Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПОСТАВОК В АВТОСБОРОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПОСТАВОК В АВТОСБОРОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ (АВТОСБОРОЧНОЕ) ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО / АВТОМОБИЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / АВТОМОБИЛЬ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Благовещенский Дмитрий Иванович, Козловский Владимир Николаевич, Травина Татьяна Викторовна, Васин Сергей Александрович

В статье представлены результаты актуализации проблемы обеспечения качества поставок автомобильных компонентов на автосборочные предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Благовещенский Дмитрий Иванович, Козловский Владимир Николаевич, Травина Татьяна Викторовна, Васин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATE OF THE PROBLEM OF QUALITY OF SUPPLY IN CAR ASSEMBLY PRODUCTION

The article presents the results of updating the problem of ensuring the quality of deliveries of automotive components to car assembly plants.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПОСТАВОК В АВТОСБОРОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

The article considers the issue of increasing the efficiency of using the equipment of the milling section of the metalwork workshop with the help of such an indicator as the overall efficiency of the equipment. Corrective measures have been developed based on the results of evaluating the efficiency of the production process of equipment in order to improve its criteria. The overall efficiency of the equipment was evaluated.

Key words: evaluation, efficiency, productivity, availability, quality, costs.

Belov Dmitry Borisovich, candidate of technical sciences, docent, imsbelov@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Gorelikov Alexander Anatolyevich, master, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 629.113

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-4-291-299

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПОСТАВОК В АВТОСБОРОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Д.И. Благовещенский, В.Н. Козловский, С.А. Васин, Т.В. Травина

В статье представлены результаты актуализации проблемы обеспечения качества поставок автомобильных компонентов на автосборочные предприятия.

Ключевые слова: машиностроительное (автосборочное) предприятие, конкурентоспособность, качество, автомобильные компоненты, автомобиль.

Автопроизводители переводят производство комплектующих изделий на предприятия-смежники, или, как их сейчас называют, на предприятия поставщиков автомобильных компонентов [1]. И если рассматривать в хронологии, то можно получить оценку, при которой уровень производства компонентов на головных автосборочных предприятиях сегодня редко превышает 30 - 35 %. Соответственно доля комплектующих изделий компонентной базы закупаемых на предприятиях производителях, сегодня как минимум составляет 65 %. Если посмотреть на соответствующие показатели в период 80-х годов прошлого века, то для ряда крупнейших национальных автопроизводителей доля внутреннего производства компонентов достигала 70 % и только порядка 30 % комплектующих закупалось на стороне. Еще одним важным ключевым элементом рассматриваемого вопроса является беспрецедентный рост в современных автомобилях доли электрооборудования и электроники, что тоже накладывает определенную специфику на процесс перераспределения материальных потоков автосборочных производств в пользу закупок. Соответственно значимость процесса закупок материалов и комплектующих изделий в современных автомобильных производствах повышается весьма существенно. У каждого крупного автосборочного производства сотни поставщиков. Работа, связанная с координацией деятельности и управлением поставщиками компонентов в принципе носит межотраслевой характер, поскольку в актуальную панель производителей компонентной базы входят предприятия - представители разных отраслей промышленности, в том числе машиностроительной, химической, металлургической, электротехнической и т.д.

Следующим значимым моментом в определении роли поставщиков автомобильного производства в формировании качества продукции является собственно анализ показателей качества внутреннего производства автопроизводителя и совокупных значений показателей качества по группам поставщиков. Для этого, используя

291

электронную базу данных по дефектности в период гарантийной эксплуатации продукции одного из крупнейших национальных автопроизводителей, проведем сопоставление соответствующих индексов качества [2].

Для начала определяем в качестве основного расчетного индекса по уровню дефектности активно используемый в автомобильной промышленности при мониторинге эксплуатационной эффективности автомобилей индекс 3 mis IPTV (качество в гарантии по месяцу производства).

Качество в гарантии по месяцу производства (K %о). Для оценки качества автомобилей в гарантии ряд крупнейших автопроизводителей использует показатель GMF (количество дефектов по месяцу производства), являющийся аналогом международного показателя IPTV (Items Per Thousand Vehicles) - количество дефектов по месяцу производства.

Показатель K% (number of incidents for 1000 vehicles) - количество дефектов на 1000 автомобилей - оценивает количество дефектов на 1000 автомобилей, имеющих определенное число полных месяцев эксплуатации. Оценка проводится по месяцу выпуска автомобилей с учетом продаж и месяца гарантии. Формула для его расчета имеет следующий вид:

i=MIS

GMFB(MIS)= 1000х , (1)

i=0

где B - месяц выпуска автомобилей; i - месяц гарантии (MIS - Month in Service), рассчитывается как количество месяцев между датой продажи автомобиля и датой открытия заказа - наряда на устранение дефекта, ki - показатель на месяце гарантии, рассчитывается как отношение количества дефектов к количеству автомобилей.

Количество дефектов определяется как количество дефектов, выявленных на i -м месяце гарантии на а/м, изготовленных в месяце B и проданных потребителю до месяца M -2- i, количество автомобилей - как количество автомобилей, изготовленных в месяце B и проданных потребителю до месяца M -2- i , где M - месяц проведения расчета. M может быть фактическим месяцем или предыдущим месяцем, если необходимо вычислить уровень предыдущих месяцев.

Результаты расчета показателя не фиксируются. В любой момент вычисления можно произвести снова. Любое i MIS GMF от целой совокупности автомобилей ежемесячно вычисляется заново, чтобы учесть последнюю продажу и последний сбор претензий.

Для проведения вычислений необходимо, чтобы выполнялись следующие условия: необходимо поставить минимум 100 автомобилей, составляющих не менее 15 % от производимых автомобилей и достигших i MIS; на момент проведения расчета для любого месяца выпуска автомобиля необходимо иметь результаты по двум первым месяцам продаж; если одно из этих условий не соблюдено, то GMF не вычисляется.

Второй показатель качества в гарантии C/V (cost without dealer and logistics margins, calculated in Euros, from warranty expenses per vehicle - стоимость ремонта/количество автомобилей) - средняя стоимость гарантийного ремонта. Он рассчитывается аналогично K%.

Для формирования расчетно-аналитической модели по определению совокупной роли поставщиков автомобильных компонентов в формировании обобщенного качества автомобилей проведем работу, заключающуюся в решении задач по: выгрузке данных о всех зарегистрированных актах гарантийного обслуживания (АГО) в период с 2017 по 2018 г. для одной из наиболее популярной, а значит, и наиболее массовой модели автомобилей из корпоративной информационной системы (КИС) «Качество автомобилей в гарантии» в Microsoft Access (реляционная система управления базами данных); по классификации в системе Microsoft Access по поставщикам; по выгрузке совокупных данных в электронную таблицу Microsoft Office Excel; по разработке статистического скрипта (программы) анализа данных с укрупненной классификацией и отнесением дефектов по центрам ответственности.

На рис. 1 представлен общий вид таблицы электронной базы данных по дефектам автомобилей, устраненным в период гарантийной эксплуатации автомобилей. Всего записей в электронной базе 337 427 единицы.

— m _tfrrp*j - btanarti ha О X

ы. а " ■ am •!« •И д .i-i- - ■ BW ■ ш ""i il Твргг - :n«n X > . .-3a 1 f i ^ 1* h X

нмрейи • » Лдой DU гЩ TMNif S* шт VIN le Щл&гЫ DMfPnd hMHt w. DtWV

161D771Î1 «Лион JD№ 161WJ173 MJHJO« 20755 Î6JTOJT1 И.И-Я1» №U »ютил вд.игмв acetio 16109W71 01,012018 OS« 16109ЭД1 01.01 »II 2761« »IQ?»« Ol.« »t» *%i7 <1360 614» 6i«e 445Н «»1 1*60 «i« 71771 lin» ИЛИ 11721 um 21701 ITA UTA WA ЭТА ЭТА ЭТА 13MD 14416 45« 7914 2654 1»« »091 Ш&ЛМ Iii«.»« 1ШПЦ 2t 11.2011 »WJfflt ШИ.ЛЭТ7 18-17. №17 »-I7J01B 474S7J »-17-2018 13067 31 177018 ИОЯО 31-12,7018 15*2*1 Kl 12 2018 №82 11122018 H 402 »122018 54172 ШШ1 4«S677 7195964 7J71759 2JJW37 2252601 19501« 2011026 31.12.2011 31-12.7011 3I-12-W11 31 17 201t »,12.201t П,12,201t »,12,201t tSW-703B ы 26JÄ-7018 2407,7018 7609 7018 2708 2018 77 Ct 2017 07 11.2017

161099121 01 01 MS» 72611 4*5*1 11144 ЯА 12941 01.08.2017 ItliWie ШШ 4*72077 <4965t6 11,12.201t 0208J017

ifiiomjT oi.mjd» um 161119521 01.01 MtB 766 **s*i нет* 11191 ЭТА UTA 15*21 wsoo 1? 05.201* 12.0t.2018 11.!i 2018 25*2№ 29.122018 am 2762869 *«» »71267 *757TM IL 12.2014 11.12.201t 11.05.2011 25.102017

™ M »1119739 Qi.oi.ли и»! 16U19W И.И JOIB 1*53 ¿.'КО ««г 11144 711« ЗПА KTA 1ЯН ЯШИ) oi.oa.iDii легли? 30 37.J03B Ï77J39 31-17-2018 346046 4676670 Î14WU «6ТОД *M7704 11.17.7011 1Ï.17.2011 J307.203B К17-2016

1- Ме> . 'Khi I611199U ИДЫ0» 1451 161 НИИ 01-01 JOS» 767 16112Q001 01,01 2018 775 161 im» 01.0120t« lwi 1611»«F 01.01 »ü 15996 161 t»J® oi.oi Mta im; 6J4« «16(8 *26М »061 »061 »061 ТОЛ* Ï115* 2107* ИСМ 212t* HM ЯА ЭТА ЭТА UTA UTA 15a» 6«7 100» 10200 162«) ovn-wu 78-07,2011 2807,2011 21.12.2017 1604.201* 24.01.2017 31-17-7018 гп*м 29-92-7018 596511 11 122018 7567)78 » 12-2018 2466721 ».122018 17W247 ».122018 2110256 НЖ1 46728J3 2790817 26825*1 18178(7 252H07 W5777 WW 9I1057J 8987561 8697918 №7669 n.u.m« 3t.12.201t «,12,201t lt.12.201t lt.12.J01t 11.12.701t ji-euo« |7J)7.7Q1I 0107J018 05 ti 2017 25 10 2011 26.0L2017

-1 Ltn leimui oi.oi.jote iv lüiuoiIi Ol.Ol-WtB *2№J 423М IIIS* 111S1 flA JOA Î7U0 4KB iL 12.2011 7J.Di.ijia 26 tJJOlB 5*1167 ItttJOlB U172Ï 452674 139511 *7651Ï6 юпвд? 11.12.2014 1I.1J.1D14 ÛÎ11 2031 J9D1J03B

IM. |.i v.w 16ППЮ Ol OIJO'.B «CÔWÏ 161120611 01.01 »ti K657J 4JÖ» «»7 1119t III» ЭТА UTA 15000 1200C 0B.0J.ÎÛU 160t 2017 31-12-7011 Ш 20.122018 6727 7056 jqWTO? 1726717 Hl?,2DI* It,12,201* IÏ«-»II tOH 7016

Дм 1 1 V 161120647 M.<H.»t8 161UM*T 01.012018 2262« usa 4*5*1 1Ш) 11191 UTA ША «6Я 2957 08W.2017 W.W.2014 3117 »18 J7W7 11122018 816» W» 8*2?1 19*3538 5020565 11.12.2011 11.12.2014 t5.Ce »17 17.09.»18

161ШВ1 0101-2018 5256 161ШШ m.oi.jo:a ш Kwi **»7 111*1 Ulil ЭТА ЭТА 19850 I8.ift.70l7 D4.04.2D17 11-12-2018 И 5*1 H-lZJÛlB S455B 1«0№ 179IB21 «ridii lt.12.2014 Jt.lJ.7D14 М.0Ш1Г JB.01.2017

TT]«« гйм 1Ы LUDST 01.01.J03B 3B4JB збзшзоз м.т.яа ггкн «S5Î 717DJ ЭТА 146» 74.10-Tu 14 7j.«.mu 3tl7J01B 454716 30 Ï7J01B 117319 UHU 71*2*75 3G.1J.70I4 D9.10.201B J1IXJ01B

_ . . . 363L7E1 ЗЪ 03.01.J01B IJWfi 1630ПИ9 01.M.J0ÎB ЗНЯ7 ÏWt.3 11ЛВ ПА 14730 03.17.7011 иаггиц 30 37-1013 LTi'bSB 30.(7-7018 BD74S 80616 1061944 1I.1J.7031 76.11.2018 11Q1-J03B

Рис. 1. Общий вид таблицы базы данных Microsoft Access

по дефектам автомобилей в период гарантийной эксплуатации

На рис. 2 представлены модифицированные диаграммы Парето по критерию вклада уровня дефектности в общий показатель GMF по автомобилю. Принятые на рис. 2 сокращения: УВК - управление внешней комплектации; УЗРП - управление закупок резиновой продукции; МСП - механосборочное производство; СКП - сборочно-кузовное производство; ДТР - дирекция технического развития; МтП - металлургическое производство; ППИ - производство пластмассовых изделий.

Значение показателя 3 М15 1РТЛ/ для автомобилей (на дату рассчета 01.07.2019 г.)

Подразделение-виновник 3MIS % 3 .— ГГ Е- HhuS %

УВК 164,35 65 Э

УЗРП 35,28 14 80,1

МСП 22,28 9 89,0

СКП 14,28 ■ 6 34,7

ДТР 6,47 1 3 97 3

ОБЩИЕ (ВИНОВНИК НЕ ОПРЕДЕЛЕН) 5,01 1 2 99,4

МтП 1,37 1 99,9

ППИ 0,25 0 100

Система 3MIS % 3 .— ГГ Е-ИИЫЛ %

3700 Электрооборудование 62,77 26

1000 Двигатель в сборе 34,48 14 40

В100 Дверь передняя в сборе 20,53 8 48

3800 Приборы управления 19,55 8 66

2900 Подвеска двигателя 14.14 6 62

1700 Коробка передач в сборе 13,46 1 1 5 67

5000 Кузов в сборе 11,81 5 72

3500 Тормозная система 10,02 1 1 4 76

8200 Элементы салона 8,94 4 80

1300 Система охлаждения двигателя 8,92 4 83

8100 Отопитель в сборе 8,92 4 87

1600 Сцепление в сборе 6,88 ■ 3 90

3100 Ступица и колесо 6,47 ■ 3 92

3400 Рулевое управление 6,18 ■ 3 96

6200 Дверь задняя в сборе 2,81 1 1 96

6300 Дверь задка в сборе 2,29 1 1 97

2100 Привод передних колёс 1,8 1 1 98

2300 Мост передний 1,8 1 1 98

1100 Топливная система 1.17 I 0 99

8400 Элементы кузова 0,92 1 0 99

6800 Сиденья автомобилей 0,9 1 0 100

1200 Система выпуска газов 0,45 0 100

2800 Бамперы автомобиля и брызговик двигателя 0,25 0 100

3000 Рулевые тяги 0,22 0 100

3900 Инструменты и принадлежности 0 0 100

5200 Стекла кузова 0 0 100

8500 Прочие 0 0 100

Рис. 2. Совокупный вклад подразделений автосборочного производства в общий уровень дефектности автомобилей по результатам трехмесячной эксплуатации

293

Анализ данных рис. 2 показывает, что совокупный вклад комплектующих изделий современного автомобилея в показатель уровня дефектности по результатам трехмесячной гарантийной эксплуатации составляет 80 %. Доля дефектности по причинам внутреннего производства не превышает 17 %. Доля дефектов по причине проблем проектирования - около 3 %.

На рис. 3 представлена таблица Microsoft Office Excel с результатами анализа основных проблем качества автомобилей в гарантийной эксплуатации, а также совокупным распределением проблем по ключевым системам автомобилей для закупаемых автокомпонентов.

Код дегапи Наш тспмв детали 3 M13 PTV Пмсутстшв доталл а порочив TCP 10 КП ISt 1 от Кодсисгокы 3MIS ■TV

&10*Ю9 ЗП ЗТГл ГИПОДЬЕМН 12,94 1700 ЭЛЕКТРЭОБОРУДОВА] 1И E 61,-55

&Ö010 ДАТЧИК СКОРОСТИ 12,52 V Том ДВИГАТЕЛЬ 3СБОРЕ 21,96

5701010 "Г гг.. -- - . j-jTOKA 6,6 V Зоз ПРИБОРЫ УПРАВЛЕНИЯ 19,-52

57Û6ÛM ДАТЧИК ФАЗ 733 1103 ДЗЕРЬПЕРЕДНЯЯ 3СБОРЕ 17,-57

T03510Û :лгъ -т.-пг .-, • ::, 6,65 V 12QQ ЭЛЕМЕНТЫ САЛОНА a,-as

5i5ûûee зп-<т-'У:7~. . - - 5,95 V Ixo КУЗОВ В СБОРЕ 6,62

5212526 НАКЛАДКА ДЕ5ЕРИ 5,91 1100 ОТОПИТЕЛЬВСБОРЕ 8,47

5ЭСЙ192 ПЛПЕЦ_!-'••-■ ЗГ-'Х j Ч 5,67 Гзоо СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ 6,23

5721010 j ЗУ VOGD/ з / -■ 1АЛЫ 1 ы/, 5,4а V Ijjj ПОДВЕСКА АВТОМОБИЛЯ 6,15

5703330 "О■П ~ ~ 5,33 V 1503 ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА 7,76

551006 : г 3,96 liOO РУЛЕВОЕ УП РАВПЕН И Е 5,-95

Тээкис ТЕРМОСТАТ СБ 3,91 V TöM СЦЕПЛЕНИЕ В СБОРЕ 5,92

5705010 МОДУЛЬ ЗАЖИГАНИЯ 3,86 l103 СТУПИЦА И КОЛЕСО 5,3

T035Û34 САЛЬНИК КОЛЕН ВАЛА СБ 3,71 V T700 КОРОБКА ПЕРЕДАЧИ В СБОРЕ 236

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Й31010 КОМБИНАЦ,' Я ЗО^'ОЗ 3,62 Ixo ДВЕРЬ ЗАДКА В СБОРЕ 1,59

5104330 336 V 1гоз ДВЕРЬ ЗАДНЯЯ В СБОРЕ 1,19

TïiSMO -г- ^ ■. 2,74 T10û ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА 1,16

5747010 репе прерывателе 2,63 1X0 СИДЕНЬЯ АВТОМОБИЛЯ 0,88

5205015 1 -■/ &ЭД 3T3-;ЛЗСЧ/ ЗТ.'ТЗП:- 2,51 1«3 ЭЛЕМЕНТЫ КУЗОВА 0,47

5101050 РАДИATOP ОТОП ИТ СБ 2,32 V Г200 СИСТЕМА ВЫПУСКА ГАЗОВ 0,44

Wxso МОТОРЕДУКТОР Z27

11СШ30 ПОДШИ П i 1И К СТУП И ЦЫ КОЛЕС 2,04

1212140 МОДОИНГ ПЕР ДВЕРИ БОК 2,04

TÛÛ5Û58 ДЕМПФЕР Б СБОРЕ 2,04

£109135 СКОБА КРЕПЛ 2,04

Тешем РЕМЕНЬ ПРИЗ ВОДЯН НАСОС Ш

ITKÖSO КОНТРОЛЛЕР ЭЛЕКТРОПАКЕТА 1,82

Ч&55020 ДАТЧИК ДЕТОНАЦИИ 1Л

1иаззо ЭЛ ВЕНТИЛОТОП 1,62

£127200 МЖРОШОТОРЕД 1,62

Tâ01035 ДИСК СЦЕГШ i 1АЖИ МII СБ и

1212151 молоингзадн да и

T6D1180 МУФТА ПОДШИП НИКА СБ 1.59

^747210 РЕПЕ 1,®

&12150 молоингзадн да 1,59

Il 18322 резистор добаэочн 1,59

Зтоэз« ПЕРЕКЛ СТЕКЛОСНЙСТИТ 1.57

1212141 МОЛДИНГ ПЕР ДЗЕРИ БОК 1.57

Твоим ДИСКСЦЕПЛ ВЕООМ СБ 1,56

lw*oa ЭЛ СТЕКЛОПОДЬЕМII 1,42

1304135 ПАЛЕЦ ШАРОВОЙ П/Т10ДЗ 1,3=

Тэоэою ШЛАНГ ОТВОД РАД 1,39

Тосжзо П POКЛАДКА ЦИЛИНДРОВ 1,37

1502051 КОЛЬЦО УПЛ ЗАД] 1 ТОРМ 1,34

171ÛÎ1Û ЗЫКЛЮЧАТЕЛп С ЗЕТА 3,'ХОДА 1,19

1тоэзю СТАРТЕР 1,19

ТЭ32210 ТРССПРИВСЦЕШ1ВСБ 1,17

123101-5 ГАЗОВЫЙ УПОР да ЗАДКА 1,15

ТЭ07027 ПОДШИ ПН ВОД НАСОС 1,12

1763070 ПУЛЬТ ДИСТАН Ц УП РАЙПЕН ИЛ 1,12

ТОСЙОТО ПРОКЛАДКА 1,12

T1D06120 РОЛИК НАТЯЖН В СБ 1,12

T041Û56 РОЛИК НАТЯЖЕН ВСЕ 0,94

1747710 РЕЛЕ СТЕКЛЭОЧИСТИТ 0,92

12Û1CG1 ЗЕРКАЛО ЛЕЗ 0,92

1105013 ЗАМОК ЛЕВ 2121 6105012 0,9

1105006 КОМ ПЛЕКТ ЦИЛ ЗЫКЛ ЗАМ КА С КЛЮЧ 0,9

1103030 РЫЧАГИ УПРАВЛЕНИЯ ОТОП ИТ СБ 0,9

17CB91Û БЛОК ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ 0,72

1X0316 СТЕКЛО ВЕТРОКН 0,72

1201Û5Û ЗЕРКАЛО 3®И ДА НАРУЖСБ 0,72

ТСОЙЗМ ГСМ ЕН Ь П РЯ ВОДА РАСП РЕДВАПА 0,7

1201020 ЗЕРКАЛО ПР 0,7

4747310 СЙГО&ОЕ РЕЛЕ 0,7

1513310 БЛОКУПРАВСИС 0,7

feiOOIÛ ШОК УП РАВЛЕНИЯ 0.67

Рис. 3. Таблица основных дефектов по проблемам качества закупаемых

автомобильных компонентов

Анализ данных рис. 3 показывает, что наиболее значимой системой с точки зрения обеспечения качества автомобилей по результатам трехмесячной эксплуатации является система электрооборудования. Далее расположились двигатель в сборе и приборы управления. Детальный анализ проблем показывает, что из ТОП-20 проблем по качеству закупаемых автомобильных компонентов 8 проблем относятся к качеству системы электрооборудования [1, 3].

На рис. 4 представлены результаты анализа качества автомобилей с точки зрения внутренних дефектов автосборочного производства.

Представленные на рис. 4 данные показывают, что ТОП систем с наибольшим числом проблем качества внутреннего производства составляют: двигатель в сборе; коробка переключения передач в сборе; подвеска автомобиля и кузов в сборе. При этом

294

сразу же распределим ответственность за совокупное качество двигателя в сборе по закупаемым компонентам 21,96 IPTV и по результатам внутреннего производства 12, 39 ГРТУ. Иными словами, значимость поставок компонентов в совокупном показателе качества значительно выше.

На рис. 5 представлены диаграммы изменения уровня дефектности и затрат на обеспечение эксплуатационной эффективности автомобилей в период трехмесячной эксплуатации.

Совместный анализ данных, представленных на диаграммах (рис. 5), а также данных полученных результатов (рис. 2 - 4) показывает, что в современном автосборочном производстве, когда доля закупаемых автокомпонентов значительно превышает долю компонентов внутреннего производства, соответствующие показатели качества автомобилей в эксплуатации также дифференцируются с сторону повышения значимости индексов качества закупаемых автокомпонентов. В результате исследования установлено, что совокупный уровень дефектности по показателю трехмесячной гарантийной эксплуатации разделяется на значения 17 - 20 % по изделиям внутреннего производства и 80 % по изделиям внешней поставки [1].

Переходим к обобщению результатов анализа проблемы недостаточного качества закупаемых автокомпонентов по национальным лидерам отрасли (рис. 6).

Анализ диаграммы Исикавы показывает, что для исследования проблемы «Невысокое качество закупаемых автомобильных компонентов» выделены пять магистральных направлений: методы; поставщики; персонал; измерение; оборудование.

В силу высокого уровня значимости работы по направлению закупок комплектующих изделий в рамках комплексной программы улучшений можно провести количественное ранжирование проблем с применением инструментов экспертного анализа. После установки оценок получаем количественную оценку вклада каждой из проанализированных проблем в общую проблему качества закупок.

295

500 -г

К %0 Показатели качества в гарантийной эксплуатации

автомобилей

Л

/

/

V

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 20 17

1 2 3 4 5 6 7 в Э 10 11 12 201 в

месяц выпуска/топ^ оГ ргоЬис^оп

1 2 3 4 5 6 7 8 Э 10 11 12 2019

Затраты в гарантийной эксплуатации автомобилей

Затраты, тыс.руб, 12 000 11 000 10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2 000 1000

X

X

»

* *

У V V ♦ Л г*' »

X V к

1 2 3 4 Б 20 7 17 3 э 10 11 12 1 2 3 4 Б Б 20 7 13 3 э 10 11 12 1 2 3 4 Б Б 20 7 99 3 Э 10 11 12

месяц выпуска/тоо! ргосЗисйоп

Рис. 5. Диаграммы изменения уровня дефектности и затрат на обеспечение эксплуатационной эффективности автомобилей в период трехмесячной

эксплуатации

1 |[1Г 1:1.1Т О.'Н.НН Н II фактора привыборе поставщика г растрада.-&нт объемов [5)

Отсутствие стртепшя долгосрсчногосо^удтнчеова с по[тввщ|#;аг«(4)

Рис. 6. Диаграмма Исикавы по проблеме недостаточно высокого качества закупаемых автомобильных компонентов

Проведем анализ полученных результатов. Поставщики (28 баллов) и оборудование (25 баллов) фактически дублируют друг друга по выделенным проблемам: недостаточная мотивация и обучение (9 и 7 баллов соответственно); неудовлетворительная организация управлением СМК (3 балла); отсутствие заинтересованности в улучшении качества, отсутствие нормального финансирования, некорректное определение ключевых характеристик продукции; невысокая стоимость продукции для автопроизводителя (по 2 балла); неконтролируемое использование оснастки, в том числе покупка не вторичном рынке (1 балл). Методы (22 балла): приоритет финансового фактора при выбо-

ре поставщика и выборе объемов, сфокусированность только на логистике (обеспечение работы главного конвейера (по 5 баллов); отсутствие стратегии долгосрочного сотрудничества с поставщиками, поставка деталями, а не узлами - модульная поставка (по 4 балла); отсутствие бенчмаркинга при выборе поставщиков, увлечение коллективной ответственностью в ущерб целям дирекции, при работе с дефектами определяется виновник, а не причина, не достаточно четкое распределение функций между подразделениями дирекции по закупкам ( по 1 баллу). Персонал (15 баллов): отсутствие инструментов защиты от невнимательности, недостаточные мотивация и обучение (по 4 балла); некомплект персонала (3 балла). Измерения (10 баллов): медленное внедрение методик расчета, используемых на предприятиях альянса (3 балла); испытания заложенные в технических условиях, не в полной мере соответствуют реальным условиям эксплуатации, отсутствие системы прослеживаемости автокомпонентов у поставщиков, нехватка персонала (по 1 баллу).

Еще одной значимой для отечественного автомобилестроения проблемой работы с поставщиками является проблема возмещения затрат, которые имеют автопроизводители при устранении проблем качества автомобилей в эксплуатации. Так, например, по данным одного из крупнейших автопроизводителей, доля возмещения затрат на устранение дефектов со стороны производителей автомобильных компонентов может составлять 34 % (рис. 7).

За 2015 год 74% гарантийных требований не было возмещено поставщиками

Результаты по взысканию гарантийных требований в 2015 году (тыс. руб)

1МН («%)

-ив

11,804 (404)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4,698

Основные причины низкого показателя возмещения требований поставщиками: О низкая эффективность контроля ответов поставщиков ю-за бопышй затру*« Отдела кресла уентирова»ная

требования - поставивши 20

ДМСЙ)

О Отсутствие сстасованкя вины с

поставщиком к моменту

выставления гарантийных требований □ "Сброс" заведомо неоправданны* претензий на поставщика с целью

убытков О На часть требований,

выставляются, по причине опасении Ёыетавле* исков поставщики

Рис. 7. Диаграмма возмещения затрат на устранение дефектов поставщиками

автокомпонентов

Таким образом, в представленной статье проведена актуализация проблемы обеспечения качества поставок автомобильных компонентов на автосборочные предприятия.

Список литературы

1. Благовещенский, Д.И. Разработка методологии и инструментария комплексной программы улучшений для повышения конкурентоспособности машиностроительных (автосборочных) предприятий: дис. ... д-ра техн. наук: 05.02.23 / Благовещенский Дмитрий Иванович; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Самар. гос. техн. ун-т. Самара, 2021. 600 с.

2. Козловский В.Н. Обеспечение качества и надежности системы электрооборудования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Моск. гос. автомобил.-дорож. ин-т (техн. ун-т). Тольятти, 2010. 428 с.

3. Панюков Д.И., Козловский В.Н. Эффективное применение метода анализа видов, последствий и причин потенциальных дефектов (РМЕА) в автомобилестроении // Монография. Самара, 2016. 202 с.

Благовещенский Дмитрий Иванович, канд. техн. наук, доцент, директор, [email protected], Россия, Тула, ФБУ «Тульский ЦСМ»,

Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Травина Татьяна Викторовна, аспирант, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Васин Сергей Александрович, д-р. техн. наук, профессор, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

UPDATE OF THE PROBLEM OF QUALITY OF SUPPLY IN CAR ASSEMBLY

PRODUCTION

D.I. Blagoveshchenskiy, V.N. Kozlovsky, T.V. Travina, S.A. Vasin

The article presents the results of updating the problem of ensuring the quality of deliveries of automotive components to car assembly plants.

Key words: machine-building (auto-assembly) enterprise, competitiveness, quality, automotive components, car.

Blagoveshchenskiy Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, director, [email protected], Russia, Tula, FBU«Tula CSM»,

Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,

Travina Tatyana Viktorovna, postgraduate, toe_fp@,samgtu. ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,

Vasin Sergey Alexandrovich, doctor of technical sciences, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.