Научная статья на тему 'Актуальность методологии Д. И. Менделеева в отечественной и мировой демографической науке'

Актуальность методологии Д. И. Менделеева в отечественной и мировой демографической науке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
501
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / НАСЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность методологии Д. И. Менделеева в отечественной и мировой демографической науке»

для производства, перераспределения, обмена и потребления. При этом выделаются два условия:

- неограниченное развитие потребностей;

- ограниченность ресурсов для реального удовлетворения потребностей.

«Главная функция и предназначение экономической системы - производство материальных благ, призванных удовлетворить потребности общества, тем самым оказывая мощное обратное воздействие на все стороны общественной жизни» [4]. Другими словами, главная общесистемная функция экономической системы, не зависящая от ее конкретных характеристик и особенностей, состоит в создании и совершенствовании экономических условий для обеспечения материальной жизнеспособности общества и его субъектов.

Библиографический список

1. Андрианов В. Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал / В. Д. Андрианов. -М., 1999. - 662 с.

2. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

3. Батоврин В.К. Толковый словарь по системной и программной инженерии / В.К. Батоврин. -М.: ДМК-пресс. - 2012 г. - 280 с.

4. Бедрина Е.Б. Введение в экономическую теорию: учеб. пособие / Е.Б. Бедрина, О.А. Козлова, Т.А. Саламатова, А.В. Толпегин. - Изд: Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - 212 с.

5. Кориков А.М. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие / А.М. Кориков, С.Н. Павлов. - Томск: ТРТУ, 2008. - 264 с.

6. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь / Х. Ламперт. - М., 1993.

7. Серегина С.Ф. Роль государства в экономике / С.Ф. Серегина. - М.: Дело и Сервис, 2002. -288 с.

8. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: власть и бизнес / Ф.И. Шамхалов. - М.: Экономика, 2006. - 718 с.

9. Фролова Т.А. Микроэкономика: конспект лекций / Т.А. Фролова. - Таганрог: ТРТУ, 2006г, -28 с.

Е.И. Жук

АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДОЛОГИИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Ключевые слова: демография, методология, нормальное распределение, население, социальная политика.

Последняя перепись населения России, проведенная в 2010 г., а также данные Госкомстата, зафиксировали численность населения в 141, 9 млн человек. Из них 103,7 млн человек (73 %) - горожане, и 38,2 млн человек (27 %) - сельские жители. Стоит отметить, что установка на рождение трех и более детей, по данным социологических исследований, значительно более высока именно среди сельского населения. Урбанизация и городской ритм жизни наряду с другими факторами (наличие высшего образования, стабильного материаль-

© Жук Е.И., 2013

ного положения и т.д.) формируют у индивида установку на рождение не более одного ребенка, реже - двоих детей.

Несмотря на отрицательную динамику рождаемости и высокую смертность в 1990-е гг. в 2000-е гг. ситуация изменилась, рождаемость в стране начала повышаться. К сожалению, темпы прироста населения по-прежнему низкие. Так, в 2009 г. число россиян увеличилось на 10,5 тыс. человек, или на 0,01 % (см. рис.). Вместе с тем важно подчеркнуть, что прирост числа жителей России наблюдается впервые с 1994 г. (за 2008 г. численность населения сократилась на 104,9 тыс. человек, или на 0,07 %) и, по данным отчета Госкомстата, сложился как за счет существенно уменьшившейся естественной убыли, так и в результате увеличившегося миграционного прироста. При этом как в 2009 г., так и в 2010 г. численность населения России еще продолжала уменьшаться примерно на 50 тыс. человек в полугодие (за отчетные периоды с 1 января по 1 июля).

Для понимания существа переломных моментов демографических процессов остро актуально известное высказывание Д.И. Менделеева о том, что наука начинается с возможности измерения. При этом общественное предназначение науки определяется принципиальным положением, сформулированным этим великим ученым в знаменитом труде «К познанию России» (1906 г.): «Высшая цель политики яснее всего выражается в выработке условий для размножения рода людского» [2, с. 43].

600 526

-800 -732

Прирост (убыль) численности населения

-168

258 257 259

93 99 104

гид, П

-919 -949 -933 -917

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Естественная убыль

Миграционный прирост

Общий прирост (убыль) населения

1000 т

514 514

0 -

,0 -200

-206

-400

-600

-822

-847

-1000

Рис. Темпы прироста населения

Д.И. Менделеев одним из первых в демографической науке исследовал динамику численности населения Земли, считая неизбежной стабилизацию численности населения в перспективе кардинальных изменений образа жизни человечества. Впервые были поставлены вопросы о нагрузке экономически активного населения детьми и пожилыми. При этом

обнаружен эффект начала процесса старения народонаселения планеты во взаимосвязи с изменениями рождаемости, опосредованными культурой, в особенности культурой крупнейших городов планеты. В отличие от многих демографов его времени, Д.И. Менделеев особое значение придавал изменениям смертности, ставшим тогда уже достаточно заметными, по крайней мере, в некоторых странах, тогда как новые тенденции рождаемости все еще были менее выраженными и казались малоподвижными. «Числа смертности и прироста, - писал Менделеев, - более и быстрее, чем возрастное распределение и рождаемость, изменчивы и отражают всю современную историю стран» [1, с. 244].

Демографические размышления Д.И. Менделеева тесно переплетаются с философско-мировоззренческими оценками настоящего и будущего не только России, но и всего мира: «...в числах, относящихся к народонаселению, прежде всего, видны плоды всех основных действий страны» [1, с. 244]. Современным демографам зачастую совершенно неизвестна глубина вклада Д.И. Менделеева в мировое человекознание. Чаще всего обнаруживается поверхностное, формальное отношение к прогнозам этого крупнейшего мыслителя в отношении России. При таком буквальном прочтении текстов Менделеева на первом плане оказываются лишь голые цифры примеров, целью которых на самом деле было не столько в точности определить численность населения в конкретный период времени, сколько раскрыть принципиально новые возможности установления сущности демографических процессов. Лейтмотив менделеевской демографии состоит в установлении глубинной связи методологии науки о воспроизводстве человека с реалиями социально-экономических отношений в масштабах планеты.

С формальной точки зрения в конечных цифрах расчетов численности населения России XX - начала XXI в. прогнозы Д.И. Менделеева оказываются, скорее, оптимистическими, чем оптимальными. Но, как это ни парадоксально на первый взгляд, выработанная на основе всеобщего закона нормального распределения математическая модель построения кривой изменения демографической ситуации практически оказывается совершенно верной. В основе демографического исследования Менделеева лежат данные мировой демографической статистики к. XIX - нач. ХХ в., включая итоги Всероссийской переписи 1897 г. и конкретные данные Центрального статистического комитета России о числе рождений и смертей в течение календарного года на протяжении ряда лет. В частности, анализируются данные по отдельным развитым странам мира, включая Россию и все ее губернии, причем с репрезентацией по возрастным структурам, группам народов и социальному положению отдельных слоев населения.

Для оценки ожидаемой численности народонаселения планеты в ХХ в. ученый определил цифру прироста численности 1,5 % в год: «Естественный прирост человечества, т.е. годовой перевес рождаемости против смертности, в разных странах различен, и для жителей всей Земли в среднем его можно принять ныне в 1 %, т.е. в год прибавляется на 100 человек по одному человеку. В России этот прирост выше, чем в остальных частях Европы, именно никак не менее 1,4 %» [1, с. 245]. В итоге Д.И. Менделеев пришел к выводу о том, что при численности населения России в 128,2 млн человек на 1897 г., следует, например, ожидать к 1950-му возрастания этой цифры до 280 млн человек (в границах территории России до 1917 г.). Разумеется, Д.И. Менделеев по понятным соображениям вынужден был проигнорировать

эмпирически установленные тенденции изменения численности населения в предыдущих веках вследствие их недостоверности. Так, например, в отечественной демографии присутствовали представления о том, что в ХУШ-Х1Х вв. в Российском государстве существовали эффекты удвоения численности населения за каждые 50-60 лет. Иные исходные установки Д.И. Менделеева свидетельствуют о степени осторожности, с которой этот критически мыслящий ученый выдвинул предположение всего лишь о полутора процентах прироста в год в качестве реального вероятностного прогноза. При этом Д.И. Менделеев уточняет, что при таком взвешенном подходе мог быть допустим и вероятностный прирост - «не ниже 1,7 % в год, ведь в начале 1900-х прирост был около 1,8 % в год» [1, с. 39].

Впечатляет точность расчетов Д.И. Менделеева в отношении крупнейших регионов и народов Российской империи на территории в границах 1897 г. Так, на территории Государства Российского проживали 8,2 млн поляков. Из них почти 7 млн - в Польском крае. Оценка по осторожному варианту Менделеева показывает: численность поляков к 2000 г. могла составить около 38 млн, а исходя из возможного прироста в 1,7% в год - 46 млн В реальности к 2000 г. численность поляков оценивается величиной 38,5 млн. Из них 37,5 млн - в Польше и около 1 млн - на территории Беларуси и Украины.

Из таблиц Д.И. Менделеева в его работе «К познанию России» возьмем для анализа данные переписи 1897 г. следующих губерний Закавказского края: Бакинская, Елизаветполь-ская, Карская, Эриванская, Тифлисская, Кутаисская. Добавим Терскую и Дагестанскую области Кавказского края. Границы этого региона примерно идентичны границам республик Закавказья и Северного Кавказа, которые были образованы в СССР в ХХ в. По Д.И. Менделееву, армяне, грузины и татарско-турецкие народы совместно составляли в 1897 г. население в 5,6 млн чел. Фактическая численность этих народов к началу XXI в. составляет 30 млн чел., при оценке по вероятностному прогнозу Д.И. Менделеева в 26 млн чел. Аналогично, если к началу XXI в. фактическая численность народов Средней Азии и Казахстана составляет около 50 млн, при оценке Д.И. Менделеева не ниже цифры в 35 млн чел. и до 47 млн чел., если за основу расчетов взять нормально определенный прирост в 1,7% в год. Налицо высокое качество методологического подхода Д.И. Менделеева, причем в крайне долгосрочной, более чем столетней перспективе!

Известно, что во время Всероссийской переписи населения 1897 г. людей спрашивали о родном языке. Но расплывчатые ответы, например: «да вятские мы» или «подоляне мы», переписчиков не устраивали. Они просили указать, какой из трех языков (наречий или говоров): великорусский, малороссийский или белорусский является для гражданина Российской Империи родным. Именно конкретизированные таким образом ответы и легли в основу переписи 1897 г., на основании которой строилось исследование Д.И. Менделеева. Были получены следующие данные: великороссов - 55,7 млн чел., или 66 %, малороссов - 22,4 млн чел., или 27 %, белорусов - 5,9 млн чел., или 7 %.

Если исходить из существа методологии Д.И. Менделеева, то корректное сопоставление прогнозной оценки прироста русского населения по отношению к фактической динамике численности можно осуществить лишь в те годы, когда, например, белорусы и украинцы западных губерний находились в составе одного государства. Если в настоящее время численность указанных национальностей является в два с лишним раза меньшей, чем следовало

ожидать, по методу Д.И. Менделеева, то это свидетельствует не о том, что этот великий ученый ошибался, а о том, прежде всего, насколько значительной оказалась демографическая катастрофа, последствия которой до сих пор остаются действующими негативными факторами в реализации современной социально-демографической политики. Для устранения сомнений в адекватности методологии Д.И. Менделеева, отметим, например, что в расчетах по прогнозу изменений в народонаселении США, где действие негативных факторов было минимальным, никаких расхождений вообще не обнаруживается. Демографические процессы в США Д.И. Менделеев исследовал вполне детально, проанализировав изменение численности страны с интервалом в 10 лет, с 1790-го по 1900 год, а также тенденции изменений в возрастной структуре населения при вполне четком разделении белого и цветного населения. Оценив естественное воспроизводство населения США и ожидаемый прирост в ХХ в., Д.И. Менделеев сделал вывод: численность населения США к середине ХХ в. возрастет до 180 млн чел., и, действительно, фактическая численность в 181 млн чел. была достигнута в США к 1960-му.

Таким образом, методологический подход Д.И. Менделеева, несмотря на последствия двух мировых войн, распада Советского Союза и резкого перехода страны к рыночным отношениям, не только не должен отрицаться, но, наоборот, должен получить адекватное развитие, особенно в указанных условиях изменения демографического статуса России. Если в нашей стране, ранее имевшей положительную динамику естественного прироста населения, вновь может обнаружиться тенденция дальнейшего сокращения численности, то возрастают требования к демографической науке, выводы которой реализуются, начиная с краткосрочных, оперативных мероприятий социальной политики. Как подчеркивал Д.И. Менделеев, его оригинальный подход в науке о народонаселении основывается прежде всего на закономерности нормального распределения: «Сколько мне известно, еще никто не принимался за вопрос о нормальном законе распределения числа жителей по возрастам, и если я решаюсь приняться за такой трудный новый вопрос, то лишь по той причине, что верю в закон больших средних чисел. Эта уверенность внушена долгим изучением явлений природы.» [1, с. 235].

Методология Д.И. Менделеева, основанная не столько на индексных расчетах, сколько на приведение предмета исследования к нормальному распределению, и в ХХ1 в. оказывается гораздо более современной, особенно в связи с развитием математической статистики на компьютерной основе. Демографические расчеты Д.И. Менделеева осуществлялись им вручную, с применением эмпирически найденных формул, с минимальными погрешностями, позволяя находить приближенные к нормативным значениям величины изменений в численности народонаселения. Современные информационные технологии позволяют в считанные секунды систематически и непрерывно получать сопоставимые результаты - единственное препятствие состоит в необходимости глубокого понимания существа методологии Д.И. Менделеева.

Так, например, положительные прогнозы в отношении народонаселения России должны строиться не на основе проблематичного во всех отношениях миграционного прироста, а на дифференцированном мониторинге результатов реальной социально-экономической политики, своевременно изменяющейся в оптимальных направлениях. Таким

образом, демографические исследования Д.И. Менделеева остаются неотделимыми от определения ближайших и отдаленных перспектив исторического пути России, остающейся в числе дести крупнейших государств мира по численности населения. Поэтому востребованность наследия Д.И. Менделеева современными демографами является не только свидетельством профессионально-научной квалификации в плане овладения методологией измерений и построения математических моделей исчисления изменений численности населения. Реализация методологии Д.И. Менделеева предполагает гражданское самоопределение ученых и специалистов, следующих заветным мыслям этого крупнейшего ученого, для которого прежде любых возможных научных концепций на первом месте всегда находилась мировоззренческая позиция служения Отечеству.

Библиографический список

1. Менделеев Д.И. Заветные мысли / Д.И. Менделеев. - М.: Айрис-пресс, 2002.

2. Менделеев Д.И. К познанию России / Д.И. Менделее. - М.: Айрис-пресс, 2002.

О.П. Елисеев

МЕТОДОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ И НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

Ключевые слова: методология, классическая наука, активность, субъект, эволюция, продуктивность, конструктивность.

Если культура есть форма деятельного овладения жизнью, то адекватность этой деятельности человека определяется наукой как особым инструментом культуры, позволяющим устанавливать истину в практике человеческого труда. Предполагается, что научная деятельность человека должна быть не только продуктивной, то есть практичной в широком смысле этого слова, но и конструктивной, а именно творческой и потому опережающей в поиске истины потребности практики. Принимая критерием истинности и объективности практику, классическая наука с необходимостью вынуждена все уже сложившиеся и вновь выдвинутые понятия сравнивать лишь с теми, что получили практическое обоснование. Вследствие этого и логика и методология классической науки становятся в точном смысле слова практичными, причем до такой степени, что наиболее совершенной или высочайшей признается та теория, которая наиболее практична. По существу внешний критерий практичности обязывает устанавливать соответствие научных понятий реальным предметам, которые следует либо обнаружить, либо воссоздать. При этом предмет классической науки, скорее всего, материализуется так же, как и ее объект, и принцип материальности теряет идеальную его компоненту.

Но в аналитике глобальных проблем современности уже достаточно обосновано положение о неоднозначных последствиях простых, вполне, кажется, практичных путей разрешения накопившихся противоречий неадекватно управляемой эволюции человека. Критерий практичности оказывается исторически ограниченным и не исключающим опасных

© Елисеев О.П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.