Научная статья на тему 'Актуальность исследования шумового загрязнения в городах'

Актуальность исследования шумового загрязнения в городах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3675
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ / ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щёлокова Татьяна Дмитриевна

В работе рассматриваются основные проблемы шумового загрязнения окружающей среды транспортом на примере города Мурома. Также в статье обозначается актуальность и необходимость исследований данной проблемы в современных городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность исследования шумового загрязнения в городах»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Y. Liu, X. Wu, L. Huang, Implementation of three level inverter using a novel Space vector modulation 342 The European Physical Journal Applied Physics algorithm, Proc. IEEE Conf. on Power System Technology, Power Con 2002, 13-17 Oct. 2002, Vol.1, pp. 606-610.

2. S. Wei, B. Wu, A General space vector PWM control algorithm for multilevel inverters, Eighteenth Annual IEEE on Applied Power Electronics Conference and Exposition, APEC'03, 9-13 Feb. 2003, Vol. 1, pp. 562-568

© Щагин А.В., Бодрова А.А., Логвин В.И., 2015

УДК 625.098

Щёлокова Татьяна Дмитриевна

Магистрант МИ (филиал) ВлГУ Владимирская обл., г. Муром, РФ E-mail: misery83@yandex.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ В ГОРОДАХ

Аннотация

В работе рассматриваются основные проблемы шумового загрязнения окружающей среды транспортом на примере города Мурома. Также в статье обозначается актуальность и необходимость исследований данной проблемы в современных городах.

Ключевые слова

Шумовое загрязнение, транспортные потоки, планировочная организация городов.

На сегодняшний день акустошумовое загрязнение является одним из важных факторов вредного влияния на окружающую среду и здоровье человека. Жители современных городов постоянно находятся в условиях шумового дискомфорта. Шумовое загрязнение становится причиной многих заболеваний, длительное воздействие шума ведет к снижению производительности труда, к ухудшению качества жизни и значительным экономическим потерям в связи с выполнением мер по улучшению экологической ситуации [1, с. 32-33].

Как известно, основными источниками шума в городах является автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт. Современную жизнь уже невозможно представить без транспортных сообщений, перевозок грузов, доставок товаров и т.п. Следовательно, уровень шумового загрязнения в городах будет расти с каждым годом. Улучшить сложившуюся шумовую ситуацию непросто, но акустическое благополучие городов - важная проблема многих отраслей градостроительства и решение данной ситуации можно достигнуть только при комплексном подходе.

Рассмотрим проблему шумового загрязнения на примере города Муром. Основной целью исследования акустошумового загрязнения в городах является определение уровня шумового загрязнения на оживленных участках, а также разработка мер по улучшению сложившийся шумовой ситуации.

Численность населения Мурома на 2015 год составляет 110746 человек, по данным территориального органа государственной статистики по Владимирской области Муром является лидером по числу машин на душу населения. На период исследований в городе насчитывается более 43 тысяч автомобилей, следовательно почти каждый третий житель города имеет автомобиль [2]. Эта статистика бьет не только средне областные, но даже общероссийские рекорды. Автомобильный парк города постоянно растет, вместе с этим увеличивается доля автомобилей, выработавших свой технический ресурс, следовательно в городе ухудшается не только акустическая, но и экологическая ситуация.

Долгое время острой проблемой для города Мурома являлся транзитный транспорт. Особенно данная

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

проблема ощущалась до ввода в эксплуатацию вантового моста, соединявшего Владимирскую и Нижегородскую области, а также развязок на въезде в город [3, с. 2]. Исторический центр в большинстве своем был избавлен от большегрузов, но акустическая ситуация ухудшилась в промышленных районах города.

Кроме того, необходимо отметить недостатки планировочной организации города. Зачастую можно столкнуться с тем, что между оживленным участком дороги и жилым домом не наблюдается нормативных 25 метров, предусмотренных в ГОСТ 20444-85 «Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики.» [4, с. 5]. Во многих спальных районах города преобладает сквозное движение, так как к другим домам просто не подобраться. Также в городе не наблюдается зеленых насаждений на территориях разделительных полос, все эти факторы являются грубыми ошибками градостроительства, которые сказываются на акустической ситуации.

Анализ и состав транспортных потоков является важной частью исследования шумового загрязнения. Определение интенсивности движения впоследствии поможет для состава шумовой карты города, что в свою очередь, определит меры по улучшению акустической ситуации.

Рассмотрим транспортные потоки на одном из загруженных перекрестков города. Перекресток улиц Московская - Дзержинского - Владимирское шоссе является одним из крупнейших перекрестков города. Это объясняется тем, что рядом находится Муромский автовокзал. Ежедневно с платформ автовокзала осуществляется отправление автобусов по 29 междугородним маршрутам, также по данному участку дороги осуществляется движение 13 городских автобусов [5]. За автовокзалом расположена техническая зона движения железнодорожного транспорта, прилегающая к вагоноремонтной базе. На данной территории расположена зона отстойника вагонов Муромского железнодорожного вокзала. Также следует отметить, что въезд в город в основном осуществляется через Владимирское шоссе.

При проведении наблюдений в течении 20 минут на исследуемом перекрестке 16 ноября 2015 года в 17:00 часов были получены результаты по составу транспортных потоков, данные представлены в таблице 1. За грузовой транспорт приняты — газели грузоподъемностью до 1,5 т., кран—манипулятор, трактор для копки траншей и грузовик для вывоза мусора.

Таблица 1

Анализ транспортных потоков

Направление движения Легковые автомобили Грузовые автомобили Автобусы

Число Доля, % Число Доля, % Число Доля, %

Перекресток улиц Московская — Дзержинского — Владимирское шоссе (во всех направлениях) 710 21,3 39 1,17 33 0,99

Общее количество транспортных средств: 782 шт.

После проведения анализа на данном участке, можно сделать вывод, что данный перекресток имеет большую пропускную способность и значительную загруженность, также образуются так называемые пробки. В связи с этим, следует произвести измерение уровней шумового загрязнения с получением количественных характеристик реального звукового давления, на улицах города создаваемых источниками акустического сигнала и сопоставить с действующими санитарными нормами, следовательно, необходимо обеспечить достоверность полученных результатов. Таким образом, в исследовании шумового загрязнения важным этапом является метрологическая обеспеченность измерительных процедур и средств или, иначе говоря, наличие заведомо исправного и аттестованного измерительного оборудования.

В большинстве современных городов исследование и разработка методов и мер по снижению шумового загрязнения только набирает обороты. Комплексный подход к улучшению данной проблемы должен включать разгрузку транспортных потоков, планирование объездных дорог и появление улиц «дублеров», рациональную жилую застройку, планирование мест временного скопления людей, применение шумоизолирующих экранов, посадку зеленых насаждений. Не следует, также, забывать и об учёте возможного распространения (прогнозировании направления распространения) шума вглубь селитебных районов под влиянием локальных условий, включая условия метеорологические [6, с. 686-687].

Таким образом, следует сделать вывод о том, что исследование шумового загрязнения на городских

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

территориях - актуальная тема и исследования в данном направлении будут являться основой для принятия комплекса мер по оптимизации условий жизнедеятельности селитебных зон, уменьшению аустошумовой нагрузки на человека.

Список использованной литературы:

1. Соловьёв Л.П., Булкин В.В., Шарапов Р.В. Существование человека в рамках техносферы / Машиностроение и безопасность жизнедеятельности. 2012, №1(11). - С.31-39.

2. Сайт Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vladimirstat.gks.ru/ (дата обращения: 12.11.2015).

3. Bulkin V.V., Kalinichenko M.V. The problems of reducing the noise level on open sites of machine building plants and living areas / IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, Vol.91 (2015), 012080.

4. ГОСТ 20444-85. Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики. - Москва: Издательство стандартов, 1986. - 37 с.

5. Сайт Муромского автовокзала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosbuslines.ru/ (дата обращения 20.11.2015).

6. Bulkin V.V., Kirillov I.N. Environmentally-Atmospherical Monitoring of Industrial Machine Builder State / Applied Mechanics and Materials. Vol.770 (2015). -pp.686-689.

© Щёлокова Т.Д., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.