Герман О.Б.,
Герман Р.Б.
Актуальность изучения историко-правового опыта деятельности
российского сыска
Значительные преобразования в современной политической, социально-экономической, правовой и других сферах российского общества, поиск выхода из кризисной ситуации, в которой оказалась наша страна, - все это заставляет исследователей обратиться к историческому опыту России. Для успешного решения таких проблем, как роль и место органов, осуществляющих розыск и негласное расследование в правоохранительной системе государства, компетенция работников разыскной службы, полномочия органов прокуратуры по надзору за законностью оперативно-разыскной деятельности и многих других требуется очень вдумчивое изучение дореволюционного опыта деятельности сыскных и охранных учреждений, а также подготовки кадров сыскных отделений в России.
Можно по-разному относиться к оперативно-разыскной деятельности (розыску, сыску) - любить, игнорировать, ненавидеть, - однако отрицать необходимость его существования нельзя.
Безусловно, обеспечение общественной и государственной безопасности является неотъемлемой и одной из важнейших функций государства. Ее задача состоит в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить предупреждение и пресечение действий, нарушающих спокойствие и «благочиние», а с другой - оказать содействие дальнейшему развитию внутреннего порядка и безопасности. А.В. Седунов в своем исследовании справедливо отмечает: «Забота о "благочинии" (порядке, спокойствии, благопристойности) и безопасности - именно так традиционно понималась полицейская функция русскими юристами и многими государственными деятелями. Это направление господствовало и в определении сферы компетенции полицейских органов в дореволюционной России» [1, с. 3-4].
Безопасность государства можно достичь только имея в наличии эффективный механизм, позволяющий выявлять и анализировать различные угрозы внутреннему политическому, экономическому и общественному, а также осуществлять различные меры, направленные на ликвидацию и нейтрализацию этих угроз. История нашего государства свидетельствует, что обеспечение общественной и государственной безопасности являлось важнейшим направлением деятельности практически всех государственных и местных учреждений и организаций, так как многообразие внутренних и внешнеполитических задач, которые стояли перед страной, требовало вовлечения в этот процесс всех сил и средств, имеющихся в распоряжении страны. Правительство и местные власти нуждались в правоохранительных органах - важнейшем источнике информации. Правительство рассматривало полицию-милицию и органы государственной безопасности как инструмент принуждения и подавления разнообразных проявлений антигосударственных настроений и неподчинения власти [1, с. 3-4].
Заметим, что традиционно в исследованиях происходило разделение деятельности полицейского аппарата в дореволюционной России и правоохранительных органов советского государства. Данный подход основывался на классовом понимании терминов «полиция» и «милиция». Этим объясняется тот факт, что в советской историографии аксиоматичным было утверждение, согласно которому направления деятельности, методы и организационное оформление советской милиции и органов государственной безопасности не имели практически ничего общего с карательными структурами императорской России [2, с. 34]. Однако во все времена одной из ключевых функций государства являлась полицейская функция.
Обеспечение правопорядка и безопасности - это «постоянно развивающаяся, совершенствующаяся и усложняющаяся деятельность государства и полицейских структур, которая претерпевает некоторые корректировки в зависимости от конкретно исторических условий» [1]. Никогда не стоит забывать о преемственности в истории правоохранительных органов России.
На сегодняшний день личный состав уголовного розыска - это 4 % от общей численности российской милиции. В то же время именно сотрудники этой службы раскрывают три четверти всех преступлений, из которых подавляющее большинство - тяжкие и особо тяжкие. Сыщики являются не только признанной элитой правоохранительных органов, но и главной боевой единицей, на которой в конечном счете держится борьба с уголовной преступностью.
В теории и практике деятельности органов, осуществляющих борьбу с общеуголовной преступностью, известны периоды, когда стремление внести в ее организацию существенные изменения сопровождалось отрицанием значительного объема исторически накопленного положительного опыта. Так, слом государственного устройства России в 1917 году привел к тому, что
организационно уголовная полиция прекратила существование. Однако правительство в скором времени осознало необходимость борьбы с общеуголовной преступностью.
Нередко разработчики законодательных и ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих оперативно-разыскную деятельность, приступают к их подготовке, не проведя соответствующего историко-юридического исследования изданных документов, посвященных тем же вопросам. В таких случаях складываются ситуации, когда положительно зарекомендовавшие себя ранее в теории и практике силы, средства, методы и прочие инструменты оперативно-разыскной деятельности незаслуженно забываются, и их возрождение происходит через много лет. Именно так и произошло с использованием квартир-ловушек, оперативного внедрения, специально созданных фирм-прикрытий и т.д. Как видим, не стоит забывать, что «в оперативно-разыскной деятельности новое - это зачастую хорошо забытое старое» [3, с. 3].
На современном этапе развития российской государственности особое внимание привлекают вопросы, связанные с возрастанием роли спецслужб в нашей стране. В контексте рассмотрения сути данных вопросов и возникших в связи с ними проблем в обществе целесообразно обратиться к деятельности общественного комитета национальной безопасности России в целом и к его докладу о современном политическом сыске (июнь 2005 года), в частности [4].
Так, анализируя систему органов политического сыска в современном Российском государстве, Общественный комитет национальной безопасности России отмечает, что громкие антидемократические события, происшедшие в нашей стране в последние годы, свидетельствуют о фактическом пересмотре руководством России выбранного в начале 90-х годов прошлого века курса на демократические преобразования. С возрастанием роли спецслужб в обществе появляются страх и напряженность.
В докладе подчеркивалось: несмотря на то, что сегодня спецслужбы и правоохранительные органы превратились в инструмент политической борьбы и борьбы за собственность, информация о структуре, методах и формах работы органов политического сыска и объектах их заинтересованности практически недоступна. В стране отсутствуют механизмы общественного и парламентского контроля над деятельностью спецслужб. Со стороны международного сообщества к ним не проявляется должного внимания.
Говоря о содержании российского политического сыска, следует отметить, что в настоящее время он включает в себя мероприятия, проводимые органами безопасности, внутренних дел и другими уполномоченными на это структурами (в том числе прямо либо опосредованно - общественными организациями, фондами, политическими партиями, коммерческими структурами и т.д.), гражданами и их группами. Данные мероприятия, как правило, направлены на получение подробной информации о процессах общественно-политической жизни общества. В дальнейшем полученная информация используется с целью оказания влияния на политическую ситуацию в стране.
С распадом СССР и ликвидацией КГБ было сформировано множество спецслужб в республиках бывшего Союза. В России буквально за несколько лет название главной спецслужбы неоднократно менялось - Агентство национальной безопасности, Министерство безопасности, Министерство безопасности и внутренних дел, Федеральная служба контрразведки, Федеральная служба безопасности.
В 90-е годы прошлого века функции политического сыска выполняли различные подразделения ФСБ и МВД. Нередко в их работе происходило дублирование. Специального же подразделения, занимавшегося исключительно политическим сыском, в то время не было.
В начале XXI столетия в связи с активными внутриполитическими преобразованиями, направленными на усиление роли государственного аппарата и спецслужб, в общественной жизни страны возникла крайняя необходимость формирования обновленной системы политического сыска. В составе Департамента защиты конституционного строя появилось подразделение по борьбе с политическим экстремизмом. Позже подразделения политического сыска стали тесно сотрудничать с подразделениями по борьбе с терроризмом. В 2002-2003 годах главной структурой, занимающейся политическим сыском, стало Управление по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом ФСБ России, входящее в состав Департамента защиты конституционного строя и борьбы с терроризмом. Первый отдел УБТПЭ стал центральным органом всей системы политического сыска. Аналогичные структуры возникли и в региональных управлениях ФСБ. По линии органов внутренних дел продолжилось создание в составе региональных УБОП отделов по борьбе с политическим экстремизмом.
В отношении современной структуры органов политического сыска в России отмечаются высокая степень ее централизованности и нарастающие обороты технологического развития. В той или иной степени вся деятельность системы органов политического сыска подчинена конкретным политическим, экономическим и иным интересам руководства страны и групп, образовавшихся вокруг него.
В заключении доклада Общественного комитета национальной безопасности России был сделан вывод, что сложившаяся система органов политического сыска по своей сути находится в противоречии с основными нормам демократического общества и правами человека. Разрушая естественные общественно-политические процессы, эта система способствует становлению в нашей стране антидемократического автократического политического режима. Из-за отсутствия реальных институтов общественного и парламентского контроля над деятельностью спецслужб, гласности их работы и действенных ограничений их деятельности, закрепленных законодательством, данные процессы весьма опасны, так как постепенно возвращают Россию в атмосферу всеобщего страха и тотального подчинения, царившую в худшие годы советской власти.
Итак, в настоящее время чрезвычайно важно осознавать, что эффективное обеспечение национальной и государственной безопасности - это одно из главных условий стабилизации обстановки в России, защиты ее интересов и один из решающих факторов формирования новой отечественной государственности, поэтому необходим срочный переход к действительной реформе всей системы. При этом нужно обязательно помнить о преемственности в развитии наших отечественных спецслужб, сохранить все то позитивное, что накоплено в деятельности спецслужб дореволюционной России и Советского Союза.
Анализируя процесс становления развития органов, осуществляющих уголовный сыск, приходишь к выводу, что немало функций и задач носили основополагающий характер и сохранили свою актуальность до настоящего времени. К ним относятся: выявление преступлений оперативным путем; проведение оперативно-разыскного дознания; поимка и розыск скрывшихся преступников; создание и функционирование негласного аппарата и ряд других.
Изучая практику работы органов отечественного уголовного сыска, особенно после образования Сыскной полиции в 1866 году, и сравнивая ее с деятельностью уголовного розыска советского периода и настоящего времени (задачи, компетенция, методы оперативной работы и т.п.), убеждаешься в том, что «нередко приемы и методы оперативной работы, хорошо зарекомендовавшие себя в дореволюционный период, предавались забвению и возрождались спустя десятилетия как что-то новое в практике работы оперативных аппаратов органов внутренних дел» [1, с. 53].
Литература
1. Седунов А.В. Обеспечение общественной и государственной безопасности в XIX - первой половине XX века (по материалам Северо-Запада России): Автореф. дис. ... докт. ист. наук. СПб., 2006.
2. Желудкова Т.И. Основные направления деятельности полиции дореволюционной России по охране феодального и буржуазного общественного порядка. М., 1977.
3. Елинский В.И. История уголовного сыска в России (X - начало XX вв.): Учеб. пособие. М., 2004.
4. Система органов политического сыска в современной России // Правда - Info. Доклад общественного комитета национальной безопасности России. 2005. 15 июня.