Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИЙ ХРАМОВОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИЙ ХРАМОВОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
64
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ВОСПРИЯТИЕ / ПОЗНАНИЕ / ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРЫ / INTERPRETATION OF CULTURAL HERITAGE / PERCEPTION / COGNITION / CULTURAL PHENOMENA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пиляк С.А.

Расширение присутствия любой религии неразрывно связно с наличием и распространенностью ее зримых символов в пространстве, окружающем верующих. В связи с необходимостью создания новых православных деревянных храмов современные зодчие зачастую копируют отдельные мотивы или композицию памятников православного храмового зодчества прошлых эпох, что отчасти способствует сохранению оригинальных архитектурных творений. Таким образом, подобная художественная интерпретация способна не только служить инструментом сохранения региональной архитектурной специфики, но и косвенно подчеркивать ценность памятников прошлого, что в конечном счете положительно влияет на осознание обществом и государством необходимости сохранения объектов культурного наследия. В анализе данного положения состоит цель исследования. Немаловажным в данном контексте является значительная роль культурного наследия в формировании и сохранении региональной идентичности. В качестве материалов исследования привлечены данные государственных и ведомственных архивов, изобразительные источники, результаты искусствоведческих исследований. Результатом исследования является итоговое заключение о сформированной преемственности в строительстве деревянных храмов. Научная новизна исследования состоит в выявлении и систематизации направлений современного деревянного храмостроительства, определяющих преемственность в развитии региональных архитектурных традиций культового деревянного зодчества. Данная статья подготовлена на материалах Костромской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF THE TRADITION FEATURES OF TEMPLE WOODEN ARCHITECTURE AS A TOOL FOR PRESERVING HISTORICAL MEMORY

The expansion of the presence of any religion is inextricably linked to the presence and prevalence of its visible symbols in the space surrounding believers. Due to the need to create new Orthodox wooden churches, modern architects often copy individual motifs or compositions of monuments of Orthodox temple architecture of past eras, which partly contributes to the preservation of original architectural creations. Thus, such an artistic interpretation can not only serve as a tool for preserving regional architectural specifics, but also indirectly emphasize the value of monuments of the past, which ultimately positively affects the awareness of society and the state of the need to preserve cultural heritage. The purpose of the study is to analyze this situation. Important in this context is the significant role of cultural heritage in the formation and preservation of regional identity. The research materials include data from state and departmental archives, visual sources, and the results of art history research. The result of the study is the final conclusion about the formed continuity in the construction of wooden churches. The scientific novelty of the research consists in identifying and systematizing the directions of modern wooden Church construction that determine the continuity in the development of regional architectural traditions of cult wooden architecture. This article is based on materials from the Kostroma region.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИЙ ХРАМОВОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ»

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «АРХИТЕКТУРНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

Пиляк С.А.

ФГБУК «Государственный музей «Смоленская крепость»

s.pilyak@ma.il. ги

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИЙ ХРАМОВОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Аннотация: Расширение присутствия любой религии неразрывно связно с наличием и распространенностью ее зримых символов в пространстве, окружающем верующих. В связи с необходимостью создания новых православных деревянных храмов современные зодчие зачастую копируют отдельные мотивы или композицию памятников православного храмового зодчества прошлых эпох, что отчасти способствует сохранению оригинальных архитектурных творений. Таким образом, подобная художественная интерпретация способна не только служить инструментом сохранения региональной архитектурной специфики, но и косвенно подчеркивать ценность памятников прошлого, что в конечном счете положительно влияет на осознание обществом и государством необходимости сохранения объектов культурного наследия. В анализе данного положения состоит цель исследования. Немаловажным в данном контексте является значительная роль культурного наследия в формировании и сохранении региональной идентичности.

В качестве материалов исследования привлечены данные государственных и ведомственных архивов, изобразительные источники, результаты искусствоведческих исследований.

Результатом исследования является итоговое заключение о сформированной преемственности в строительстве деревянных храмов. Научная новизна исследования состоит в выявлении и систематизации направлений современного деревянного храмостроительства, определяющих преемственность в развитии региональных архитектурных традиций культового деревянного зодчества. Данная статья подготовлена на материалах Костромской области.

Ключевые слова: интерпретация культурного наследия, восприятие, познание, феномены культуры

Современное культовое строительство, в особенности православное, на протяжении сравнительно недавнего времени приобрело практически массовый характер. Повсеместно, и в крупных городах, и в сравнительно небольших населенных пунктах появляются новые храмы и другие сооружения культового характера. Современные архитекторы, проектируя православные храмы, как правило, стоят перед непростым выбором типа и облика сооружения. Современная архитектура культовых зданий, по ряду причин не имеющая приемлемых образцов, выработанных нынешними практикующими зодчими, опирается на опыт культовой архитектуры предшествующих эпох. Многовековая история русской архитектуры при этом предлагает большое количество ярких сооружений, составивших славу как русских городов, так

и русских зодчих. Естественно, что зачастую при создании современных храмов архитекторы ориентируются как на конкретные сооружения, иногда практически полностью копируя их облик в новых храмах, так и на определенные исторические эпохи и стили, комбинируя черты разных сооружений в заново возводимом объекте. В некоторых случаях обращение архитекторов к архитектуре минувших эпох позволяет обратить внимание на характерные региональные особенности и даже в определенной степени продлить их бытование. В этом случае современный храм является не только зданием для богослужений, но и знаком присутствия и инструментом ретрансляции храмостроительной традиции, что вполне соответствует понятию, введенному Августином Блаженным: «Знак вообще есть предмет, который сверх собственного вида или формы, действующей на наши чувства, возбуждает в уме нашем представление других известных предметов»1.

Автором проведена работа по исследованию региональных храмостроительных традиций2. По итогам проведенного анализа и систематизации определено, что ключевой региональной композиционной особенностью, в различной степени отразившейся на облике подавляющего количества костромских деревянных храмов, является контрастное соотношение между массивным рубленым основанием, занимающим до 2/3 высоты храма, и миниатюрным завершением. К общероссийским тенденциям, объединяющим всю территорию Центральной России, является идея ярусности, по-разному представленная практически в каждой костромской деревянной культовой постройке. Диапазон форм невероятно широк - от нескольких крупных рубленых ярусов, составляющих основу облика памятника и строящих его силуэт, до каркасных поздних решений.

Особую группу культовых сооружений составляют объекты, архитектура которых ориентируется на конкретные памятники деревянного зодчества. В 1996 г. в селе Никола-Дор (Палкино) Галичского района к востоку от существовавшей Николаевской церкви построен новый деревянный храм, освященный во имя прп. Серафима Саровского. Церковь является одним из распространенных примеров заимствования архитектуры церкви из села Фоминское Костромского района, в настоящее время являющейся одним из экспонатов Костромского музея деревянного зодчества. За исключением отдельных пропорций, некоторых конструктивных решений, металлической кровли, храм является точной копией музеефицированного объекта.

Храмовый комплекс в урочище Введенское-Борисовка Наро-Фоминского района Московской области представляет собой интересный пример, не связанный с Костромской областью географически, но в типологическом плане имеющий весьма четкие параллели с рассматриваемым регионом. Комплекс, состоящий исключительно из сооружений решенных в стилистике русского деревянного зодчества, включает три церкви и звонницу. Наиболее крупный храм был построен по образцу с известнейшим деревянным храмом Костромской области - клетской Спасо-Преображенской церковью на сваях из села Спас-Вежи. Повторение данного памятника в первую очередь было связано с тем, что в 2002 г. он был утрачен. Архитектура другого храма сориентирована на утраченную в первой половине XX в. Васильевскую церковь в селе Шохна Нерехтского уезда Костромской губернии. Церковь,

1 Августин Блаженный. Христианская наука, или Основания св. герменевтики и церковного красноречия. - Киев, 1835. С. 67.

2 Пиляк С.А. Композиционные особенности костромского деревянного культового зодчества XVII - начала XX вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры по специальности 05.23.20. Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-культурного наследия. - М., 2019. - 353 с.

построенная в XVII ст., является редким сооружением, облик которого стал следствием обмирщения архитектуры культовых зданий в данный период времени.

Подобное воссоздание храмов с учетом использования сооружений по первоначальному назначению является перспективным направлением, позволяющим в полной мере транслировать характерные региональные черты народной архитектуры с учетом ее высокой историко-культурной значимости.

Выразительный храм во имя Покрова Божией Матери, к настоящему моменту утраченный в пожаре, был поставлен в черте поселка Островское Костромской области. Крещатый храм, прирубы которого увенчаны бочками, завершен высоким восьмериком под шатром. Интересный пример культового здания, очевидно, сориентирован на известный вологодский пример - Успенскую церковь Свято-Успенского Александро-Куштского монастыря. Храм представляет собой пример нового строительства без учета региональных архитектурных традиций.

Таким образом, по итогам проведенного анализа выявлены направления современного деревянного храмостроительства, определяющих преемственность в развитии региональных архитектурных традиций культового деревянного зодчества:

• Строительство храмов «по образцу», предусматривающее повторение известного произведения архитектуры;

• Строительство современных храмов с ориентацией на костромские региональные особенности;

• Строительство современных храмов без учета костромских региональных особенностей;

• Строительство современных храмов с учетом региональных особенностей иной историко-культурной зоны.

Сейчас внимание профессионального сообщества во многом приковано к расчету процента воссоздаваемых конструкций. Однако точные расчеты в сфере культурного наследия, воспринимаемого всегда субъективно, далеко не всегда, при наличии всех возможных современных технологий, позволяют достичь нужного эффекта. К тому же само отношение к подлиннику в настоящее время отличается известной противоречивостью: «Во второй половине XX века началось размывание ценностных критериев в культуре, связанное сначала с практикой репродуцирования произведений искусства (от чего теряется представление о ценности подлинника), позднее - с распространением идеи плюрализма»1. Вопрос воссоздания памятников архитектуры остается открытым. Тем не менее, общее мнение по этому вопросу, выраженное академиком И. Лежавой, существует: «сотни замков, крепостей, соборов -фактически «новодел». Думаю, ничего плохого не будет в том, что появятся новые «муляжи», которые всего лишь напомнят прошлое»2.

1 Щенков А.С. Архитектурно-градостроительное наследие в научных исследованиях РААСН // Фундаментальные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2009 году: науч. тр. РААСН: в 2 т. Т.1 / РААСН, Иван. гос. архит. -строит. ун-т; под ред. А.П. Кудрявцева [и др.]. - М. - Иваново, 2010. С. 50-53.

2 Лежава И.Г. Будущее городов // Фундаментальные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2009 году: науч. тр. РААСН: в 2 т. Т.1 / РААСН, Иван. гос. архит.-строит. ун-т; под ред. А.П. Кудрявцева [и др.]. - М. - Иваново, 2010. С. 24-32.

Литература:

1. Августин Блаженный. Христианская наука, или Основания св. герменевтики и церковного красноречия. - Киев, 1835.

2. Лежава, И.Г. Будущее городов // Фундаментальные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2009 году: науч. тр. РААСН: в 2 т. Т.1 / РААСН, Иван. гос. архит.-строит. ун-т; под ред. А.П. Кудрявцева [и др.]. - М. - Иваново, 2010. С. 24-32.

3. Пиляк, С.А. Композиционные особенности костромского деревянного культового зодчества XVII - начала XX вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры по специальности 05.23.20. Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-культурного наследия. Москва, 2019. - 353 с.

4. Щенков, А.С. Архитектурно-градостроительное наследие в научных исследованиях РААСН // Фундаментальные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2009 году: науч. тр. РААСН: в 2 т. Т.1 / РААСН, Иван. гос. архит.-строит. ун-т; под ред. А.П. Кудрявцева [и др.]. - М. - Иваново, 2010. С. 50-53.

References:

1. Avgustin Blazhennyj. Hristianskaya nauka, ili Osnovaniya sv. germenevtiki i cerkovnogo krasnorechiya. - Kiev, 1835.

2. Lezhava, I.G. Budushchee gorodov // Fundamental'nye issledovaniya RAASN po nauchnomu obespecheniyu razvitiya arhitektury, gradostroitel'stva i stroitel'noj otrasli Rossijskoj Federacii v 2009 godu: nauch. tr. RAASN: v 2 t. T.1 / RAASN, Ivan. gos. arhit.-stroit. un-t; pod red. A.P. Kudryavceva [i dr.]. - M. - Ivanovo, 2010. S. 24-32.

3. Pilyak, S.A. Kompozicionnye osobennosti kostromskogo derevyannogo kul'tovogo zodchestva XVII - nachala XX vv. Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata arhitektury po special'nosti 05.23.20. Teoriya i istoriya arhitektury, restavraciya i rekonstrukciya istoriko-kul'turnogo naslediya. Moskva, 2019. - 353 s.

4. Shchenkov, A.S. Arhitekturno-gradostroitel'noe nasledie v nauchnyh issledovaniyah RAASN // Fundamental'nye issledovaniya RAASN po nauchnomu obespecheniyu razvitiya arhitektury, gradostroitel'stva i stroitel'noj otrasli Rossijskoj Federacii v 2009 godu: nauch. tr. RAASN: v 2 t. T.1 / RAASN, Ivan. gos. arhit.-stroit. un-t; pod red. A.P. Kudryavceva [i dr.]. - M. - Ivanovo, 2010. S. 5053.

ACTUALIZATION OF THE TRADITION FEATURES OF TEMPLE WOODEN ARCHITECTURE AS A TOOL FOR PRESERVING HISTORICAL MEMORY

Pilyak Sergey Aleksandrovich

The State Museum "The Smolensk fortress"

214000, Smolensk, Russian Federation

s.pilyak@mail.ru

Abstract: The expansion of the presence of any religion is inextricably linked to the presence and prevalence of its visible symbols in the space surrounding believers. Due to the need to create new Orthodox wooden churches, modern architects often copy individual motifs or compositions of monuments of Orthodox temple architecture of past eras, which partly contributes to the preservation of original architectural creations. Thus, such an artistic interpretation can not only serve as a tool for preserving regional architectural specifics, but also indirectly emphasize the value of monuments of the past, which ultimately positively affects the awareness of society and the state of the need to preserve cultural heritage. The purpose of the study is to analyze this situation. Important in this context is the significant role of cultural heritage in the formation and preservation of regional identity. The research materials include data from state and departmental archives, visual sources, and the results of art history research.

The result of the study is the final conclusion about the formed continuity in the construction of wooden churches. The scientific novelty of the research consists in identifying and systematizing the directions of modern wooden Church construction that determine the continuity in the development of regional architectural traditions of cult wooden architecture. This article is based on materials from the Kostroma region.

Keywords: interpretation of cultural heritage, perception, cognition, cultural phenomena

Для цитирования: Пиляк С.А. Актуализация традиций храмового деревянного зодчества как инструмент сохранения исторической памяти// Архонт, 2020. № 5 (20). С. 88-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.