Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА АВИАНЕСУЩЕГО ФЛОТА — МИНИАТЮРИЗАЦИЯ КОРАБЕЛЬНОЙ ПЕРЕДАЮЩЕЙ ДВ-СВ АНТЕННЫ ПРИВОДНОЙ РАДИОСТАНЦИИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ'

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА АВИАНЕСУЩЕГО ФЛОТА — МИНИАТЮРИЗАЦИЯ КОРАБЕЛЬНОЙ ПЕРЕДАЮЩЕЙ ДВ-СВ АНТЕННЫ ПРИВОДНОЙ РАДИОСТАНЦИИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
класс излучения / габариты / добротность / приводная радиостанция / радионавигационный комплекс

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — А.С. Ломакова, С.В. Русин, Ю.В. Савенкова, А.К. Скворцов

В статье изложена актуальная проблема авианесущего флота — проблема миниатюризации корабельной передающей ДВ-СВ антенны приводной радиостанции и представлены результаты её решения. Разработанные результаты позволяют улучшить боевые качества малых авианесущих кораблей. Решение проблемы основано на замене класса излучения A2A на класс А1А. Представлены результаты энергетического расчета радиолинии с малогабаритными антеннами электрического и магнитного типов в наихудших условиях функционирования приводной радиостанции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — А.С. Ломакова, С.В. Русин, Ю.В. Савенкова, А.К. Скворцов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА АВИАНЕСУЩЕГО ФЛОТА — МИНИАТЮРИЗАЦИЯ КОРАБЕЛЬНОЙ ПЕРЕДАЮЩЕЙ ДВ-СВ АНТЕННЫ ПРИВОДНОЙ РАДИОСТАНЦИИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ»

МБЛШ ОБ СОММТГШСЛТЮМ Б((ШРМБ]ЧТ Iss. 1 (145). 2019

А. С. Ломакова

ПАО «Интелтех»

С. В. Русин

Кандидат технических наук, ПАО «Интелтех»

Ю.В. Савенкова

ПАО «Интелтех»

А. К. Скворцов

ПАО «Интелтех»

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА АВИАНЕСУЩЕГО ФЛОТА — МИНИАТЮРИЗАЦИЯ КОРАБЕЛЬНОЙ ПЕРЕДАЮЩЕЙ ДВ-СВ АНТЕННЫ ПРИВОДНОЙ РАДИОСТАНЦИИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ

АННОТАЦИЯ. В статье изложена актуальная проблема авианесущего флота — проблема миниатюризации корабельной передающей ДВ-СВ антенны приводной радиостанции и представлены результаты её решения. Разработанные результаты позволяют улучшить боевые качества малых авианесущих кораблей. Решение проблемы основано на замене класса излучения А2А на класс А1А. Представлены результаты энергетического расчета радиолинии с малогабаритными антеннами электрического и магнитного типов в наихудшихусловияхфункционирования приводной радиостанции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: класс излучения, габариты, добротность, приводная радиостанция, радионавигационный комплекс.

Ранее авторами была опубликована статья [1], в которой показано, что миниатюрная передающая антенна не может обеспечить требуемую эффективность системы радиопривода. Причиной является широкая полоса опознавательного сигнала в классе излучения А2А. В развитие данной темы предложено решение задачи миниатюризации корабельной передающей антенны приводной радиостанции ДВ-СВ диапазона на основе замены класса излучения А2Ана А1А в котором полоса частот опознавательного сигнала значительно меньше.

Малые авианесущие корабли ВМФ России отличаются от зарубежных наличием двух мачт. Примером могут служить и шведские корветы проекта \lsby и российские корветы проекта 20380 соответственно рис. 1 а) и б). Две мачты российского корвета поддерживают крупно-

габаритную Т-образную антенну приводной радиостанции (на рис. 1 антенна обозначена штриховой линией).

Шведский корабль оснащён малогабаритной антенной, которая встроена в корпус единственной мачты. Отличие габаритов антенн связано в первую очередь с тем, что для системы радиопривода в России используется диапазон ДВ-СВ (1580...170 м), а за рубежом — диапазонДЦВ (0,313...0,247 м).

Приводная радиостанция диапазона ДВ-СВ имеет несколько важных преимуществ. Во-первых, обеспечивает привод самолёта или вертолёта на корабль, даже если тот находится за горизонтом, при этом не требуется большая мощность излучения. Во-вторых, радиосигнал не подвержен замираниям.

Рис. 1. Корветы-невидимки построенные по технологии Стеле

Приводная станция диапазона ДЦВ, напротив, обеспечивает привод летательного аппарата, только если тот находится над горизонтом, при этом требуется большая мощность излучения, а радиосигнал подвержен замираниям.

Ещё одним преимуществом приводной радиостанции ДВ-СВ диапазона является её безопасность для здоровья личного состава экипажа из-за меньшей эффективной мощности излучения и меньшего влияния на организм человека низких частот.

Обладая такими важными преимуществами, приводная радиостанция ДВ-СВ диапазона имеет существенный недостаток — её крупногабаритная Т-образная антенна накладывает негативный отпечаток на облик корабля. Наличие двух мачт, поддерживающих антенну, влечет не только радиолокационную заметность корабля, но и худшие ходовые качества по причине использования более прочного, а значит более тяжелого корпуса. Проблема уменьшения габаритов антенны приводной радиостанции является актуальной. Её решение значительно улучшит боевые качества авианесущих кораблей.

Попытки разработать малогабаритную антенну приводной радиостанции предпринимались в разное время на нескольких предприятиях промышленности, но требуемая эффективность антенн не могла быть достигнута по причине узкой полосы согласования малогабаритных антенн с радиостанцией [2].

Очевидно, что для эффективного использования малогабаритных антенн, которые по своей природе весьма узкополосные, целесообразно использовать узкополосные радиосигналы. Но на практике дело обстоит совсем не так. В системе радиопривода используют широкополосные сигналы класса излучения А2А. Попытки расширить полосу согласования малогабаритной антенны до ширины полосы излучаемого сигнала приводят к уменьшению КПД антенны. В результате радиус действия приводной радиостанции уменьшается и на входе автоматического радиокомпаса вертолёта или самолёта не обеспечивается требуемое отношение сигнал/шум (ОСШ) [3]:

ВДн > 10. (1)

МБЛШ ОБ СОММиШСЛТЮМ Б((ШРМБ]ЧТ Iss. 1 (145). 2019

Альтернативный путь решения задачи — уменьшить полосу сигнала до полосы согласования с антенной.

Для неискаженной передачи опознавательного знака требуется узкая полоса частот. Опознавательный знак представляет собой од-ну-две буквы русского алфавита, он излучается в коде Морзе в режиме слуховой телеграфии [4]. Наибольшая скорость телеграфирования 5 бод достигается при передаче букв «С» (три точки) и «X» (четыре точки). В классе излучения А2А сигнал занимает полосу 2030 Гц, тогда как в классе излучения А1Аполоса составит всего 15 Гц (в 135 раз меньше). Спектры сигнала в обоих классах излучения представлены на рис. 2.

Полоса излучаемого в эфир сигнала не должна быть больше полосы согласования (2Д/) малогабаритной антенны с радиостанцией. Отношение центральной частоты^ полосы согласования антенны к ширине полосы 2А/-числено равно добротности антенны:

где X— реактивная часть входного сопротивления антенны, Л2 — сопротивление излучения. Двойка в знаменателе введена для учета выходного сопротивления передатчика трансформированного к антенне (по условию согласования). В формулах переменные с индексом «0» относятся к идеальным антеннам.

Добротность идеальной антенны зависит от её габаритов и не может быть меньше величины, определяемой выражением [2]:

О, =

1

(ка)

1 + ка

(4)

О =

2ДГ ■

(2)

где к = 2яД — волновое число, а — радиус сферы описанной вокруг антенны.

Чем меньше габариты, тем больше добротность и меньше полоса согласования антенны. Для уменьшения добротности и расширения полосы согласования в цепь антенны вносят потери. Добротность антенны с потерями (т. н. «добротность антенного устройства») определяется выражением:

X

О =

Добротность идеальной (без потерь) антенны (т. н. «внешняя» добротность), равна отношению:

2 (Яи +

(5)

где Яп — сопротивление потерь. Чем больше Лп, тем меньше КПД антенны:

(6)

1,0

Частота, МГц Спектр сигнала в классе излучения А1А

Рис. 2. Спектры сигнала в классах излучения А2А (а) и А1А (б)

В диапазоне ДВ-СВ сопротивление излучения много меньше сопротивления потерь Л2 << Лп. С достаточной для практики точностью можно считать, что КПД обратно пропорционален сопротивлению потерь: КПД ~ 1/Лп.

Сопротивление потерь должно быть достаточным для согласования антенны в полосе сигнала, но при этом должно быть обеспечено требуемое ОСШ (1).

Используя формулы (3) и (5) можно записать КПД как отношение добротности антенны с потерями к добротности этой же антенны без учёта потерь:

кпд=.

(7)

Из выражений (3)...(7) следует вывод, что КПД малогабаритной антенны обратно пропорционален ширине полосы согласования. Согласованная в широкой полосе малогабаритная антенна имеет малый КПД.

Уменьшив полосу опознавательного сигнала в 135 раз, можно использовать малогабаритную антенну с меньшим, примерно в 135 раз, сопротивлением потерь Лп. Во столько же раз будет больше КПД передающей антенны, и во столько же раз будет больше мощность опознавательного сигнала принятого радиокомпасом вертолёта или самолёта.

Далее следует уменьшить полосу пропускания приёмника радиокомпаса с 600 Гц [3] до 15 Гц, т. е. в 40 раз, мощность шумов на входе приёмника также уменьшится в 40 раз.

В результате замены класса излучения А2А на А1А отношение сигнал/шум на входе приёмника радиокомпаса возрастёт в 135 • 40 = = 5400 раз, т. е. на 37 дБ!

Уменьшение полосы сигнала даёт возможность уменьшить габариты передающей антенны, обеспечив при этом требуемую эффективность системы радиопривода. Авторам удалось показать, что в наихудших условиях эксплуатации радионавигационного комплекса, а именно, на трассах со значительным преобладанием сухой почвы и при максимальной мощности шумов требуемое ОСШ может быть обеспечено антенной таких габаритов, что радиус сферы описанной вокруг антенны составит 1,5 м [5]. Антенна таких габаритов может быть выполнена в соответствии с технологией Стеле. Она может быть установлена, например, на крыше вертолетного ангара.

Для иллюстрации этого вывода авторами выполнен расчет малогабаритных антенных устройств: электрического и магнитного типов. В их конструкциях использованы серийные изделия, выпускаемыхпромышленностью.

Антенное устройство электрического типа, схема которого представлена на рис. 3, состоит из несимметричного излучателя с верхней емкостной нагрузкой (А), антенного контура (Хак), сопротивления потерь (поглотителя) (Лп), и Г-образного согласующего устройства (СУ) на реактивных элементах Ьр и С?. Несимметричный излучатель с верхней емкостной нагрузкой изображен на рис. 4. По условию габариты антенны таковы, что радиус описанной вокруг неё сферы равен 1,5 м. Длина вертикальной части излучателя £ = 1,5 м, диаметр 6 дюймов (радиус а = 165 мм), верхняя емкостная нагрузка — диск радиусом г= 1,5 м.

Моделирование антенного устройства выполнено в программе КЕ81ш99. Частотная зависимость коэффициентов передачи (£21) и отражения на входе антенного устройства (£и) представлена на рис. 5. При разбросе электрических параметров в пределах 5 % обеспечиваются согласование с приводной радиостанцией науровне КБВ = 1...0,6.

Аналогичные параметры имеет малогабаритное антенное устройство магнитного типа (рисунок 6), в котором излучателем (А) является горизонтальная многовитковая рамка радиусом 1,5 м и длиной 0,6 м.

Колебательный контур на частотах в диапазоне 190...1750 кГц образован излучателем и серийно выпускаемым вакуумным переменным конденсатором Сак марки КП1—12 4 кВ, ёмкость которого может меняться в пределах 10...1200 пФ. Допустимое напряжение на клеммах конденсатора 4 кВ.

Рис. 3. Схема антенного устройства электрического типа с согласующим устройством на реактивных элементах с последовательной ёмкостью

МБЛШ ОБ СОММиШСЛТЮМ ^(^Т1:Г1:Р>М1Е]>чП:. Iss. 1 (145). 2019

Рис. 4. Несимметричный излучатель с верхней емкостной нагрузкой

Файл Тип графика Пределы г ра фиксе Риброс Инструменты Ус та но» ки Помощь |1ШВ

С 811 ^ 521 Г 512

Г 522

&'21

\

\

\ [Жи

(•190Ж1

♦ -302Ш

Л

Стоп |28СкНг

J

Рис. 5. Частотная зависимость коэффициентов передачи 8: и отражения 8и на входе антенного устройства

V

Вх

JL

Ls

I Йп

-Jf-

Ср

Рис. 6. Схема антенного устройства магнитного типа с согласующим устройством на реактивных элементах с последовательной индуктивностью

Следует принять во внимание, что замена класса излучения корабельной приводной радиостанции требует модернизации автоматического радиокомпаса палубной авиации с целью обеспечения приёма опознавательного знака в двух классах излучения; А1А — для привода на авианесущий корабль и А2А — для привода на береговой аэродром. Модернизация коснётся только селективных цепей и детекторной части радиокомпаса. Конструктивные изменения не потребуются. Габариты радиокомпаса, его посадочное место и внешние подключения останутся прежними.

Для проверки эффективности малогабаритных антенн в классе А1А выполнен энергетический расчет радиолинии «корабль-вертолёт» в наихудших условиях работы радиопривода — при выполнении полётов на максимальном удалении 150 км на высоте 1 км над очень сухой почвой характерной для пустыни при максимальном уровне помех. Мощность передатчика приводной радиостанции принята равной 400 Вт, класс излучения А1А.

Расчет множителя ослабления вычислен по методике [6].

Мощность шума на входе радиокомпаса найдена в соответствии с Рекомендацией МСЭ-RP. 372-10 [7].

Величина ОСШ в полной мере обеспечивает работу радиокомпаса в режиме автоматического указания курса (1). На краях диапазона

рабочих частот ОСШ имеет величину на частоте 190 кГц: 12,3 дБ ночью и 38,9 дБ днём, а на частоте 1750 кГц: 25,4 дБ ночью и 49,4 дБ днём.

Результаты энергетического расчета радиолинии «корабль-вертолёт» подтверждают возможность малогабаритных антенных устройств обеспечить в классе излучения А1А требуемое ОСШ > 10 дБ на входе радиокомпаса при мощности приводной радиостанцией 400 Вт.

Заключение

Проблема миниатюризации антенны ДВ-СВ диапазона приводной радиостанции авианесущего корабля может быть решена на основе использования в системе радиопривода узкополосных сигналов, а именно путём замены класса излучения А2А на А1А. Уменьшение полосы сигнала позволит реализовать миниатюрную передающую антенну диапазона ДВ-СВ, которую можно вписать в сферу радиусом 1,5 м. Эффективность радионавигационного комплекса при этом будет достаточна для обеспечения привода самолётов на авианесущий корабль в самых сложных условиях.

Использование узкополосных сигналов в системе радиопривода требует модернизации автоматического радиокомпаса с целью обеспечения приёма опознавательного знака в двух классах излучения: А1А — для привода на авианесущий корабль и А2А — для привода на береговой аэродром. Габариты, элементы крепления и внешние подключения модернизированного радиокомпаса останутся прежними.

Уменьшение габаритов корабельной антенны приводной радиостанции позволит отказаться от дополнительной мачты, что улучшит боевые качества авианесущих кораблей: уменьшит их радиолокационную заметность и улучшит ходовые качества за счет уменьшения габаритов и массы корпуса корабля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ломакова А. С., Русин С. В., Савенкова Ю. В., Шевченко В. В. Возможности миниатюризации антенны приводной радиостанции //Техника средств связи. 2018. №4. С. 111-115.

2. Мс. Lean J.S. Are-examinationoithcfundamental-li mitsontheradiation Qoftheelectricallysmallaiiten nas // IEEETrans. Anlcnnasand Prop.— 1996. — Vol. 44. № 5. - P. 672-676.

MEANS OlF COMMUNICATION EQUIPMENT. Iss. 1 (145). 2019

3. Автоматический радиокомпас APK-11. Техническое описание. // URL: http://oleg-tulin.narod.ru/ index/0—13 (дата обращения 25.05.2016).

4. Изделие РИДУ Р - 637 ЖЯ1.201.009 ТУ Технические условия.

5. Ломакова А. С., Русин С. В., Савенкова Ю. В. Предельно достижимые габариты антенны радионавигационного комплекса // Современное состояние и

перспективы развития систем связи и радиотехнического обеспечения в управлении авиацией: материалы Увсерос. научн. конф., Воронеж, 13 октября 2016 г.

6. Фок В. А. Поле от вертикального и горизонтального диполя, приподнятого над поверхностью Земли //ЖЭТф,- 1949. - Т. 19. - Вып. 10.

7. Рекомендация МСЭ-ИР.372-10 (10/2009) «Ра-диошум».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.