Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИИ ХХI ВЕКА'

АКТУАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИИ ХХI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.А. БЕРДЯЕВ / НЕОТЧУЖДАЕМЫЕ ПРАВА / ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО / ФИЛОСОФИЯ / ХРИСТИАНСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ / ЦАРСТВО ДУХА / ЦАРСТВО КЕСАРЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лезина Елена Петровна, Козеняшев Дмитрий Евгеньевич

Взгляды представителей философии «Серебряного века», безусловно, вызывают исследовательский интерес, так как в них наблюдается противостояние демократических начал правовых государств запада и признаков зарождающегося социалистического режима, где господствует одна идеология, единая партия и уравнительное распределение. Дилемма философских подходов наблюдается в творчестве Н.А. Бердяева, который в своих научных изысканиях исследовал, как признаки тоталитаризма, так и правового государства. Целью настоящего исследования является изучение основных положений философии Н.А. Бердяева через призму политического режима современной России и существующего в нашей стране конституционного строя. Выводы. Философские взгляды Н.А. Бердяева не теряют своей актуальности на сегодняшний день. Еще в начале прошлого столетия, задолго до становления правового государства в нашей стране, он достаточно точно описал сущность естественных (неотъемлемых) прав и свобод человека и гражданина, понимание которых в основном совпадает с современной концепцией прав человека. Однако нельзя не отметить, что развитие коммунизма, становление диктатуры пролетариата обусловило формирование негативного отношения философа к институту государства (царству Кесаря), которое в его глазах выступало, как институт подавления свободы личности. Полагаем, что частично его взгляды нашли отражение в современном политическом режиме нашей страны, где свобода личности действительно ограничена, но сделано это с целью соблюдения порядка и предотвращения хаоса в обществе. Бердяев совершенно верно отмечал, что позитивное право, направлено именно на поддержание порядка в государстве, очевидно, что его функция сохранилась и на сегодняшний день. Из изложенного следует, что, несмотря на преобладание религиозной составляющей в философии Н.А. Бердяева, его политико-правовые взгляды актуальны на сегодняшний день с точки зрения развития концепции правового государства и неотъемлемых прав и свобод личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF N.A. BERDIAEV PHILOSOPHY IN THE DEMOCRATIC CONDITIONS OF THE XXI CENTURY

The views of the “Silver Age” philosophers are undoubtedly of great interest to the researchers, since they reflect the confrontation between the democratic principles of the Western states ruled by the primacy of law and the first signs of the emerging socialist regime with the domination of one ideology, a single political party and an equalizing distribution. The dilemma of the philosophical approaches is observed in the works of N.A. Berdyaev, who studied both the signs of totalitarianism and the rule of law. The purpose of this research is to consider the major provisions of N.A. Berdyaev’s philosophy through the prism of the modern Russia’s political regime and the existing constitutional system in our country. Conclusions. Philosophical views of N.A. Berdyaev are still relevant nowadays. At the beginning of the last century, long before the emergence of the rule of law in our country, he precisely described the essence of natural (inalienable) human and civil rights and freedoms, coinciding with the modern concept of human rights. However, one should note that the development of communism and the emerging proletarian dictatorship caused the philosopher’s negative attitude to the institution of the state (the kingdom of Caesar), which he viewed as the institution suppressing personal freedom. We believe that his views are partially relevant for the contemporary political regime of our country, where personal freedom is limited, but this is aimed at maintaining order and preventing chaos in society. Berdyaev rightly noted that positive law is applied to maintain the order in the state; it is obvious that this function has been preserved to this day. It can be concluded that despite the predominance of the religious component in the philosophy of N.A. Berdyaev, his political and legal views are relevant today, since they develop the concept of the rule of law and the individual’s inalienable rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИИ ХХI ВЕКА»

12.00.01 Теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Theory and History of Law and State; History of Law and State Teachings

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-6-93-98

Актуальность философии Н.А. Бердяева в условиях демократии ХХ! века

Е.П. Лезинаа ©, Д.Е. Козеняшевь ©

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»,

г. Саранск, Российская Федерация

a E-mail: lezina_l@mail.ru ь E-mail:kozenyashev1997@yandex.ru

Аннотация. Взгляды представителей философии «Серебряного века», безусловно, вызывают исследовательский интерес, так как в них наблюдается противостояние демократических начал правовых государств запада и признаков зарождающегося социалистического режима, где господствует одна идеология, единая партия и уравнительное распределение. Дилемма философских подходов наблюдается в творчестве Н.А. Бердяева, который в своих научных изысканиях исследовал, как признаки тоталитаризма, так и правового государства. Целью настоящего исследования является изучение основных положений философии Н.А. Бердяева через призму политического режима современной России и существующего в нашей стране конституционного строя. Выводы. Философские взгляды Н.А. Бердяева не теряют своей актуальности на сегодняшний день. Еще в начале прошлого столетия, задолго до становления правового государства в нашей стране, он достаточно точно описал сущность естественных (неотъемлемых) прав и свобод человека и гражданина, понимание которых в основном совпадает с современной концепцией прав человека. Однако нельзя не отметить, что развитие коммунизма, становление диктатуры пролетариата обусловило формирование негативного отношения философа к институту государства (царству Кесаря), которое в его глазах выступало, как институт подавления свободы личности. Полагаем, что частично его взгляды нашли отражение в современном политическом режиме нашей страны, где свобода личности действительно ограничена, но сделано это с целью соблюдения порядка и предотвращения хаоса в обществе. Бердяев совершенно верно отмечал, что позитивное право, направлено именно на поддержание порядка в государстве, очевидно, что его функция сохранилась и на сегодняшний день. Из изложенного следует, что, несмотря на преобладание религиозной составляющей в философии Н.А. Бердяева, его политико-правовые взгляды актуальны на сегодняшний день с точки зрения развития концепции правового государства и неотъемлемых прав и свобод личности.

Ключевые слова: Н.А. Бердяев, неотчуждаемые права, позитивное право, философия, христианский персонализм, царство Духа, царство Кесаря

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Лезина Е.П., Козеняшев Д.Е. Актуальность философии Н.А. Бердяева в условиях демократии XXI века // Социально-политические науки. 2021. Т. 11. № 6. С. 93-98. 001: 10.33693/2223-0092-2021-11-6-93-9

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-6-93-98

Relevance of N.A. Berdiaev Philosophy

in the Democratic Conditions of the XXI Century

E.P. Lezina3 ©, D.A. Kozenyashevb ©

Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russian Federation

a E-mail: lezina_l@mail.ru b E-mail:kozenyashev1997@yandex.ru

Abstract. The views of the"Silver Age"philosophers are undoubtedly of great interest to the researchers, since they reflect the confrontation between the democratic principles of the Western states ruled by the primacy of law and the first signs of the emerging socialist regime with the domination of one ideology, a single political party and an equalizing distribution. The dilemma of the philosophical approaches is observed in the works of N.A. Berdyaev, who studied both the signs of totalitarianism and the rule of law. The purpose of this research is to consider the major provisions of N.A. Berdyaev's philosophy through the prism of the modern Russia's political regime and the existing constitutional system in our country. Conclusions. Philosophical views of N.A. Berdyaev are still relevant nowadays. At the beginning of the last century, long before the emergence of the rule of law in our country, he precisely described the essence of natural (inalienable) human and civil rights and freedoms, coinciding with the modern concept of human rights. However, one should note that the development of communism and the emerging proletarian dictatorship caused the philosopher's negative attitude to the institution of the state (the kingdom of Caesar), which he viewed as the institution suppressing personal freedom. We believe that his views are partially relevant for the contemporary political regime of our country, where personal freedom is limited, but this is aimed at maintaining order and preventing chaos in society. Berdyaev rightly noted that positive law is applied to maintain the order in the state; it is obvious that this function has been preserved to this day. It can be concluded that despite the predominance of the religious component in the philosophy of N.A. Berdyaev, his political and legal views are relevant today, since they develop the concept of the rule of law and the individual's inalienable rights and freedoms.

Key words: N.A. Berdyaev, inalienable rights, positive law, philosophy, Christian personalism, the kingdom of the Spirit, the kingdom

of Caesar

(-\

FOR CITATION: Lezina E.P., Kozenyashev D.A. Relevance of N.A. Berdiaev Philosophy in the Democratic Conditions of the XXI Century. Sociopolitical Sciences. 2021. Vol. 11. No. 6. Pp. 93-98. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-6-93-98

V_I_/

ВВЕДЕНИЕ

Философы «Серебряного века» оставили большое культурное наследие после себя, передав будущему поколению идеи о свободе человека, его индивидуальности, веру в христианское начало, а также в существование прав и свобод человека в государстве, политика которого направлена на защиту индивидуума. Несмотря на распад Российской Империи, тяжелую политическую обстановку на международной арене (боевые действия в период Первой мировой войны), рост социальной напряженности среди рабочего класса по всему миру, философская политическая мысль в нашей стране продолжала развиваться.

Одними из ярких представителей философской мысли того времени являлся Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Библиография его работ, изданная в Париже в 1978 г. Т.Ф. Клепиной, остается самой подробной библиографией произведений мыслителя [Юертпа, 1978].

Феномен его личности уникален тем, что его взгляды претерпевали изменения в зависимости от разви-

тия внутреннего мира. Испытав влияние марксизма, Николай Александрович углубился в исследование христианской идеологии, которая оказывала непосредственное влияние на внутренний мир каждого человека.

Наиболее известными его произведениями, которые не теряют своей актуальности на сегодняшний день, являются «Философия неравенства», «Философия свободы», «Царство Духа и царство Кесаря», «О рабстве и свободе человека», «Новое религиозное сознание и общественность», «О назначении человека» и ряд других. Указанные труды были пронизаны идеями свободы, так как Николай Александрович, считал себя «сыном свободы», в основу их были положены начала христианской религии. Отдельно отметим, что в нашем государстве с учетом особенностей его конституционного строя, повышением роли религии в обществе, ее влиянием на социальную политику содержательная составляющая трудов Бердяева приобретает особую актуальность, ибо в них непосредственно подчеркивается гармоничное сочетание религиозного начала и неотъемлемых прав и свобод личности.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ХРИСТИАНСКОГО ПЕРСОНАЛИЗМА Н.А. БЕРДЯВА

Бердяев является автором философской концепции христианского персонализма, с позиций которой он исследует актуальные проблемы государства и права, личности в государстве, возможности осуществления ею прав и свобод. Основными методами его философских исследований являются духовно-религиозный и экзистенциально-антропоцентрический. Указанные методы исследования определили и характер его философских изысканий. Стремление мыслителя познать существующую реальность через призму божьих законов, веру в вечную жизнь определило эсхатологический характер его философии. Изучение особенностей личности, ее внутреннего мира, эмоционального состояния предопределило развитие философских идей Бердяева в духе экзистенционализма.

Идеологическое многообразие социальной жизни конца XIX начала XX в. предопределило неоднозначность в развитии взглядов Бердяева. В начале своего творческого пути Николай Александрович, как и многие другие, находился под влиянием марксистских идей, за пропаганду которых был отправлен в ссылку в Вологодскую губернию. Впоследствии на его взгляды оказала влияние религия, результатом которого стало присоединение к представителям русского духовного ренессанса начала ХХ в.

Несмотря на то, что Бердяев не являлся сторонником «тоталитарного марксизма», он в своей христианской философии использовал отдельные положения марксизма, затрагивающие равенство личности и наличие у нее целого комплекса прав, в первую очередь, социальных. [Бердяев, 1931: 77]. От своих идей он не отступился и за рубежом после «философского парохода» в 1922 г.

У Н.А. Бердяева, как автора философской концепции было собственное видение социальных проблем России и путей их решения. Свое понимание социальной жизни он связывал с существованием противоречия, заключающегося, с одной стороны, в аристократическом понимании личности, ее творчества, свободы, а с другой стороны, с социалистическими основами, согласно которым следует уважать достоинство каждого человека и обеспечивать его право на жизнь. Жалость к низшим слоям общества и восхищение аристократией приводят к вечной борьбе в философских изысканиях мыслителя.

Бердяев не может выбрать между справедливыми взглядами непримиримых между собой идеологий, положения которых одинаково дороги ему. Он готов идти против капитализма, ущемляющего рабочий класс, достоинство человека, превращая его лишь в орудие власть имущих, однако он также не может смириться с социализмом, сторонники которого лишь отстаивают свои привилегии, а всеобщее равенство направлено против развития человека [Бердяев, 1911, 2020.].

Таким образом, во взглядах Бердяева прослеживается своеобразная эклектика, он вбирает из идеологий все то, что направлено на благо человека, и противится всему тому, что хоть как-то его ущемляет. Полагаем, что подобные гуманистические тенденции его философии во многом обусловлены религиозным началом его идей, которые исходят из принципа человеколюбия.

Рассуждая о свободе человека, философ не отождествляет индивида и личность, ибо их природа абсолютно различна. Так, индивид выражает биологическую сущность человека, свидетельствует о его зависимости от своих собственных первичных потребностей, личность же категория социальная, духовно свободная. Являясь личностью, человек отличается от всего целого, так как ее многообразие составляет его необъятный внутренний мир, свидетельствует о творческом начале человека. Рассматривая человека, как личность, Бердяев говорит о ее персонализме, то есть независимости по отношению к материальному миру, который является основой для ее духовного развития. Однако в тоже время он отмечает, что любая личность наполняется универсальным содержанием, так как ее становление осуществляется в обществе посредством усвоения (общих) универсальных правил поведения. Бердяев считает, что нельзя ставить общество над личностью. Булгаковский персонализм видит в глубине совести у личности возможность раскрытия добра и зла и его «размыкание» до универсального содержания [Бердяев, 1939: 90]

Бердяев в своих трудах большое внимание уделял личности, изучению ее внутреннего мира, считал, что именно личность представляет собой идеал человека. Ценность и уникальность человеческой личности заключается в ее самобытности, способности к творчеству, что обуславливает ее некую независимость от общественных законов. Индивид, напротив, является зависимым от внешних условий, так как его поведение не предполагает самобытности, а предопределено природой.

Бердяев, считал, что в силу того, что человек зависим от многих факторов, у него есть два пути выхода из замкнутости. Первый путь предполагает его выход в царство Кесаря, то есть в объективную реальность, подчинение законам общества, принятие сложившихся форм поведения, существование в мире зла, несвободы, рабства. При этом человек становится зависим от природы, Бога, государства, общества, собственности, денег, иными словами, он является их рабом, так как находится под непосредственным влиянием. Подобное «положение в качестве раба» у государства, Бога, собственности растворяет идентичность его личности, стирает ее самобытность и независимость

Другой путь предполагает самоопределение личности, развитие ее внутреннего мира, стремление к субъективному миру, к экзистенциальной встрече с Богом. То есть второй путь ориентирует на внутренний субъективный мир человека, через призму которого строится общение с другими общественными институтами. При этом Бог не иллюстрирует объективную действительность, а рассматривается через экзистенциальное взаимодействие с личностью. [Бердяев, 1931: 75].

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА В ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА

Н.А. Бердяев полагал, что государство и общество представляет собой результат объективации и отчуждения человеческой природы. Личность же всегда субъективна. Изучая субъективную составляющую личности,

философ разработал концепцию антииерархического персонализма. В противовес иерархическому персонализму, в своей концепции он не признает существование личностей, относящихся к разным иерархическим ступеням, где личность низшей ступени подчиняется личности высшей ступени. Николай Александрович полагал, что коммунизму, либерализму, фашизму, теософии и другим политическим концепциям также присущ антиперсоналистический характер. Царство Кесаря, выраженное в обществе, государстве, то есть мире рабства и несвободы, противоположно сверхисторическому царству (царству Духа), где человек является свободным, а личность независима от объективного мира. [Бердяев, 1951: 91].

Следует согласиться с Алексеенко которая считает, что «государство, по Бердяеву, некая мистическая реальность, которая посредством насилия и «гипноза» заставляет людей подчиняться себе и тем самым спасает их от хаоса, при этом такая реальность от людей независима» [Алексеенко, 2016: 73]. Бердяев считал что, «государство имеет религиозную основу», и деградация этой основы может привести к разложению государства [Бердяев, 1923: 68].

В конечном итоге царство Духа должно взять верх над царством Кесаря, чтобы одержать победу над ложными формами социальной мистики. В ситуации противостояния этих двух царств человек также находиться на распутье, так в его внутреннем мире идет непрерывная борьба между личностью и индивидуумом. Только победа царства Духа обеспечит свободу человека и обретение им духовности. Бердяев считает, что свобода - это внутренняя творческая энергия человека. «Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь, новую жизнь общества и мира». [Бердяев, 1951: 92; Berdiaev, 1994: 90].

Мыслитель подвергает серьезной критике царство Кесаря за его тоталитаризм, насильственные методы правления, подавление свободы личности. Свою критику он распространяет не только на настоящее время, но и на предыдущее правление царства Кесаря. Идею «христианского государства» он также не принимает, так как оно будет воплощением царства Кесаря с его объективизмом и подавлением свободы личности. Поэтому, он одинаково отрицательно относится и к либерализму и демократии с их стремлением к равенству, как ограничению на человеческую свободу [Бердяев, 1923: 125].

В своей философии Бердяев большое внимание уделяет вопросам неотчуждаемых прав человека, а также соотношения государства и личности. По его мнению, личность обладает неотчуждаемыми, то есть духовными правами, которые берут свое начало от Бога, а не от природы, общества и государства. Так как государство (царство Кесаря), является результатом акта насилия и подавления свободы личности, оно находится с ней в постоянном конфликте. В связи с тем, что государство не имеет христианского, то есть божественного происхождения, оно также противостоит царству Духа. Личность при этом находится в крайне удручающем положении, так как, с одной стороны, должна признавать ценность и значимость государства, в силу того, что она в нем живет, а с другой стороны, господство в ней царства Духа обуславливает ее борьбу с го-

сударством, которое своим объективизмом поглощает ее идентичность.

Философ утверждает, что государство лишено всего божественного и никогда не войдет в Царство Божье, личность же напротив духовна, так как она подобна Богу и стремится, и может войти в его царство. В силу божественного происхождения личности она ценится Бердяевым гораздо больше, нежели само государство. Личность - это свобода, государство иллюстрирует власть и насилие, которое личность отрицает и которому она противостоит. Иными словами, неотчуждаемые права личности и ее свобода вступают в противоречие с суверенитетом государства и его властными полномочиями.

В указанном противостоянии Н.А. Бердяев отдает предпочтение неотчуждаемым правам личности, так как ни один суверенитет власти не может ограничивать права личности. Царство Кесаря, то есть государство противостоит этому. Существование неотчуждаемых прав личности в царстве Кесаря иллюстрирует существование в нем личной свободы, то есть феномена из царства Духа [Бердяев, 1951].

Бердяев, по сути, верит в суверенную ценность человеческой личности и красиво формулирует свою теорию следующим образом: «Человек - это образ и подобие Бога на земле. Его нельзя использовать в качестве средства или инструмента для достижения прогресс или могущества государства, ни национального величия, ни чего-либо еще. Живое существо стоит выше государства, общества, нации» [Юертта, 1978: 10].

Из изложенного следует, что Н.А. Бердяев в своей философии был явным противником тоталитаризма и любых иных форм ограничения прав личности. Это свидетельствует о демократическом характере его идей, которые создали прочную основу для гарантий неприкосновенности личности, существования ее неотчуждаемых прав, а как итог развития основ правового государства. Совершенно очевидно, что рассмотрение прав личности через их божественное происхождение в условиях светского государства неприемлемо, однако идея об их неотчуждаемости и невозможности ограничения свидетельствует о зарождении и развитии демократических начал в политическом устройстве общества.

Что касается понимания права, то Николай Александрович выделял «субъективные права» личности, которые являются неотчуждаемыми или «идеальными правами» и позитивное право, исходящее от государства. К позитивному праву он относился критически, так как считал его результатом объективной деятельности государства, а, следовательно, таким же греховным, как и оно само. Закон, то есть позитивное право, всегда исполняется при помощи принудительной силы государства. Посредством законов государство поддерживает минимум добра и справедливости, что является необходимым условием для предотвращения хаоса в нем. [Бердяев, 1932].

ВЫВОДЫ

Подводя итог, следует сделать некоторые выводы. • Еще в начале прошлого столетия, задолго до становления правового государства в нашей стране, Бердяев достаточно точно описал сущность естественных

(неотъемлемых) прав и свобод человека и гражданина, понимание которых в основном совпадает с современной концепцией прав человека.

• Развитие коммунизма, становление диктатуры пролетариата обусловило формирование негативного отношения философа к институту государства (царству Кесаря), которое в его глазах выступало, как институт подавления свободы личности.

• Полагаем, что частично его взгляды нашли отражение в современном политическом режиме нашей страны, где свобода личности действительно ограничена, но сделано это с целью соблюдения порядка и предотвращения хаоса в обществе.

• Бердяев совершенно верно отмечал, что позитивное право, направлено именно на поддержание порядка в государстве, очевидно, что его функция сохранилась и на сегодняшний день.

• Следует согласиться с Бердяевым, что нельзя использовать человека в качестве средства или инструмента для достижения прогресс или могущества государства, ни национального величия, ни чего-либо еще. Живое существо стоит выше государства, общества, нации.

• По сути, этим утверждением он еще в первой половине XX в. формулировал идею социального государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из изложенного следует, что, несмотря на преобладание религиозной составляющей в философии

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеенко А.П. Право и государство в трудах Н.А. Бердяева. // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 1. С. 71-81.

2. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907. 233 с.

3. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939. 222 с. [Электронный ресурс]. URL: http://odinblago.ru/o_ rabstve_i_svobode (дата обращения: 01.11.2021).

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж: Ymca-press, 1932. 318 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/o_ naznachenii_cheloveka (дата обращения: 02.11.2021).

5. Бердяев Н.А. Русская идея. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: АСТ, 2020. 416 с.

6. Бердяев Н.А. Христианство и классовая борьба (Опыт пер-соналистической философии). Париж: Ymca-press, 1931. 139 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.odinblago.ru/ filosofiya/berdyaev/berdyaev_khrist_n_klass_b/1 (дата обращения: 01.11.2021).

7. Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Берлин: Обелиск, 1923. 246 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.odinblago.ru/ philosofy_neravenstva (дата обращения: 05.11.2021).

8. Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: Путь, 1911. 280 с. [Электронный ресурс]. URL: http:// odinblago.ru/filosofiya/ berdyaev/ filosofia_svobodi#6 (дата обращения: 12.11.2021).

9. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. Париж: Ymca-press, 1951. 165 c. [Электронный ресурс]. URL: http://odinblago.ru/berd_carstvo (дата обращения: 01.11.2021).

10. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж: Ymca-press, 1952. 246 с. [Электронный ресурс]. URL: ttp://odinblago.ru/filosofiya/ berdyaev/berdyaev_n_ekzistencialn/ (дата обращения: 10.11.2021).

Н.А. Бердяева, его политико-правовые взгляды актуальны на сегодняшний день с точки зрения развития концепции правового государства и неотъемлемых прав и свобод личности. Достоверность выводов философа о естественных правах человека подтверждена не только элементами конституционного строя в нашей стране, но и положениями международного права, деятельностью международных организаций по защите прав человека, в первую очередь ООН, практикой ЕСПЧ. Мировое сообщество от лица международных организаций, в первую очередь, защищает естественные права человека, которые в своих работах достаточно подробно анализировал Н.А. Бердяев. Это еще раз подтверждает уникальность и жизнеспособность философских трудов Николая Александровича, несмотря на то, что в них преобладал религиозный аспект. А его мысль о том, что нельзя использовать человека в качестве средства или инструмента для достижения прогресс или могущества государства, ни национального величия, ни чего-либо еще, он стоит выше государства, общества, нации, по сути формулирует социальное государство.

Отдельно обращаем внимание, что при построении политической линии нашей страны, затрагивающей права и свободы человека, необходимо ориентироваться на разработки в данной области именно отечественных философов-правоведов, так как только в их трудах отражена специфичность русского мировоззрения и менталитета.

REFERENCES

1. Alekseenko A.P. Law and the state in the works of N.A. Berdyaev. Territory of New Opportunities. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service. 2016. No. 1. Pp. 71-81. (In Rus.)

2. Berdiaev N.A. New religious consciousness and the public. St. Petersburg, 1907. 233 p.

3. Berdiaev N.A. About slavery and human freedom. Paris, 1939. 222 p. [Electronic resource]. URL: http://odinblago.ru/o_ rabstve_i_svobode (data of accesses: 01.11.2021).

4. Berdiaev N.A. About the appointment of a person. The experience of paradoxical ethics. Paris: Ymca-press, 1932. 318 p. [Electronic resource]. URL: http://www.odinblago.ru/ filosofiya/berdyaev/o_naznachenii_cheloveka (data of accesses: 02.11.2021).

5. Berdiaev N.A. Russian idea. The origins and meaning of Russian communism. Moscow: AST, 2020. 416 p.

6. Berdiaev N.A. Christianity and class struggle (The experience of personalistic philosophy). Paris: Ymca-press, 1931. 139 p. [Electronic resource]. URL: http://www.odinblago.ru/ filosofiya/berdyaev/berdyaev_khrist_n_klass_b/1 (data of accesses: 01.11.2021).

7. Berdiaev N.A. Philosophy of inequality. Letters to enemies on social philosophy. Berlin: Obelisk, 1923. 246 p. [Electronic resource]. URL: http://www.odinblago.ru/philosofy_ neravenstva (data of accesses: 05.11.2021).

8. BerdiaevN.A.Philosophy of Freedom. Moscow: Path, 1911. 280 p. [Electronic resource]. URL: http:// odinblago.ru/filosofiya / berdyaev/ filosofia_svobodi#6 (access date: 12.11.2021).

9. Berdiaev N.A. The Kingdom of the Spirit and the kingdom of Caesar. Paris: Ymca-press, 1951. 165 c. [Electronic resource]. URL: http://odinblago.ru/berd_carstvo (data of accesses: 01.11.2021).

10. Berdiaev N.A. Existential dialectics of the divine and human. Paris: Ymca-press, 1952. 246 p. [Electronic resource]. URL: ttp://odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/berdyaev_n_ekzisten-cialn/ (data of accesses: 10.11.2021).

11. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. М.: Юрайт, 2020. 175 с. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/455147 (дата обращения: 12.11.2021).

12. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М.: Юрайт, 2020. 256 с. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/454789 (дата обращения: 12.11.2021).

13. Berdiaev N. Împarâçia spiritului si împarâçia cezarului. Timiço-ara: Amarcord, 1994. 231 p.

14. Berdiaev N. De l'esclavage et de la liberté de l'homme. Paris: Aubier (Éditions Montaigne), 1946. 302 p.

15. Klepinina T. Bibliographie des oeuvres, de Nicolas Berdiaev. Paris: Institut d'etudes slaves, 1978. 159 p.

11. Berdiaev N.A. The meaning of history. The experience of the philosophy of human destiny. Moscow: Yurayt, 2020. 175 p. [Electronic resource]. URL: https://urait.ru/ bcode/455147 (data of accesses: 12.11.2021).

12. Berdiaev N.A. The meaning of creativity. The experience of justifying a person. Moscow: Yurayt, 2020. 256 p. [Electronic resource]. URL: https://urait.ru/bcode/454789 (data of accesses: 12.11.2021).

13. Berdiaev N. Împarâçia spiritului si împarâçia cezarului. Timiço-ara: Amarcord, 1994. 231 p.

14. Berdiaev N. De l'esclavage et de la liberté de l'homme. Paris: Aubier (Éditions Montaigne), 1946. 302 p.

15. Klepinina T. Bibliographie des oeuvres, de Nicolas Berdiaev. Paris: Institut d'etudes slaves, 1978. 159 p.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 85,15%

Рецензент: Еремин А.Р, доктор юридических наук, профессор; заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 18.10.2021, принята к публикации 29.11.2021 The article was received on 18.10.2021, accepted for publication 29.11.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Лезина Елена Петровна, кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева». Саранск, Российская Федерация. SPIN: 2941-8018; E-mail: lezina_l@mail.ru

Козеняшев Дмитрий Евгеньевич, магистрант юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева». Саранск. Российская Федерация. E-mail: kozenyashev1997@yandex.ru

ABOUT THE AUTHORS

Elena P. Lezina, Cand. Sci. (Hist.), Associate Professor; associate professor at the Department of Theory and History of State and Law of the Ogarev Mordovia State University. Saransk, Russian Federation. SPIN: 2941-8018; E-mail: lezina_l@mail.ru

Dmitry A. Kozenyashev, master student at the Faculty of Law of the Ogarev Mordovia State University. Saransk, Russian Federation. E-mail: kozenyashev1997@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.