Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОСОБИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОСОБИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / МАГИСТРАТУРА / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Виктория Валерьевна

В данной статье рассматривается необходимость создания комплексного пособия по английскому языку для студентов магистратуры, соответствующее современным требованиям государственного образовательного стандарта. Выделены основные задачи, которые необходимо выполнить при создании такого пособия, с учетом компетентностного подхода к образовательному процессу. Представлены основные подходы и принципы построения пособия, учитывая профессиональную направленность изучаемого материала, основанные на междисциплинарности и интеграции при отборе материала. Выработана система упражнений, направленных на формирование информационно-коммуникативной компетенции (от простого к сложному). Подчеркивается необходимость стимулирования научной активности будущих специалистов в процессе выполнения творческих заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Виктория Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING OF ENGLISH COMPLEX MANUAL CREATION FOR MASTER STUDENTS

This article discusses the need to create a complex English manual for master's students, which meets the modern requirements of the state educational standard. The main tasks to be performed when creating such manual are identified, taking into account the competence-based approach to the educational process. The main approaches and principles for constructing such manual are presented, taking into account the professional orientation of the studied material, based on interdisciplinarity and integration in the material selection. A system of exercises aimed at the formation of information and communication competence (from simple to complex) has been developed. The necessity of stimulating the scientific activity of future specialists in the process of performing creative tasks is emphasized.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОСОБИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ»

2. Видеоурок: как использовать самый популярный формат обучения сайт. - 2020. - URL:https://clck.ru/gdaCo (дата обращения: 25.04.2022)

3. Винникова, И.С. Применение информационных технологий при обучении финансовой грамотности студентов вуза / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). -2018. - Т. 9. - № 6-2. - С. 11-14.

4. Интеллект - карты: как правильно составить наглядный план для любой задачи: сайт. - 2021. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/602e8b029a79479cc9e27696 (дата обращения: 25.04.2022)

5. Менциев, А.У. Влияние цифровизации на традиционные методы образования в условиях пандемии COVID-19 / А.У. Менциев, А.У. Менциев // Pedagogical Journal. - 2020. -Vol. 10. - Is. 2A. - С. 246-252.

6. Цифровые технологии в образовании: сайт. - 2021. - URL: https://clck.ru/gdZbq (дата обращения: 25.04.2022)

7. Что такое цифровизация и в каких сферах она применяется: сайт. - 2021. - URL: https://www.gd.ru/articles/10334-tsifrovizatsiya (дата обращения: 25.04.2022)

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат культурологи Волкова Виктория Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (г. Нижний Новгород)

АКТУАЛИЗАЦИЯ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОСОБИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

МАГИСТРАТУРЫ

Аннотация. В данной статье рассматривается необходимость создания комплексного пособия по английскому языку для студентов магистратуры, соответствующее современным требованиям государственного образовательного стандарта. Выделены основные задачи, которые необходимо выполнить при создании такого пособия, с учетом компетентностного подхода к образовательному процессу. Представлены основные подходы и принципы построения пособия, учитывая профессиональную направленность изучаемого материала, основанные на междисциплинарности и интеграции при отборе материала. Выработана система упражнений, направленных на формирование информационно-коммуникативной компетенции (от простого к сложному). Подчеркивается необходимость стимулирования научной активности будущих специалистов в процессе выполнения творческих заданий.

Ключевые слова: компетентностный подход, учебное пособие, английский язык, система упражнений, магистратура, научная деятельность.

Annotation. This article discusses the need to create a complex English manual for master's students, which meets the modern requirements of the state educational standard. The main tasks to be performed when creating such manual are identified, taking into account the competence-based approach to the educational process. The main approaches and principles for constructing such manual are presented, taking into account the professional orientation of the studied material, based on interdisciplinarity and integration in the material selection. A system of exercises aimed at the formation of information and communication competence (from simple to complex) has been developed. The necessity of stimulating the scientific activity of future specialists in the process of performing creative tasks is emphasized.

Key words: competency-based approach, textbook, English language, system of exercises, master's program, scientific activity.

Введение. Основной концепцией современного высшего образования является подготовка компетентного специалиста, готового решать как профессиональные задачи, так и коммуникативные задачи, связанные с иноязычным взаимодействием. После освоения дисциплины «Иностранный язык» на уровне бакалавриата, студенты, поступившие в магистратуру, особенно технических специальностей, сталкиваются с рядом проблем, начиная изучать дисциплину «Профессиональный английский язык». Связано это, в первую очередь, с небольшим количеством аудиторных часов, выделяемых на освоение данной дисциплины, и большим объемом самостоятельной работы студентов, которая нуждается в тщательном планировании и управлении. Более того меняются и приоритеты обучения: речевая деятельность становиться не только целью, но и средством обучения [11, С. 111]. Именно на этом этапе хорошо сформированная коммуникативная компетенция помогает будущим специалистам приобретать профессиональные знания, закладывая основы информационной компетенции. Многие ученые согласны, что именно учебное пособие остается основным компонентом образования и главным звеном в управлении учебным процессом [10, С. 246]. Объектом данного исследования является актуализация содержания и основных принципов построения современного комплексного пособия по английскому языку для студентов магистратуры на примере специальности «Техносферная безопасность».

Изложение основного материала статьи. Исследуя вопрос актуализации создания комплексного пособия по иностранному языку для студентов магистратуры, мы изучили ряд работ российских ученых по данной проблематике: Поскребышевой, Т.А. [7], О.А. Мусориной [5], С.Г. Сорокиной [5], Тюриной С.Ю. [9], Подстраховой, А.В. [6] Фокиной С.П. [11] и других. Вышеперечисленные специалисты рассматривают или отдельные аспекты создания пособия для магистрантов или проблемы, связанные с обширностью и многоплановостью учебного материала, который должен быть представлен в создаваемых учебниках. Во всех работах подчеркивается концептуальная значимость отбора текстового материала и разработки послетекстовых заданий.

Нельзя не согласиться с тем фактом, что для реализации комплексного информационно-профессионального целеполагания в образовательном процессе обучения иностранному языку студентов магистратуры особое внимание уделяется лингвистическому компоненту, под которым мы будем понимать сам языковой материал и набор средств работы с ним [2].

Исходя из государственных образовательных стандартов высшего образования предельно ясно, что содержание обучения магистрантов должно включать научно-исследовательскую, профессиональную и межкультурную составляющие [4], и, соответственно, они должны быть отражены в современном комплексном пособии по иностранному языку. Пособие, созданное с учетом этих составляющих должно выполнять следующие задачи:

1) Расширять словарный запас студентов, для дальнейшего применения в профессиональном общении.

2) Формировать навыки работы с аутентичным текстом профессиональной направленности и анализа полученной информации.

3) Знакомить с теоретическими основами устной и письменной деловой коммуникации, ее этическими и межкультурными особенностями.

4) Повышать информационную компетентность студентов магистрантов, предлагая работу с разными информационными источниками.

5) Стимулировать творческую и научную активность будущих специалистов.

Мы также согласны с коллегами, что любое современное пособие должно быть построено, исходя из принципов:

- информативности и актуальности,

- системности,

- максимальной вовлеченности студента в образовательный процесс,

- аутентичности,

- последовательности изложения материала,

- научно-исследовательской направленности лексического материала [3, C. 92].

Но, учитывая разноплановость выделенных выше принципов и задач, мы считаем, что создание универсального пособие для студентов магистратуры по иностранному языку практически невыполнимая задача. Ежегодно в вузах страны появляются все новые направления подготовки, соответствующие специфики университетов. Причем, наблюдается тенденция поступления студентов магистрантов на специальности, которые не совпадают с полученным ими образованием на уровне бакалавриата, что значительно осложняет планирование учебного процесса. Более того, большинство студентов магистратуры предпочитают заочную форму обучения, и соответственно, уровень студентов неоднороден по возрастным и когнитивным параметрам [1].

Столкнувшись с такими проблемами на практике, мы рискнули пересмотреть учебный материал, представленный в существующих пособиях и предложить свою систему подачи и закрепления материала, которая бы максимально способствовала развитию языковой компетенции. Мы считаем, что пособие для магистрантов должно отличаться узконаправленностью предлагаемого материала, поэтапностью и доступностью его овладения.

Экспериментальное комплексное пособие «English for Ecology Students» для специальности 20.04.01 «Техносферная безопасность» было создано коллективом доцентов кафедры «Иностранного языка и конвенционной подготовки» и прошло апробацию в Волжском государственном университете водного транспорта. Пособие состоит из пяти частей, каждая из которых, направлена на выполнение описанных выше задач.

В первую часть вошли пять разделов (Units), каждый из которых направлен на формирование лексического минимума по экологической специальности. Были выделены базовые аутентичные тексты по темам Water pollution, Air pollution, Soil pollution, Sustainable development, Alternative energy как особо перспективные для дальнейшего углубленного научного изучения. Помня, что текст является не только основной единицей обучения, но и средством актуализации содержания обучения [8, С. 249], отбор проводился долго и тщательно. Темы согласовывались с преподавателями выпускающих кафедр, что подчеркивает междисциплинарное значение данного пособия.

Перед каждым текстом был выделен тематический словарь, а после каждого текста представлена система упражнений и заданий, разработанная по принципу от простого уровня к сложному. Упражнение мы рассматривали как учебную задачу с полной или частичной заданностью речевых функций и языковых средств и прогнозируемостью ответа. А под заданием нами понималась учебная задача, которая предполагает высокую степень самостоятельности студентов в выборе способов и средств решения. Задания, как правило, выполняются или индивидуально или в небольших группах, формируя навык поиска и обработки информации, ответственности за выполненную работу и принятое решение [9]. Упражнения и задания представлены таким образом, чтобы следующее за ними усложняло учебную задачу, формируя речевой навык и мотивируя студента к исследовательской деятельности.

Сформированность речевого навыка проявляется в его устойчивости, гибкости, сознательности и автоматизированности. Эти качества речевого навыка можно отработать только в системе упражнений [3]. Все упражнения и задания нами условно разделены на информационные, тренировочные и креативные.

Информационные упражнения должны научить будущего специалиста идентифицировать лексическую единицу. Чаще всего в данном пособии применялись упражнения на соотношение лексических единиц и их значений. Например:

1. Find in the text the synonyms to the following words (Найдите в тексте синонимы к следующим словам): pure water, waste, to ruin, a great number, to contain, to make up, poisonous.

2. Find in the text the antonyms to the following words (Найдите в тексте антонимы к следующим словам):drinkable, to build, high, decrease, efficient, well-planned, bottom, effective, limited.

3. Find the words from the text with the aid of the definitions (Найдите слова в тексте с помощью данных определений):

1. waste material and water [ aegews]

2. poisonous [ cotix ]

3. to supply water to dry land [ iatirrge ]

4. dropping or unloading something [ igupndm ]

5. liquid waste [ uteneffl ]

4. Fill the gaps with a suitable word or word combination and translate the sentences (Заполните пропуски подходящими словами или словосочетаниями, переведите предложения):

1. The state of the environment today has reached a__

2. Progress can have_effects on the environment.

3. Most realistic environmentalists today_for sustainable development.

4. We can_lifestyles that_less pollution,_less energy and_less waste.

5. We should buy__products.

Следующая группа тренировочных упражнений направлена на закрепление полученного лексического материала, и его использования в профессиональном общении. Это вопросно-ответные и дискуссионные упражнения, а также упражнения, где необходимо согласиться или опровергнуть предложенную информацию.

1. Agree or disagree, if the statement is wrong, give the right one, prove your opinion (Согласитесь или нет, если высказывание неверно, дайте верный вариант, докажите свое мнение):

1. Lakes, reservoirs and even entire seas have become vast pools of poison.

2. Environmental standards in the former Soviet states were much higher than in the West.

3. Many dams and irrigation schemes have been environmental disasters.

4. Clean water is not scarce nowadays.

5. We must fight to protect what is left of the water supply.

2. Complete the sentences, add your own opinion (Закончите предложения, выразите свое мнение):

1. One of the most urgent environmental problems is ...

2. Environmental standards in the former Soviet states were ...

3. Sewage is ...

4. Overgrowth of algae can ...

5. Poisonous toxins can ...

3. Answer the questions and discuss the answers in pairs (Ответьте на вопросы и обсудите ответы в парах):

1. What is one of the most urgent environmental problems in the world today?

2. What has made many sources of water undrinkable?

3. What is a rich source of micronutrients?

4. Why can the overgrowth of algae be dangerous for water supplies?

5. What is three quarters of the world's water used to?

Креативные упражнения мотивируют студента к более глубокому изучению заданной темы, к работе с дополнительной информацией и углубленной проработке языкового материала, с дальнейшим применением в научно-исследовательской деятельности. Здесь уместно давать задания по написанию эссе и речей, приветствуется проектная деятельность и деловая игра. В подборе такого материала могут помочь преподаватели профильных кафедр, так как они тоже заинтересованы в подготовке будущих ученых.

Вторая, третья и четвертая части пособия дают теоретическую информацию и практические рекомендации по выполнению реферирования и аннотирования статей и написанию делового письма соответственно. Представлен примерный план работы над данными видами речевой деятельности, описаны культурно речевые нормы английского языка, предложены полезные фразы и клише, показаны примеры выполнения заданий. Этот материал позволяет студенту магистратуры самостоятельно совершенствовать свои языковые навыки, исполняя роль пошаговой инструкции как это выполнить грамотно и профессионально.

В пятой части студенты могут найти дополнительные тексты, содержание которых носит дискуссионный характер. Эти тексты профессиональной направленности могут быть использованы как для аудиторной работы (аннотирование, реферирование, ролевая игра), так и для самостоятельной работы (написание эссе, подготовка проекта, научной статьи).

Структура предложенного нами пособия для студентов магистратуры экологической специальности достаточно проста в использовании и функциональна, и может быть адаптирована для других специальностей уровня подготовки «магистратура», тем более что представленный в пособии теоретический материал является универсальным. А так как большинство учебных пособий на сегодняшний день представлены в библиотечных фондах в электронном виде, это дает возможность актуализировать содержание по мере необходимости.

Выводы. Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что актуализация содержания и основных принципов построения современного комплексного пособия по английскому языку для студентов магистратуры остро стоит на современном этапе развития образовательной системы нашей страны, так как именно учебное пособие остается основным компонентом образования и главным звеном в управлении учебным процессом. При создании такого пособия необходимо придерживаться принципов информативности и актуальности, системности, максимальной вовлеченности студента в образовательный процесс, аутентичности, последовательности изложения материала, научно-исследовательской направленности лексического материала. Однако пособие для магистрантов должно отличаться узконаправленностью предлагаемого материала и доступностью его овладения, ввиду его ориентирования на самостоятельную работу будущих специалистов. Речевые навыки должны формироваться с помощью системы упражнений (информационных, тренировочных, креативных), нацеленных на поэтапное усложнение коммуникативной задачи. Подбор материала необходимо согласовывать со специалистами профильных кафедр, чтобы обеспечить научно-исследовательскую значимость полученных знаний. В результате исследования нами была предложена структура пособия по английскому языку, отвечающая, по нашему мнению, всем вышеперечисленным задачам и принципам построения.

Литература:

1. Волкова, В.В. Организация самостоятельной работы студентов в целях формирования коммуникативной компетенции / В.В. Волкова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2020. - № S3. -С. 22-24.

2. Волкова, В.В. Лексический аспект обучения иностранному языку в техническом вузе / В.В. Волкова, О.И. Коваль, О.Б. Соловьева // Комплексное взаимодействие лингвистических и выпускающих кафедр в техническом вузе: Международная науч.-практ. конф. посвященная 125-летию РУТ (МИИТ), Москва, 27 мая 2021 года. - Москва: Российский университет транспорта, 2021. - С. 107-111.

3. Гуро-Фролова, Ю.Р. Особенности современного учебного пособия по иностранному языку для нелингвистических высших учебных заведений / Ю.Р. Гуро-Фролова, О.Б. Соловьева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19. - № 4. - С. 92-95.

4. Коваль, О.И. Обучение профессиональному иностранному языку магистрантов в техническом вузе / О.И. Коваль // Совершенствование методики преподавания в техническом вузе: Сборник научных трудов по материалам Всерос. науч.-метод. конф., Воронеж, 19 мая 2021 года / отв. редактор О.Р. Дорняк. - Воронеж: ВГЛУ им. Г.Ф. Морозова, 2021. - С. 50-53.

5. Мусорина, О.А. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по английскому языку для магистрантов (результаты апробации) / О.А. Мусорина, С.Г. Сорокина // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. - 2021. - № 4. - С. 185-193.

6. Подстрахова, А.В. Учебно-методическое обеспечение дисциплины "иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации" (уровень магистратуры) / А. В. Подстрахова // Вестник современных исследований. - 2019. - № 2.1(29). -С. 81-84.

7. Поскребышева, Т.А. Применение ESP как средства развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции магистрантов / Т.А. Поскребышева // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 6. - С. 25-30.

8. Соколова, Е.Г. Текст как средство актуализации содержания обучения будущих юристов иностранному языку / Е.Г. Соколова, О.Г. Коларькова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 248-250.

9. Тюрина, С.Ю. Учебное пособие по английскому языку для магистрантов технического вуза: проблемы содержания обучению / С.Ю. Тюрина // Состояние и перспективы развития электро- и теплотехнологии (XIX Бенардосовские чтения): материалы Международной науч.-техн. конф., посвященной 175-летию со дня рождения Н.Н. Бенардоса, Иваново, 31 мая -02 2017 года. - Иваново: ИГЭУ им. В.И. Ленина, 2017. - С. 211-213.

10. Успенская, Е.А. Принципы организации учебника нового поколения по иностранному языку для вузов неязыковых специальностей / Е.А. Успенская, Ю.В. Пасько // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. - № 2 (21) / 3 (23). - С. 246-254.

11. Фокина, С. П. Практические аспекты разработки учебного пособия по иностранному языку для магистрантов / С.П. Фокина // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). - С. 110-112.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой музыкальных инструментов и сольного пения Гаджиева Рашидат Ибрагимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования,

декан факультета дошкольного образования Абдурахманова Марина Асадуллаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема развития музыкальных способностей детей в дошкольном возрасте. Автор опирается на ФГОС ДО , где одной из приоритетных задач является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, в связи с чем стали актуальны вопросы формирования целостного художественно-эстетического восприятия дошкольного возраста. Рассмотрено музыкальное воспитание и развитие в психолого-педагогических работах. При обучении детей основной интерес педагога должен быть направлен на выявление музыкальности ребенка, а не наоборот. Педагог-музыкант, занимаясь с ребенком дошкольного возраста должен учитывать, что музыкальные способности в данном возрасте не всегда ярко выражены. Воспитание интереса оказывает положительное воздействие на развитие личности ребенка, сущность которого предполагает составление соответствующего алгоритма, определение способов и методов воздействия на процесс воспитания у дошкольников интереса к классической музыке.

Ключевые слова: развитие, музыкальные способности, дети, дошкольный возраст, искусство.

Annotation. The article considers the problem of the development of musical abilities of children at preschool age. The author relies on the Federal State Educational Standard UP, where one of the priority tasks is to combine education and upbringing into a holistic educational process based on spiritual, moral and socio-cultural values and the rules and norms of behavior accepted in society in the interests of a person, family, society, in connection with which the issues of the formation of a holistic artistic and aesthetic perception of preschool age have become relevant. Musical education and development in psychological and pedagogical works are considered. When teaching children, the main interest of the teacher should be aimed at identifying the musicality of the child, and not vice versa. A teacher-musician, studying with a preschool child, should take into account that musical abilities at this age are not always pronounced. The education of interest has a positive impact on the development of the child's personality, the essence of which involves the preparation of an appropriate algorithm, the definition of ways and methods of influencing the process of educating preschoolers of interest in classical music.

Key words: development, musical abilities, children, preschool age, art.

Введение. В условиях реализации стандарта дошкольного образования одной из приоритетных задач является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, поэтому сегодня актуальны вопросы формирования целостного художественно-эстетического восприятия мира детей дошкольного возраста. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. В свете сформулированных в федеральных государственных образовательных стандартах задач необходимо отметить - «развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности» [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примерно до XX века внимание исследователей педагогической деятельности было обращено на отдельные этапы воспитания и самого процесса обучения. И лишь в прошлом веке были созданы концепции, которые начали учитывать особенности личности ребенка и развивать его эмоционально-ценностные отношения к обучению: создание благоприятных условий для детской художественной деятельности, обсуждение красоты окружающего мира, закреплять самостоятельно найденные ребёнком средства художественной выразительности.

Изложение основного материала статьи. В трудах, например, Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, В.Н. Холоповой смысл музыкального произведения рассматривается через жанры, стили, интонационную специфику музыкального искусства. Анализ научных исследований показывает, что задача развития у школьников эстетической восприимчивости к музыке в педагогической науке не нова. В педагогических трудах многих авторов, таких как Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, рассматриваются основные ее аспекты. Ребенок изначально «полихудожественен» (термин Б.П. Юсова). Он обнаруживает успехи, в какой-то степени, ко всем видам художественной деятельности: может делать выразительные рисунки, достаточно хорошо петь, сочинять стихи, танцевать... При этом становится богаче внутренний мир ребёнка. Но, как мы поняли в процессе прохождения практики в дошкольных и школьных учреждениях, в них недостаточно развиваются эмоционально-ценностные отношения детей к музыке и другим видам искусства. Музыкальное образование ориентировано в основном на учебную и познавательную работу детей. Эта работа нацелена на получение детьми именно музыкальных знаний, при этом меньше внимания уделяется восприятию ими музыки. Целостность восприятия художественного образа, единство эстетического отношения ребёнка к миру, можно развивать у ребёнка во внеурочной деятельности. Сейчас педагоги редко используют модели реализации этого процесса на внеурочных мероприятиях.

Взаимодействие воспитания развития не является новой проблемой в отечественной педагогике. На всех этапах данной истории выдвигались задачи, направленные на музыкальное развитие ребенка. Как разные тенденции в музыкальном искусстве, в психологии и педагогике определяли развитие этой проблемы.

Основное затруднение заключалось в неправильном соотношении обучения, развития и воспитания. В педагогике это устанавливалось в зависимости от роли, которая придавала этим сторонам педагогического процесса в разные исторические периоды. Позитивные поиски были у многих прогрессивных деятелей русского музыкального дошкольного воспитания (С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, Л.К. Шлегер и др.). В советское время появились важные программные документы (Н.К. Крупская и А.В. Луначарский) в документах было отмечено всеобщность и всестороннее развитие детей в музыкально-эстетическом воспитании и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.