Научная статья на тему 'Актуальная тема: музеи постсоветского пространства'

Актуальная тема: музеи постсоветского пространства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
380
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальная тема: музеи постсоветского пространства»

Актуальная тема: Музеи постсоветского пространства

Интервью с директором Музея Первого Президента Республики Казахстан Сагынгали А. С.

- Уважаемая Алма Сагынгалиевна! Музей Первого Президента Казахстана — уникальное на постсоветском пространстве социальное и культурное явление. Расскажите, пожалуйста, как возникла сама идея, и как создавался музей?

Музей Первого Президента Республики Казахстан — одно из самых молодых культурных, научно-исследовательских и научнообразовательных заведений нашей страны. Ключевой целью создания Музея является отражение процессов становления и развития независимого Казахстана, его политической истории сквозь призму деятельности Первого Президента Н.А. Назарбаева.

Подобные музеи существуют и в других странах мира. Впервые такое учреждение, в котором хранятся не только экспонаты, но и личный архив и библиотека Франклина Рузвельта, было открыто в его родном городе — Гайд-Парке. Сегодня в США насчитывается 14 библиотек-музеев экс-президентов. Они не только занимаются сбором, хранением и демонстрацией уникальных документов, повествующих об истории Америки, но и служат своеобразными памятниками президентам США и президентству как институту государственной власти. Если же говорить о Европе, то в 1994 году федеральный канцлер Германии Г. Коль открыл музей современной истории, а

в 2000 году президент Франции Жак Ширак — музей личных вещей и подарков.

Изучив опыт зарубежных стран, включив в основу фондов материалы личного архива и библиотеки Президента Н.А. Назарбаева, наш музей начал свою работу. И сегодня с уверенностью можно сказать, что он состоялся, у него есть своя аудитория, он востребован обществом, и поток посетителей не иссякает.

Само здание Резиденции, в котором находится Музей, является значимым местом в новейшей истории страны. Именно здесь Глава государства работал в переломные годы становления независимости Казахстана. Залы, кабинеты, холлы архитектурного комплекса Резиденции, сохранившие свой первозданный интерьер и убранство, были своеобразными свидетелями великих исторических событий.

Музейное использование здания носит двоякий характер: во-первых, это первая Резиденция Главы государства в Астане, во-вторых, в просторных залах и выставочной галерее разместились экспозиции, посвященные различным этапам развития и становления суверенного Казахстана. Они рассказывают также о жизни и деятельности Первого Президента РК, его выдающейся роли в строительстве молодого государства, занимающего сегодня лидирующие позиции не только в

Музей Первого Президента Казахстана

регионе, но и в СНГ.

- В чем ключевые особенности фондообразования, экспозиций, форм и методов работы музея?

Несмотря на то, что музей был создан только в 2004 году, его фонды начали формироваться ещё в середине 1990-х, поэтому уже на старте Музей Первого Президента обладал весьма солидным багажом, который непрерывно пополняется. Формирование музейных коллекций, их исследование и экспонирование является основой для реализации культурных, исследовательских, образовательных задач нашего учреждения. Основная часть коллекции — это архивные документы, фото- и видеоматериалы по новейшей истории Казахстана, предметы материальной и духовной культуры: оружие, сувениры, произведения искусства.

Сотрудники музея выезжают в экспедиции в те места, где родился, жил, учился и работал Нурсултан Абишевич Назарбаев и собирают уникальные сведения, материалы. Во время поисковых экспедиций в Чемолган, Каске-лен, Алматы, Темиртау, Караганду, Днепродзержинск была собрана значительная часть наших экспонатов, архивных документов.

Каждая из экспозиций интересна и познавательна, представляет определенную художественную идею, научную концепцию и дают посетителям уникальную возможность познакомиться с историей страны, с деятельностью Первого Президента Республики Казахстан — Нурсултана Абишевича Назарбаева, раскрывают не только основные этапы жизни и деятельности выдающего государственного деятеля, но и знакомят с самыми разными сферами становления нашего суверенного государства: политическими и социальными процессами, международными отношениями, экономикой и культурой.

В каждом зале — своя тема, своя история, особый интерьер. Купольный зал поражает своей торжественностью и красотой. Под его высокими сводами происходили события,

ставшие особенно значимыми в истории суверенного Казахстана. Уникальной является экспозиция Серебряного зала «Награда Президенту — признательность народу», в которой представлена коллекция высших государственных наград зарубежных стран, врученных Главе нашего государства в знак признания его заслуг.

Переходя из зала в зал, знакомясь с музейными экспозициями, посетители открывают для себя страницы новейшей истории Казахстана и биографии Первого Президента страны.

Все экспозиции Музея дают возможность почувствовать и понять, что деятельность Главы государства является ярким примером служения Отечеству. С именем Н.А.Назарбаева связаны независимость государства, рост экономики, процессы интеграции и сближения народов, дальнейшее укрепление и развитие сотрудничества между странами и народами.

Экскурсии проводятся на казахском, русском и английском языках - как с экскурсоводом, так и при помощи электронной техники. В залах транслируются тематические фильмы, посетители имеют возможность ознакомиться с музейными экспонатами при помощи электронной мультимедийной программы.

- Какова главная миссия и в чем основные направления работы музея?

Мы занимаемся не только пополнением коллекций, обновлением экспозиций и актуальными научными исследованиями. Му-

зей тесно сотрудничает с государственными органами, научными и учебными заведениями: школами, колледжами, вузами. Ведь нас объединяют общие задачи — формирование исторического сознания, нравственное, гражданское, патриотическое воспитание молодёжи. Совместными усилиями видных общественных деятелей, ученых, преподавателей учебных заведений и наших музейных педагогов реализуются научная и образовательная программы, каждая из которых состоит из нескольких проектов самой разной тематической направленности. Объединяет же их одно — история независимого Казахстана, ее основные вехи.

Имея в своем фонде уникальные по составу коллекции, мы стремимся всесторонне отражать результаты своих разработок в научнофондовых изданиях, содержащих научную и познавательную информацию для различных категорий исследователей и читателей.

Научная программа «Политические инициативы Первого Президента Республики Казахстан в становлении и развитии суверенного государства», включающая 7 проектов, ориентирована на системное изучение политической истории Республики Казахстан, инициатив Главы государства, их места и роли в процессах становления и развития независимого государства. В соответствии с этим проводятся исторические, политические и музееведческие исследования. Мы издаем научно-популярный и общественно-политический журнал «Ми-рас» («Наследие»), на страницах которого обсуждаются самые актуальные вопросы общественно-политического и культурного развития современного Казахстана.

Еще одно направление нашей работы — это методическая и консультативная работа, которая ведется в двух направлениях. Первое — это оказание консультативно-методической помощи в организации работы музея в школах и общественно — политических объединениях в организациях. Второе - сотрудничество с вузами по профильным специальностям. Многие вузы обращаются к нам с просьбой об организации студенческой практики в музее.

Мы им не отказываем, обучая студентов азам музееведения.

- Как известно, граждане постсоветских стран в 1990-е годы пережили весьма непростые события. Особенно опасным в идейнонравственном плане был очевидный разрыв в преемственности поколений, когда наряду с возрождением национального чувства наблюдалась, в разных странах в разных масштабах, дискредитация недавнего прошлого, что осложняло отношения в обществе. Как в этой связи музей решает важнейшую задачу формирования у молодежи патриотизма, толерантности и уважения к опыту старших?

Музеи были и остаются источниками Памяти и Познания, потому что через музейный предмет, этот зримый овеществленный документ человек приходит к глубокому пониманию истории и эмоциональному постижению действительности. И не случайно Музей Первого Президента Республики Казахстан ориентирован не только на сохранение прошлого, но и на созидание настоящего и будущего: патриотизма, гражданственности, высокого самосознания нашего народа, занимающего достойное место в многообразном мире.

Как показывают исследования, большинство людей лучше воспринимает и усваивает исторические факты в музейном пространстве, через уникальные вещественные и документальные источники. А желание воочию увидеть Резиденцию Главы государства, погрузиться в особую творческую и духовную атмосферу, «прикоснуться к эпохе» приводит их в наш музей... Опыт показывает, что личности выдающихся исторических деятелей, известных людей вызывают у учащихся размышления над нравственными проблемами, способствуют выработке у них высоких идеалов.

Интерес в этом плане вызывают музейные уроки — встречи с непосредственными участниками событий новейшей истории нашего государства, с известными деятелями науки и культуры, которые вносят весомый вклад в развитие нашего государства. Учебный процесс на таких уроках в Музее становится живым и интересным, дети сохранят надолго воспоминания от состоявшихся встреч с

такими личностями, как первый космонавт Казахстана ТО. Аубакиров, один из авторов государственного Герба Ж. Малибеков и др.

Искренностью и эмоциональностью подкупают эссе, написанные школьниками после музейных уроков. Как пишет ученик 9 класса Баймагамбетов Марат: «На этом уроке я впервые задумался над тем, какой огромный рывок осуществил Казахстан за такой короткий период. Действительно, если сравнить возраст человека и возраст государства, то независимый Казахстан — наш ровесник, ведь мы еще дети, а наше государство за небольшой отрезок времени стало одним из быстро развивающихся государств мира, имеет международный авторитет. Я искренне горжусь тем, что живу в таком государстве. Я для себя понял, что нам есть, с кого брать пример - с нашего Президента! Если бы была возможность, я лично высказал ему свою благодарность».

Такие проявления патриотического сознания со стороны наших юных граждан убеждают в том, насколько важно в воспитании детей обеспечивать глубокое эмоциональное переживание ими фактов исторической памяти, обеспечивающее запоминание и прочное усвоение их на уровне системы жизненных ценностей.

Образ страны и чувство своей неразрывной связи с родиной формируются целенаправленными усилиями со стороны государства, общества, учреждений образования и культуры. Мы надеемся, что и наш Музей вносит достойную лепту в формирование модели казахстанского патриотизма.

- Как основная программа работы музея увязана с приоритетными общегосударственными проектами?

Казахстан, ставя перед собой амбициозные задачи прорыва в современное цивилизационное пространство, активно работает над сохранением и приумножением своей культурной сокровищницы. Общегосударственная программа «Культурное наследие» в течение последних пяти лет сделала много по восстановлению памятников археологии и истории, по восстановлению уникальных текстовых и музыкальных артефактов. Нами инициирован

межрегиональный выставочный проект «Казахстан, устремленный в будущее», рассчитанный на три года. Богатейшая, разнообразная история, археология, этнология, культура регионов Казахстана предстает в экспозициях из фондов областных музеев. Название проекта неслучайно, т.к. стратегия нашего прогресса, процветания, конкурентоспособности не может быть успешно реализована без знания собственного историко-культурного наследия, без понимания культурного своеобразия казахстанского общества. В рамках этого проекта сотрудники музея планируют показать историю, культурные традиции и этнологию каждого региона республики. Сейчас мир глобализуется, границы стираются и зачастую, кажется, что есть всего один-два эталона культуры. Мы же этим проектом поставили перед собой цель показать культурный и исторический багаж всего Казахстана, то, что оставили нам предшествующие поколения и то, чем мы дорожим.

- Практикует ли музей специальные программы для детей и молодежи, слабо защищенных в социальном плане групп (инвалиды, пенсионеры и др.), иностранных туристов и т.д.?

Учитывая, что все дети без исключения — потенциальные созидатели, мы стараемся обеспечить их условиями, способствующими проявлению скрытых возможностей и творческих сил. Для самых маленьких работает студия изобразительного и прикладного искусства. Проводятся творческие конкурсы на столичном и республиканском уровнях и выставки детских работ. Традиционно в канун Дня Независимости, в сотрудничестве с Благотворительным фондом поддержки творческих и культурных начинаний «Байта» проводим республиканский конкурс «Туган жерім».

Работа с «особыми» детьми — отдельная страница в работе Музея. В Музее сооружен специальный пандус для детей с заболеваниями опорно-двигательной системы, проводятся арт-классы отечественных и зарубежных художников-педагогов для детей с ограниченными возможностями, благотворительные акции «Мы идем в школу!». Социальные программы подобного рода являются пока-

зателем понимания и поддержки обществом интересов и потребностей ребятишек этой категории. В мероприятиях принимают участие представители государственных структур, неправительственных организаций и социальных учреждений. Целью подобных акций Музея является содействие в развитии аналогичных социальных мероприятий и привлечение внимания общественности к нуждам детей с ограниченными возможностями.

- Расскажите, пожалуйста, о совместных мероприятиях музея с образовательными и культурно-просветительными учреждениями, а также с туристскими фирмами Казахстана.

Мы работаем в тесном контакте с департаментами образования не только г. Астаны, но и других регионов. Выполняя научнообразовательную миссию, проводим музейные уроки в хорошо оборудованном зале, где когда-то проводил пресс-конференции Глава государства.

Хочу также отметить, что для учащихся старших классов, колледжей, вузов максимально используются возможности обучения посредством ознакомления с экспозиционными темами и музейными экспонатами.

В настоящее время работает Образовательная программа, включающая проекты:

«Политические инициативы Н.А. Назарбаева в становлении и развитии Республики Казахстан»;

«История и культура Казахстана»;

«Ребёнок и культура».

Лекторий подготовлен таким образом, чтобы учащаяся молодёжь почувствовала, сколько пищи могут дать пытливому уму музейные экспонаты и какие возможности познания новейшей истории Родины таят они в себе.

- Какое место в работе музея занимает выставочная работа (выезды, обмены и т.д.)?

Важным направлением является организация и проведение выставок, главная цель которых — развитие просветительской, образовательной и культурной деятельности музея на основе экспонирования разнообразных памятников культуры и искусства. Причем, мы организуем выставки не только из фон-

дов нашего музея, но проводим временные, персональные, тематические, региональные выставки. Так называемые «партнерские проекты» развиваются в направлении организации и художественных, и тематических выставок. Очень большой резонанс имела выставка ранее неизвестных казахстанцам работ С. Калмыкова «Моя планета». Она состоялась благодаря трехстороннему сотрудничеству с Галереей искусств «Has Sanat» (г. Астана) и Музеем-галереей «Новый Эрмитаж — один» (г. Москва). При поддержке Министерства иностранных дел РК, совместно с Центром ОБСЕ в г. Астане была проведена выставка «ОБСЕ — форум диалога». Ее актуальность в связи с предстоящим председательствованием нашей страны в ОБСЕ и в свете происходивших летом мероприятий на уровне региональных центров ОБСЕ в Центральной Азии была несомненна и вызвала широкий общественный интерес. Состоялась выездная выставка из фондов Музея в посольстве РК в Российской Федерации.

Как видите, выставочная деятельность у нас развивается активно, в самых различных направлениях.

- Работники музея — кто они? Как готовятся хранители, смотрители, экскурсоводы для музея? Каковы основные требования к их профессиональным и нравственным качествам? Есть ли у музея какой-либо собственный «стандарт качества» работника музея первого Президента РК?

Если говорить о кадрах музея, то здесь работает достаточно молодой коллектив, средний возраст сотрудников — чуть более 30 лет. Все они с высшим образованием, в большинстве своем историки по профессии. Без преувеличения, профессионалы своего дела, несмотря на молодость. Хочу подчеркнуть, что большая часть сотрудников имеет запись в трудовых книжках с первых дней работы нашего Музея. Мне кажется, это очень красноречивый показатель стабильности и преемственности.

Мы уделяем большое внимание повышению квалификации своих сотрудников. Прошли обучение в музейных и архивных

учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга сотрудники Личного архива Главы государства, работники фондов, экспозиционеры и экскурсоводы. Это преследует главную цель — формирование такого «стандарта качества», который позволяет сочетать в наших сотрудниках исследовательские навыки, высокий уровень коммуникативности и творческий подход к организации музейного учета, хранения и экспонирования. И в профессиональном, и в нравственном отношении мы культивируем ответственность, инициативность, неравнодушное отношение к самой рутинной работе. Очень ценной представляется готовность к взаимопомощи и к восприятию нового. Думаю, что это — первые, самые верные впечатления от встречи с нашим коллективом, будь то обмен мнениями на конференциях, методическая помощь и консультирование или же общение с посетителями.

- Каков характер международных связей музея?

Современное информационное и культурное пространство Казахстана очень благоприятно для развития продуктивного обмена как культурной, так и научной информацией. Наша молодая столица живет очень динамично и креативно. Со многими зарубежными организациями и посольствами, аккредитованными в Астане мы активно сотрудничаем. И результаты этого сотрудничества самые многоплановые. Формирование культурного вкуса, информированности наших соотечественников о многообразии мира невозможно без приобщения к образцам искусства, духовной и материальной культуры других стран и народов. Эти задачи решает международный культурный проект «Диалог посредством

культуры». Он предполагает проведение не только выставок, но и любых мероприятий, связанных с культурными, историческими событиями и датами той или иной страны: от встреч с государственными и политическими деятелями до научных конференций. И это только начало, т.к. уже много интересных задумок обсуждается с посольствами и международными организациями, аккредитованными в Казахстане.

Партнерство и сотрудничество с российскими культурными учреждениями установилось с самых первых дней организации нашего музея. Мы с большим уважением относимся к бесценному опыту, накопленному архивами и музеями России. Это касается как организации учетно-фондовой или экскурсионной работы, научных исследований и музейной педагогики, так и внедрения инноваций во все направления музейного дела. Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей, Эрмитаж, Музей отечественной истории России — с этими учреждениями у нас установлен наиболее продуктивный, творческий контакт.

У нас большие планы и желание многое успеть, ведь наше государство молодо, амбициозно, мы хотим быть открытым обществом. На этом пути перед музеем новейшей истории стоят особые задачи, и мы готовы идти в сотрудничестве и партнерстве с партнерами и коллегами, независимо от границ и расстояний.

Я очень признательна Вашему журналу за предоставленную возможность диалога с заинтересованными собеседниками. Желаю Вашему коллективу творческих достижений!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.