Научная статья на тему 'Актуальность и обоснованность проблемы развития внутреннего рынка потребительской кооперации'

Актуальность и обоснованность проблемы развития внутреннего рынка потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кооперация / кооперативное движение / кооператив / рынок / внутрен-ний кооперативный рынок / кооперативные организации. / cooperation / cooperative movement / cooperative / market / internal cooperative market / cooperative organizations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Сергей Владимирович, Максимова Веста Владимировна

статья посвящена проблемам современного состояния и научного изуче-ния внутреннего рынка потребительской кооперации. В ней дается характеристика основ-ных особенностей внутреннего кооперативного рынка, оценивается вклад мировой и отече-ственной науки в разработку проблемы создания и функционирования внутреннего рынка потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE URGENCY AND VALIDITY OF THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF THE INTERNAL MARKET OF CONSUMER COOPERATION

the article is devoted to the problems of the current state and scientific study of the domestic market of consumer cooperation. It gives a description of the main features of the internal cooperative market, assesses the contribution of the world and domestic science to the development of the problem of the creation and functioning of the domestic market of consumer cooperation.

Текст научной работы на тему «Актуальность и обоснованность проблемы развития внутреннего рынка потребительской кооперации»

УДК: 330.83

ББК: 65.02

Максимов С.В., Максимова В.В.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Maksimov S.V., Maksimova V. V.

THE URGENCY AND VALIDITY OF THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF THE INTERNAL MARKET OF CONSUMER COOPERATION

Ключевые слова: кооперация, кооперативное движение, кооператив, рынок, внутренний кооперативный рынок, кооперативные организации.

Keywords: cooperation, cooperative movement, cooperative, market, internal cooperative market, cooperative organizations.

Аннотация: статья посвящена проблемам современного состояния и научного изучения внутреннего рынка потребительской кооперации. В ней дается характеристика основных особенностей внутреннего кооперативного рынка, оценивается вклад мировой и отечественной науки в разработку проблемы создания и функционирования внутреннего рынка потребительской кооперации.

Abstract: the article is devoted to the problems of the current state and scientific study of the domestic market of consumer cooperation. It gives a description of the main features of the internal cooperative market, assesses the contribution of the world and domestic science to the development of the problem of the creation and functioning of the domestic market of consumer cooperation.

За последние две сотни лет в лице потребительских кооперативов выработан эффективный механизм хозяйствования и социального партнерства. Опираясь на принцип совместной деятельности и добровольной взаимопомощи, кооперативы играют роль агентов трудовых социальных групп, объединяя их силы и средства для создания кооперативных предприятий и справедливого распределения выгод от совместной деятельности.

Основой хозяйственной деятельности кооперации является независимый экономический оборот кооперативных предприятий. Благодаря своей значимости кооперация признана третьим сектором мировой экономики наряду с частным и государственным секторами. Повышение эффективности использования предприятий потребительской кооперации в условиях рыночной экономики тесно связано с решением целого ряда организационно-экономических задач, направленных на использование внутренних резервов хозяйствования. С учетом ориентации потребительской кооперации России на сельского

жителя оптимизация социально-экономических связей, демократизация управленческих отношений, качественное изменение экономического участия членов в хозяйственной деятельности потребительских кооперативов является обязательным условием ее перехода к расширенному воспроизводству и удовлетворения экономических потребностей сельских жителей.

В современной России потребительские кооперативы, как правило, не соответствуют принципам создания и функционирования кооперативных организаций. Их отличает низкая эффективность и неприспособленность к требованиям рынка. Потребительские кооперативы Центросоюза РФ слабо реализуют имеющиеся у них потенциальные возможности. Население не проявляет к ним должного интереса, а большинство участников рынка игнорируют кооперативную идеологию и практику. В ближайшей перспективе кооперативной идентичности в России грозит деградация. Негативную лепту в ее углубление вносит недопонимание особенностей функционирования кооперативов в рыночной экономи-

ке. В кооперативной системе наблюдаются застойные явления. В первую очередь они проявляются в слабом использовании внутренних резервов развития. Из-за этого потребительские кооперативы не способны стать по-настоящему социально и экономически привлекательными организациями. Им хронически не удается сформировать единый кооперативный сектор экономики и возглавить общероссийское кооперативное движение.

Расширить понимание сущности кооператива можно, глубоко и тщательно осмыслив кооперативную теорию и мировой опыт развития кооперации. В этой связи особую важность приобретает проблема внутреннего рынка потребительской кооперации (далее -ВКР). Ее актуальность очевидна в связи с неудачными попытками Правительства РФ найти экономически эффективный механизм включения крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в систему рыночных отношений. Федеральный закон 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и созданная на его основе «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» (утверждена постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717) не учитывают возможности потребительской кооперации и ВКР в этом вопросе. В результате 3090 снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных кооперативов теряют потенциальный рынок Центросоюза России, объединяющий 2 млн. 469 тыс. пайщиков в 1705 районах страны. В еще более сложном положении оказываются более 2 млн. личных хозяйств населения, на долю которых приходится от 40% до 80% производства сельскохозяйственной продукции страны.

С принятием правительственных документов, а также «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (2010 г.) и вступлением России в ВТО (2012 г.) невозможно откладывать разработку новой модели взаимодействия малых форм хозяйствования на селе с широкими слоями кооперированных потребителей их продукции, которая бы способствовала увеличению доходов и снижению издержек малых форм сельскохозяйственных товаропроизводителей через их вовлечение в товарооборот ВКР, а также со-

здавала бы условия для выхода из кризиса и полноценного развития потребительской кооперации Центросоюза России.

В разные годы потребительской кооперации было посвящено большое количество исследований, в которых ВКР негласно присутствовал в качестве подразумеваемого социально-экономического фона, но, как правило, не рассматривался самостоятельно. Элементы теории ВКР можно обнаружить уже в самых ранних трудах о кооперации. Уже в 1837 г. Р. Оуэн предлагал создать справедливую и естественную систему общего владения, внутри которой можно было бы наладить взаимный обмен продуктами на справедливых основаниях и без личной конкуренции1. Ш. Фурье видел в кооперации непосредственную репродукцию рынка, возникшую в рыночной среде и предназначенную для ее регулирования. Его фаланстеры, по сути, задумывались как эксклюзивные мини-рынки, где производство, торговля и потребление сельхозпродуктов объединялись на основе совместного владения «акционеров», участвующих в производстве личным трудом и обменивающихся продуктами без посредников2. У. Кинг ввел в теорию кооперации категорию экономической рентабельности, прибыльности, паевого капитала и подтвердил идею «производить торговлю для обслуживания друг друга». Он также предрек возможность соединения кооперативного потребления с городским и сельскохозяйственным производством в рамках кооперативных товариществ, создающих общественный фонд для борьбы с частным капиталом3. Л. Блан указал на необходимость для кооперативных ассоциации выходить за узкие рамки обособленных обществ и формировать единое эко-

4

номическое пространство .

Рочдельские ткачи сформулировали принцип покупки кооперативных товаров по рыночным ценам, крайне важный для эффективности ВКР. В своем «Манифесте» роч-

1 Мюллер Г. Международное кооперативное движение. Пер. с нем. Чешихин В.Е. - М., 1919. С. 12-13.

2 Творцы кооперации: Сборник / Сост. Л.А. Самсонов. (Экономические чтения). - М.: Московский рабочий, 1991. - 300 с. С. 38.

3 Кинг У История кооперативной мысли. 2-е изд. - Пг., 1918. С. 43.

4 Кооперативная хрестоматия: Сборник статей и речей о кооперации. - М., 1919. С. 63-64.

дельцы описали первый прообраз локального ВКР, к созданию которого вскоре приступили. Они рассматривали свой кооператив как «самостоятельную общину», где производство и распределение осуществляется «в своем ... кругу и своими собственными средствами». При этом рочдельцы были пионерами и в вопросе расширения ВКР за пределы единичной ассоциации и предлагали оказывать помощь другим кооперативам в их развитии1.

В 1863 г. было создано «Английское общество оптовых закупок», ставшее оригинальной моделью развития ВКР в Великобритании. Дж. Митчелл, - председатель Общества, - говорил на конгрессе 1982 г., что «кооператив должен создать . самодовлеющую колонию объединенных интересов»2. В его дальнейших словах идея ВКР проявляется с еще большей силой: «Пусть кооперативы накопляют товарищеский капитал, пусть объединяют производство и распределение, а полученные сбережения пусть достанутся на долю тех, кто потребляет продукты, так как они-то и создали эти сбережения»3. Г. Кауфман налаживал практическую работу кооперативного рынка Германии, создавая в рамках возглавляемого им германского «Общества оптовых закупок» условия для централизации потребления и организации распределения товаров «через посредство свободных объединений (кооперативов) и силами самих потребителей и в их интересах» .

Европейская практика развития кооперации во второй половине XIX - начале ХХ вв. подчас давала еще более яркие образцы экономических и социальных успехов, достигнутых на принципах ВКР. Одним из ярчайших примеров их интуитивного применения стало «Производственно-потребительское общество долины Бирсек» в швейцарском Обервиле. Общество создавало различные виды производства для обслуживания интересов местных крестьян-пайщиков и развивало диверсифицированное потребительское направление в ин-

Творцы кооперации: Сборник / Сост. Л.А. Самсонов. С. 58.

2 Митчелл Дж. Потребление - основа кооперации: Из вступительной части речи на кооперативном конгрессе 1892 г. в Рочделе // Творцы кооперации и их думы: - Сб. - М., 1919. С. 34-37.

3 Там же. С. 62.

4 Кауфман Г. Пути и цели кооперации. - М., 1905. С. 78.

тересах пайщиков-потребителей, каковыми являлись крестьяне и горожане. Менее чем за 10 лет число потребительских кооперативов в долине увеличилось со 160 до 2 000. Все они были связаны между собой единством целей, местонахождения и работали для одного и того же экономического субъекта - члена-пайщика5.

Ряд ученых начала ХХ в. довольно близко подходили к идее ВКР. Так, сто с лишним лет назад была выведена формула экономической роли кооперации, как универсальной «коррективы капиталистического распределения», устраняющая недостатки свободного рынка6. Это значило, что потребительские кооперативы должны составлять конкуренцию частной торговле в масштабах местного, регионального и национального рынка, что без самостоятельного кооперативного рынка трудно реализуемо. Тогда же было сделано прозорливое наблюдение о способности кооперации увеличивать свою долю в общественном рас-пределении7. Ф. Штаудингером была высказана мысль о вреде хозяйственной раздробленности кооперативов, виновной в дороговизне кооперативного оборота, росте убытков и сокращении общей прибыли кооперации . По сути, Ф. Штаудингер выразил идею максимального укрупнения потребительских обществ и достижения экономического эффекта путем экономии на масштабах деятельности, вполне укладывающиеся в парадигму ВКР.

В то же время приводились доводы, показывающие некапиталистический характер прибыли потребительских обществ. Ш. Жид в общих чертах аргументировал тезис о способности потребительской кооперации устранять кризисы благодаря организованности ее рын-ка9. Некоторые исследователи смогли увидеть трудности формирования ВКР (Ф. Оппенгей-

5 Творцы кооперации: Сборник / Сост. Л.А. Самсонов. - М.: Московский рабочий, 1991. (Экономические чтения). - 300 с. 81-82; Гшвинд С. Акционерное общество кооперативов // Там же. С. 81-86.

6 Тотомианц В.Ф. Основы кооперации. - Берлин, 1923. С. 63, 72.

7 Там же. С. 62; Фурье Ш. Коммунальная контора // Творцы кооперации. С. 70.

8 Тотомианц В.Ф. Указ. соч. С. 79.

9 Бланк Г.Я. Основы теории и истории потребительской кооперации. - М.: Издательство Центросоюза СССР, 1968. С. 16; Жид Ш. Кооперация: Пер. с фр. -СПб., 1909. 272 с. С. 95; Соболев М.Н. Экономическая теория кооперации. - Харьков, 1919. С. 53-54.

мер), на котором сталкиваются экономические интересы кооперативных продавцов и покупа-телей1.

В целом за долгие годы исследований учеными было доказано, что кооперация играет в экономике стран самостоятельную роль. Громко прозвучала мысль о конкурентной сущности потребительской кооперации и ее рыночных возможностях. При разнице подходов в целом ученые сходились на том, что кооперативная организация не может действовать в отрыве от кооперативного членства. Идея ориентации кооперативов на своих членов и ведения хозяйственной деятельности в их интересах навсегда стала аксиомой кооперативной науки.

В России одним из первых непосредственно затронул проблему рынка потребительской кооперации М.Н. Соболев2. К числу его заслуг в этой области мы должны отнести следующие утверждения:

- кооперативный рынок - это обособленное и самостоятельное экономическое явление;

- рынок потребительской кооперации поддается регулированию за счет устойчивости платежеспособного спроса ее членов;

- баланс кооперативного спроса и предложения создает высокую степень определенности кооперативного рынка и повышает его способность к восстановлению;

- ориентация сбытовых, перерабатывающих и производственных кооперативов на товарный рынок потребительской кооперации обеспечивает им устойчивый сбыт в лице кооперированных покупателей. «Этим путем ... связываются широкие слои трудового крестьянства - производителей земледельческих продуктов и широкие массы городских потребителей»;

- объединенные кооперацией трудовые хозяйства получают экономические центры, регулирующие их производство и обмен и направляющие их хозяйственную деятельность.

Минусом кооперативного рынка, по М.Н. Соболеву, является его зависимость от конъюнктуры частнокапиталистического рынка с его циклическими кризисами пере-

1 Николаев А.А. Теория и практика кооперативного движения. - М., 1908. С. 71-72.

2 Соболев М.Н. Указ. соч. С. 52-57.

производства3. Однако и в этом случае кооперативный рынок менее подвержен ценовым колебаниям: «Организованность и обеспеченность сбыта являются обстоятельствами, которые облегчают переживание последствий кризиса и его низких цен» .

В России второй половины XIX века одним из самых последовательных пропагандистов потребительской кооперации был профессор И.Х. Озеров, на собственном опыте познакомившейся с деятельностью западноевропейской и российской кооперации. Потребительские общества привлекали его своей способностью объединять разные социальные группы и даже блокировать социальную напряженность между классами. По его мнению, потребительский кооператив был идеальным местом для людей различного социального положения, чтобы объединить свои усилия за общим делом, научиться ценить и уважать взаимные интересы. Книга И.Х. Озерова «Что такое общество потребителей, как его основать и вести» получила премию юридического факультета Московского университета и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.5 В нашей стране его идеи до сих пор не воплотились; более того, российская действительность продуцирует в основном противоположные примеры, затрудняя для нас понимание социально-интегрирующей роли потребительских кооперативов и их внутреннего рынка.

Значительный вклад в теорию и методологию ВКР внес

А.В. Чаянов6. В своих работах ему удалось показать, что:

1. Интересы мелкого сельскохозяйственного производства и городского потребления даже при условии их кооперирования находятся в «антагонистическом» противоречии;

2. Поскольку крестьяне заинтересованы продавать продукцию дорого, а клиенты городского потребительского общества по-

3 Соболев М.Н. Указ. соч. С. 52-53.

4 Там же. С. 54.

5 Ефимов Е. Счастливая горькая жизнь Ивана Озерова // Босс. 2008. № 3. URL: http://www.bossmag.ru/view.php?id=3364.

6 Чаянов А.В. Организация кооперативного сбыта. - М., 1918; Он же. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. Издание 2-е, заново переработанное и дополненное. Издание Книго-союза. - М., 1927.

купать ее дешево, прямой «внутрикоопера-тивный обмен» между крестьянскими и городскими потребительскими кооперативами невозможен из-за коренного различия их экономических интересов;

3. При этом обе формы кооперации -сельская и потребительская (городская) -могут взаимодействовать посредством непрямых торговых транзакций и поддерживать одна другую;

4. Существует возможность построения кооперации по сбыту по типу потребительской, когда крестьянская продукция при покупке переходит в собственность кооператива с полной оплатой его рыночной стоимости и с распределением прибылей кооператива в конце года «сообразно стоимости заноса»;

5. Потребительские общества и их местные союзы конкурентоспособны на мелких розничных рынках в силу своей «крупности» и способны вести успешную борьбу с местной мелкой торговлей;

6. Крестьянам выгоднее реализовывать сельхозпродукцию через кооперативный рынок, чем испытывать неопределенность и нести издержки по времени в поисках дешевого сбыта на частном рынке;

7. Кооперирование рынка приводит к вытеснению частных агентов с местного (розничные торговцы), территориального (оптовые торговцы) и национального (экспортные конторы) рынков через замену их на «местный кооператив», «местный территориальный союз» и «союз третьей степени»;

8. Кооперирование рынка создает условия для проникновения кооперативного начала в производство «подобно тому, как некогда торговый капитализм расчистил дорогу капитализму промышленному».

В советский период это важное направление не получило должного развития; исследования велись в основном по проблемам, связанным с колхозами и социалистической потребительской кооперацией.

Зарубежная кооперативная мысль гораздо дальше продвинулась в изучении экономического поведения кооперативных организаций, поскольку зарубежная практика, в отличие от отечественной, проявляет к ним повышенный интерес.

А.В. Чаянов высказал важный теоретический постулат о роль кооперативного член-

ства в деятельности кооператива. От себя мы могли бы добавить, что их роль также велика в развитии и укреплении внутреннего кооперативного рынка. Однако в действительности порядок взаимных отношений между членами кооператива и кооперативами является куда более сложным. Далеко не на каждом этапе развития кооперативная организация целиком зависит от своего членства. Известно немало случаев, когда кооперативы своими усилиями формируют поредевшее членство, заботятся о получении пайщиками экономической выгоды, соблюдении демократических процедур и т.д. Существуют также примеру успешного репродуцирования кооперативной среды кооперативными организациями. Впрочем, потенциально А.В. Чаянов предусматривал такой вариант развития, когда указывал, на какие цели должна распределяться кооперативная прибыль, полученная от нечленов.

Другой крупный теоретик кооперации, И.В. Емельянов, в отличие от А.В. Чаянова, более принципиально относился к проблеме коммерческого дохода в кооперативе, и отрицал саму его возможность без того, чтобы кооператив не потерял своей идентичности. Полностью специфика кооперативного объединения, писал И.В. Емельянов, проявляется только в одном признаке, а именно, «в отсутствии приобретательства в кооперативном то-вариществе»1. У И.В. Емельянова хорошо разработана теория акционерного кооперативного капитала, в рамках которой он дает удовлетворительное объяснение сущности и значения кооперативной прибыли и кооперативного дивиденда. Акционерный капитал кооперативов, указывает И.В. Емельянов, может проявляться в разных видах. Так, в группах кооперативных закупок он действует в форме авансовых платежей участников кооператива. В долговременных кооперативных образованиях (подобных потребительским обществам - С.М., В.М.) он проявляется в виде инвестиционного капитала, мобилизационного фонда и т.д.2

При этом, в «чистом» кооперативе, в котором отсутствуют участники-клиенты (нечлены), дивиденды, по И.В. Емельянову, не

1 Емельянов И.В. Теоретическая постановка кооперативной проблемы. - Прага, 1929. Цит. по: Соболев А.В. Основные проблемы европейской кооперации. С. 141.

2 Там же. С. 145.

являются процентом, хотя формально выплачиваются членам в соответствие с долей участия в капитале и подсчитываются по определённой процентной норме, как того требуют рочдельские принципы. Дивиденды, полученные в кооперативных агрегатах, не являются доходом собственно кооператива. Напротив, выплаченные члену дивиденды представляют собой часть той доли, которую член кооператива должен получить за участие в его хозяйственной деятельности. Таким образом, оплата акционерного капитала в кооперативах есть дело внутрикооперативное (происходят внутри агрегата)1. Таким образом, дивиденды, по И.В. Емельянову, являются оговорённым доходом, заранее согласованным и рассчитанным между участниками кооперативного агрегата. Они не могут считаться предпринимательской прибылью, так как прибыль заранее не согласуется2.

Автор предупреждает, что на практике участие клиентов-нечленов в кооперативных организациях часто заканчивается их полным распадом и приводит к вырождению в другие экономические организации. Поэтому в кооперативах не должно быть внешних клиентов, не принимающих участие в хозяйственной деятельности кооператива, а также ее инвестировании или авансировании3.

В СССР, начиная с периода колхозной коллективизации, взгляды на проблемы внутреннего кооперативного рынка заметно изменились. Утвердилось мнение, что в потребительские кооперативы «трудящиеся объединяются, чтобы приобретать на наиболее выгодных условиях предметы потребления»4, за счет чего заметно сузилось понимание истинных целей и задач кооперации. При этом материальное участие пайщиков в образовании средств кооператива уже не считалось обяза-тельным5.

После искусственного перемещения потребительской кооперации СССР в сельскую местность за ней закрепились функции товарного обеспечения сельских масс, в своей хо-

1 Там же. С. 146-147.

2 Там же. С. 146.

3 Там же. С. 148.

4 Бланк Г.Я. Основы теории и истории потребительской кооперации. - М.: Издательство Центросоюза СССР, 1968. С. 13 и др.

5 Там же. С. 33.

зяйственной и социальной деятельности направляемой советским государством и обеспечивающей проведение «социально-экономических преобразований на селе»6. На практике это выливалось в монопольную по своей сути розничную торговлю в селах и деревнях, закупку и сбыт колхозной сельхозпродукции и т.д. Лишь в незначительной части потребительские общества обслуживали интересы подсобных хозяйств колхозников.

Что же касается внутреннего кооперативного рынка, то в СССР он окончательно потерял свои типологические черты, так как кооперация была переориентирована государством на обслуживание огромных масс некооперированного населения и предприятий агропромышленного комплекса (АПК)7. В 19701980 гг. потребительские кооперативы превратились в многоотраслевую хозяйственную систему, участвующую в создании и реализации

конечного продукта агропромышленного

8

комплекса .

Состояние современных исследований кооперации в России характеризуется однобокостью и превалированием «предпринимательского» подхода к ее деятельности. Ученые привыкли делить кооперацию на отдельные виды, между которыми выстраиваются искусственные барьеры, затрудняющие их объединение на основе ВКР. При всей актуальности существующих ныне научных подходов в отечественной экономической науке остается определенный пробел в области теоретико-методологических исследований внутреннего рынка» и кооперативного движения в

6 Материалы XI съезда уполномоченных потребительской кооперации СССР (11-14 декабря 1984 г.). - М.: Экономика, 1985. - 184 с. - (СССР Центросоюз). С. 13, 14.

7 «Потребительская кооперация призвана способствовать осуществлению социально-экономической политики КПСС, повышению благосостояния советских людей, сближению условий жизни городского и сельского населения. В этих целях потребительская кооперация на основе самодеятельности и самоуправления решает задачи дальнейшего развития и совершенствования торговли, общественного питания, заготовок сельскохозяйственных продуктов и сырья, расширения производства товаров народного потребления на своих предприятиях». Цит. из: Петухов В.М., Рынысов В.В. Организационно-уставные вопросы деятельности потребительской кооперации. - М.: Экономика, 1987. - 135 с. С. 5.

8 Апопий В.В. Система связей потребительской кооперации в АПК. - М.: Экономика, 1986. С. 22.

целом. Практически отсутствуют работы по изучению такого социально-экономического явления как «внутренний рынок» потребительской кооперации1.

Дальнейшее изучение ВКР потребительской кооперации будет способствовать экономическому развитию 2459 потребительских

обществ, объединяющих 2 млн. 469 тыс. пайщиков в 1705 районах страны, а также укрепит экономику субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства, к которым относится 280 тыс. К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей и 2 млн. хозяйств населения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мюллер, Г. Международное кооперативное движение / пер. с нем. В.Е. Чешихина -М., 1919.

2. Творцы кооперации: сборник / сост. Л.А. Самсонов. (Экономические чтения). - М.: Московский рабочий, 1991. - 300 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кинг, У. История кооперативной мысли. - 2-е изд. - Пг., 1918.

4. Кооперативная хрестоматия: сборник статей и речей о кооперации. - М., 1919.

5. Митчелл, Дж. Потребление - основа кооперации: Из вступительной части речи на кооперативном конгрессе 1892 г. в Рочделе // Творцы кооперации и их думы. - Сб. - М., 1919.

6. Кауфман, Г. Пути и цели кооперации. - М., 1905.

7. Гшвинд, С. Акционерное общество кооперативов // Творцы кооперации: сборник / сост. Л.А. Самсонов. - М.: Московский рабочий, 1991. (Экономические чтения). - 300 с.

8. Тотомианц, В.Ф. Основы кооперации. - Берлин, 1923.

9. Фурье, Ш. Коммунальная контора // Творцы кооперации: сборник / сост. Л.А. Самсонов. - М.: Московский рабочий, 1991. - 300 с. (Экономические чтения).

10. Бланк, Г.Я. Основы теории и истории потребительской кооперации. - М.: Издательство Центросоюза СССР, 1968.

11. Жид, Ш. Кооперация: пер. с фр. - СПб., 1909. - 272 с.

12. Соболев, М.Н. Экономическая теория кооперации. - Харьков, 1919.

13. Николаев, А.А. Теория и практика кооперативного движения. - М., 1908.

14. Ефимов, Е. Счастливая горькая жизнь Ивана Озерова // Босс. - 2008. - № 3. - Ц^: http://www.bossmag.ru/view.php?id=3364.

15. Чаянов, А.В. Организация кооперативного сбыта. - М., 1918.

16. Чаянов, А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. - Издание 2-е, заново переработанное и дополненное.- М.: Издание Книгосоюза, 1927.

17. Емельянов, И.В. Теоретическая постановка кооперативной проблемы. - Прага, 1929.

18. Материалы XI съезда уполномоченных потребительской кооперации СССР (11-14 декабря 1984 г.). - М.: Экономика, 1985. - 184 с. - (СССР. Центросоюз).

19. Петухов, В.М., Рынысов, В.В. Организационно-уставные вопросы деятельности потребительской кооперации. - М.: Экономика, 1987. - 135 с.

20. Апопий, В.В. Система связей потребительской кооперации в АПК. - М.: Экономика,

1986.

21. Соболев, А.В. Основные школы европейской кооперации: обзор кооперативных идей (XIX - первая половина XX вв.): учебное пособие. - М.: Московский университет потребительской кооперации, 2004. - 172 с.

22. Максимов, С.В. Развитие внутреннего рынка потребительской кооперации. - М., Инфра-М. 2013. - 363 с. - (Научная мысль).

1 Среди имеющихся работ см.: Максимов С.В. Развитие внутреннего рынка потребительской кооперации. - М.: Инфра-М, 2013. - 363 с. - (Научная мысль).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.