Научная статья на тему 'Актуальность идеализма Германа Когена (предисловие к переводу Р. Мунк «Другой критический идеализм Германа Когена»)'

Актуальность идеализма Германа Когена (предисловие к переводу Р. Мунк «Другой критический идеализм Германа Когена») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
131
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ / КОГЕН / КАНТ / ПЛАТОН / МЫШЛЕНИЕ / ПОЗНАНИЕ / ИНАКОВОСТЬ / ВОПРОШАНИЕ / ЭТИКА / ИУДАИЗМ / CRITICAL IDEALISM / COHEN / KANT / PLATO / THINKING / LEARNING / OTHERNESS / QUESTIONING / ETHICS / JUDAISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белов Владимир Николаевич

Предлагается обсуждение вопроса «Зачем изучать Когена?» Дается первый и предварительный ответ, согласно которому изучение мысли Германа Когена актуально для современной философии по крайней мере по пяти причинам. Они включают (1) улучшение Когеном критического идеализма субъекта, который он заменяет на идеализм идеи; (2) изложение мысли как этики закона; (3) артикуляция понятия антиципации в качестве принципа времени, истории и интерпретации; (4) изложение критического идеализма в виде идеализма не насильственного, тоталитарного или редукционистского, но идеализма в отношении инаковости и Другого; (5) роль истории (особенно истории религии иудаизма) в строительстве религии разума и концепции иудаизма. Согласно Когену, мышление есть мышление первоначала. Под первоначалом же он понимает, однако, не просто начало любого мыслительного процесса, но первоначало критического мышления; а «первоначало» критического мышления он трактует в сущности как акт вопрошания. По мысли марбургского неокантианца, мышление производится из себя и само устанавливается в качестве цели и задачи. Это полагание себя в качестве цели и задачи подчеркивает самовозрастающую природу мышления, первоначальность самопроизводства. Первоначальность мышления является одним из значений термина «чистый», которое свидетельствует о том, что мышление в себе самом имеет импульс к движению, а не во внешних влияниях. Делается вывод о том, что с преодолением дуализма рецепции и спонтанности критический идеализм получил позитивный импульс. Они согласованы друг с другом, потому что идея, понимаемая как гипотеза, образует фундамент (научный) знания. Поэтому критический идеализм может быть определен как идеализм идеи вместо идеализма субъекта. Согласно Когену, мышление определяется через деятельность по образованию суждений. Суждение устанавливает по существу отношение между двумя различными понятиями, поэтому Коген определяет суждение также как акт «разделения» и «объединения». Это означает, что суждение является актом, который генерирует нечто через переменные направления деятельности разделения и объединения. Таким образом, марбургский философ трактует дискурсивное мышление как корреляцию разделения и объединения. Следовательно, дискурсивное мышление может быть определено как проникновение и сохранение переменных направлений деятельности разделения и объединения. Это означает, что сохранение переменных направлений деятельности есть отличительный признак, как схема развития мышления, следовательно, системы философии. Схема мышления определяется не через синтез или снятия, но через сохранение. В конце концов, мы можем сказать, что это в критическом идеализме Когена принадлежит к базовой структуре деятельности чистого, производящего мышления, что мышление находится над знаком инаковости и Другого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of Hermann Cohen''s crtical idealism (preface to the translation of R. Munk''s ''Another critical idealism of Hermann Cohen'')

This article attempts to answer the question as to why one should study Cohen. The author’s first and preliminary answer is that the study of Hermann Cohen’s thought is relevant to contemporary philosophy due to at least five reasons: (1) Cohen’s improvement of critical idealism of subject through replacing it with the idealism of ideas; (2) the exposition of thought as the ethics of law; (3) the development of the notion of anticipation as the principle of time, history, and interpretation; (4) the exposition of critical idealism as a form of idealism that is not violent, totalitarian or reductive, but rather is an idealism aimed at alterity and the other; (5) the role of history and especially the history of Judaism in constructing a religion of reason and the developing the concept of Judaism. According to Cohen, thinking is the thinking of first elements. However, he understands the first elements not only as the beginning of any thinking process, but also as the first principle of critical thinking, whereas the ‘first principles’ of critical thinking are the act of questioning. Cohen believes that thinking is generated from itself. Thinking sets itself as the goal and objective, which emphasises the self-expanding nature of thinking, the original self-generation. Initially, thinking is one of the meanings of the term ‘pure’, which suggests that thinking in itself rather than external influences is an impetus for the movement,. It is concluded that, having overcome the dualism of reception and spontaneity, critical idealism received a positive impulse. They are consistent with each other, because the idea understood as a hypothesis forms the basis for (scientific) knowledge. Therefore, critical idealism can be defined as the idealism of ideas as opposed to the idealism of the subject. According to Cohen, thinking is shaped in the course of making judgments. Judgment determines the ratio between two different concepts; therefore, Cohen defines judgment as an act of ‘separation’ and ‘association’. This means that the judgment is an act of generation through the variable directions of separation and association. Thus, the Marburg philosopher defines discursive thinking as a correlation between separation and association. Therefore, discursive thinking can be defined as the penetration and preservation of the direction variables of separation and association activities. This means that the preservation of direction variables is a distinctive feature representing a scheme of thinking and, therefore, a system of philosophy. Schemes of thinking are not determined by synthesis or removal, but rather by preservation. In conclusion, it is possible to state that, in Cohen’s critical idealism, this belongs to the basic structure of the pure activity, which generates thought, and that thought is a sign of otherness and the other.

Текст научной работы на тему «Актуальность идеализма Германа Когена (предисловие к переводу Р. Мунк «Другой критический идеализм Германа Когена»)»

НЕОКАНТИАНСТВО

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕАЛИЗМА ГЕРМАНА КОГЕНА (предисловие к переводу Р. Мунк «Другой критический идеализм Германа Когена»)

Статья Президента Когеновского общества Р. Мунка может представлять интерес для отечественного читателя прежде всего тем, что акцентирует внимание на актуальности когеновского концепта философского идеализма. Такой подход автора статьи противостоит достаточно распространенному — и не только в России — предубеждению, что философия марбургской школы и, само собой, ее основного представителя имела значение лишь в конце XIX — начале XX века, а позже эта роль сошла на нет. Или еще более радикальному мнению о том, что марбургское неокантианство привело трансцендентальный идеализм Канта к тупику, из которого нет иного выхода, кроме как отказаться от неокантианского варианта развития идеализма.

Итак, как утверждает автор статьи, когеновский идеализм есть идеализм критический. Но что это значит по отношению к другим формам идеализма? А предполагается в общем-то достаточно важное изменение: ничего вне мышления. Но тогда ребром встает вопрос о первоначале познания и мышления, так как отрицается это первоначало в чувственности, аффицированное самими вещами.

Первый и основной постулат критического идеализма состоит в том, что он относится к научному познанию, и «факт науки» поэтому рассматривает в качестве того, что выступает данностью чувственности в догматическом или метафизическом идеализме. Но как же то, априорные основания чего философия и должна установить, является и ее первоначалом? В своеобразный «герменевтический круг» взаимосвязи философии и науки критический идеализм Когена проникает путем понимания процесса спонтанности, самопроизводства мышления. Этот процесс, по мнению Мунка, у марбургского мыслителя носит диалогический, диалектический характер, когда основные составляющие процесса мышления и познания — суждение, категория, понятие и идея — взаимодействуют друг с другом посредством вопроса и ответа, причем ответ всегда предполагает здесь новое вопрошание.

Критический идеализм Когена предполагает нескончаемый диалог не только между структурными элементами мышления и познания, но и между творцами философского идеализма. Особое значение, по мысли Коге-на, и что подчеркивает автор статьи, должен иметь диалог между Кантом и Платоном, поскольку он способствует превращению критического идеализма из идеализма субъекта в идеализм идеи.

Самым существенным результатом, к которому приходит автор статьи в отношении характера критического идеализма Германа Когена, стал вывод о том, что этот идеализм приводит не к закрытой, тоталитарно-самодостаточной системе философского знания, но к системе открытой в сторону инаковости, Другого, системе диалогической, что несомненно имеет самые серьезные перспективы в современных философских штудиях.

66

Неокантианство

В том же журнале, где опубликована статья Р. Мунка, представлена также дискуссия по поводу актуальности философии Германа Когена1. В ней среди прочих обсуждается и вопрос о характере идеализма главы марбург-ской школы неокантианства в свете продуктивности тех трансформаций, которые произвел Коген в понимании идеализма по сравнению с Кантом для современной философии. Интересная, по основным аспектам аналогичная той точке зрения, которая изложена в предлагаемой здесь статье, высказана известным итальянским исследователем творчества Когена А. Помой. Он полагает, что «современная несвоевременность» философской позиции Германа Когена заключена в том, что она может восприниматься как определенный контрапункт к европейской культуре постмодерна. Что он имеет ввиду под подобным утверждением? По мнению итальянского исследователя, когеновская философия стала ответом на те вопросы о современной культуре, которые подняты постмодерном, однако ответом не в том смысле, который ищется в рамках философии постмодерна. «Например, — замечает Пома, — Коген развивает такой проект рационализма, который от образа, приписываемого рационализму в постмодернизме, отличается существенным образом. Для постмодерна рационализм равнозначен философии идентичности, философии представляющего мышления, тоталитарной идеологии и т. п. Когеновская философия абсолютно рационалистична, однако его мышление никоем образом не является философией идентичности, мышлением процесса представления и в любом случае не является тоталитарной, ортодоксальной философией»2.

В. Н. Белов

1 Zeitgemäße Unzeitgemäßheit. Hermann Cohens Philosophie heute // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. 2011. Vol. 59, is. 2. S. 311-322.

2 Ibid. S. 317.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.