Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн-образование (дизайнерское образование) / актуализация содержания дизайн-образования / профессиональная подготовка / перспективные учебные дисциплины / компетентность / современные тенденции в дизайн-образовании / образовательно-методическая концепция / design education (design education) / updating the content of design education / professional training / promising academic disciplines / competence / current trends in design education / educational and methodological concept

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амелина Ольга Юрьевна

В современной реальности дизайн-образование становится все более востребованным и актуальным. Более того, оно превратилось в одну из самых интересных и перспективных областей для профессионального развития. Особое внимание уделяется обновлению содержания дизайнерского образования, а также уровню развития педагогического инструментария и его возможности подобные изменения отражать в процессе обучения дизайнеров. Именно поэтому актуализация содержания дизайн-образования в современных тенденциях к обучению дизайнеров является чрезвычайно важным этапом, который необходимо серьезно рассмотреть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In modern reality, design education is becoming more and more in demand and relevant. Moreover, it has become one of the most interesting and promising areas for professional development. Particular attention is paid to updating the content of design education, as well as the level of development of pedagogical tools and its ability to reflect such changes in the process of training designers. That is why the actualization of the content of design education in modern trends in the training of designers is an extremely important stage that needs to be seriously considered.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

4. Кульневич, C.B. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию / C.B. Кульневич, Т.П. Лакоценина. -Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 144 с.

5. Макаренко, A.C. Воспоминание гражданина / A.C. Макаренко / сост. P.M. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1988. - 180 с.

6. Мурадова, А.К. Студенческий театр / А.К. Мурадова // https://chspu.ru/struktura-i-organy-upravleniya/studencheskij-teatr/ (Дата обращения 30.03.2023)

7. Сорокопуд, Ю.В. Профессионально важные качества личности как фактор конкурентоспособности современных специалистов сферы «человек - человек» / Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1 (74). -С. 245-246

8. Сорокопуд, Ю.В. Психолого-педагогический анализ профессионально-значимых личностных качеств, определяющих успешность профессиональной педагогической деятельности / Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. -2019. -№ 1 (74). - С. 330-331

Педагогика

УДК 378.016:74

кандидат педагогических наук Амелина Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел)

АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. В современной реальности дизайн-образование становится все более востребованным и актуальным. Более того, оно превратилось в одну из самых интересных и перспективных областей для профессионального развития. Особое внимание уделяется обновлению содержания дизайнерского образования, а также уровню развития педагогического инструментария и его возможности подобные изменения отражать в процессе обучения дизайнеров. Именно поэтому актуализация содержания дизайн-образования в современных тенденциях к обучению дизайнеров является чрезвычайно важным этапом, который необходимо серьезно рассмотреть.

Ключевые слова: дизайн-образование (дизайнерское образование), актуализация содержания дизайн-образования, профессиональная подготовка, перспективные учебные дисциплины, компетентность, современные тенденции в дизайн-образовании, образовательно-методическая концепция.

Annotation. In modern reality, design education is becoming more and more in demand and relevant. Moreover, it has become one of the most interesting and promising areas for professional development. Particular attention is paid to updating the content of design education, as well as the level of development of pedagogical tools and its ability to reflect such changes in the process of training designers. That is why the actualization of the content of design education in modern trends in the training of designers is an extremely important stage that needs to be seriously considered.

Key words: design education (design education), updating the content of design education, professional training, promising academic disciplines, competence, current trends in design education, educational and methodological concept.

Введение. Сегодня в сфере дизайна особенно важно, чтобы кадры были готовы не только к текущим требованиям рынка. Отмечается изменение вектора обучения на перспективу - получение таких компетенций, которые не только бы отвечали на запросы современных работодателей, но и за конкурентоспособность дизайнера через 3-7 лет.

Развиваться в сфере дизайна важно не только для будущих специалистов, но и для всей отрасли в целом. С многолетним опытом исследователи приходят к выводу о важности разностороннего обучения и использования инновационных методов. Ключевым фактором успеха становится постоянное изменение и адаптация учебной программы. Это поможет выпускникам быть в курсе последних тенденций на рынке труда и быть готовыми к борьбе за свою местность

При изучении и анализе научной, психолого-педагогической, профессиональной, методической, справочной литературы, касающейся различных областей дизайн-образования выясняется, что проблеме формирования профессиональных компетенций у будущих дизайнеров посвящено большое количество работ: исследования о содержании образования в целом и отдельных учебных дисциплин (Ю.К. Бабанский, Н.А. Галатенко и И.И. Ильясов, В.В. Краевский,

B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.В. Потоцкий, М. Н. Скаткин, A.M. Сохор и др.), исследования о проблемах современного дизайн - образования (Ю.М. Бундиной, А.А. Вилковой, Н.В. Воронова, И.С. Каримовой, Т.В. Матвеевой, Е.Н. Ковешниковой, А.И. Лаврентьева, М.Н. Марченко, Р.Ф. Мухутдинова, А.В. Соловьевой, Л.А. Сафиной, И.В. Тарабриной, И.Б. Торшиной), исследования по формированию профессиональных компетенций в образовательной среде (В.И. Байденко, А.В. Баранова, О.М. Бобиенко, А.А. Вилковой, И.Б. Гладковой, Л.И. Гурье, И.А.Зимней, Е.А. Корсаковой, И.Л. Плужника, Н.С. Стениной, А.И. Субетто, А.Е. Упшинской, А.В. Хуторского, Е.И. Чахмахчян, И.В. Челпанова, Б.Д. Эльконина), исследования о усовершенствовании методики преподавания дизайн-образования как совокупности методов, принципов и организационных форм (А. Аврамова, А.А. Беловой, Н.В. Воронова, Ю.Б. Вроблявичус, А.Л. Дижура, С.А. Гарибян, И.Я. Герасименко, О.И. Генисаретский, Т.В. Костенко, Е.Н. Лазарева, Л.В. Левицкий; Г.Б. Миневрин, Л.Б. Переверзев, В.И. Пузанов, В.М. Розин, В.Ф. Сидоренко, Х.Г. Тхагапсоев,

C.О. Хан-Магомедов, Л.А. Шапошников).

Отмечается актуализация содержания, востребованность перспектив и изменений в дизайн-образовании. Данные изменения наглядно демонстрируют следующее: без дополнительного современного производственно-технологического знания, а также умения выполнения художественно-творческих задач профессия дизайнера теряет значение.

Дизайн-образование, сформировавшееся в самостоятельное направление и ведущее подготовку дизайнеров различных профилей, всегда отвечало на запросы и тенденции времени. Для того чтобы обеспечить студентам достойный уровень обучения в дизайн-образовании, необходимо разработать качественную учебную программу, которая будет соответствовать современным требованиям рынка и учесть изменения в ведущих тенденциях этой области. В частности, важно уделить должное внимание технологическим инновациям; новым материалам и технологиям в создании дизайн-проектов; составу, структуре, принципам и методикам преподавания практико-ориентированных учебных дисциплин (классических и перспективных); компетенциям и профессионализму преподавателей; технологическому и образовательному оснащению процесса обучения. Намеченные тенденции изменения содержания дизайн-образования будут способствовать локально, в условиях получения образования в современном институте, формировать компетентностную личности профессионала -будущего дизайнера.

Данная образовательная программа направлена на получение специальных знаний и навыков, необходимых для успешной карьеры и эффективного решения профессиональных задач. После её освоения выпускник будет востребован на рынке труда и сможет уверенно взаимодействовать в коллективе.

Изложение основного материала статьи. Обучение студентов должно быть специализированным и включать в себя инновационные подходы, позволяющие развивать не только знания, но и профессиональные навыки и компетенции. Только такие высококвалифицированные специалисты смогут эффективно решать задачи и быть востребованными в сфере дизайна сегодня и в будущем. Но, в первую очередь, обеспечить обучающихся современными знаниями для выполнения профессиональных задач и для воплощения творческих идей, а также расширить профессиональный кругозор дизайнера, стремятся за счёт учебных дисциплин.

В названии дисциплин отражается специфика учебного процесса. Правильно названные и распределенные учебные дисциплины в течение всего периода курсового обучения являются краткой и емкой рекламой - чему будут учить и какие знания, умения получит обучающийся.

Поэтому, дисциплины должны быть не только актуальными на данный период обучения, но и прогностическими -работать на будущее.

Современный рынок требует от специалистов не только высокого уровня технических навыков, но и комплексного подхода к решению задач. В этой связи становится очевидной необходимость внедрения в учебный процесс перспективных учебных дисциплин, которые позволят студентам развивать свои творческие способности и повышать свой профессиональный уровень.

Важно отметить, что перспективные учебные дисциплины не заменят базового образования по профилю, а дополняют его и дают возможность студентам расширять свой кругозор и знания в смежных областях.

Обучающийся, получив такое соответствующее образование, презентуя себя перед работодателем, становится конкурентноспособным и задающим для других планку профессионализма.

Например, с целью оптимизации и модернизации учебного процесса в Международной Школе Дизайна (IDS) каждый год пересматриваются учебные планы и по необходимости вносятся соответствующие времени изменения» [5]. При этом президентом данного учебного заведения Надеждой Лазаревой, подчеркивается, что Международная Школа Дизайна остается на пике изменений и нововведений. Новые дисциплины и технологии, такие как блокчейн, рисование скетчей и компьютерная визуализация помогают ученикам стать лучше и успешнее. Важно учитывать человеческий фактор при подготовке проектов. Школа активно работает с онлайн-консультациями и цифровой библиотекой, чтобы обеспечить ученикам наиболее полное и простое в использовании обучение.

Сегодня в образовательные программы включают курсы скетчинга, которые помогают молодым специалистам научиться создавать профессиональные эскизы и выразить свои мысли в собственном стиле. Это не означает, что классические предметы, такие как живопись и рисование, потеряли свою ценность, но умение быстро и качественно делать наброски значительно повышает профессиональный потенциал молодых дизайнеров.

Введение перспективных учебных дисциплин в процесс подготовки дизайнеров - это одно из ключевых направлений развития современного высшего образования. Сегодня, когда технологии развиваются в геометрической прогрессии, дизайнеры должны быть готовы к быстрому внедрению новых инструментов и методик. Расширение списка дисциплин учитывает этот факт и дает студентам возможность более полно усвоить навыки, которые будут полезны при последующей работе.

Другим направлением развития дизайн-образования в условиях современного университета стоит указать соответствующие особенностям и специфике дизайнерской деятельности применяемые образовательные методики, осваиваемые мультимедийные технологии, комплексность дизайна как вида деятельности, социальные тренды в обществе, уровень технологического и цифрового развития.

Необходимо активно использовать практические методики обучения, например, мастер-классы и стажировки на предприятиях, которые обеспечат максимальное погружение студента в реальные условия работы. Включение в образовательный процесс внешних экспертов, работающих в сфере дизайна, может помочь студентам получить более реалистичное представление о реальной работе дизайнера и научиться решать реальные проблемы, связанные с дизайном. Данный подход не только позволит получить необходимые знания и навыки, но и позволит плотно взаимодействовать с профессиональным сообществом, что важно для последующего трудоустройства.

Современная школа дизайна, по словам директора Ольги Цейтлиной, обучение строит таким образом, чтобы студенты получали не только теоретические знания, но и практические навыки, которые смогут применять в своей работе. Поэтому в настоящее время учреждения образования активно организуют выездные занятия к производителям и поставщикам, где проводятся мастер-классы от лучших специалистов в сфере дизайна интерьеров. Такой подход позволяет студентам познакомиться с современными технологиями и материалами, а также подобрать лучшие варианты для своих будущих проектов.

В рамках актуализации и обновления содержания современного дизайн-образования необходимо осваивать новые технологии - современный мир требует от дизайнеров умения работать с новыми технологиями в области графики, анимации, программирования и т.д. Поэтому важно обновлять содержание образовательных программ, чтобы дизайнеры получали навыки, необходимые для работы в современном мире. Развитие мультимедийных технологий должно быть включено в образовательные программы дизайн-образования.

Современные школы дизайна ставят на первый план практические навыки, включая посещение работодателей и поставщиков интерьерных отделочных материалов. Реальный опыт и знание технологий помогают студентам выработать профессиональный подход к работе и развить особенности, которые предпочитают заказчики в этой области.

Университет Строганова - одно из старейших учебных заведений в России, основанное более 150 лет назад. Здесь обучаются талантливые художники, дизайнеры и архитекторы. Учебный процесс включает в себя не только классическое обучение, но и внедрение современных технологий. На кафедрах установлены машины с ЧПУ, лазерные станки и 3D-принтеры, что позволяет студентам проявлять свою креативность и реализовывать смелые проекты.

Наконец, обучение дизайну должно принимать во внимание междисциплинарность и комплексность этого предмета. Дизайн-образование в современном университете должно быть составной частью широкой образовательной программы, объединяющей несколько дисциплин. Будущие дизайнеры должны обладать знаниями в области бизнеса, маркетинга, психологии и других направлений, которые им помогут стать опытными профессионалами в своей сфере.

Преподаватель Британской высшей школы дизайна, Дмитрий Карпов, убежден, что изменения в дизайн-образовании напрямую связаны с изменениями в индустриальной среде. Он предлагает более тесное сотрудничество между специалистами разных областей дизайна для более эффективного решения современных профессиональных задач. Только такое партнерство может привести к созданию новых продуктов и услуг, которые будут соответствовать требованиям

рынка. Также для возможности отвечать на современные профессиональные задачи, он призывает «больше кооперироваться между собой разных специалистов дизайна» [5].

При обновлении содержания дизайн-образования необходимо учитывать, например, такую тенденцию постепенного и устойчивого изменения в формате работы дизайнера - формат удаленного обучения (и впоследствии удаленной работы), а также возможность совмещения очного и заочного обучения.

Одним из наиболее важных элементов дизайн-образования в современном университете является востребованность использования инноваций и цифровизацию. Улучшение практической подготовки студентов может быть достигнуто путем увеличения количества практических занятий, их качества и степени реалистичности за счет технологий искусственного интеллекта, роботизации, виртуальной и дополненной реальности. Развитие социальных сетей, растущая экономия цифровых рынков и всеобщая тенденция распространения технологий - все это призывает обновить подход к дизайн-образованию.

Выводы. Дизайнеры, как творческая профессиональная деятельность, постоянно находятся в поиске авторского стиля и своего отличного от других почерка в дизайн-проектах, экспериментируют. И необходимость обновления содержания дизайн-образования появляется в ответ на запросы времени и социальный заказ государства, открывают перед дизайнерами большие возможности в плане творчества, способны обеспечивать ускоренное, качественное и органичное осуществление необходимых преобразований в процессе обучения.

Все вышеперечисленные меры помогут современному университету улучшить свою программу дизайн-образования, привлечь новых студентов и подготовить их к конкуренции на рынке труда.

Актуализация содержания дизайн-образования в современном университете является логичным шагом в развитии высшего образования и помогает подготовить дизайнеров к исполнению сложных задач в современных условиях, создания качественной и конкурентоспособной системы обучения.

Литература:

1. Алдошина, М.И. Развитие культурологической модели содержания образования в условиях поликультурности университетского образования / М.И. Алдошина // Отечественная и зарубежная педагогика. -2017. - № 6(45). - С. 82-93

2. Борисова, И.В. Феномен «Новая учебная дисциплина» в профессиональном образовании / И.В. Борисова // Омский научный вестник. -2013. - С. 163-165

3. Горелова, Э.В. Особенности дизайнерского образования в разные исторические периоды / Э.В. Горелова // Молодой ученый. - 2017. - № 23 (157). - С. 344-346. - URL: https://moluch.ru/archive/157/44357/ (дата обращения: 16.01.2023)

4. Капунова, М.И. Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании / М.И. Капунова // Молодой ученый. - 2017. - № 38 (172). - С. 107-110. - URL: https://moluch.ru/archive/172/45738/ (дата обращения: 14.01.2023)

5. Костарева, И. Новые дисциплины: современные тенденции дизайн-образования [Электронный ресурс] / И. Костарева. - URL: https://design-mate.ru/read/an-experience/modern-trends-in-design-education (дата обращения: 15.01.2023)

6. Оськин, C.B. Особенности формирования учебных планов и образовательных программ по новым стандартам / C.B. Оськин // Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза: сб. ст. по материалам межфакультетской учеб.-метод, конф. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина. -2016. - С. 489-491

7. Первина, Л.И. Особенности методики подготовки специалистов отечественным дизайнерским образованием / Л.И. Первина // Вестник Удмуртского университета. -2015. - № 4. - С. 81-86

8. Салтыкова, Г.М. Технологии в дизайн-образовании в высшей школе / Г.М. Салтыкова // Преподаватель XXI век. -2018. - №2-Часть 1,-С. 223-230

9. Ткаченко, Б.В. Дизайн-образование : теория, практика, траектории развития: учеб. пособие для высш. и сред. проф. образования по спец. 030500.04 «Профессиональное обучение (дизайн)» / Б.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская. -Бкатеринбург: Аква-Пресс, 2004. -240 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Анисимова Людмила Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат педагогических наук Горшкова Марина Абдуловна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); преподаватель кафедры английской филологии и переводоведения Кадырова Карина Камильевна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматривается феномен формирования стабильных партнерских отношений в качестве основного ресурса современной образовательной организации, направленной на формирование у обучающихся не только дисциплинарных компетенций, но и системы морально-нравственных ценностей, социальных и творческих способностей, в рамках которого они развиваются и формируются как личности и профессионалы. Также рассматривается сущность и процесс построения подобных отношений в системе высшего образования. Осмысливается роль образовательной деятельности в современной социокультурной среде, а также раскрываются теоретические основы формирования совместной деятельности в контексте междисциплинарного и полифункционального подхода. Ключевые слова: студенты вуза, социальное партнерство, образование.

Annotation. The article examines the phenomenon of the formation of stable partnerships as the main resource of a modern educational organization aimed at the formation of students not only disciplinary competencies, but also a system of moral values, social and creative abilities, within which they develop and form as individuals and professionals. The essence and process of building such relationships in the higher education system are also considered. The role of educational activity in the modern socio-cultural environment is comprehended, as well as the theoretical foundations of the formation of joint activities in the context of an interdisciplinary and multifunctional approach are revealed.

Key words: university students, social partnership, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.