Научная статья на тему 'Актуальность и эффективность использования визуальных образов в обучении иностранным языкам'

Актуальность и эффективность использования визуальных образов в обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
954
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ИЗОБРАЖЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФУНКЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мария Дмитриевна Маденова

В данной статье рассматривается актуальность и эффективность использования визуальных образов в качестве импульса к развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Отмечаются преимущества визуализации на уроке иностранного языка. Выделяются и систематизируются критерии выбора изображений для использования на занятиях, описываются функции изображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Мария Дмитриевна Маденова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность и эффективность использования визуальных образов в обучении иностранным языкам»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК: 1174

Мария Дмитриевна Маденова

Тверской государственный университет, 2 курс, магистратура

madenovvam@mail. ru

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В

ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальность и эффективность использования визуальных образов в качестве импульса к развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Отмечаются преимущества визуализации на уроке иностранного языка. Выделяются и систематизируются критерии выбора изображений для использования на занятиях, описываются функции изображения.

Ключевые слова

Визуальный образ, изображение, иностранный язык, методика преподавания иностранного языка, иноязычная коммуникативная компетенция, функции изображений

Человек живёт в визуальном мире. Мы не только видим зрительные образы вокруг себя (фотографии, картинки, иллюстрации и т.д.), но и общаемся с помощью образов. Соответственно, визуальная коммуникация является одним из центральных аспектов жизни человека.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции всегда в той или иной мере было связано с визуальными образами. Для уточнения этого тезиса следует обратиться к истории человечества. Письменные языки ведут свое начало от рисунков или изображений окружающих объектов. Начиная с наскальной живописи, египетских иероглифов, японских пиктограмм и заканчивая сегодняшним алфавитом английского, немецкого или русского языка, мы можем проследить постепенную глобальную эволюцию от буквального изображения к символическому. Когда мы смотрим на изображение, мы ассоциируем его с символом или со словом. Таким образом, воздействие образа может рассматриваться как историческая и эволюционная основа того, как мы понимаем мир. Визуальные образы присутствуют непосредственно в нашей жизни и, следовательно, имеют первостепенное значение в жизни человека. Зачастую сложный материал, новая мысль, вводимое абстрактное понятие становятся доступнее, когда представляется наглядное изображение. Согласно данным Центра эффективности зрительной работы им. Бернштейна, «зрение - доминирующее в обучении чувство; более 80 процентов получаемой нами новой информации обрабатывается нашей зрительной системой» [2, 2012].

Эффективность использования в процессе обучения визуальных образов доказана многими исследованиями. К примеру, в одном из исследований учащихся попросили запомнить большое количество словесных групп, состоящих из трех слов, таких как собака, велосипед и улица. Студенты, которые пытались запомнить слова, повторяя их снова и снова, плохо запоминали их. В свою очередь, студенты, которые пытались визуально объединить три слова, например, представить себе собаку, которая едет по улице на велосипеде, значительно лучше запоминали слова [2, 2012].

Основным средством передачи учебной иноязычной информации в процессе обучения иностранному языку являются конечно тексты. Однако изображения являлись и являются в наше время важнейшим источником информации. Вспомогательная роль визуальных образов в процессе преподавания иностранного языка очевидна. Однако оценка эффективности использования визуализации как методического приема в практике преподавания иностранного языка кажется нам неоправданно заниженной.

Изображения могут быть использованы для семантизации новых слов, как дополнительный элемент при прослушивании или чтении нового текста, как наглядное представление сложного комплекса вопросов, а также как мотивационный элемент для развития той или иной дискуссии. Большое преимущество изображений - это репрезентативная функция. Изображения делают возможным более подробное рассмотрение повседневной жизни страны изучаемого языка и таким образом способствуют развитию

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х_

иноязычной коммуникативной компетенции. Изображение может не только упростить понимание текста, но и заменить его. В таком случае изображение легче воспринимается, чем текст, насыщенный множеством незнакомых слов и структур.

При более подробном рассмотрении всего корпуса визуальных образов, кроме простых изображений выделяют также логические и аналоговые изображения. К обычным изображениям относят фотографии, рисунки, произведения живописи, коллажи, брошюры, плакаты, пиктограммы, этикетки и т.д. Данные визуальные образы иллюстрируют реальность. Для любого уровня владения языком, будь это начинающий или продвинутый уровень, использование таких визуальных объектов способствует облегчению усвоения новой страноведческой информации. Логические изображения - это те изображения, которые не имеют прямого эквивалента в реальном мире. Примером могут служить графики, диаграммы. Они визуализируют абстрактные структуры, соотношения и взаимосвязи, уточняют количество и меры. Они являются знаковыми системами, основанными на конвенциях. Аналоговые изображения указывают на представленное положение дел посредством сравнения с чем-то знакомым. Изображения в данном случае служат для разъяснения иностранных структур языка.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что все указанные виды изображений могут быть использованы на всех уровнях на занятии иностранного языка, но при соблюдении некоторых важных условий, которые и будут определять успешность проводимого занятия. Далее мы обратимся к тем требованиям к дидактизированным изображениям, которые следует учитывать в работе преподавателя иностранного языка.

Важным критерием при выборе изображений для занятия является в первую очередь его техническое качество. Если изображение имеет не достаточно хорошее качество, отвечающее нормам зрения, «чтение» его считается затруднительным, учащиеся теряют не только интерес к дальнейшей работе, но и мотивацию. В данном случае стоит упомянуть критерий эстетического наслаждения. Очень важно, чтобы изображение было «приятно глазу». Оно должно выполнять свою функцию и вызывать соответствующие теме урока эмоции.

Изображения являются носителями важной информации определённого характера, которая в большинстве случаев стимулирует к выражению собственного мнения, например критики. Известно, что изображение со множеством деталей мотивирует к говорению. Таким образом, изображения могут предложить достаточно информации для обсуждаемой темы. Используемые в обучении иностранному языку изображения должны соответствовать интересам, возрасту и опыту учащихся.

Большое значение имеет так называемая «открытость» изображения. Важно, чтобы учащиеся благодаря увиденному визуальному образу имели возможность поразмыслить, что может произойти вне изображения, что произошло раньше и к чему это приведёт. Даёт ли изображение почву для обсуждения того или иного образа, предмета, личности, можно ли обсуждать черты характера изображенного человека, о чём могут говорить изображённые персонажи. Все эти важные вопросы учитель должен учитывать при выборе изображений для занятия и их последующей дидактизации.

Еще один критерий, которым не должен пренебрегать учитель - это языковая подготовленность. Чтобы работать с предлагаемым изображением, учащимся требуются предварительные знания по данной теме, а также соответствующий вокабуляр.

При работе с изображениями на уроке иностранного языка стоит обратить внимание на функции изображений. Эти функции напрямую зависят от целей обучения. Чем больше функций заключает в себе изображение, тем лучше оно подходит для работы на занятии. В этом случаем немецкий профессор Марк Райнфрид вводит такое понятие, как «поливалентность визуальных медиа (СМИ)» [3, с. 246]. Следовательно, учитель должен учитывать тот факт, что используемое на уроке изображение оказывает определённое влияние на учащихся. Вольфганг Галлет выделяет следующие функции изображений [1, с. 33-39]:

- иллюстративная: изображения являются дополнительным элементом к тексту на иностранном языке;

- семантическая: изображения как «посредники» новых значений;

- репрезентативная: изображения используются для страноведческого обучения;

- когнитивная: изображения представляют собой языковые структуры и явления;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х

- инструктивная: изображения - это закодированные пиктограммы изучаемых материалов;

- эстетическая: рассмотрение изображения как визуального и эстетического текста.

Главная и основная функция изображений, иллюстративная, имеет особенную важность на начальном этапе изучения языка. При данной функции изображаемый объект представлен как отражение реальности, он поясняет конкретную ситуацию, действие или же содержание текста. Таким образом, некий «кусочек реальности» становится проиллюстрированным.

Учитывая многообразие указанных выше функций изображений, методическая структура урока иностранного языка может иметь множество вариантов. По этой причине так важно обдуманно и ответственно подходить к выбору изображений, которые будут использоваться на уроке иностранного языка. Приведенная выше категоризация Вольфганга Галлета может быть дополнена функцией личностного развития. При более подробном рассмотрении данного аспекта, следует отметить, что изображения несут не только эстетическую или же иллюстративную функцию, но и способствуют развитию личности обучающегося. Часто изображения предлагают ситуацию, в которой учащийся может рефлексировать по поводу самого себя, своих чувств, мотивов, ценностей.

Таким образом, изучение особенностей процесса визуального восприятия окружающего мира позволяет обосновать актуальность и эффективность использования приема визуализации в преподавании иностранного языка. На сегодняшний день учителя сталкиваются с серьёзной проблемой: как повысить мотивацию школьников и студентов при изучении иностранного языка? Возможно, более активное использование визуализации как педагогической технологии и как методического приема является наилучшим решением - ведь весь окружающий нас мир мы воспринимаем прежде всего через зрительный канал посредством визуальных образов.

Список использованной литературы:

1. Hallet W. Viewing Cultures: Kulturelles Sehen und Bildverstehen im Fremdsprachenunterricht, in Hecke, Carola und Surkamp, Carola (Hrsg) Bilder im Fremdsprachenunterricht. Neue Ansätze, Kompetenzen und Metoden. (Giessener Beiträge zur Fremdsprachendidaktik) Tübingen, 2010: Gunter Narr Verlag. - 376 S.

2. Kouyoumdjian H. Learning Through Visuals, Psychology Today [Электронный ресурс]-2012.

Режим доступа: https://www.psychologytoday.com/blog/get-psyched/201207/learning-through-visuals (дата обращения: 17.04.2017)

3. Reinfried M. Das Bild im Fremdsprachenunterricht. Eine Geschichte visueller Medien am Beispiel des Französischunterrichts. - Tübingen, 1922: Narr Francke Attempto. - 360 S.

© Маденова М. Д., 2017

УДК 796.015

Малыгина Людмила Валентиновна

канд. пед. наук, доцент, СГУ, г. Сочи, РФ Кортава Жанна Георгиевна канд. пед. наук, доцент, СГУ, г. Сочи, РФ E-mail: zgkortava67@mail.ru

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ) ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности построения занятий физической культурой в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.