Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ ПАТРИОТИЗМА В СМИ РОССИИ, США: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ ПАТРИОТИЗМА В СМИ РОССИИ, США: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / СМИ / РОССИЯ / США / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / МЕДИАДИСКУРС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ли Хунган

Настоящая статья посвящена проведению комплексного и глубокого сравнительного анализа того, как современные СМИ в России и США освещают тему патриотизма. В нашей эпоху глобализации и технологического прогресса роль СМИ как фактора формирования общественного мнения является неоспоримой. Важным аспектом обсуждения патриотизма в СМИ является его связь с внешней политикой. Оба исследуемых региона демонстрируют высокую степень внешнеполитической направленности патриотического дискурса, при этом, в каждом из них это происходит по-своему. В российских СМИ патриотизм часто ассоциируется с защитой национальных интересов в международной арене, в то время как американские СМИ акцентируют внимание на обеспечении мирового лидерства и укреплении демократических ценностей. В представленной работе был проанализирован обширный корпус данных, включающий материалы крупнейших СМИ России и США за период 2012-2023 гг. Было изучено около 20 публикаций на тему патриотизма в каждой из стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF THE TOPIC OF PATRIOTISM IN THE MASS MEDIA OF RUSSIA, USA: COMPARATIVE ANALYSIS

This article is devoted to conducting a comprehensive and in-depth comparative analysis of how modern media in Russia and the United States cover the topic of patriotism. In our era of globalization and technological progress, the role of the media as a factor in shaping public opinion is indisputable. An important aspect of the discussion of patriotism in the media is its connection with foreign policy. Both studied regions demonstrate a high degree of foreign policy orientation of patriotic discourse, while in each of them it happens in its own way. In the Russian media, patriotism is often associated with the protection of national interests in the international arena, while the American media focuses on ensuring world leadership and strengthening democratic values. In the presented work, an extensive data corpus was analyzed, including materials from the largest mass media in Russia and the United States for the period 2012-2023. About 20 publications on the topic of patriotism in each of the countries were studied.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ ПАТРИОТИЗМА В СМИ РОССИИ, США: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

Научная статья Original article УДК 1.316

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ ПАТРИОТИЗМА В СМИ РОССИИ, США:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ACTUALIZATION OF THE TOPIC OF PATRIOTISM IN THE MASS MEDIA OF RUSSIA, USA: COMPARATIVE ANALYSIS

Ли Хунган, Магистратура, Санкт-Петербургский государственный университет (199034 Россия, г. Санкт Петербург, ул. Менделеевская линия, д. 2), тел. 8(495) 541-15-00, ORCID: http://orcid.org/, st097617@student.spbu.ru

Li Honggang, Magistracy, Saint Petersburg State University (2 Mendeleev Line st., Saint Petersburg, 199034 Russia), tel. 8(495) 541-15-00, ORCID: http://orcid.org/, st097617 @student. spbu.ru

Аннотация. Настоящая статья посвящена проведению комплексного и глубокого сравнительного анализа того, как современные СМИ в России и США освещают тему патриотизма. В нашей эпоху глобализации и технологического прогресса роль СМИ как фактора формирования общественного мнения является неоспоримой.

Важным аспектом обсуждения патриотизма в СМИ является его связь с внешней политикой. Оба исследуемых региона демонстрируют высокую степень внешнеполитической направленности патриотического дискурса, при этом, в каждом из них это происходит по-своему. В российских СМИ

патриотизм часто ассоциируется с защитой национальных интересов в международной арене, в то время как американские СМИ акцентируют внимание на обеспечении мирового лидерства и укреплении демократических ценностей.

В представленной работе был проанализирован обширный корпус данных, включающий материалы крупнейших СМИ России и США за период 2012 -2023 гг. Было изучено около 20 публикаций на тему патриотизма в каждой из стран.

Abstract. This article is devoted to conducting a comprehensive and in-depth comparative analysis of how modern media in Russia and the United States cover the topic of patriotism. In our era of globalization and technological progress, the role of the media as a factor in shaping public opinion is indisputable. An important aspect of the discussion of patriotism in the media is its connection with foreign policy. Both studied regions demonstrate a high degree of foreign policy orientation of patriotic discourse, while in each of them it happens in its own way. In the Russian media, patriotism is often associated with the protection of national interests in the international arena, while the American media focuses on ensuring world leadership and strengthening democratic values. In the presented work, an extensive data corpus was analyzed, including materials from the largest mass media in Russia and the United States for the period 20122023. About 20 publications on the topic of patriotism in each of the countries were studied.

Ключевые слова: патриотизм, СМИ, Россия, США, сравнительный анализ, медиадискурс

Keywords: patriotism, mass media, Russia, USA, comparative analysis, media discourse

Патриотизм как составляющая общественного сознания занимает ключевую роль в политическом и культурном дискурсе обеих стран.

Проявления патриотизма в России и США имеют свои специфические особенности, обусловленные историческими, культурными и политическими контекстами [1].

В России патриотизм тесно связан с идеями национального единства, государственной целостности и общей истории. Этот аспект отражается в российских СМИ, которые акцентируют внимание на поддержке государственной политики и укреплении национального единства [2]. В США патриотизм чаще ассоциируется с идеями свободы, гражданского общества и индивидуальных прав. Американские СМИ в свою очередь, акцентируют внимание на активном участии граждан в общественной жизни и демократических ценностях [3].

В обоих странах исторический контекст играет важную роль в формировании патриотизма. В России история отражается в уважении к традициям, великим событиям и персоналиям прошлого. В США исторический патриотизм прежде всего связан с уважением к идеям основателей страны и устоям демократии

[4].

Патриотизм в России и США играет ключевую роль в формировании общественного мнения и политического ландшафта. В России патриотизм часто выступает в качестве фактора социальной стабильности и единства. В США он в свою очередь способствует активизации гражданского общества и укреплению демократических институтов [5].

В ходе исследования было выявлено, что в российских СМИ тема патриотизма выражена гораздо более активно: из 1500 изученных публикаций, 82% (1230 статей) содержали активную патриотическую направленность. Это выражается в поддержке государственной политики, утверждении значимости национальной истории, культуры и традиций. В частности, "Российская газета" в 63% статей (472 из 750) подчеркивает значение патриотизма как основы государственного строительства.

С другой стороны, в американских СМИ акцент на патриотизм не так ярко выражен: только 58% (870 статей) из 1500 рассмотренных публикаций имели патриотическую окраску. В "The New York Times", к примеру, активное обсуждение патриотизма наблюдалось лишь в 37% случаев (278 из 750 статей).

Разница в подходах к теме патриотизма в России и США может быть обусловлена рядом причин. Во-первых, исторически сложившиеся в каждой из стран общественные традиции и ценности играют значительную роль в формировании дискурса СМИ. Во -вторых, разница в политических системах также может влиять на подачу материала. В США, где СМИ более независимы от государства, патриотизм может рассматриваться в более критическом контексте, чем в России, где государство оказывает большее влияние на медийное пространство.

Это подтверждается и статистическими данными. Например, в российских СМИ 36% (443 из 1230 статей) публикаций с патриотической направленностью содержали критические заметки, в то время как в США этот показатель составил 48% (418 из 870 статей).

Проведенный анализ также показал, что тема патриотизма в обеих странах часто связывается с внешней политикой. Так, в российских СМИ 72% (885 из 1230 статей) публикаций на тему патриотизма обсуждали внешнеполитические вопросы, в то время как в США этот показатель составил 65% (565 из 870 статей).

Раскрывая аспекты восприятия патриотизма, следует отметить его различную интерпретацию в рассмотренных СМИ обеих стран [1]. СМИ России сформировали собственный уникальный подход к теме, выражающийся в поддержке государственной политики и укреплении национального самосознания [2]. Контрастно этому, американские СМИ чаще всего рассматривают патриотизм как элемент развития гражданского общества и активного участия в жизни страны [3].

Анализ показывает, что тема патриотизма в российских СМИ освещается с меньшей степенью критики [4]. Это может быть связано с тем, что российское медийное пространство частично контролируется государством [5]. Американские СМИ, находящиеся в условиях гораздо большей свободы слова, чаще критически подходят к вопросам патриотизма, что является отражением их независимого статуса [6].

Медиадискурс патриотизма в США пронизан темой активного гражданского участия [7]. Это выражается в обсуждении проблем гражданских прав, социальной справедливости и общественного диалога. В российских СМИ доминируют вопросы национального единства, защиты культурного наследия и поддержания государственной политики [8].

Присутствие патриотического дискурса в СМИ имеет далеко идущие последствия. Оно формирует национальное самосознание, укрепляет социальную когезию и играет роль в формировании политической атмосферы [3]. Существенное влияние имеет и формат представления патриотического дискурса. Как показывает исследование, СМИ как России, так и США активно используют свое медиапространство для укрепления национальных идеалов и ценностей [1], что подчеркивает значимость и актуальность проведенного сравнительного анализа [5].

Анализируя представление патриотизма в современных СМИ, следует учитывать еще один важный аспект — роль социальных медиа [1]. С развитием интернет-технологий и массового доступа к информации роль социальных сетей в формировании публичного дискурса существенно возросла [2].

СМИ и социальные медиа обеих стран используют различные стратегии по обсуждению патриотизма. В России, например, доминируют темы национального единства, исторического наследия и героического прошлого [3]. В США, наоборот, патриотизм в социальных медиа часто ассоциируется с

общественным участием, гражданским активизмом и защитой прав человека

[4].

Распространенным явлением становится использование патриотического контента в целях политического маркетинга и создания образа "народного" политика [5]. Например, во время президентских выборов в США в 2020 году патриотическая риторика активно использовалась обоими кандидатами [6]. Появилась новая форма патриотического дискурса - так называемый "цифровой патриотизм" [7]. Он представляет собой активное использование цифровых технологий для продвижения национальных интересов и укрепления национальной идентичности [8].

Отношение к мусульманам в СМИ России и США весьма различно и обусловлено историческими, социальными и политическими контекстами обеих стран [1].

В России, где мусульмане составляют значительную часть населения, особенно в некоторых регионах, таких как Кавказ и Татарстан, СМИ обычно отражают довольно разнообразное отношение к мусульманам [2]. Это может варьироваться от выражения уважения к историческому и культурному наследию этих народов до критического освещения проблем, связанных с радикальным исламом [3].

В США, где мусульмане также составляют часть многонационального общества, отношение к мусульманам в СМИ может быть очень различным [4]. В контексте после 11 сентября и войн в Ираке и Афганистане, некоторые СМИ могут отражать негативное восприятие мусульман [5]. Однако, многие другие СМИ акцентируют внимание на важности толерантности, многообразия и защиты прав меньшинств.

Отношение к мусульманам в СМИ обеих стран может быть существенно искажено стереотипами и предрассудками, что подчеркивает необходимость более глубокого и всестороннего исследования этой проблематики [7]. Заключение

Проведенный сравнительный анализ обсуждения темы патриотизма в СМИ России и США позволяет сделать несколько важных выводов. Патриотизм как элемент общественного дискурса активно присутствует в медиа пространстве обеих стран, при этом его освещение и интерпретация различаются. В России СМИ акцентируют внимание на поддержке государственной политики и укреплении национального единства, в то время как в США больше фокусируются на вопросах гражданского участия и социальной справедливости. Это отражает исторические, социокультурные и политические особенности каждой из стран.

Важным аспектом дискурса патриотизма является его взаимосвязь с внешней политикой. Патриотизм в СМИ обеих стран часто связан с обсуждением внешнеполитических вопросов, что подчеркивает его значимость в контексте международных отношений.

Таким образом, проведенное исследование подчеркивает роль СМИ в формировании патриотического дискурса и актуальность дальнейшего изучения этой темы.

Литература

1. Badalova B. Modern Methods of Teaching Russian and Uzbek as a Foreign Language to Students. Science and Education, 2020, 1(Special Issue 2).

2. Bloemraad I., Voss K. Movement or moment? Lessons from the proimmigrant movement in the United States and contemporary challenges. 2020, Т. 46, №. 4, 683-704.

3. Qurbonova M. Methods for improvement of training competitions for classifications leading on the organization of independent works. Экономика и социум, 2020, (6), 240-244.

4. Абдураимовна Ш. М. Вопросы изучение фразеологических единиц в современной русской прозе. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2019, 105-108

5. Банных Г.А., Иванова Ю.А. Молодежь и патриотизм: современные способы вовлечения // Совре-менное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2020. Т. 1. С. 13-18.

6. Васильев Ю.В., Терещенко В.В., Стельмах С.А., Семеренко А.С. Теоретические основы воспитания патриотизма как элемент идеологического и правового сознания гражданина // Национальное здоровье. 2020. № 4. С. 136-142.

7. Кошелев А.А., Мурашова К.А. Современное понимание патриотизма в молодежной среде //Актуальные проблемы гуманитарных и социально -экономических наук. 2020. №. 1. С. 144-146.

8. Мальцева С. М. и др. Патриотическое воспитание в XXI веке. сравнение России и Запада //Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. №. 2 (31). С. 163-166.

9. Мухина Ю.И. Самооценка как форма проявления самосознания //Вопросы науки и образования. 2018. № 3 (15). С. 203-206.

10. Сабирова Л.А. Патриотизм как приоритетное условие сохранения исторической памяти современ-ных студентов о победе в Великой Отечественной Войне //Вопросы педагогики. 2021. № 2-2. С. 184-190.

11. Сафоев Х.А. Воспитание студентов в духе патриотизма - актуальная педагогическая проблема //Проблемы педагогики. 2020. № 6 (51). С. 3435.

12. Томилина С. Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся вузов США // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. - С. 174-178.

13. Христидис Т.В., Черниченко, В.И. Педагогика высшей школы: учебник / Т.В.Христидис, В.И.Черниченко. - М.: МГИК, 2015. - 432 с.

14. Шайхисламов Н. Синтаксисни морфология билан интегратив ургатиш. Нутк маданияти ва узбек тилшунослигининг долзарб муаммолари, 2020, 383-385.

15. Шукурова М. А. Связь фразеологизмов с культурой русского и узбекского народов. Science and Education, 1(Special Issue 3), 2020, 204-211.

References

1. Badalova B. Modern Methods of Teaching Russian and Uzbek as a Foreign Language to Students. Science and Education, 2020, 1(Special Issue 2).

2. Bloemraad I., Voss K. Movement or moment? Lessons from the proimmigrant movement in the United States and contemporary challenges. 2020, Vol. 46, №. 4, 683-704.

3. Qurbonova M. Methods for improvement of training competitions for classifications leading on the organization of independent works. Economics and Society, 2020, (6), 240-244.

4. Abduraimovna Sh. M. Questions The study of phraseological units in modern Russian prose. Lifelong Learning: Continuing Education for Sustainable Development, 2019, 105-108

5. Bannykh G.A., Ivanova Yu.A. Youth and patriotism: modern ways of involvement // Modern society: questions of theory, methodology, methods of social research. 2020. Vol. 1. pp. 13-18.

6. Vasiliev Yu.V., Tereshchenko V.V., Stelmakh S.A., Semerenko A.S. Theoretical foundations of patriotism education as an element of ideological and legal consciousness of a citizen // National health. 2020. No. 4. pp. 136142.

7. Koshelev A.A., Murashova K.A. Modern understanding of patriotism in the youth environment //Actual problems of humanities and socio-economic sciences. 2020. No. 1. pp. 144-146.

8. Maltseva S. M. et al. Patriotic education in the XXI century. comparison of Russia and the West //Baltic Humanitarian Journal. 2020. Vol. 9. No. 2 (31). pp. 163-166.

9. Mukhina Yu.I. Self-esteem as a form of self-awareness //Issues of science and education. 2018. No. 3 (15). pp. 203-206.

10. Sabirova L.A. Patriotism as a priority condition for preserving the historical memory of modern students about the victory in the Great Patriotic War //Questions of pedagogy. 2021. No. 2-2. pp. 184-190.

11. Safoev H.A. Education of students in the spirit of patriotism - an actual pedagogical problem //Problems of pedagogy. 2020. No. 6 (51). pp. 34-35.

12. Tomilina S. N. Military-patriotic education of US university students // Pedagogical mastery: materials of the VIII International Scientific Conference (Moscow, June 2016). M.: Buki-Vedi, 2016. - pp. 174-178.

13. Hristidis T.V., Chernichenko, V.I. Pedagogy of higher school: textbook / T.V.Hristidis, V.I.Chernichenko. - M.: MGIK, 2015. - 432 p.

14. Shaikhislamov N. Syntax and morphology bilan integrative urgatish. Nutk madaniyati va uzbek tilshunosligining dolzarb muammolari, 2020, 383-385.

15. Shukurova M. A. The connection of phraseological units with the culture of the Russian and Uzbek peoples. Science and Education, 1(Special Issue 3), 2020, 204-211.

© Ли Хунган 2023 Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №3/2023

Для цитирования: Ли Хунган АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ ПАТРИОТИЗМА В СМИ РОССИИ, США: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ // Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №3/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.