Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА (КАКАГАСАНОВ Г.И. МАССОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ 20-40-Х И НАЧ. 50-Х ГГ. ХХ В. В ДАГЕСТАНЕ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ. ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. МАХАЧКАЛА: АЛЕФ, 2020. 234 С.)'

АКТУАЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА (КАКАГАСАНОВ Г.И. МАССОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ 20-40-Х И НАЧ. 50-Х ГГ. ХХ В. В ДАГЕСТАНЕ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ. ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. МАХАЧКАЛА: АЛЕФ, 2020. 234 С.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА (КАКАГАСАНОВ Г.И. МАССОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ 20-40-Х И НАЧ. 50-Х ГГ. ХХ В. В ДАГЕСТАНЕ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ. ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. МАХАЧКАЛА: АЛЕФ, 2020. 234 С.)»

ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕШОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Ш УКИ._2021 Л* J

ISSN2687-0770 BUUttBiOFBKttR EDUCmONAL ВСПТШКШ. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. Ж 1

ЗАМЕТКИ О КНИГАХ BOOKS REVIEW

Рецензия на книгу

doi: 10.18522/26S7-0770-2022-1-105-109

Актуальное научное исследование и его объективная опенка

(Какагасанов Г.И. Массовые политические репрессии 20-40-х и нач. 50-х гг. XX в. в Дагестане и их последствия. Исторнко-документальное исследование. Махачкала: Алеф. 2020. 234 с.)

Валерии! Дударовнч Дзндзоев

Горский государственный аграрный университет, Владикавказ, Республика Северная Осетия — Алания, Россия, dzidzoew@mail.ru

Для цитирования: Дзндзоев В.Д. Актуальное научное исследование и его объективная оценка (.Какагасанов Г.И. Массовые политические репрессии 20—40-х н нач. 50-х гг. XX в. в Дагестане н их последствия. Исторнко-документальное исследование. Махачкала: Алеф, 2020. 234 с.) И Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 105-109.

Book Review

Currat Scientific Research and Its Objective Assessment

(Kakagasanov G.I. Mass political repressions of the 20-40s and early 50s of the 20 th century in Dagestan and their consequences. Historical and documentary research. Makhachkala: Aleph Publ.; 2020. 234 p.)

Valery D. Dzidzoev

Gorsky State Agrarian University, Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, Russia, dzidzoew@mail.ru

For citation: Dzidzoev V. D. Current Scientific Research and Its Objective Assessment (Kakagasanov G.I. Mass political repressions of the 20-40s and early 50s of the 20th century ш Dagestan and their consequences. Histoncal and documentary research. Makhachkala: Aleph Publ.: 2020. 234 p.). Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2022;(1): 105-109. (In Russ ).

Рецензируемая монография состоит из пяти глав, введения, заключения и примечании. Автор исследования — многоопытный специалист высокой квалификации, известен публикациями сборников уникальных архивных документов, которые пользуются большим спросом не только в республиках Северного Кавказа, но и в целом Юга России [1—4].

Теперь же ученому сообгцеству предложена научная работа, в которой имеется глубокий анализ проблем повстанческого движения в Дагестане против советской власти в 20—30-е гг. XX в. Нет особой необходимости доказывать, что в этн трудные годы не только

© Дзидзоев В.Д., 2022

2687-0770 ВЦЦЖПКОРНКЖИ ЕЛиСШО^Ш ИБПШШШ. ЯЖШ САЦСАЯ1ХВЕ(Зт. ЗООАЬБСШЮК 2022. Ж 1

в Дагестане, но н в некоторых других местах Северного Кавказа против советской власти сложилась серьезная и опасная оппозиция.

В нее входили не только мусульманское духовенство н часть интеллигенции коренных народов многонационального региона, но и некоторые представители трудового крестьянства. Кто-то открыто выступал против советской власти, особенно в 20-е гт.: кто-то занимался саботажем, а другие — вредительством в ходе колхозного строительства уже в самом начале 30-х тт. Но пока этот период нашей общей истории еще полностью не исследован.

В рецензируемой работе анализируются многие стороны н специфические аспекты повстанческого движения в Нагорной части и в Южном Дагестане. Большое внимание уделено репрессиям против духовенства Дагестана. Ученый-исследователь приводит также убедительные данные, которые свидетельствуют о репрессиях против крестьян. Он рассматривает все периоды репрессии. Но самое большое внимание уделяет 1937-1938 гг. Списки лиц из числа интеллигенции Дагестана, осужденных в 20—50-е гг. различными судебными органами - военным трибуналом, Верховным судом нлн «тройкой» НКВД, - представляют особый интерес. Во-первых, многие из них впервые становятся достоянием и ученых-исследователей , и широкой общественности. Во-вторых, среди той части интеллигенции, о которой ведет речь автор, имеются и представители других народов не только Северного Кавказа, но в целом и бывшего СССР. Таким образом, усилиями Г.И. Какагасанова некоторые незаслуженно забытые имена как бы «воскресли», став достоянием не только научной, но и широкой читательской общественности.

В первой главе «Повстанческие движения против советской власти 1921—1925 гг.» рассматриваются антисоветские выступления в Дагестане н Чечне. Опираясь на достоверные архивные документы, автор максимально объективно показывает личности Нажмуд-днна Гоцннского н Вали Довгоева - руководителей антисоветских восстаний в первой половине 20-х гг. XX в. Но если личность Н. Гоцннского стала известной из публикаций в постсоветской историографии [5—7], то личность В. Довгоева, руководителя восстания на Дидоевском участке Андийского округа Дагестана, до сих пор оставалась вообще неизвестной даже широкому кругу ученых. Привлекает в исследовании и то, что опытный дагестанский историк нигде не впадает в крайности, эмоциональные рассуждения, поверхностные выводы и обобщения. Он придерживается принципов объективности, научности, правдивости и т.д.

Автор приводит интересные данные о делегатах ХП партийного съезда, приехавших в Москву в апреле 1923 г. Делегаты съезда обсуждали сложное н трудное положение на местах, осудили грубые, репрессивные меры антирелигиозной борьбы, которые не соответствовали программе большевистской партии. В резолюции съезда «О постановке антирелигиозной пропаганды н агитации» подчеркивалось, что «необходимо заботливо избегать всякое оскорбление чувств верующих... Грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры и культа взамен серьезного анализа и объяснения не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков» [8].

В книге приводятся конкретные примеры, когда на местах, в том числе н в Дагестане, установки большевистской партии сознательно или в силу других причин игнорировались н не выполнялись.

Необходимо обратить внимание, что процесс социалистического строительства шел на основе коренной перестройки политической, экономической и духовной жнзни народа, что ущемляло интересы миллионов людей разных национальностей. В такой сложной и противоречивой общественно-политической обстановке многие представители духовенства, а также остатки помещиков, капиталистов, зажиточных крестьян, которых называли «кулаками». не могли быть лояльными к той власти, которая организовывала на них гонения [9]. В рецензируемой книге этот аспект проблемы показан весьма убедительно, тем самым восстановлены некоторые неисследованные страницы истории не только Дагестана, но и всего Северного Кавказа.

ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕШОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl ЖЕ_2022. № J

ISSN2687-0770 BUUIJBIOFBKttR EDUCmOfUL ВСПТШКШ. NORTH CÄUCASUS SEGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No l

Во второй главе Репрессии против духовенства республики. Трагедия семьи шейх-уль-ислама Дагестана Али-Хаджи-Акушинского» автор сосредоточил внимание на известном мусульманском проповеднике Алн-Хаджн-Акушннском, именем которого в постсоветские годы названа одна из самых больших улиц Махачкалы. Уважаемый н влиятельный высокопоставленный алим Дагестана пользовался авторитетом не только у себя на родине, но н среди мусульман всей Российской империи, а затем и Советского государства. К его мнению в самые сложные периоды истории, например в годы Гражданской войны, прислушивались не только мусульмане-дагестанцы, но и другие народы.

Именно поэтому представители советской власти в Дагестане прилагали все усилия, чтобы привлечь его на свою сторону. Уникальные документы из архивов, особенно закрытых в прежние времена, которые приводит дагестанский историк, позволяют посмотреть на исламского алнма и его семью с других позиций. В Дагестане в период Гражданской войны было несколько мусульманских высокопоставленных алимов - Али-Хаджн-Акутшшский. Нажму длин Гоцннскнй, Узун-Хаджн-Салтинскнй. и др. Никто из них советскую власть не поддерживал. Однако не все они относились к ней одинаково враждебно, как, например, Н. Гоцннскнй, воевавший против новой власти в Дагестане н Чечне вплоть до августа 1925 г. Чтобы уничтожить массовое повстанческое движение под его руководством, понадобились огромные усилия молодой советской власти. Были задействованы части Красной Армии, которыми командовали наиболее авторитетные и знающие специалисты, во главе с командармом И.П. Уборевнчем, расстрелянным как «враг народа» в период Большого террора.

По-другому складывалась жизнь, общественно-политическая и религиозная деятельность Алн-Хаджн-Акушннского. Он не выступал с оружием в руках против советской власти. Но после ее установления основной целью его жнзни было восстановление в Дагестане законов и норм шарната. В разгар Гражданской войны в октябре 1919 г. в с. Левашн Даргинского округа под его председательством был создан Совет обороны Северного Кавказа и Дагестана. Этот государственно-религиозный орган в подробностях и до конца объективно до сих пор не исследован. Однако известно, что он был призван до образования новых органов государственной власти возглавить высшее государственное, политическое и религиозное руководство. Другими словами. Совет обороны Северного Кавказа и Дагестана в период Гражданской войны должен был управлять Дагестаном как высший орган государственной власти.

В отлнчне от Н. Гоцинского, Акушннскнй не воевал против советской власти, не проливал кровь нн своих сторонников, ни большевиков. Он хотел и добивался не вражды с большевиками, а договоренностей о невмешательстве в исламскую религию и исламский образ жнзни. Большевики прекрасно понимали, что без активной поддержки авторитетных н влиятельных алнмов Дагестана невозможно установить советскую власть. Поэтому они часто прибегали не только к компромиссам с мусульманскими идеологами, но и к откровенному обману, лицемерию и даже лести. Конкретные факты, хранящиеся в архивах, приводит автор исследования.

Алн-Хаджн-Акушннскнй, так же как и некоторые другие религиозные авторитеты Дагестана, переписывался с генералом А.И. Деникиным. В одном из этих писем от 16 июля 1919 г. он писал: «Дагестанский народ не приглашал частей Добровольческой армии в пределы своей территории. Он не давал никакого повода к вторжению и ко всем упомянутым агрессивным действиям. Поэтому дагестанский народ не признает никакого права за Добровольческой армией навязывать Дагестану свою волю в вопросе о форме общегосударственного управления, разрешение какового он ставит в зависимость от справедливо выраженной воле всех народов России...» [10, с. 160].

Таким образом, Али-Хаджн-Акушннский в письме к генералу Деникину показал себя не только авторитетным исламским алнмом, но и дальновидным политиком. Во-первых, он выбрал правильную позицию, не признавая генерала А.И. Деникина. Во-вторых, в письме он несколько раз повторяет «о воле всех народов России», показывая тем самым, что Даге-

ТЗЖ2687-0770 ВЦЦЖПКОРНКЖИ ЕЛиСШО^Ш ИБПШШШ. ЯЖШ САЦСАЯ1ХВЕ(Зт. ЗООЛЕБОЕЖЕ 2022. Ж 1

стан является составной частью России. В-третьих, выступает от имени мусульман всего Дагестана, коих было абсолютное большинство в Дагестанской области. В-четвертых, как мудрый и дальновидный религиозный деятель, четко отмечает, что «Дагестан признает полное право управлять собой и своими делами согласно своему бьггу и священному шариату». Это так же, как и все остальные принципиальные позиции в деле государственного устройства Дагестана, вписывается в вековые традиции и образ жизнн многонационального региона.

В период Гражданской воины два наиболее влиятельных алнма Дагестана — Алн-Хаджи-Акутпннскнй и Узуи-Хаджн-Салтинскин, к которым присоединились и другие исламские авторитеты, потребовали в ультимативной форме от генерала А.И. Деникина: «1) очистить от частей Добровольческой армии г. Теми р -Хл н - Шуру (ныне г. Буйнакск. — В.Д.) и Дербент н вывести эти части за демаркационную линию Дагестана...; 2) отказаться от всякого вмешательства во внутренние дела Дагестана...; 3) отменить приказ о назначении "'правителя Дагестана" (речь о генерал-майоре М Халнлове, которого назначил генерал А.И. Деникин. — В.Д.), а также отказаться от всякой поддержки офнцерско-бекской сословной диктатуры над Дагестаном: 4) если условия дагестанского народа будут приняты, я как шейх-уль-нслам Дагестана обязуюсь не вести враждебных действий против Добровольческой армии, в противном случае дагестанский народ оставляет за собой свободу действий и ответственность за это будет возложена на Добровольческую армию» [10, с. 162].

Были н другие несомненные заслуги у авторитетного мусульманского деятеля Дагестана в установлении советской власти, которые приводятся в рецензируемой монографии. Что касается большевиков, особенно их лидеров, то они после установления советской власти в Дагестане в 1921 г. по мере укрепления своих позиций стали отходить от некоторых обещаний своим вчерашним оппонентам, которые давали в период ожесточенной Гражданской войны. Так, большевики заключали компромиссы в тяжелые годы борьбы против Добровольческой армии, других противников советской власти с влиятельными алнмами Дагестана Атн-Хаджн-Акушннскнм, Узун-Хаджи-Салтннскнм н другими, за которыми шли народные массы. Тогда это было единственным их спасением. По мере же укрепления советской власти в Дагестане большевики стали «забывать» о заслугах тех кто не имел прямого отношения к советской власти, в том числе и Али-Хаджи Акушннском. В 1930 г. он умер, разочарованный в большевиках.

В других главах книги также содержатся интересная информация н выводы, имеется много нового, ранее неисследованного и неопубликованного. Именно в этом состоит особая заслуга автора. В то же время не обошлось без некоторых недостатков н упущений. Так, третья глава «Массовые репрессии против крестьянства в 20—30-х гг. XX в.» как бы утверждает, что в 40—50-е гт. уже не было репрессивных мер против крестьянства. Хотя это далеко не так. Репрессии имели место вплоть до конца 50-х гт. XX в. Следовало также расширить 4 главу «Показательные судебные процессы в Дагестане в 1937 г. в отношении колхозного крестьянства н рабочих совхозов». В архивах Дагестана есть интересные документы, которые проливают свет на некоторые судебные процессы и после 1937 г. в отношении и крестьян, и рабочих. Более удачно сформулирована 5 глава «(Политические репрессии против интеллигенции Дагестана в 20-50-е гт. и их последствия». Именно до конца 50-х гт. продолжались различные формы репрессий в нашей стране. Тем не менее монография Г.И. Кака-гасанова представляет большой интерес не только в научном плане, но и в учебном процессе вузов и других учебных заведений.

Список источника в

1. Дагестанская областная организация ВЛКСМ. 1920-1987 : стат. справочник / сост. Г.И. Кака-гасанов. Р. И. Джамбулатова. Махачкала: Дагкннгонздат, 1988.

Ш2687-0770 BLЧJET[^ЮFmGHEREDUCm01ШIXШГUП0^\N0ImlCiLYЖЮIlEGI0N. 2022. ж;

2. Союз объединенных горцев Северного Кавказа н Дагестана (1917-1918 гг.), Горская Республика (1918—1920 гт.): документы н материалы / сост. Г. И. Какагасанов. А-Г.С. Гаджнев, С.Ч. Аснльдаров, Л. Г. Канмаразова, ИМ. Мусаев. Махачкала: ДНЦ РАН, 1994.

3. Дагестан в годы Великой Отечественной воины (1941-1945 гт.) / сост. Г.И. Какагасанов, МД. Бугаев, Ш.Г. Гасанов, Р. И. Джамбулатова. Мтхачкала: ИНЦ Д1 У, 1995.

4. Люди и судьбы: заявления и письма репрессированных в 30-е годы / сост. Г.И. Какагасанов. МД. Бугаев, В.Г. Гаджнев. Р.И. Джамбулапгова. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996.

5. ДоногоХ. Нажму дднн Гоцннскнй. Мтхачкала, 2011.

6. Дзидзоев В Д. Национальные отношения на Кавказе. Владикавказ. 1995.

7. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Махачкала, 1997. С. 290-291. 8 XII съезд РКЩ&). М., 1924. С. 226.

9. КПС С в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 3. 9-е изд. (1922— 1925). М, 1984. С. 115.

10. Атн-Х'щжн-Акушинскнй-шенх-уль-нслам Дагестана, патриот и миротворец: документы н материалы i сост. Г.И. Какагасанов, А.С. Гаджнев и др. Махачкала: Юпитер, 1998. С. 162-167.

References

1. Dagestan regional organization of the Komsomol. 1920-1987. stat. handbook. Сотр. by G.I. Kakagasanov. R.I. Dzhainbulatov. Makhachkala: DagkmgoizdatPubL; 1988. (In Russ.).

2. The Union of the United Highlanders of the North Caucasus and Dagestan (1917-1 PIS), the Mountain Republic (1918-1920): documents and materials. Сотр. by G.I. Kakagasanov. A G S Gadzhiev. S.Ch. Asildarov, L.G. Kaimaiazova. I.M Musaev. Makhachkala: DNTs RAN Press: 1994. (In Russ.).

3. Dagestan during the Great Patriotic War (1941-1945). Сотр. by G.I. Kakagasanov, M.D. Butaev, Sh.G. Gasanov, RI Dzhainbulatov. Makhachkala: INC DSU Press; 1995. (In Russ.).

People and destinies: statements and letters of the repressed in the 30s. Сотр. by G.I Kakagasanov. M.D. Butaev, V.G. Gadzhiev, RI Dzhainbulatov. Makhachkala: CP1 DSU Press; 1996. (In Russ).

5. Donogo H. Nazhmuddtn Gotstnsky. Makhachkala, 2011. (In Russ.).

6. Dzidzoev V.D. National relations in the Caucasus. Vladikavkaz 1995. (h Russ.).

7. History of Dagestan from ancient times to the present day. Makhachkala, 1997:290-291. (la Russ.). 3 XH Congress of the RCPfb). Moscow, 1924.226 p (b Russ).

9. CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee (1922-1925). VoL 3. 9th ed Moscow, 1984. 115 p. (In Russ ).

\Q.Ali-Khadzhi-Ahishmsky-sheikh-ul-Islam of Dagestan, patriot and peacemaker: documents and materials. Conip by G.L Kakagasanov, AS. Gadzhiev [etal ]. Makhachkala: YupiterPubl.; 1998:162-167. (In Russ).

Информация об авторе

В.Д. Дзидзоев - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права и политологии юридического факультета.

Information about the author

V.D. Dzidzoev - Doctor of Science (History), Professor, Head of the Department of Theory of State and Law and Political Science, Faculty of Law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.