Научная статья на тему 'Актуальность философии экономики при разработке и реализации программ экономического образования в техническом вузе'

Актуальность философии экономики при разработке и реализации программ экономического образования в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
178
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / философия / методология / тип общества / экономическое мышление / economics / philosophy / methodology / society type / economic thinking

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — О. В. Летунова

Доказывается, что в современных программах экономического образования востребован философский анализ теоретических основ экономической науки. Раскрывается актуальность проблемы взаимодействия философии и экономики. Показана необходимость формирования соответствующего типу общества экономического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF ECONOMICS PHILOSOPHY IN DEVELOPING AND IMPLEMENTING AN ECONOMIC EDUCATION PROGRAM IN TECHNICAL COLLEGES

In article it is proved that in the present economic education programs it is demanded a philosophical analysis of the theoretical foundations of the science interaction and economic importance problem. It is founded a philosophy and economics relevance. The necessity of the society corresponding type formation in economic thinking is showed.

Текст научной работы на тему «Актуальность философии экономики при разработке и реализации программ экономического образования в техническом вузе»

Решетневскуе чтения. 2014

3. Студент, прошедший обучение по образовательной технологи «Учебная фирма» осознает, что его призвание - не заниматься предпринимательством самому и не строить карьеру в амбициозной компании, но учить других тому, чему научился сам. Такому студенту - дорога в тьюторы, это будущий преподаватель вуза, который освоил активный метод обу-

чения и вести занятия по-другому, в пассивном формате уже не сможет, а это означает, что и в этом случае технология сработала на формирование предпринимательского типа поведения.

© Завгородняя А. В., Рыбина В. Б., Гаврилов Н. М., 2014

УДК 165

АКТУАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФИИ ЭКОНОМИКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

О. В. Летунова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: leto3105@mail.ru

Доказывается, что в современных программах экономического образования востребован философский анализ теоретических основ экономической науки. Раскрывается актуальность проблемы взаимодействия философии и экономики. Показана необходимость формирования соответствующего типу общества экономического мышления.

Ключевые слова: экономика, философия, методология, тип общества, экономическое мышление.

RELEVANCE OF ECONOMICS PHILOSOPHY IN DEVELOPING AND IMPLEMENTING AN ECONOMIC EDUCATION PROGRAM IN TECHNICAL COLLEGES

O. V. Letunova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: leto3105@mail.ru

In article it is proved that in the present economic education programs it is demanded a philosophical analysis of the theoretical foundations of the science interaction and economic importance problem. It is founded a philosophy and economics relevance. The necessity of the society corresponding type formation in economic thinking is showed.

Keywords: economics, philosophy, methodology, society type, economic thinking.

В современных образовательных программах не уделяется должного внимания вопросам философских основ экономики, в результате чего, студенты изучают экономическую теорию по зарубежной стандартам, при чем в особенности западным. Тем не менее необходимо знание не только зарубежной, но в большей степени отечественной философии экономического развития, адекватной стандартам естественности и стандартам социальности нашего типа общества. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что изучение экономики по западным исследованиям сужает сферу экономического анализа.

Важно понимание того, что различные проблемы философии экономики, теоретизируются с точки зрения диалектики и метафизики. При этом, и методология диалектики, и методология метафизики по-своему продуктивны и позволяют понять логику экономического мышления, как русских теоретиков минувших веков, так и логику исследования и разрешения проблем экономики западных теоретиков, тем более, что

история экономики нашего отечества, и история экономики стран Запада раскрывают различные пути развития экономической жизни. Данное обстоятельство представляется весьма актуальным в обосновании практической значимости философских основ экономики и, несомненно, должно найти отражение в преподавании раздела философии экономики в целях формирования экономического мышления у будущих специалистов.

Роль философии в экономическом развитии общества заключается в выявлении и обосновании эффективности и целесообразности ориентиров экономического развития. В течение многих десятилетий философия и экономическая наука оказывались «оторванными» друг от друга, а с начала 1990-х годов философия оказалась никому не нужной с точки зрения серьезных государственных интересов. Возможно, это и послужило основной причиной возникновения различных экономических кризисов, в том числе в развитии отечественной экономики. Экономисты нередко

Реализация программ экономического образования в техническом вузе

ставят вопрос о том, что философы не разработали, не подготовили для экономистов необходимой методологической базы, и поэтому экономистам ничего не остается, как самим браться за разрешение философских проблем в той части экономических исследований, в которой должны быть заняты специалисты в области философии. Подобное положение вещей лежит в основе многих методологических просчетов в системе знания теории экономики и вытекающих из них иных ошибок, касающихся непосредственно всего комплекса экономических наук. Например, выдающийся шведский экономист, лауреат Нобелевской премии за 1974 год, Гуннар Мюрдаль пишет: «Общая философия не смогла обеспечить экономику готовой методологией, в результате чего экономисты вынуждены были в значительной мере полагаться лишь на себя» [1, с. 96]. Потому необходимо установление единства философии и экономики, «вооружения» экономистов тем методологическим богатством, которое наработала философия. При этом теория экономики в значительной мере обогатится, и ее методологические основы будут прояснены, уточнены и получат необходимое продуктивное развитие.

Анализируя современное состояние развития отечественной экономики, очевидно, что зачастую наблюдается некритическое восприятие любых положений, выдвинутых западной экономической наукой, тогда как бездумное копирование всех «завоеваний» Запада не просто не находит поддержки среди широких слоев населения, но и вызывает обоснованное недоумение.Недаром на Западе вызывает непонимание традиционный коллективизм нашего общества -забота о других, о ближних и т. д., то есть то, чем, по сути, детерминируется коллективистский тип общества. В то время как жизнеспособность западного общества раскрывается такими стандартами как индивидуализм, карьеризм, рационализм, что адекватно индивидуалистическому типу общества.

Нужен новый путь в развитии экономики, необходима тесная связь философов с практиками, с экономистами теоретиками как представителями конкретных наук. В этой связи в настоящее время требуется установить и доказать связь философии и экономики, плодотворность такой фундаментальной области научного познания как экономика, плодотворность философской теории и теории познания, философских принципов и т. д. Необходимо, чтобы философов слышали и понимали, не только деятели науки, но и политики, представители власти и все, интересующиеся проблемами развития нашего общества.

Актуальность проблемы взаимодействия философии и экономики заключается еще и в том, что существуют различные экономические проекты, сориентироваться в разнообразии которых должен помочь философ. В то время, когда осуществляется реформирование экономики, должны играть роль не либералы или консерваторы, а важнейшая роль должна принадлежать философам, которые знают суть либеральной экономики, консервативной экономики и роль философии в научном познании.

Современные тенденции экономического развития с необходимостью востребуют философский анализ тео-

ретических основ экономической науки, целью которого является познание сущности явлений для реализации актуальных экономических теорий. В процессе философского экономического познания раскрывается не только понимание экономических процессов, но и доказывается, какими они должны быть. На основе полученных результатов создаются адекватные обществу ориентиры, направления экономического развития.

В ходе философского анализа экономических процессов выясняются адекватные методологии исследования и соответствующие им теории познания. Научное познание неразрывно связано с мышлением, которое осуществляется по определенным законам, предполагающим соответствующую логику. Как пишет П. Ульрих, «эта логика (экономическая. - О. Л.) обладает собственными нормами - задача в том, чтобы обнаружить их внутри экономического мышления» [2, с. 11]. В системе этой логики осуществляется процесс научного познания. Итогом философского познания экономической сферы общественной жизни становится выявление принципов, способов и форм производства общественной жизни в целях построения и реализации адекватных экономических проектов.

Таким образом, при разработке и реализации программ экономического образования необходимо учитывать взаимосвязь философии и экономики, поскольку данные программы формируют соответствующее экономическое мышление. На основе экономического мышления строятся теории и разрабатываются программы экономического развития, и потому будущие специалисты должны правильно ориентироваться во всех экономических реформах и преобразованиях. И в этом отношении весьма актуальна концепция П. Хейне: «Экономическое мышление подобно наркотику. По-настоящему усвоив один раз некоторые способы экономических рассуждений, вы затем повсюду будете находить возможность их использовать. Вы станете замечать, что многое, из того, что говорится и пишется об экономических и социальных проблемах, представляет смесь разумного с бессмысленным» [3, с. 35].

Библиографические ссылки

1. Мюрдаль Г. Мировая экономика. Проблемы и перспективы / пер. с англ. А. В. Еврейскова и О. Г. Клесмет. М. : Изд-во иностр. лит-ры, 1958. 555 с.

2. Ульрих П. Критика экономизма. М. : Вузовская книга, 2044. 120 с.

3. Хейне, П. Экономический образ мышления. М. : Дело ; Catallaxy, 1993. 704 с.

References

1. Myrdal G. Mirovayaeconomika. Problemy i perspectivy (The world economy. Problems and prospects). Moscow: Izd. of literature, 1958. 555 p.

2. Ulrich P. Kritikaeconomizma (Critique of economism). Moscow.Vuzovskaya book, 2044. 120 p.

3. Heine P. Economicheskiiobrazmyshleniya (The economic way of thinking). Moscow: edition of "Business" with the participation of the publishing house «Catallaxy», 1993. 704 p.

© Летунова О. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.