистической компетенции. Профессор А. Н. Щукин представил общую таблицу, отражающую ключевое положение лингвистической компетенции в процессе формирования коммуникативной компетенции следующим образом [1]:

Коммуникативная компетенция

Дискурсивная компетенция

Речевая (социо- Социо-культурная Социальная Стратегическая Предметная Профессиональная

лингвистическая)

Языковая (лингвистическая) компетенция

Большинство современных лингвистов в рамках лингвистической компетенции выделяют следующие ее составляющие: лексическую, семантическую, грамматическую; фонологическую [2].

Под лексической компетенцией понимается знание словарного состава языка, включающего лексические и грамматические средства и способность использовать в речи

отдельные слова и тематические группы слов (дни недели, единицы измерения и др.), устойчивые сочетания, фразеологические единицы и т. д.

Грамматическая компетенция связывается со знанием грамматических средств и умением использовать их в речи и включает способность понимать и выражать определенный смысл, оформляя его в виде высказываний,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.