Научная статья на тему 'Актуальность использования беспилотных летательных аппаратов в МЧС России и в Воронежской области'

Актуальность использования беспилотных летательных аппаратов в МЧС России и в Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
171
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность использования беспилотных летательных аппаратов в МЧС России и в Воронежской области»

ся крюком (аналог системы «МиШНй»), хорошо зарекомендовало себя базовое шасси КамАЗ-6520 (рис. 2).

Рис. 2. КамАЗ-6520 (6х4) с МПР, универсальной рамой-платформой и смонтированным на ней быстросъёмным модулем (насосно-рукавным).

Вполне очевидно, что одним из преимуществ АСМ контейнерного типа является то обстоятельство, что используемое базовое шасси (БШ) и сменная надстройка являются отдельными элементами.

Это позволит, во-первых, осуществить подбор наиболее оптимального БШ, а, во-вторых, установить на шасси быстросъёмный модуль (контейнер), в комплектацию которого входит необходимый вид АСИиО для конкретной ЧС (аварии). Таким образом, мы получаем конкретную модель АСМ с заданным уровнем функциональности в зависимости от сложившейся ЧС (аварии).

Концепция развития контейнерных АСМ заключается в сокращении издержек, направленных на приобретение и поддержание в работоспособном состоянии редко используемых специализированных АСМ. [4]

Основные преимущества контейнерных АСМ заключаются в следующем:

- создание достаточно обширного модельного ряда надстроек, которые могут устанавливаться на транспортирующее (базовое) шасси и доставляться к месту ЧС (аварии);

- применение типа (вида, комплектации) надстройки в зависимости от ЧС (аварии) путём её оперативной установки на транспортирующее (базовое) шасси с помощью быстродействующей подъёмно-транспортной системы (типа «Multilift» или иной системы);

- использование надстройки в зависимости от необходимости в комплексе с транспортирующим (базовым) шасси или отдельно, после демонтажа с БШ и установки надстройки в зоне ликвидации сложившейся ЧС (аварии).

Применение съёмных модулей (контейнеров) позволит осуществить подбор наиболее оптимального БШ, которое будет использовано в качестве основного транспортного средства по доставке экипажа спасателей и необходимого АСИиО к месту ЧС (аварии).

В общем виде БШ с установленной быстродействующей подъёмно-транспортной системой (МПР или «МиШНй») и быстросъёмным модулем, предназначенным для перевозки АСИиО, будет иметь вид, представленный на рис. 3.

7900

Рис. 3. Базовое шасси КамАЗ-6520 (6х4) с быстродействующей подъёмно-транспортной системой и быстросъёмным модулем для перевозки АСИиО

При этом следует учитывать:

- за основу берётся серийно производимое (коммерческое) шасси, оборудованное быстродействующей подъёмно-транспортной системой;

- экипаж АСМ будет состоять из трёх человек: командира экипажа-спасателя, водителя-спасателя и спасателя;

- специально сконструированный и оборудованный быстросъёмный модуль для перевозки АСИиО к месту ЧС (аварии), имеет следующие стандартизованные геометрические размеры: длина - 5150 мм, ширина 2400 мм, высота -1700мм.

Необходимо подчеркнуть, что такой вариант АСМ с быстросъёмным модулем, далее аварийно-спасательная машина со сменной надстройкой (АСМ-СН) лучше всего использовать в качестве объектовых АСМ, к примеру на потенциально-опасных объектах (которых в России около 800) или на объектах экономики, элементы которых расположены как в населённых пунктах с развитой дорожной сетью (городской зоне), так и за её пределами с труднопроходимыми участками дорог или бездорожьем. [2]

Область использования АСМ-СН, смонтированных на неполноприводных БШ, ограничивается наличием дорог и подъездных путей с твёрдым дорожным покрытием. [1,2]

В связи с этим, для улучшения тактических характеристик АСМ-СН (доставка экипажа спасателей за минимальное время к любому месту, где произошло ЧС), необходимо использовать полноприводное БШ. Применение полноприводных автомобилей позволит использовать АСМ-СН как на дорогах с твёрдым покрытием, так и на дорогах с грунтовым покрытием или вне дорог, что в свою очередь увеличит область использования данной машины.

При рассмотрении автомобильных базовых шасси семейства КамАЗ альтернативой неполноприводному БШ КамАЗ-6520 (6х4), может послужить полноприводная модификация БШ КамАЗ-6522 (6х6) с двухскатной ошиновкой (рис.4).

Рис. 4. Базовое шасси КамАЗ-6522 (6х6) и его геометрические размеры

Вместе с тем, недостатком базового шасси КамАЗ-6522 (6х6) является ограниченная пассажировместимость. Из опыта ликвидации ЧС известно, что экипажа спасателей в количестве трех человек не всегда достаточно. Поэтому целесообразно на отдельных видах АСМ-СН увеличить экипаж до 7 человек.

Это возможно, если на используемом БШ установить сдвоенную кабину салонного типа. Конструктивные возможности предложенных шасси это позволяют осуществить, так как длина рамы может быть увеличена.

В ведущих европейских странах основным требованием к аварийно-спасательным машинам контейнерного типа является ограничение по массога-баритным показателям машины вместе с надстройкой. [4]

К примеру, в Германии стандартом DIN 14505 установлены следующие показатели:

- длина со съемной надстройкой - 9500 мм;

- ширина - 2500 мм;

- максимальная высота в транспортном положении - 3300 мм;

- максимальная высота при съеме надстройки - 3800 мм;

- полная масса (для тяжелого класса) - 15-16 т;

- масса системы съема надстройки - 1-1,5 т;

- полная масса надстройки - не более 12 т.

Исходя из этого, можно заключить, что основным критерием для выбора БШ является массогабаритные показатели. Такие свойства БШ, как: полнопри-водность, ошиновка, однорядная или двухрядная кабина - не учитываются, и скорей всего, являются уточняющим фактором при выборе БШ заказчиком.

Ещё одним немаловажным аспектом в создании АСМ-СН необходимо считать саму используемую надстройку, а именно из каких материалов она создана. Техническому совершенству необходимо подвергать не только используемое БШ, но также и элементы съёмной надстройки. [3,4]

Создание стандартизованной конструкции рамы (основания), позволит устанавливать (монтировать) на ней съемные надстройки различного назначения. Рама (основание) надстройки будет являться основным силовым элементом съёмной надстройки, который воспринимает вес надстройки, передаёт его на элементы БШ (подвеску, ходовую часть), обеспечивает надёжность крепления надстройки на БШ при его движении, особенно на высоких скоростях и в усло-

виях пересечённой местности. Все остальные элементы съемной надстройки можно выполнить из более лёгких материалов, что в свою очередь приведёт к уменьшению массы надстройки, выполненной на раме (основании), и вспомогательных конструкций, предназначенных для перевозки АСИиО. В результате это позволит увеличить массу полезной нагрузки, в нашем случае - номенклатуру и количество перевозимого АСИиО.

На сегодняшний день программа развития специальных автомобилей контейнерного типа принята и претворяется в жизнь, уже имеется ряд образцов подобной техники, отдельные экземпляры которых воплощены в металле (рис. 2). Можно констатировать тот факт, что в скором времени концепция «контейнерных автомобилей» для аварийно-спасательных служб в нашей стране будет востребована. Необходимо только изменить стереотипы в отношении специалистов к применению концептуально новых технических решений.

Библиографический список

1. ГОСТ 22653-77. Автомобили. Параметры проходимости. Термины и определения - М.: Стандарты, 1977.

2. Анализ применения аварийно-спасательных машин и определение путей совершенствования их конструкций [Текст]: Отчёт о НПР (заключительный): Шифр «Спасмаш-08» / Кафедра эксплуатации вооружения и техники; рук. работы С. С. Носков; отв. исп. А. И. Прокопенко. - Химки: АГЗ МЧС России, 2008 - 30 л. Инв. № 2277к (ЧЗ).

3. Совершенствование парка пожарных автомобилей России / В. В. Пивоваров - М.: ВНИИПО, 2006. - 194 с.;

4. Журнал «Противопожарные и аварийно-спасательные средства» № 2 (12). - М.: ООО «Гротек», 2006. - 64 с.: ил.

Способ производства термореактивных

полимерных композиционных материалов (ПКМ)

Разумов А. А., Груздева Ж. В.

Беляев С. В., Кропотова Н. А.,

Ивановскитй институт ГПС МСЧРоссии, г. Иваново

Композиты, в которых матрицей («связкой») служит полимерный компонент, являются одними из самых многочисленных и разнообразных видов материалов. Целью настоящей работы было достижение кардинального сокращения длительности процесса отверждения и достижение существенной экологической безвредности, как производственного процесса, так и его изделий.

В качестве объекта усовершенствования был взят технологический процесс производства абразивных инструментов на фенолформальдегидной связке. Это обусловливалось теми соображениями, что именно абразивно-инструментальная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.