Научная статья на тему 'Актуальность брендинга образовательных услуг современного вуза'

Актуальность брендинга образовательных услуг современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1280
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БРЕНД / БРЕНДИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аюпова Венера Казбековна, Хусаинова Светлана Васильевна, Устюжина Ольга Николаевна

Радикальные преобразования российского общества сопровождаются обострением существовавших и возникновением новых социальных проблем, которые, в свою очередь, приводят к изменениям во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере образования. Анализ переживаемых сегодня образованием трансформаций показал, что эффективное функционирование образовательных организаций невозможно без научно обоснованной их деятельности по созданию и продвижению бренда оказываемых ими образовательных услуг. С особой остротой стоит проблема повышения конкурентоспособности перед современными российскими вузами, столкнувшимися в последнее десятилетие с уменьшением контингента абитуриентов и в связи с этим с необходимостью усиления работы по брендингу своих возможностей на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность брендинга образовательных услуг современного вуза»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 332

Аюпова Венера Казбековна

канд.пед.наук, доцент, НОУ ВПО ВЭГУ, г. Уфа Хусаинова Светлана Васильевна канд.экон.наук, доцент, ФГАОУ ВПО ЕИ К(П)ФУ, г. Елабуга

Устюжина Ольга Николаевна канд.экон.наук, доцент, ФГАОУ ВПО ЕИ К(П)ФУ, г. Елабуга

husainovasv@mail. ru

АКТУАЛЬНОСТЬ БРЕНДИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация

Радикальные преобразования российского общества сопровождаются обострением существовавших и возникновением новых социальных проблем, которые, в свою очередь, приводят к изменениям во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере образования. Анализ переживаемых сегодня образованием трансформаций показал, что эффективное функционирование образовательных организаций невозможно без научно обоснованной их деятельности по созданию и продвижению бренда оказываемых ими образовательных услуг.

С особой остротой стоит проблема повышения конкурентоспособности перед современными российскими вузами, столкнувшимися в последнее десятилетие с уменьшением контингента абитуриентов и в связи с этим - с необходимостью усиления работы по брендингу своих возможностей на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова

Образовательный бренд, брендинг, образовательный менеджмент, образовательная услуга.

Одним из важнейших проблемных вопросов российской системы образования является управление бюджетом образовательного учреждения. С момента перехода экономики на рыночные условия развития государственные расходы на образование сокращались. Только в 1999-2000 годах наметилась определенная финансово-экономическая стабилизация системы образования, а в 2001 году были заметны сдвиги к изменениям ситуации в лучшую сторону, а в 2013 - 2015 ситуация заметно ухудшилась. На сегодняшний день в России существуют системы бюджетного и внебюджетного финансирования образовательных учреждений. Органы управления образованием и администрация учебных заведений ищет новые механизмы и источники финансирования, эффективные направления и формы распределения финансов.

Достичь положительного результата во всех направлениях образовательного менеджмента, расширить объем инвестиций в систему образования и в организацию образовательной деятельности конкретного учебного заведения возможно при условии наличия у него определенного положительного брендового имиджа[2, с. 37].

Образовательный бренд предоставляет гарантию от различных видов морального риска, который потребители стараются избежать. Возможно, одним из наиболее важных из них является риск функциональности: опасение, что данный вид образовательных услуг не будет соответствовать нашим требованиям. Поэтому пользующейся доверием торговой марки (имиджа образовательного учреждения) может быть вполне достаточно, чтобы рассеять сомнения у большинства из нас. Это особо важно, когда потребителям мало что известно о конкретной образовательной услуге, приобретаемой специальности. Тогда опыт общения с данным брендом в ином контексте также может вселить в них большую уверенность в правильности выбора.

Проводя активную амортизационную политику, обеспечивая высокое качество образовательных услуг и приемлемые затраты на их реализацию, бренд-менеджмент призван обеспечить финансовую устойчивость и сбалансированное развитие ресурсного потенциала системы образования.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Одним из критериев, определяющим необходимость для образовательного учреждения иметь современный бренд, является его унификация с мировыми требованиями, необходимость узнаваемости потребителем и обществом, получающими выпускников[3, с.106].

Бренд должен быть известным и узнаваемым, чтобы находить и активно взаимодействовать с инвесторами, вкладывающимися в развитие образовательного учреждения. В то же время он должен быть понятен и узнаваем партнерами учреждения, как отечественными, так и зарубежными. Бренд должен быть узнаваем и абитуриентами, выбирающими вуз, в котором они хотели бы учиться.

Нынешняя ситуация на рынке образовательных услуг в России такова, что некоторые вузы уже давно имеют свой бренд (МГИМО, РЭА, МГУ) и при этом не беспокоятся о его совершенствовании. Факторами, определяющими такую ситуацию, являются, во-первых, инертность системы образования, во-вторых, отсутствие конкуренции на рынке качественных образовательных услуг. Практика показывает, что бренд образовательного учреждения создается достаточно длительное время, а разрушить его могут, казалось бы мелочи. Например, так произошло с МГТУ имени Н.Э. Баумана, который, изменив в аббревиатуре всего одну букву, превратился из «...высшего технического училища» в «государственный технический университет», потеряв тех самых лояльных потребителей, для которых государственность данного учреждения не имеет значения, а широта ассортимента специальностей, призванных подтвердить статус университета (гуманитарные специальности в техническом вузе), скорее говорит о снижении качества подготовки специалистов. Нынешний же ПФУ Приволжский Федеральный Университет (недавний КГУ -Казанский государственный университет) просто перестал быть узнаваемым - старый «советский» бренд потерян, а на создание нового придется потратить достаточно много времени.

В настоящее время можно констатировать, что отношение к образовательным услугам и в частности -к платным, у большинства населения не всегда положительное. Итоги социологического опроса, позволяют сделать выводы: общий недостаток работы учебных заведений на рынке образовательных услуг с целевыми группами — это слабая информированность о качестве, предоставляемых услуг и перспективах профессиональной деятельности выпускников. Полученные данные опроса подтверждают, что происходящие в системе образования динамичные перемены, структурная реорганизация и оптимизация бизнес-процессов, ставка на клиентоориентированность и прозрачность не всегда дают положительный результат [1, с.54 ].

Успешное развитие последних зависит от многих факторов, главными из которых являются: высокий уровень развития материально-технической базы образовательного учреждения для оказания образовательных услуг, использование современных технологий и технических средств обучения, привлечение к образовательной деятельности научного потенциала региона и своевременного, целенаправленного внедрения научно-педагогических новаций в образовательный процесс.

Любую образовательную услугу можно рассматривать как услугу финансового характера. Если речь идет о государственных образовательных учреждениях, то покупателем выступает общество в лице государства. В коммерческих образовательных учреждениях покупателем выступает конкретное лицо, приходящее обучаться или приводящее своего ребенка в учебное заведение.

Образование как услуга финансового характера не имеет вещественной формы. Клиент образовательного учреждения, заключивший договор, может лишь верить в полезность сделки, так как ключевой особенностью данного вида услуг является отсрочка её экономического эффекта как для государства, так и для самого клиента. Зачастую «покупатель» образовательной услуги на начальном этапе сотрудничества не в полной мере осознает своего имущественного интереса. Соответственно, он не уверен в ценности и экономической полезности своей «покупки». По результатам различных социологических опросов установлено, что основная причина, по которой потенциальный студент коммерческого вуза испытывает недоверие к образовательному учреждению — это сомнения в том, что полученная специальность обеспечит ему условия для финансового благополучия и дальнейшего профессионального роста, что уровень оказываемых образовательных услуг соответствует требованиям современного общественного развития, что образовательное учреждение имеет высокий научно-интеллектуальный потенциал и многое другое.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Продукцией образовательного учреждения являются знания, полученные студентом в ходе обучения, знания подтвержденные экзаменами, тестами, выпускными квалификационными работами, знания, апробированные студентом в научных лабораториях и на производственных практиках в условиях работы на предприятиях реального российского и мирового рынка, с уверенностью. Учитывая это можно сказать, что бренд формируется в результате целенаправленного и эффективного менеджмента знаний, качества, а также в результате реализации организационного менеджмента.

Информационный менеджмент оказывает существенное влияние на формирование спроса образовательных услуг у потенциальных клиентов учебного заведения. Клиентом образовательного учреждения в первую очередь является сам студент, затем общество, предприятие, направившее студента на обучение, инвесторы, государство, финансирующее из бюджета процесс получения и управления знаниями.

Это связано, например, с тем, что потребитель образовательных услуг при выборе учебного заведения учитывает, прежде всего, следующие факторы: известность учебного учреждения на рынке образовательных услуг; длительность периода его работы; уровень профессиональной компетентности педагогов; положительный опыт оказания образовательных услуг; стабильность трудоустройства и уровень финансового обеспечения выпускников учебного заведения в процессе профессиональной деятельности; мнения референтных групп.

Для того, чтобы сформировать отношение к образовательному учреждению как к сильному, лидирующему на рынке образовательных услуг, необходимо на регулярной основе развивать материально-техническую базу, повышать профессиональный уровень педагогов, совершенствовать методики и технологии обучения, повышать качество образования, предоставлять студентам востребованные обществом знания.

Восприятие бренда образовательного учреждения может быть основано на личном мнении потребителя о педагогическом коллективе и приобретаемой профессии, а, кроме того, и на мнении других потребителей данной образовательной услуги. Помимо этого, одной из особенностей российского потребителя является согласие с мнением людей, которым он доверяет (так называемых референтных групп). Надежность образовательной услуги может выражаться не только в виде рейтинговых позиций, но и в четкости предоставления информации о дальнейшем трудоустройстве и возможных путях профессионального продвижения выпускников данного образовательного учреждения.

Таким образом, бренд образовательных услуг выражает разделяемое потребителями общественное мнение, его достаточно легко принимают, к нему присоединяются. Можно сказать, что образовательный бренд — это известная и популярная марка конкретного учебного заведения, от которой потребители ожидают определенного качества образовательных услуг.

Бренд в образовании как понятие возникает в результате совершенствования стратегий образовательного маркетинга и опирается на понимание закономерностей массового сознания. Для потребителя бренд имеет социальную значимость как знак принадлежности к определенному кругу общества. Потребители образовательных услуг в дальнейшем своем профессиональном становлении делают ставку и на престижность бренда полученной образовательной услуги. К тому же бренд образовательного учреждения несет в себе элементы стиля, образа жизни, так как известная марка образовательного учреждения указывает на приобретение и использование образовательных услуг лучшего качества.

Итак, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что бренд для современного образовательного учреждения, особенно для вуза, представляет собой существенный фактор, обеспечивающий эффективное управление образовательным учреждением и его интенсивное развитие.

Целесообразность создания и продвижения бренда образовательного учреждения объясняется рядом обстоятельств, таких как сложная демографическая ситуация, усиливающая конкуренцию среди образовательных учреждений, находящихся на одной территории, и борьбу за набор обучаемых и сохранение контингента; обеспечение доступа образовательного учреждения к возможным финансовым, информационным, человеческим и другим ресурсам; наличие позитивного бренда делает образовательное учреждение более привлекательным для преподавателей, так как создает впечатление учреждения, которое может предоставить стабильность и социальную защиту, профессиональное развитие и удовлетворенность

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

трудом; создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.

Список использованной литературы:

1. Аюпова, В.К. Современное состояние и пути развития системы образования. В 2 С 568 книгах. К 2.: монография / под общ. ред. С. В. Куприенко; SWorld. - Одесса: Куприенко С.В., 2012 - с. 46-58.

2. Сиземов, И. Роль бренда в развитии высшего учебного заведения / И. Сиземов // Практический маркетинг. - 2006. - № 12. - С. 33-40.

3. Старов, С. А. Лояльность бренду: классификация, методы оценки и программы формирования марочной престижности / С. А. Старов // Вестник Санкт - Петербургского университета. - 2007. - Сер.8. - Вып.2. -126 с.

© В.К. Аюпова, С.В. Хусаинова, О.Н. Устюжина, 2015

УДК 330.322

Баклакова Валерия Витальевна

студент, ИСОиП (ф) ФГБОУ ВПО ДГТУ Калашникова Елена Александровна студент, ИСОиП (ф) ФГБОУ ВПО ДГТУ Свинарева Юлия Александровна

студент, ИСОиП (ф) ФГБОУ ВПО ДГТУ, г. Шахты, РФ e-mail: valeriya.baclackowa@yandex.ru

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА

Аннотация

Авторами рассмотрены основные особенности рынка услуг, выявлены преимущества предприятий сервиса. Ориентирование предприятий сервиса на изменяющиеся потребности потребителя, поможет им оставаться конкурентоспособными и привлекательными для инвесторов, и тем самым формировать положительный инвестиционный климат в сфере сервиса. Высокая рентабельность инвестиций, благодаря работе на узких рынках и большой норме прибыли, характерна для таких отраслей как информационные, консалтинговые и аудиторские услуги. Все преимущества малого бизнеса, делают предприятия сервиса инвестиционно-привлекательными.

Ключевые слова

Услуги, сервис, рынок услуг, инвестиции, инвестиционная привлекательность.

Для успешного развития рынка услуг необходимо формирование положительного инвестиционного климата в сфере сервиса. Инвестиционный климат - это обобщающая характеристика социальных, экономических, организационных, паровых, политических и иных условий, определяющих привлекательность инвестирования в данную отрасль экономики. Под инвестиционной привлекательностью понимается совокупность объективных и субъективных характеристик объекта инвестирования, в данном случае предприятий сферы сервиса, обуславливающих в общности потенциальный платежеспособный спрос в данной среде [3].

Рынок услуг отличает ряд особенностей, рассмотрев которые можно сделать вывод об инвестиционной привлекательности предприятий сервиса и сформировать стратегии формирования инвестиционного климата.

Первая особенность - наличие высокой конкурентной среды. С каждым годом растет спрос на услуги и число организаций их предоставляющих увеличивается, создавая высокую конкурентную среду на соответствующем рынке (рисунок 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.