Список литературы
1. Козловский В.Н. Цифровая среда поддержки управления конкурентоспособностью / В.Н. Козловский, Д.В. Айдаров, Д.И. Панюков, М.М. Васильев // Стандарты и качество. 2018. № 6. С. 86-89.
2. Kozlovskiy V. Analytical models of mass media as a method of quality management in the automotive industry / V. Kozlovskiy, D. Aydarov // Quality - Access to Success. 2017. Т. 18. № 160. С. 83-87.
3. Инновационные механизмы управления потенциалом сферы сервиса в регионе / Л.И. Ерохина, О.Н. Наумова, Л.С. Любохинец и др. Монография. Тольятти, 2013. 452 с.,
4. Строганов В.И. Математическое моделирование основных процессов электромобилей и автомобилей с комбинированной силовой установкой / В.И. Строганов, В.Н.Козловский, А.Г. Сорокин, Л.Х. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 7. С. 129-132.
5. Panyukov D. Development and research fmea expert team model / D. Panyukov, V. Kozlovsky, Y. Klochkov // International Journal of Reliability, Quality and Safety Engineering. 2020. Т. 27. № 5. С. 2040015.
6. Козловский В.Н. Модели аналитических исследований качества и надежности легковых автомобилей в эксплуатации // В.Н. Козловский, В.И. Строганов, С.И. Клейменов // Автомобильная промышленность. 2013. № 9. С. 1-5.
Беляева Ирина Александровна, канд. техн. наук, доцент, научный сотрудник, toe_fp@samgtu.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, Kozlovskiy-76@mail.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Клейменов Сергей Иванович, кандидат техн. наук, начальник отдела, anocsms@gmail.com, Россия, Тольятти, ООО «БИЗНЕС-КОНСАЛТ»
ENSURE THE QUALITY OF THE BODY OF NEW CARS AT THE STAGE OF CONCEPTUAL MODELING
I.A. Belyaeva, V.N. Kozlovsky, S.I. Kleymenov
The article presents the results of the analysis of the problem of ensuring the quality of new car designs at the stage of conceptual modeling
Key words: car, quality, design.
Belyaeva Irina Alexandrovna, candidate of technical sciences, associate professor, toe fp@samgtu.ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,
Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, Kozlovskiy-76@mail.ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,
Kleymenov Sergey Ivanovich, candidate of technical sciences, head of department, anocsms@gmail.com, Russia, Togliatti, BUSINESS CONSULT LLC
УДК 629.113
DOI: 10.24412/2071-6168-2023-9-431-432
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТАТИСТИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМЫХ ПРОЦЕССОВ В
АВТОСБОРОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
А.В. Крицкий, В.Н. Козловский, А.В. Гусев, М.М. Васильев
В статье актуализируется проблема развития статистически управляемых производственных процессов, а также проводится разработка и реализация соответствующей методики и алгоритма работы в условиях массового автомобильного производства.
Ключевые слова: автомобиль, бортовой электротехнический комплекс, качество, надежность.
Полученные ранее результаты, показывают явную недостаточность используемого, в настоящее время, производственного инструментария при организации процесса контроля и мониторинга качества электрокомпонентов автомобилей в действующем производстве [1].
С одной стороны решение выделенной научно-технической задачи определяется необходимостью разработки и внедрения методов статистического контроля качества продукции на производственных этапах, где фиксируется их недостаточность. И в нашем случае, с учетом массовости автомобильного производства и необходимости разработки и реализации инструментов оценки качества электрокомпонентов в составе системы электрооборудования, решение поставленной задачи состоит в создании статистических инструментов контроля и мониторинга качества электрооборудования на финишных сборочных операциях, когда все компоненты электрооборудования уже установлены и можно проводить соответствующие операции контроля [2, 3].
436
С другой стороны, к поставленной задаче необходимо подойти несколько шире. Требуется провести системный анализ состояния производственных процессов автосборочного производства, с точки зрения его охвата инструментами статистического управления качеством, и в первую очередь техпроцессов которые, непосредственно связаны с установкой электрокомпонентов в состав ДВС, кузова автомобиля и т.д. В этом случае появляется более полное представление о состоянии производственных процессов с позиции выделенной научно-технической проблемы. Далее, необходимо предложить формализованный инструмент (стандарт предприятия) определяющий основные требования к порядку проведения работ при статистическом управлении процессами. После чего можно предложить научно-практический инструментарий мониторинга и контроля качества электрокомпонентов [4, 5].
На примере одного из национальных, ведущих автопроизводителей проведем исследование состояния производственных процессов (рис. 1). По данным за 2018г. доля статистически управляемых процессов в подразделениях автосборочного предприятия составила значения в соответствии с данными рис. 1: сборочно-кузовное производство (СКП); механосборочное производство (МСП); металлургическое производство (МтП); прессовое производство (ПрП); производство пластмассовых изделий (ППИ); производство технологического оборудования и оснастки (ПТОО). Данные собраны на основе информационных систем производственно-технологического управления (ПТУ) [6.7].
Произвол. Февр. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сент. Опт. Нояб. Дек. ср. значение
СКП 84 52 « *» В 56
МСП 66 80 83 76 81 65 « в 63 71
МтП 85 67 100 100 85 78 60 79 77
ПрП 68 67 85 75 54 02 ° - н
ППИ 80 80 65 1 87 76 75 65 90 в в;
ПТОО 85 65 50 ■ 50 65 » и
Ср значение ее 66 50 | 74 И 66 76 53 «3
I от 100% до 85% I [ от 85% до 50% от 50% до 0%
Рис. 1. Доля статистически управляемых процессов по подразделениям автосборочного производства
При рассмотрении данных представленных на рис. 1, следует исходить из того что установленный норматив обеспечения статистически управляемых процессов в каждом из подразделений различен (рис. 2).
Производство 2018 год Февраль 2019 г.
СКП 6835 5434
МСП 73 109
МтП 6 14
ПрП 24 10
ППИ 35 &
ПТОО 4 4
Рис. 2. Количество параметров технологических процессов, подвергаемых статистическому управлению
Как видно (рис. 2), наибольшее количество параметров технологических процессов подвергаемых статистическому управлению закреплено за СКП, далее располагаются в порядке уменьшения МСП, МтП, ПрП, ППИ, ПТОО.
С позиций нашего исследования, касающегося развития статистических инструментов контроля и мониторинга качества автомобильных электрокомпонентов, представленные данные (рис. 1 и 2) определяют наличие проблемы связанной с недостаточным уровнем статистически управляемых процессов. Для сборочно-кузовного производства, средний уровень составил 42%, для механосборочного производства 73%, при целевом нормативе 85% [7].
Таким образом, проведенное исследование подтверждает полученные ранее данные о необходимости развития инструментов статистического контроля и мониторинга качества в автосборочном производстве в целом, а также развития соответствующих инструментов по базе электрооборудования автомобилей, в частности.
В частности, важным выводом по результатам первичного рассмотрения вопроса является то что, к сожалению, на отечественных автосборочных предприятиях сложился недостаточный уровень статистически управляемых процессов. Среднее значение процессов имеющих статус статистически управляемых, соответствует 63%. Есть два направления решения выделенной проблемы. Первое - общее, заключающееся в придании системности решения вопроса обеспечения роста уровня статистически управляемых процессов в машиностроительном производстве за счет разработки и реализации соответствующего стандарта системы менеджмента качества. Второе направление, выделенное ранее, заключается в решении научно-прикладной задачи обеспечения качества электрокомпонентов в автосборочном производстве, за счет разработки статистического инструментария мониторинга и контроля качества электрооборудования автомобилей.
Разработка методики обеспечения статистически управляемых процессов в автосборочном производстве. Выделенная выше проблема, предопределяет необходимость создания методики обеспечения статистически управ-
437
ляемых процессов в автосборочном производстве, что позволяет повысить роль и значимость статистически управляемых производственных процессов, как важнейшего элемента обеспечения производственного качества продукции.
Графическая функциональная модель методики статистически управляемых процессов в автосборочном производстве может быть представлена в виде, предложенном на рис. 3. Модель построена с использованием методологии функционального моделирования IDEF0.
В модели (рис. 3), дирекция по качеству осуществляет директивное и методическое руководство при выборе и применении статистических методов в подразделениях автосборочного предприятия. Подразделения определяют области применения статистических методов, разрабатывают, документируют и выполняют процедуры применения статистических методов. При необходимости дирекция информационных систем обеспечивает автоматизацию применения статистических методов.
Виды
АРОР
I Потребности в еиэтоэе даннык ,, управлении процессами
Требования
Определять требования к применению статистических метод»
I Подразделения
I Дирекция по качеству
Выбранные для применения
Управление
документацией и данными
(Руководство ПО качеству)
Процедуры применения
Разрабатывать процедуры
статистинескич методов
статистических метод»
выполнять процедуры
Подразделения
Потребности вобучении_
г Дирекций по Данные о информационным качестве системам
¿Человеческие ресурсы (Руководство по качеству)
Решений, принятые
основе фактических данных о качестве
Систематизированные данные о качестве
Информационные I системы
Проводить обучение применению статистических методов
Руководители
| Учебный центр
Рис. 3. Этапы методики обеспечения статистически управляемых процессов в автосборочном производстве
Внедрение инструментов статистического управления процессами реализуется в процессах предприятия автопроизводителя: при изучении рынка, проектировании и подготовке производства - подразделениями службы вице-президента по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию автомобилей и подразделениями дирекции технического развития; при оценке и управлении поставщиками; при определении планов входного контроля материалов и комплектующих изделий - дирекцией по качеству, дирекцией по закупкам и подразделениями-потребителями продукции внешней поставки; при анализе качества автомобилей и автомобильных компонентов, при планировании нормативных значений показателей качества продукции подразделений - дирекцией по качеству и службами качества подразделений; при анализе причин дефектов и несоответствий продукции, процессов, СМК и планировании корректирующих и предупреждающих действий - подразделениями автосборочного производства.
Статистические методы применяются также производственными подразделениями - при регулировании параметров технологических процессов производства, при приемке в эксплуатацию технологического оборудования, планировании проведения его технического обслуживания, наладки, подналадки и текущих, а также при проведении контроля и испытаний продукции (согласно картам контроля, технологическим процессам, методикам испытаний и т.д.).
Для технологических процессов применение статистических методов планируется на этапе разработки технологической документации и внедряется в ходе подготовки производства, согласно положениям APQP.
В автосборочном производстве должны регламентироваться формы и области применения следующих основных статистических методов: контрольные карты; гистограммы; расслоение; причинно-следственные диаграммы; диаграммы Парето; диаграммы рассеяния; контрольные листки; вычисление статистических характеристик (среднего значения, среднеквадратичного отклонения, коэффициента вариации, индексов воспроизводимости Ср, Срк и др.).
Знание основных статистических понятий и правильное применение статистических методов обеспечивается путем обучения персонала и разработки документации.
Деятельность по мониторингу и измерениям качества в СМК автосборочного предприятия включает: оценку удовлетворенности потребителей; проведение аудитов СМК I, II и III уровней; мониторинг и измерение процессов; мониторинг и измерение продукции.
Цель выполнения деятельности по мониторингу и измерению качества: сбор полной и объективной информации, необходимой для демонстрации соответствия требованиям и для принятия эффективных управленческих решений.
Удовлетворённость потребителей. Хозяином процесса «Измерение и мониторинг удовлетворенности потребителей» является начальник управления по удовлетворенности потребителей. В соответствии с информацией о восприятии потребителями деятельности автосборочного предприятия выполняется следующее: планирование производственно-хозяйственной деятельности автосборочного производства и обеспечение выполнения заказов; формирование и реализация политики в таких областях как организация и развитие сбытовой и сервисной сети на внутреннем рынке, организация и развитие экспортной деятельности; планирование корректирующих действий и необходимых изменений в СМК.
Удовлетворенность потребителей также постоянно отслеживается с помощью: контрольных показателей производственно-хозяйственной деятельности; комплекса технико-экономических показателей качества (КПК).
КПК включает показатели (установленные для соответствующих подразделений), характеризующие функционирование процессов менеджмента, процессов жизненного цикла продукции и процессов менеджмента ресурсов. В том числе КПК включает:
1. показатели удовлетворенности внешних потребителей - технико-экономические показатели качества автомобилей:
по данным гарантийного ремонта и обслуживания;
по данным предпродажной подготовки;
по данным оценочного осмотра автомобилей (выполняемого с точки зрения потребителя персоналом дирекции по качеству (ДпК)).
2. показатели удовлетворенности внутренних потребителей - технико-экономические показатели качества продукции (как автомобильной тематики - автомобильных компонентов, так и технологического оборудования, оснастки, инструмента и т.д.):
по данным об уровне дефектности продукции подразделений на готовом автомобиле при проведении окончательного контроля и испытаний в цехах выходного контроля и отгрузки автомобилей потребителям;
по данным о претензиях подразделений потребителей;
по данным оценочного осмотра продукции, выполняемого персоналом дирекции по качеству;
3. показатели качества технологических процессов изготовления продукции.
Список литературы
1. Фарисов Р.Д. Повышение эффективности чугунолитейного производства и качества отливок. Роль синтеза принципов бережливости и синергетики / Р.Д. Фарисов, М.А. Иоффе, В.Н. Козловский // Стандарты и качество. 2022. № 9. С. 64-70.
2. Козловский В.Н. Концепция методологии комплексной программы улучшений / В.Н. Козловский, Д.И. Благовещенский, Д.В. Айдаров, Д.И. Панюков, Р.Д. Фарисов // Стандарты и качество. 2022. № 7. С. 36-42.
3. Козловский В.Н. Цифровизация и проблемы трудовых коллективов роли и ответственность / В.Н. Козловский, Д.И. Благовещенский, Д.И. Панюков, Р.Р. Гафаров // Стандарты и качество. 2022. № 1. С. 94-98.
4. Petrovski S.V. Intelligent diagnostic complex of electromagnetic compatibility for automobile ignition systems / V.N. Kozlovski, A.V. Petrovski, D.F. Skripnuk, V.E. Schepinin, E. Telitsyna // Reliability, Infocom Technologies and Optimization (Trends and Future Directions). 6th International Conference ICRITO. 2017. С. 282-288.
5. Козловский В.Н. Перспективные системы диагностики управления автономным транспортным объектом / В.Н. Козловский, В.В. Дебелов, О.И. Деев, А.Ф. Колбасов, С.В. Петровский, А.П. Новикова // Грузовик. 2017. № 6. С. 21-28.
6. Козловский В.Н. Развитие проектов электромобилей и автомобилей с комбинированной энергоустановкой / В.Н. Козловский, Д.В. Айдаров, М.М. Васильев, В.В. Дебелов // Грузовик. 2018. № 6. С. 18-21.
7. Козловский В.Н. Моделирование энергоемких накопителей автомобильной комбинированной энергоустановки / В.Н. Козловский, В.И. Строганов, В.В. Дебелов, С.В. Петровский // Грузовик. 2018. № 11. С. 13-14.
Крицкий Алексей Викторович, аспирант, kritskiyav@yandex.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, Kozlovskiy-76@mail.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Гусев Алексей Викторович, аспирант, toe_ fp@samgtu.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Васильев Максим Михайлович, аспирант, vasmarket@mail.ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет
ACTUALIZATION OF THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF STATISTICALLY CONTROLLED PROCESSES IN
THE CAR ASSEMBLY PRODUCTION
A.V. Kritsky, V.N. Kozlovsky, A. V. Gusev, M.M. Vasiliev
The article actualizes the problem of the development of statistically controlled production processes, as well as the development and implementation of the appropriate methodology and algorithm of work in the conditions of mass automotive production.
Key words: car, on-board electrical complex, quality, reliability.
Kritsky Alexey Viktorovich, postgraduate, kritskiyav@yandex. ru, Russia, Samara, Samara State Technical
University,
Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, Kozlovskiy-76@mail.ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,
Gusev Alexey Viktorovich, postgraduate, toe fp@samgtu.ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,
Vasiliev Maxim Mikhailovich, postgraduate, vasmarket@mail.ru, Russia, Samara, Samara State Technical
University