Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ЭРНЕСТА ХЕМИНГУЭЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ЭРНЕСТА ХЕМИНГУЭЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

702
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эрнест Хемингуэй / герой кодекса / хемингуэевский герой / роман «По ком звонит Колокол» / стилистические средства

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маргарита Фаритовна Булычёва

в данной статье идѐт речь о главных особенностях произведений великого писателя Эрнеста Хемингуэя, а также рассмотрены стилистические приемы романа «По ком звонит Колокол». Среди стилистических особенностей романа наиболее важным считается различение двух неравных по объѐму пластов. По существу, это особый сплав авторского повествования и внутреннего монолога героя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ЭРНЕСТА ХЕМИНГУЭЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ЭРНЕСТА ХЕМИНГУЭЯ

НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

Маргарита Фаритовна Булычёва

Доцент Кафедры «Изучение языков» Университета Общественной безопасности Республики Узбекистан

АННОТАЦИЯ

в данной статье идёт речь о главных особенностях произведений великого писателя Эрнеста Хемингуэя, а также рассмотрены стилистические приемы романа «По ком звонит Колокол». Среди стилистических особенностей романа наиболее важным считается различение двух неравных по объёму пластов. По существу, это особый сплав авторского повествования и внутреннего монолога героя.

Ключевые слова: Эрнест Хемингуэй, герой кодекса, хемингуэевский герой, роман «По ком звонит Колокол», стилистические средства.

ВВЕДЕНИЕ

Творчество Эрнеста Хемингуэя на протяжении многих лет привлекало внимание критиков. Они открывали в нём новые черты, терялись перед «тайной» авторской манеры писателя и выступали с противоречивыми суждениями. Споры вокруг содержания творчества и стиля Хемингуэя не утихают и ныне, но с каждым днём становится всё яснее, какое значительное место писатель занимает в мировой литературе XX века. В его лучших произведениях с необыкновенной глубиной отражены некоторые ведущие тенденции эпохи, показаны определённые коренные условия существования, формирующие работу сознания, созданы типы интернационального значения. Творчество Хемингуэя, "при всей его противоречивости и неравноценности, является существенным вкладом в художественную культуру человечества"1.

Хемингуэя-писателя сформировала первая мировая война. Ведущая линия его творчества неразрывно связана с разработкой антивоенной темы. Хемингуэй всегда считал войну трагедией, но отношение его к этой трагедии не оставалось неизменным. Развенчав буржуазные представления о патриотизме, чести, долге и тому подобном, писатель показал бесчеловечную сущность империалистической войны. Когда

1 Лидский Ю.Я. «Творчество Хемингуэя». 1978. с. 3. https://t.me/ares uz Multidisciplinarv Scientific Journal'

March, 2022

же усиление социальных противоречий и наступление фашизма вынудили его пересмотреть своё отношение к миру, он пришёл к выводу о необходимости сражаться с реакцией. Война против фашизма в глазах Хемингуэя была насыщена гуманистическим смыслом, а участие в ней на стороне прогресса представлялось писателю высшим нравственным долгом человека.

Хемингуэй был прямым продолжателем реалистических и гуманистических традиций американского писателя Марка Твена. Но национальные проблемы США получили в творчестве Хемингуэя весьма своеобразную трактовку. Главным героем всех его крупных произведений, за исключением повести «Старик и море», неизменно является американец. Однако Хемингуэй чаще всего показывает своего героя не в Америке, а в других странах: Джейк Барнс живёт во Франции, посещает Испанию; Фредерик Генри вступает в итальянскую армию, а дезертировав, отправляется в Швейцарию; Роберт Джордан воюет и погибает в Испании. Только Гарри Морган живёт в США, но и его жильё находится на самой границе страны. В этой особенности романов Хемингуэя отразилось тяготение писателя к интернациональной тематике, стремление выделить основные черты времени, характерные для всего западного мира. Не порывая с реалистической традицией, Хемингуэй создал оригинальный, новаторский стиль, великолепно соответствующий задачам, которые история поставила перед художником.

Эстетика писателя нашла воплощение в его художественных произведениях. Но Хемингуэй и прямо излагает основные принципы своего эстетического кредо в «Смерти после полудня», «Зелёных холмах Африки», некоторых интервью, выступлениях и письмах. Эстетические взгляды писателя, как и его творчество, не оставались неизменными. Под влиянием исторических событий Хемингуэй все отчётливее осознает, что искусство, прежде всего, должно служить человеку, должно играть активную роль в борьбе за утверждение гуманизма. Связь эстетических и социальных категорий является одной из важнейших определяющих черт эстетики Хемингуэя. Это нужно учитывать при анализе произведений писателя.

Творчество Хемингуэя обусловлено сложностью времени и тем нравственным потрясением, которое мировая война принесла миллионам людей земли. Чтобы понять и объективно рассмотреть каждое произведение Хемингуэя, его творчество в целом, необходимо выделить те доминанты стиля, которые вытекали из его эстетической

March, 2022

299

системы и, в соответствие с которыми были приведены многочисленные «элементы» и сами по себе немаловажные.

Хемингуэй не чужд анализа. Но с самого начала его творчества именно трудности обнаружения этого анализа вызывали массу критических оценок, многие из которых сегодня кажутся несостоятельными. Дело в том, что Хемингуэй не показывает читателю процесс анализа, отказывается от собственного комментария. Анализ в произведениях писателя содержится в скрытой форме, составляет основу авторского синтеза и почти никогда не выносится на поверхность. Синтез - одна из самых существенных черт стиля Хемингуэя, характеризующегося особой сдержанностью. Там, где синтез лишается аналитического основания, стиль писателя как бы вырождается, проявляет показательные слабости и утрачивает способность эмоционально воздействовать на читателя. Итак, синтезом мы называем "такую организацию художественного повествования, при которой психологическое состояние персонажа, причины действия, причины отдельных поступков и тому подобное не анализируются непосредственно в тексте, а лишь имплицируются, ничего не теряя в достоверности"2.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Обращаясь к синтезу, Э.Хемингуэй вовсе не оставляет внутреннее содержание произведения на произвол субъективного восприятия. Писатель использует тончайшие средства, чтобы вызвать у читателя строго направленную ассоциацию. Точный расчёт на ассоциативность человеческого мышления - непременное качество авторского синтеза. Также ассоциации очень способствуют созданию эмоционального эффекта, так как заставляют читателя невольно «подставлять» себя на место героя, вызывают чувство сопереживания и «эффект присутствия».

«Роман Хемингуэя не только читаешь, его видишь, слышишь, осознаешь». Олеша Ю. прав, когда говорит, что, обращаясь к книгам Хемингуэя, «даже не можешь дать себе отчёт читаешь ли книгу, смотришь ли фильм, видишь ли сон, присутствуешь ли при совершающемся на самом деле событии»3.

Значение творчества Хемингуэя косвенно отразилось в том факте, что начиная с 20-х годов, его произведения постоянно остаются в

" Лидский Ю.Я. «Творчество Хемингуэя». 14. 1978. с. 3. ! Орлова Р. Д. «Творчество Хемингуэя». Новосибирск. 1968. с. 13.

March, 2022

300

центре внимания литературной критики. Зарубежная хемингуана насчитывает сотни работ, а число посвящённых писателю исследований и статей на русском языке перевалило за сто.

Среди многочисленных зарубежных монографий, посвящённых Хемингуэю, наибольший интерес, по мнению Лидского Ю.Я., представляют книги Бейкера К. и Янга Ф. Работа Бейкера К. содержит очерк творческого пути Хемингуэя. В ней множество тонких наблюдений и интересных замечаний, но концепция исследователя, пытавшегося представить Хемингуэя символистом, как считает Лидский Ю.Я., оказывается в общем неправомерной. Янг Ф. выделил у Хемингуэя два типа героев - «героя кодекса» и «хемингуэевского героя» - и в этом плане рассматривал всё творчество писателя. Работа критика, по замечанию Лидского Ю.Я., оказалась недостаточной для объективной оценки созданного Хемингуэем. В зарубежной хемингуане выделяются также некоторые статьи. В частности, особенно важны и интересны работы Хэллидея Э., резко раскритиковавшего концепцию Бейкера К. и подробно исследовавшего место иронии и вопрос о повествовательной перспективе в произведениях Хемингуэя. Статьи

Хэллидея Э. выгодно отличаются от многих других глубиной и серьёзностью анализа, замечает Лидский Ю.Я., а общий вывод критика о том, что Хемингуэй был реалистом, представляется в высшей степени обоснованным.

Усилиями критиков, литературоведов и биографов Хемингуэя выяснены многие важные проблемы его жизни и творчества. Можно сказать, что большая заслуга в этом принадлежит советскому литературоведению. Прежде всего, нужно отметить многочисленные работы Кашкина И.А.4, на протяжении десятков лет пристально наблюдавшего и оценивавшего творчество писателя. Труды Кашкина И.А. получили мировое признание и были обобщены в монографии, которые вполне можно рассматривать как солидное введение в творчество Хемингуэя. К сожалению, оценки критика не всегда справедливы. Довольно подробные очерки творчества писателя принадлежат перу Мендельсона М.5 и Засурского Я.Н.6. Кроме того, творчество Хемингуэя или его отдельные аспекты анализируются в широко используемых статьях

Кашкин И.А. «Для читателя современника». М. 1977.; «Э.Хемингуэй. Критико-биографический очерк». М. 1966; «Эрнест Хемингуэй» М. 1966.

5 Мендельсон М. «Современная американская литература». М. 1947; «Современный америка 1964.

6 Засурский Я.Н. «Литература США XX века». М. 1978; «Литература США XX века». М.

литература США XX века». М. 1966.

ИЦрэ^Л.те/агеэ иг

March, 2022

Платонова А., Олеши Ю., Эльяшевича А., Орловой Р.Д., Финкельштейна И. и

7

Соглашаясь с оценками многих критиков, хочется особо отметить работы Орловой Р.Д., чья точка зрения по поводу романа «По ком звонит колокол» представляется нам наиболее близкой и точной.

МЕТОДОЛОГИЯ

Тенденция глубоко анализировать отдельные произведения Хемингуэя и весь его творческий путь с каждым годом всё сильнее ощущается в работах исследователей. Всё же некоторые частные и общие вопросы творчества писателя до сих пор не получили достаточного аналитического освещения. Это заметно во множестве противоречий в критических оценках, в спорах по поводу таких произведений писателя, как «По ком звонит колокол», « Старик и море» и других. До сих пор раздаются голоса, отрицающие дарование Хемингуэя - романиста, неоправданно понижаются значение и художественное качество некоторых крупных его произведений. Отсутствует единодушие и в определении того места, которое занимает творчество писателя в современной мировой литературе.

Каждый из критиков вносил в понимание романа что-то новое. И почти с каждым из них нельзя не согласиться. Мы не можем сейчас с полной уверенностью утверждать, что именно хотел сказать и что сказал своим романом Хемингуэй. Но прочитав роман и работы, написанные известными литературоведами по поводу этого романа, приходишь к выводу: пусть не всё, что хотел и мог, вынес писатель в своё произведение, но эта попытка была сделана. И она удалась. Критики, расходясь в деталях, сходятся в главном: книга явилась отражением миропонимания автора и стала «вкладом в американскую и мировую литературу».

Может возникнуть вполне закономерный вопрос: "А почему, собственно, такое внимание к творчеству писателя возникло именно сейчас?" Ответ прост: "Начало работы над романом «По ком звонит колокол» Хемингуэй датировал 1 марта 1939 года. Он трудился над книгой почти беспрерывно и очень напряжённо. В конце июля следующего года рукопись была закончена, и 21

Платонов А. Навстречу людям. «Литературный критик». 1938. №1; Олеша Ю. «Повести и рассказы». М. 1965.; Эльяшевич А. Человека нельзя победить. «Вопросы литературы. 1964. №1.; Орлова Р.Д. любви, о жизни и смерти». «Звезда». 1964. №1.; Финкельштейн И. В поисках поэтическо литературы». 1965. №4; Советская критика о Хемингуэе. «Вопросы литературы» 1967 романист. Годы 20 и 30». Горький. 1974.

March, 2022 Multidisciplinary Scientific Journal'

302

октября первое издание романа вышло в свет. Спустя всего один год после юбилейной даты выхода романа в свет не лишнее было бы напомнить пытливому читателю о творчестве Эрнеста Хемингуэя, так как 21 октября исполняется 81 год со дня первой публикации его знаменитого романа "По ком звонит колокол" и 2 июля - 60 лет со дня смерти выдающегося писателя. В безвременной смерти в начале 60-х годов Эрнеста Хемингуэя было нечто созвучное его произведениям. Хемингуэй умер 2 июля 1961 года. С тех пор утих сенсационный шум вокруг его личности, но интерес к творчеству писателя не уменьшился. Хемингуэю удалось, - пишет Лидский, - с неподражаемым мастерством запечатлеть конкретные черты времени, слить воедино тематику, порождённую самыми бурными десятилетиями XX века, с вечными темами искусства. Поэтому Хемингуэя будут читать как современного писателя и тогда, когда проблемы волнующие нас сегодня станут достоянием истории. Новые поколения, вооружённые собственным историческим опытом, вынесут из художественного наследия Хемингуэя новые уроки, новое счастье общения с огромным талантом»8.

О творчестве Хемингуэя уже много написано. Но страсти вокруг его творчества и биографии не утихают. Каждый год выходят новые книги, новые статьи о Хемингуэе на его родине и в других странах. «Обостряется борьба

9

вокруг его творческого наследия» .

«Настало время, - замечает Лидский, - дать объективную, основанную на детальном идейно-стилистическом анализе текстов и, по возможности, свободную от субъективных наслоений оценку вклада, который писатель внёс в сокровищницу мировой литературы, и определить место Хемингуэя в литературном процессе XX века»10.

Не снимается с повестки дня и необходимость полемики вокруг наследия Хемингуэя. «Отстоять Хемингуэя - романиста и гуманиста - от посягательств реакции - насущная задача прогрессивного литературоведения»11. Мы считаем Хемингуэя великим писателем, прежде всего потому, что на протяжении своего творческого пути он неизменно со всей силой своего дарования утверждал высокие гуманистические идеалы, боролся за человека.

' Лидский Ю.Я. «Творчество Хемингуэя». Киев. 1978. с.404.

' Засурский Я.Н. В предисловии к книге Э. Хемингуэй. Репортажи. М. 1969.

0 Лидский Ю.Я. «Творчество Хемингуэя». Киев. 1978. с.404.

1 Лидский Ю.Я. «Творчество Хемингуэя». Киев. 1978. с.406.

© ©

March, 20221

©

®

©

©

303

ВЫВОДЫ

Итак, можно сказать, что эпиграф из Донна Д., является ключом к пониманию романа «для каждого, кто читает роман Хемингуэя «По ком звонит колокол», и если этот колокол отзывается в душе читающего, то значит, не прервана связь острова и материка и роман, написанный в 1939 году, остается актуален и сегодня».

REFERENCES

1. Лидский Ю.Я. «Творчество Хемингуэя». 1978. с. 3.

2. Засурский Я.Н. В предисловии к книге Э. Хемингуэй. Репортажи. М. 1969.

3. Кашкин И.А. «Для читателя современника». М. 1977.; «Э.Хемингуэй. Критико-биографический очерк». М. 1966; «Эрнест Хемингуэй» М. 1966.

4. Мендельсон М. «Современная американская литература». М. 1947; «Современный американский роман». М. 1964.

5. Засурский Я.Н. «Литература США XX века». М. 1978; «Литература США XX века». М. 1984.; «Американская литература США XX века». М. 1966.

6. Платонов А. Навстречу людям. «Литературный критик». 1938. №1; Олеша Ю. «Повести и рассказы». М. 1965.; Эльяшевич А. Человека нельзя победить. «Вопросы литературы. 1964. №1.; Орлова Р.Д. «О революции и любви, о жизни и смерти». «Звезда». 1964. №1.; Финкельштейн И. В поисках поэтической истины. «Вопросы литературы». 1965. №4; Советская критика о Хемингуэе. «Вопросы литературы» 1967. №8; «Хемингуэй - романист. Годы 20 и 30». Горький. 1974.

March, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.