Научная статья на тему 'Актуальность и особенности создания скейт-парков в России'

Актуальность и особенности создания скейт-парков в России Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
3099
558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКЕЙТ-ПАРК / РОЛЛЕРДРОМ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кузнецова Е. С.

В данной статье рассматривается мировой опыт строительства скейт-парков, а так же вопросы актуальности, особенности и проблемы строительства скейт-парков в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность и особенности создания скейт-парков в России»

АКТУАЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ СКЕЙТ-ПАРКОВ В РОССИИ

© Кузнецова Е.С.*

Уральская государственная архитектурно-художественная академия,

г. Екатеринбург

В данной статье рассматривается мировой опыт строительства скейт-парков, а так же вопросы актуальности, особенности и проблемы строительства скейт-парков в России.

Ключевые слова скейт-парк, роллердром.

Для того, чтобы оценить степень изученности и актуальности проблемы проектирования и создания скейт-парков в России, необходимо ввести понятие скейт-парка, роллердрома, а так же провести исторический анализ развития данного направления и оценить ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день.

Скейт-парк - это специально оборудованная территория, предназначенная для людей, занимающихся экстремальными видами спорта такими, как: скейтбординг, агрессивное катание на роликах, вело мото экстрим (ВМХ), агрессивное катание на самокате, велотриал и многими другими. В зависимости от вида, представляет собой либо поверхность с размещенными на ней в определенном порядке фигуры, либо сама является большой фигурой с различными гранями, уклонами, рампами и т.п.

Роллердром - это плоская площадка для катания на роликах, чаще всего по кругу. Может включать в себя площадку для занятий слаломом и площадки для обучения.

Впервые скейт парки начали строить в семидесятых годах прошлого века. В основном парки того времени были бетонными и некоторые из них дожили до сегодняшнего дня. Отправной точкой для строительства новых скейт-парков стал человек по имени Ален Волкер (Alen Walker). Он и его команда Burnside Project в 1990 году основали скейт-парк под мостом Бёрнсайд (Burnside Bridge). Для строительства этого скейт-парка была использована площадь, основными поселенцами которой до них были бездомные. Исследования за последние годы показали, что новый скейт-парк открывается каждые три дня где-нибудь в мире.

Успех скейт-парка у посетителей в наибольшей степени зависит от компетентности его разработчиков. Причем речь идет не только о квалификации в области ландшафтного дизайна или строительных работ, но и о наличии у проектировщика спортивных навыков в заявленных дисциплинах.

* Магистрант кафедры Архитектуры зданий и сооружений.

Стоит отметить, что на данный момент, в силу многих обстоятельств, Россия отстает от Запада в сфере строительства зданий спорта, несмотря на то, что позиционирует себя, как великую спортивную державу На сегодняшний день такие сооружения, как скейт-парки, и в особенности, крытые, на территории России практически отсутствуют! А те, что существуют, можно пересчитать по пальцам. Помимо этого нет никакой литературы по этой тематике, а опыт строительства имеют лишь фирмы-производители. Этот факт практически исключает работу архитектора-проектировщика, что на мой взгляд, недопустимо. Так же стоит подчеркнуть, насколько велика потребность в таких сооружениях! - спортсменам просто негде тренироваться зимой.

При проектировании и строительстве новых скейт-парков необходимо учитывать множество аспектов, с целью достижения максимальной эффективности и доступности:

1. Градостроительный аспект. Включает в себя расположение объекта в структуре города, степень влияния на городскую среду, связь с инфраструктурой города и соответствие сооружения архитектурному контексту. В первую очередь, речь идет о местоположении объекта. Проведя анализ застройки, пространства, осей и точек восприятия определенного места, возможно расположить здание таким образом, что оно может подчеркнуть уже существующие в нем объекты, стать доминантой в структуре города, реорганизовать неиспользуемое или неэффективно используемое пространство, а так же стать центром притяжения современной «уличной» культуры, и, тем самым, вывести ее на новый уровень.

Большое значение имеет так же связь с инфраструктурой города, поскольку такое здание должно иметь максимальную доступность. Доступность определяется наличием остановок общественного транспорта и возможность в теплое время года добраться «свои ходом».

2. Ландшафтный аспект. Немаловажное значение имеет не только само здание скейт-парка, или какая-то отдельно взятая скейт-площадка. Значимым фактором является обустройство всего комплекса. Это внедрение здания в ландшафтную структуру конкретного участка городской среды, использование ландшафтных элементов для улучшения эстетических качеств местности, и возможности формирования функциональных зон и акцентирования определенных маршрутов и направлений движения.

3. Функциональный аспект. Касательно функциональных особенностей, хотелось бы отметить, что здание может совмещать в себе несколько основных (доминирующих) функций. Так в здании можно расположить площадку скейт-парка, роллердрома, скалодрома; так же можно добавить универсальные залы, тренажерные залы, столы для игры в бильярд, настольный теннис и бассейн. Все эти виды легко можно легко совмещать, поскольку требования к ним во многом схожи. Помимо этого для комфортного времяпрепровождения в здании требуется размещение сопутствующих функций:

Архитектура

9

пункт питания, медпункт, раздевалки и душевые, тренерские, помещения для хранения и ремонта инвентаря, прокат, места для отдыха. Административная часть должна включать кабинеты персонала, а так же конференц-зал для поведения встреч, выставочные залы, магазин. Так же возможно размещение гостиничных номеров для приезжих райдеров. В целом, для достижения максимальной комфортности, а так же высокого статуса сооружения необходимо использовать комплексный подход.

4. Конструктивный аспект. Для создания площадки скейт-парка небольшого размера подходят конструктивные системы с использованием колонн и ферм, однако для создания скейт-площадок большого размера необходимо применение более прогрессивных конструктивных систем. Это связано с тем, что на территории площадки не должно быть препятствий и колонн, поскольку они затрудняют использование расположенных на площадке фигур. В связи с этим, для создания скейт-парков больших размеров возможно применение тентовых, вантовых, мембранных и пневматических конструкций, а так же использование структурных плит и других видов большепролетных конструкций.

5. Эстетический аспект. Как уже было сказано, вновь создаваемое здание должно обладать эстетической привлекательностью. Однако помимо этого, здание скейт-парка, на мой взгляд, должно отражать и специфику тех видов спорта, которыми в нем занимаются. В связи с этим, здание может иметь элементы, присущие уличной культуре агрессивного катания. Неотъемлемой его частью является граффити. Это самовыражение скейт-культу-ры в визуальных образах. Так же немаловажно, на мой взгляд, подчеркнуть в образе здания динамику, активность и ритмичность, присущие всем агрессивным видам катания. Это позволит создать уникальный объект, который, в свою очередь будет являться своеобразной визитной карточкой города на мировой арене агрессивных видов спорта.

6. Социальный аспект. По моему мнению, это самый главный аспект при создании скейт-парка, это причина его появления. Изначально, здание проектируется исходя из потребностей города и общества, и с целью удовлетворения этих потребностей. Именно поэтому, здание должно быть максимально удобным, максимально выразительным, и максимально доступным для всех групп населения, в том числе и инвалидов. Важным моментом является то, что такое сооружение позволяет организовать времяпрепровождение большого количества жителей, и в особенности, подростков, что, на данный момент является проблемой. И если в теплое время года им есть где тренироваться, кататься и проводить время, то в холодный сезон года эта проблема становится как никогда актуальной. Молодежи просто некуда пойти и нечем заняться, что порождает массу проблем социального характера. Однако ситуацию можно исправить. Построив такой многофункциональный экстрим-

парк, город обеспечивает молодежь не только местом катания и спортивных занятий, но и местом общения, встреч людей со схожими интересами.

Помимо того, что таким образом повышается заинтересованность в данных видах спорта среди молодежи, автоматически поднимается уровень катания райдеров, развитие получает и весь экстрим-спорт в области.

Список литературы:

1. Спортивные сооружения (пособие к СНиП 2.08.02-89).

2. Понятие скейтпарка, виды, классификация, примеры в России и в мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ru-wiki/333415.

3. Описание скейтпарков России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://razor.ru/v/skejtparki.

4. История скейтпарков, оборуование, применяемое в скейтпарках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sk8-b.ru/works.html.

5. Советы по проектированию и строительству скейтпарков, оборудование, примеры проектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tech-ramps.com/ru.

6. Проектирование роллердромов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.multiparks.ru/index.php/features/skeitpark.html.

7. Схемы размещения оборудования на площадках скейт-парков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://asport.su/equipment0308.shtml.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕНТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

© Леонова А.Н.*, Карпанина Е.Н.*

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

В данной статье рассмотрены конструктивные особенности тентовой архитектуры. Анализируются достоинства и недостатки данных конструкций. Приводятся основные классы тентовых конструкций и особенности их применения.

Тентовая архитектура реализуется сегодня в уникальных выставочных павильонах, крупнейших олимпийских сооружениях, во всемирно-известных аэропортах, престижных отелях, торговых комплексах, производственных сооружениях самого различного функционального назначения.

* Доцент кафедры Строительных конструкций и гидротехнических сооружений, кандидат технических наук.

* Доцент кафедры Строительных конструкций и гидротехнических сооружений, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.