Научная статья на тему 'Актуальность медиаобразовательных программ в контексте преодоления цифрового неравенства'

Актуальность медиаобразовательных программ в контексте преодоления цифрового неравенства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
132
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаобразование / концепция / цифровое неравенство / программа / цифровой капитал

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лапин Даниил Андреевич

В статье представлена модель преодоления цифрового неравенства посредством реализации медиаобразовательных программ. Рассматривается взаимосвязь практико-утилитарной, воспитательноэстетической и социокультурной концепций с уровнями цифрового неравенства и предпринимается попытка описать процесс накопления цифрового капитала в контексте формирования ключевых медиаобразовательных навыков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лапин Даниил Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность медиаобразовательных программ в контексте преодоления цифрового неравенства»

Актуальность медиаобразовательных программ в контексте преодоления цифрового неравенства

Даниил Лапин

В статье представлена модель преодоления цифрового неравенства посредством реализации медиаобразовательных программ. Рассматривается взаимосвязь практико-утилитарной, воспитательно-эстетической и социокультурной концепций с уровнями цифрового неравенства и предпринимается попытка описать процесс накопления цифрового капитала в контексте формирования ключевых медиаобразовательных навыков. Ключевые слова: медиаобразование, концепция, цифровое неравенство, программа, цифровой капитал.

РО!: 10.30547/тес11аа1тапа1г6.2021.5359

© Лапин Даниил Андреевич

преподаватель кафедры теории и экономики СМИ

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), [email protected]

Введение

Проблема цифрового неравенства, обозначившаяся в медиаисследовани-ях в прошлом десятилетии, остается одним из самых актуальных вызовов современного общества. Не только доступ к Интернету и информационным технологиям (Norris, 2001; Attewell, 2001), но и умение использовать их в личных целях порождают новый вид разделения общества (Compaine, 2001; Nieminen, 2016; Park, 2017; Wessels, 2013) на тех, кто умеет и не умеет использовать информационные технологии. Однако помимо упоминаемых преимуществ и просто возможности быть частью современного общества пользователи, не обладающие навыками медиа и цифровой грамотности, не могут формировать индивидуальный цифровой капитал, позволяющий осознаннее относиться к медиаконтенту, ориентироваться в новых трендах, а также выстраивать собственные векторы развития в цифровой медиасреде.

Ввиду актуализации в отечественном научном дискурсе исследований медиа-образования логичным видится практическое приложение их результатов в контексте социальных вызовов. В настоящей статье на основании исторически сложившихся медиаобразовательных концепций

предлагается модель по постепенному преодолению цифрового неравенства и накоплению цифрового капитала в первую очередь индивидом. Однако важно отметить, что реализация этой модели предусматривает массовизацию российского медиаобразования, позволяющую вовлечь большее количество пользователей в процесс развития гражданского общества.

Медиаобразование в контексте цифрового неравенства

Еще в начале прошлого десятилетия цифровое неравенство стало рассматриваться исследователями медиа как многогранная и многоуровневая проблема, заключающаяся не только в отсутствии доступа к информационным технологиям и Интернету. Стало очевидным, что даже при равном доступе к упомянутым «благам» уровень их пользы для каждого отдельно взятого человека может различаться (Ragnedda, 2018: 2370) в зависимости от уровня технологических навыков, умений искать и анализировать информацию, а также от знаний, как использовать информацию и цифровую медиасреду в личных и карьерных целях.

На основании этого факта были выделены три уровня цифрового неравенства, которые необходимо преодолевать как обществом в целом, так и индивидом для развития современного социума, умеющего взаимодействовать с цифровой медиасредой. Согласно утверждению исследователей (Гладкова, Гарифуллин, Рагнедда, 2019), эффективность использования технологий и, соответственно, социальные преимущества, получаемые от технологий, зависят от ряда факторов: мотивации пользователей, их потребности в технологиях, социодемографиче-ских характеристик, а также во многом от наличия или отсутствия цифровых навыков/компетенций для использования

Интернета и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В научном дискурсе выделяют следующие уровни цифрового неравенства:

• доступа к Интернету и ИКТ;

• цифровых компетенций и цифровой грамотности пользователей;

• социальных преимуществ, получаемых пользователями при грамотном и полноценном использовании возможностей цифровых технологий в профессиональной и частной жизни.

Важно отметить, что каждый из этих уровней представляет собой определенный этап развития индивида внутри социума, его навыков, а также опыта и интеллектуального багажа, накопленного в результате преодоления цифрового неравенства. Посредством аккумуляции такого опыта в обществе в целом можно говорить о массовом преодолении определенного уровня цифрового неравенства.

В рамках данной статьи стоит задача описать модель накопления необходимых навыков за счет индивидуального освоения медиаобразовательных программ и их реализации в обществе. В этом контексте медиаобразование воспринимается как комплекс образовательных и просветительских программ, направленный на изучение природы и особенностей функционирования медиа, а также на развитие медиаграмотности населения. Стоит отметить, что за счет неравномерного развития отечественного медиаобразовательного пространства медиапедагогика сталкивается с необходимостью упорядочить создаваемые концепции и модели подготовки населения к эффективному взаимодействию с медиасредой. Предлагаемая в настоящей статье модель также представляет собой инструмент разделения существующих медиапедагогических подходов по этапам преодоления уровней цифрового неравенства, исходя из набора формируемых навыков.

Из исторического опыта можно выделить три актуальные в современном контексте медиаобразовательные концепции (базис отечественного медиаобразования), каждая из которых соответствует определенному уровню цифрового неравенства, согласно группам навыков, которые данные концепции формируют:

• практико-утилитарная (первый уровень цифрового неравенства);

• воспитательно-эстетическая (второй уровень);

• социокультурная (третий уровень).

Для преодоления первого уровня цифрового неравенства пользователю помимо доступа к сети Интернет необходимы технологические навыки, понимание основ работы средств коммуникации. Формирование данных навыков предусмотрено в рамках практико-утилитарной концепции медиаобразования, появившейся в 1935-1955 гг. (Федоров, 2015: 127), когда эстетическая и аналитическая подготовка школьников в вопросах взаимодействия со СМИ и с медиа отошла на второй план, образовательные программы строились с целью обучить молодежь работать с технологиями на базовом уровне. Однако это позволило сформировать базис современного технологического обучения молодежи в сфере медиа, который реализуется в медиаобразовательных программах на начальных этапах, т.к. без понимания технологии производства контента практически невозможно осваивать его смысловую составляющую.

Таким образом, адаптация медиаобразовательных практик, относящихся к практико-утилитарной концепции, под задачи конкретного индивида, группы людей, учебного заведения и т.д. позволяет постепенно преодолевать первый уровень цифрового неравенства и, более того, формировать фундамент индивидуального цифрового капитала в виде технологических и цифровых ресурсов.

Второй уровень цифрового неравенства обусловлен отсутствием цифровых компетенций и цифровой грамотности у пользователей, что осложняет их взаимодействие с цифровой медиасредой. Преодоление этого уровня возможно посредством применения медиапедагогических методик воспитательно-эстетической концепции медиаобразования, сформированных в 1956-1985 гг. Одной из основных задач данной концепции было развитие критического мышления у молодежи, а также формирование у нее понимания уровня влияния медиа на аудиторию. Наработки данной концепции актуальны и сегодня, т.к. современное цифровое пространство в значительной мере насыщено информацией, процесс медиакоммуникации усложняется, информационная нагрузка на аудиторию растет. По этой причине реализация медиаобразовательных программ, относящихся к воспитательно-эстетической концепции,будет способствовать развитию у аудитории критического мышления и других ключевых навыков в контексте преодоления второго уровня цифрового неравенства наравне с умением формулировать грамотные запросы в поисковых системах, определять фейковые новости и использовать цифровые ресурсы в личных целях.

Для преодоления третьего уровня цифрового неравенства и формирования умения извлекать личную выгоду из пользования цифровыми ресурсами необходимо освоение медиаобразовательных методик и программ, относящихся к социокультурной концепции, зародившейся в 1986 г. Стоит отметить, что основным отличием этой концепции от двух предыдущих является то, что медиа являются необходимой составляющей гармоничного развития личности. Таким образом, при наличии практических технологических компетенций и первичных медиаобразовательных компетенций индивид

55

Актуальность медиаобразовательных программ в контексте преодоления цифрового неравенства

имеет возможность освоить навыки не только восприятия, но и анализа, а также самостоятельного производства медиа-контента, заложенных в социокультурной концепции медиаобразования. Реализация программ этой концепции позволяет человеку влиять на медиапроцессы, получать личную выгоду от взаимодействия с цифровой медиасредой.

Формирование цифрового капитала в процессе преодоления цифрового неравенства

Понятие нематериального капитала появилось в научном обороте в конце XX в. благодаря П. Бурдье (2002), который выделил четыре вида нематериального капитала: экономический (деньги, товары и т.д.), культурный (образование, ученые степени и т.п.), социальный (принадлежность к определенной социальной группе) и символический (престиж, репутация). Каждый из них, по мнению Бурдье, играет роль в формировании властных отношений.

Впоследствии в связи с увеличивающимися темпами цифровизации в мире исследователи (Park, 2017; Ragnedda, Ruiu, 2020) расширили этот перечень, включив в него цифровой капитал (совокупность цифровых информационных ресурсов и умение применять их в личных и профессиональных целях), тесно связанный с другими видами нематериального капитала и, возможно, определяющий их (Вартанова, Гладкова, 2020). Важно отметить, что появление нового вида нематериального капитала, наиболее актуального в контексте настоящей статьи, ставит перед исследователями вопрос каналов и способов его накопления в современном мире. В рамках данного исследования предлагается модель реализации медиаобразователь-ных программ на разных уровнях цифрового неравенства как способ накопления индивидуального цифрового капитала.

Рассмотрение нематериального капитала в контексте цифрового неравенства имеет свои исторические корни. В связи с переходом проблемы цифрового разрыва из технологической в социальную плоскость (Вартанова, 2018) и доказательством многоуровневой комплексности цифрового неравенства его взаимосвязь с цифровым капиталом приобрела особую значимость. Объем цифрового капитала в научном дискурсе стали напрямую связывать с теми социальными преимуществами, которые получают пользователи от взаимодействия с цифровой медиасредой и многими учеными воспринимаются как «видимые результаты» использования технологий (van Deursen, Helsper, 2015: 33). Среди таких видимых результатов упоминаются профессиональная успешность человека, более высокий статус в обществе, новые возможности для самореализации, активное участие в жизни общества, проявление гражданской позиции и т.д. (Ragnedda, 2018; van Deursen, van Dijk, 2018; van Deursen, Helsper, 2015). Таким образом, можно сделать вывод, что количество экономических, политических, культурных и социальных преимуществ пользователей зависит от объема их цифрового капитала (Вартанова, Гладкова, 2020).

Если говорить о видимых результатах каждого пользователя, то они могут формироваться вследствие постепенного преодоления уровней цифрового неравенства за счет применения трех ключевых моделей медиаобразования.

Как было сказано ранее, на этапе преодоления первого уровня цифрового неравенства за счет приобретения пользователями навыков, позволяющих им получать доступ к информационным технологиям и Интернету в практически любых условиях, формируется фундамент индивидуального цифрового капитала. Именно после первого этапа можно рассуждать об отсчете роста цифрового

капитала человека и о последующих его измерениях посредством вычисления индексов доступа к Интернету и показателя цифровых компетенций, разработанных итальянскими учеными М. Рагнедда, М.-Л. Руиу и Ф. Аддео (2019) в ходе исследования по измерению индекса цифрового капитала в Великобритании.

Преодоление второго уровня цифрового неравенства (за счет формирования у пользователей понимания основных процессов и закономерностей в цифровой медиасреде) приводит к накоплению индивидуального цифрового капитала человека, первичной совокупности цифровых и информационных ресурсов.

На этапе преодоления третьего уровня цифрового неравенства, благодаря аналитическому восприятию медиа и осознанному их потреблению в пользовательской среде, речь идет о некоем накопленном объеме цифрового капитала за счет формирования индивидуальных медиапо-требительских предпочтений, оценке его влияния на жизнь пользователя, его культурный и социальный капиталы.

Актуальным представляется рассмотрение взаимодействия участников медиа-образовательного процесса с медиатек-стами на всех трех уровнях цифрового неравенства, т.к. именно благодаря пониманию текста, в широком смысле этого слова, индивиды имеют возможность преодолевать уровни цифрового неравенства и накапливать цифровой капитал.

Важно понимать, что каждая из медиаобразовательных концепций, упомянутых выше, подразумевает определенную степень взаимодействия с медиатекстом. В рамках реализации программ практико-утилитарной концепции медиаобразования обучающиеся знакомятся с самим понятием текста, учатся его классифицировать, осваивают основные форматы его существования. В ходе выполнения программ воспитательно-эстетической концепции

при развитии критического мышления обучающиеся приобретают первичные навыки анализа и создания медиатекстов, формируют понимание различных коммуникативных стратегий, манипулятивных возможностей текста. При осуществлении медиаобразовательных программ социокультурной концепции нарабатывается полноценный навык создания медиатекстов разного рода на основании ранее полученных знаний. При освоении этого навыка обучающиеся получают возможность более глубокого анализа медиатекстов и извлечения пользы из их потребления.

Заключение

Как показало исследование, одной из возможных моделей по преодолению цифрового неравенства и накоплению цифрового капитала может стать массовая реализация медиаобразовательных программ из соответствующих каждому уровню цифрового неравенства медиаобразовательных концепций. Каждая из рассмотренных концепций отвечает за формирование определенной группы навыков: технологических (практико-утили-тарная концепция), личностных (воспитательно-эстетическая концепция) и социальных (социокультурная концепция). Более того, каждый этап преодоления разных уровней цифрового неравенства будет соответствовать определенному объему цифрового капитала: фундамент (формирование базиса для цифрового капитала), первичный (объем нематериального капитала, который никак не влияет на другие его виды), сформированный (объем цифрового капитала, который влияет на другие виды нематериальных капиталов и определяет их). Такая модель применима как для индивидуума, так и для социума.

В контексте осуществления предложенной модели для общества в целом необходимо провести первичную оценку уровня цифрового неравенства региона

57

Актуальность медиаобразовательных программ в контексте преодоления цифрового неравенства

посредством составления его цифрового паспорта (Vartanova, Gladkova, Lapin, 2021) на основании анализа ключевых групп показателей: национально-демографические данные по региону, его законодательные программы, степень цифро-визации региона и цифровой грамотности. Также полезным в данном контексте будет и первичное измерение индекса цифрового капитала региона на примере исследований по измерению цифрового капитала Великобритании, упомянутом выше, с возможными корректировками, исходя из гипотезы о взаимосвязанности индекса цифрового капитала и этнической принадлежности пользователей (Gladkova, Vartanova, Ragnedda, 2020). По итогам оценки данных показателей можно определить уровень цифрового неравенства региона и, соответственно, стратегию реализации медиаобразова-тельных программ.

В данном контексте важным представляется вопрос массовизации медиаобра-зования в регионах посредством реализации соответствующих программ в секторе среднего школьного образования. В качестве примера поддержки медиао-бразования на правительственном уровне приведем проект «Медиакласс в московской школе», запущенный в 2021-2022 учебном году в более чем 100 московских школах. Данный проект может быть взят за

Исследование выполнено при финансо1 ного проекта № 21-011-31306.

основу в рамках региональных проектов по преодолению цифрового неравенства посредством реализации медиаобразо-вательных моделей, т.к. в его реализацию включены не только школы, но и ведущие в области журналистики и коммуникаций вузы, а также профессиональное сообщество (посредством открытых лекций и мастер-классов). Встраиваемый в медиа-образовательные программы проект «Медиакласс в московской школе» включает наработки из всех трех концепций, а также практический комплекс работы со школьниками, что позволяет работать с большим количеством учеников и, в зависимости от необходимости, подстраивать образовательный курс под нужды конкретного учебного заведения и класса. Вместе с этим необходимо обратить внимание и на опыт работы некоммерческих проектов по развитию медиаобразования в стране, таких как «Понимая медиа», «Как читать медиа», а также включить в данный комплекс региональные проекты, реализующие собственные медиапедагогиче-ские наработки.

Первичная проблема в контексте настоящего исследования - цифровой разрыв в его социальном аспекте, однако реализация медиаобразовательных программ позволят постепенно преодолеть уровни цифрового неравенства и накопить цифровой капитал.

зй поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках науч-

Библиография

Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60-74. Вартанова Е.Л. Концептуализация цифрового неравенства: основные этапы // Меди@льманах. 2018. № 5. С. 8-12.

Вартанова Е.Л., ГладковаА.А. Цифровой капитал в контексте концепции нематериальных капиталов // Медиаскоп. 2020. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope. ги/2614 001: 10.30547/mediascope.1.2020.8

Гладкова А.А., Гарифуллин В.З., Рагнедда М. Модель трех уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 4. С. 41-72. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2019.4172.

Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015.

Attewell P. (2001) The First and Second Digital Divides. Sociology of Education 74 (3): 252-259.

Compaine B. (2001) The Digital Divide: Facing a Crisis or Creating a Myth? Cambridge: MIT Press.

Gladkova A., Vartanova E., Ragnedda M. (2020) Digital Divide and Digital Capital in Multiethnic Russian Society. Journal of Multicultural Discourses (in print).

Nieminen H. (2016) Digital Divide and Beyond: What Do We Know of Information and Communications Technology's Long-Term Social Effects? Some Uncomfortable Questions. European Journal of Communication 31 (1): 19-32.

Norris P. (2001) The Digital Divide: Civic Engagement, Information Poverty, and the Internet Worldwide. Cambridge, UK: Cambridge Univ. Press.

Park S. (2017) Digital Capital. L.: Palgrave Macmillan. DOI: 10.1057/978-1-137-59332-.

Ragnedda M. (2018) Conceptualizing Digital Capital. Telematics and Informatics 35: 2366-2375.

Ragnedda M, Ruiu M.L., Addeo F. (2019) Measuring Digital Capital: An Empirical Investigation. New Media and Society 1: 1-24.

Ragnedda M., Ruiu M.L. (2020) Digital Capital: A Bourdieusian Perspective on the Digital Divide. Emerald Publishing Ltd.

van Deursen A., Helsper E. (2015) The Third-Level Digital Divide: Who Benefits Most from Being Online? In: Robinson L., Cotton S.R., Schulz J., Hale T.M. et al. (eds.) Communication and Information Technologies Annual (Studies in Media and Communications, Vol. 10). Emerald Group Publishing Limited, pp. 29-52.

van Deursen A., van Dijk J. (2018) The First-level Digital Divide Shifts from Inequalities in Physical Access to Inequalities in Material Access. New Media and Society: 1-22.

Vartanova E., Gladkova A., Lapin D. (2021) Theorizing Russian Model of the Digital Divide. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 1: 5-40.

Wessels B. (2013) The Reproduction and Reconfiguration of Inequality: Differentiation and Class, Status, and Power in the Dynamics of the Digital Divides. In: Ragnedda M., Muschert G.W. (eds.) The Digital Divide: The Internet and Social Inequality in International Perspective. NY: Routledge, pp. 17-28.

Дата поступления в редакцию: 19.11.2021 Дата публикации: 17.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.