Научная статья на тему 'Актуальность использования проектно-ориентированного обучения в подготовке направления «Информатика и вычислительная техника»'

Актуальность использования проектно-ориентированного обучения в подготовке направления «Информатика и вычислительная техника» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROJECT LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Староверова Н.А., Шакирова Г.М.

Исследован компетентностный подход в образовании. Рассмотрена графическая модель процесса обучения при компетентностном подходе. На основе компетенций направления «Информатика и вычислительная техника», проанализирована актуальность применения проектно-ориентированного образования для этого направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Староверова Н.А., Шакирова Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competence approach in education was investigated. Graphical model of the learning process within competence approach was considered. According to "Computer Science" competencies, relevance of the design-oriented education appliance for this area was analyzed.

Текст научной работы на тему «Актуальность использования проектно-ориентированного обучения в подготовке направления «Информатика и вычислительная техника»»

УДК 332.28

Н. А. Староверова, Г. М. Шакирова АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ НАПРАВЛЕНИЯ «ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

Ключевые слова: компетенции, проектное обучение.

Исследован компетентностный подход в образовании. Рассмотрена графическая модель процесса обучения при компетентностном подходе. На основе компетенций направления «Информатика и вычислительная техника», проанализирована актуальность применения проектно-ориентированного образования для этого направления.

Keywords: competence, project learning.

The competence approach in education was investigated. Graphical model of the learning process within competence approach was considered. According to "Computer Science" competencies, relevance of the design-oriented education appliance for this area was analyzed.

Основные цели современной системы образования это интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Современные тенденции образования Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Для достижения выше перечисленных целей необходимо построить систему обучения таким образом, чтобы на каждом этапе представлять насколько, мы приблизились к поставленным целям. Поэтому современная система обучения сформирована на основе компетентностного подхода [1].

Компетентность - это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. Одновременно следует исходить из того, что компетентность шире знания (или умения и навыка), но оно включает их. В отличие от знаний, умений и навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом, компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.

Компетентностный подход в обучении - это подход в профессиональном образовании и обучении, при котором учебная программа сфокусирована в основном на результатах, а не на целях обучения.

Акцент делается на утвержденный перечень компетенций (академические и профессиональные профили) и трансформацию их в желаемые результаты. Утвержденный перечень компетенций детально описывает действия, представляющие собой набор знаний и навыков, необходимых на соответствующем рабочем месте. Утвержденный перечень компетенций определяется социальными потребностями и требованиями рынка труда. Профессиональное образование, основанное на компетенциях, существует во множестве форм.

Таким образом, можно построить графическую модель процесса обучения при компетентностном подходе вплоть до демонстрации полученных знаний, навыков и умений. Предполагается, что каждая ступень графической лестницы влияет на последующую и предыдущую.

Первую ступень пирамиды можно определить как признаки и характеристики, они составляют основу для обучения. Они описывают специфические качества индивидуумов, которые будут в дальнейшем способствовать процессу познания. Именно различия в признаках и характеристиках являются причиной того, почему люди выбирают разные траектории обучения, получают разные по уровню знания, навыки и умения. Вторая ступень состоит из навыков, умений и знаний, которые развиваются в процессе приобретения учебного опыта, в особенности практического. Третья ступень это- компетенции, являются результатом интеграции учебных опытов, в каждом из которых навыки, умения и знания, взаимодействуя, формируют учебный комплект в отношении определенных заданий. Четвертая ступень: демонстрация - это результат применения компетенций. На этом уровне происходит оценка обучения, основанного на компетенциях. Приведём пример компетенций по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника» бакалавры:

ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ПК-7 готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях;

ПК-3 разрабатывать интерфейсы "человек -электронно-вычислительная машина";

ПК-4 разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных;

ПК-9 участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов;

ПК-10 сопрягать аппаратные и программные средства в составе информационных и автоматизированных систем;

ПК-11 инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем.

Одним из важнейших аспектов компетентностного подхода при формировании основных образовательных программ в рамках уровневой системы подготовки является выбор технологий обучения, стимулирующих активную вовлеченность студентов в научно-образовательную среду и практическую деятельность.

Одной из таких новых реализуемых в рамках компетентностного подхода

образовательных форм являются «творческие проекты», которая используется в рамках проектно-ориентированного подхода в образовании, где применяется метод проектного обучения.

Метод проектного обучения - это метод преподавания, посредством которого студенты получают знания и умения, исследуя на протяжении определенного времени сложные оригинальные вопросы и тщательно разработанные задачи и программы.

В литературе содержится большое количество определений понятия "проектирование" [2, 3, 4, 5,6]. Наиболее общим является мнение, что проектирование - это процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Идея вовлечь студентов в проектную деятельность берет начало в 1900 годы, когда Джон Дьюи изучал преимущества метода «учиться на деле». Таким образом, в рамках метода проектного обучения студенты попадают в ситуацию, когда они «учатся на деле» и активно конструируют знания.

Преподаватели могут направлять студентов при выборе проектов, или они могут предоставить студентам возможность самостоятельно выбрать проект и стратегию его реализации. С этой точки зрения Бе вгааГ & Ко1тоБ (2003) различают 3 типа проектов:

• Проект-задача. Команды студентов работают над проектами, выбранными преподавателем, и используют разработанную им методику. Такого рода проекты подразумевают минимальные мотивацию и развитие навыков студентов.

• Проект-дисциплина. Преподаватель определяет предметную область проекта, а также общий подход к его реализации. Однако студенты сами решают, какими проектами заниматься, и разрабатывают стратегию их реализации.

• Проект-проблема. Студенты практически самостоятельно выбирают сам проект и подход к его реализации.

На данный момент из проектного обучения используются: выполнение курсовых работ бакалавров, научно-исследовательских работ магистрантов, выполнение заданий по практикам. Эти методики в большей части соответствуют первому типу проектов, это проект-задача, этот тип наиболее удобен для преподавателя, но наименее эффективен с точки зрения развития творческих и организационных способностей студентов. С этой точки зрения более эффективными были бы два других типа проектов, это проект-дисциплина и проект-проблема, но при их применении требуется больше организационной и методической подготовки, потому что необходимо предусмотреть алгоритм построения подотчётности студентов, возможности их консультаций и в тоже время предоставления им максимальной творческой свободы.

Зная компетенции, применяемые для направления «Информатика и вычислительная техника», можно использовать метод проектного образования и улучшить процесс обучения путем введения сквозных проектов и формирования проектных групп на раннем этапе обучения студентов. Благодаря вовлеченности каждого участника проектной группы, а также установления для каждого из них определенной роли, в процессе работы над проектом, определяются основные навыки и предпочтения студентов в дальнейшей их профессиональной деятельности.

Литература

1. Татур Ю. Г. Высшее образование сегодня. №3. С. 2026. (2004)

2. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Исследовательская работа школьников.. №. 1. С. 24-34. (2001)

3. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. 3. Павлов И. П. Полное собрание трудов. — М.- Л., 1951. Т. III.

4. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.

5. Berlyne D. Structure and direction in thinking. N.-Y., 1965.

6. Сафина Л. А., Тухбатуллина Л. М., Фуфлыгина Н. В. «Вестник Казанского технологического университета, №10,с 451-455 (2010)

7. Тухбатуллина Л. М., Сафина Л. А. Вестник Казанского технологического университета, №10,с 456458, (2010)

8. Тухбатуллина Л. М., Сафина Л. А. Вестник Казанского технологического университета, №17,с 247248 (2011).

© Н. А. Староверова - канд. техн. наук, доц. каф. автоматизированных систем сбора и обработки информации КНИТУ, па1а-staroverova@yandex.ru; Г. М. Шакирова - магистрант той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.