Научная статья на тему 'Актуализация проблем современных торговых центров'

Актуализация проблем современных торговых центров Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фасад / торгово-развлекательный центр / городская застройка / архитектурный объект / незавершенное строительство

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Блатова Ольга Юрьевна, Степанюк Ксения Владимировна

Торгово-развлекательные центры являются неотъемлемой частью современного мегаполиса, совмещая решение бытовых и развлекательных потребностей, участвуют в формировании городского облика. В условиях постоянных изменений среды, торговые комплексы проходят все этапы развития до момента исчезновения, обостряя многочисленные проблемы: неоднозначных фасадных решений, незавершенного строительства и прекращения существования, оставаясь в городском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация проблем современных торговых центров»

Магистерские слушанья

Б01 10.24412/с1-37280-2024-1-157-160

Блатова Ольга Юрьевна,

кандидат искусствоведения, доцент ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет» (Сибстрин), г. Новосибирск

Степанюк Ксения Владимировна, магистрант ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет» (Сибстрин), г. Новосибирск

Актуализация проблем современных торговых центров

Аннотация. Торгово-развлекательные центры являются неотъемлемой частью современного мегаполиса, совмещая решение бытовых и развлекательных потребностей, участвуют в формировании городского облика. В условиях постоянных изменений среды, торговые комплексы проходят все этапы развития до момента исчезновения, обостряя многочисленные проблемы: неоднозначных фасадных решений, незавершенного строительства и прекращения существования, оставаясь в городском пространстве.

Ключевые слова: фасад, торгово-развлекательный центр, городская застройка, архитектурный объект, незавершенное строительство.

Торгово-развлекательные центры и комплексы представляют современную модель организации досугово-потребительской сферы, которая исторически развилась на базе торговых зданий и сооружений (торговые ряды, пассажи, универмаги, крытые рынки). Научное сообщество занимается решением многообразных проблем и вопросов, связанных с современными торгово-развлекатель-ными комплексами, например, исследованием совершенства архитектуры зданий торговли (от интерьера до фасадных решений) занимается Самаль Д.А. [7].

Магистерские слушанья

Парфенова Э.С. разрабатывает научно обоснованные принципы и приемы формирования архитектуры многофункциональных торговых центров с учетом современных функционально-планировочных требований к их проектированию [5]. Рогалева Н.Л. в коллективном труде представила классификацию торговых комплексов в России и за рубежом [6]. Анализ современной градостроительной тенденции создания торговых центров в сложившихся городах проводит Алешин А.Ю. [1]. Архитектурно-планировочной структуре торговых моллов посвящены работы Зорина К.Л., Кажымурат У.Х., Мирошниченко Д.И. [2-4]. Нужно отметить, что существует научная необходимость в постоянной актуализации проблем торгово-развлекательных центров, что позволит повлиять на сложившуюся ситуацию и найти путь в решении проблем.

В практике современной архитектуры существует тенденция к созданию крупных многофункциональных торгово-развлекательных центров, которые с одной стороны становятся достопримечательностями района или города, органично вписываясь в существующую застройку, с другой, обостряют градообразующие, эстетические, социально-бытовые, общественные проблемы [6].

Архитектура зданий торгово-развлекательных комплексов часто не отличается особой выразительностью. Обычно они представляют собой простые конструкции в форме «коробки», которые не привлекают особого внимания своим внешним видом. Появление новых строительных материалов и инновационных технологий позволило отходить от традиционных прямоугольных форм и создавать более сложные и органические структуры. Простое решение фасадов здания, скрывает внутреннее содержание таких объектов способно удивить и привлечь потребителей. Современный торговый центр представляет собой нечто большее, чем просто площадку для покупки товаров это уютное и комфортабельное пространство для совместного время препровождения всех членов семьи вне зависимости от их возраста.

Увеличение числа торговых центров, различных форматов и размеров ведет не только к росту комфорта, но появлению проблем. В архитектурном решении зданий редко встречаются выразительные архитектурно-эстетические идеи,

Магистерские слушанья

фасады однотипны, что приводит к ощущению унылости и безликости. Каждый из этих сооружений кажется производной версией предыдущего, лишённой индивидуальности. Также, сформировалась актуальная проблема незавершенности строительства (здание не вводится в эксплантацию) или прекращают существование по объективным причинам физически оставаясь в городской структуре. Появилась необходимость в стандартизации требований к фасадным наполнениям (вывески и реклама) и общему решению. Эти вопросы необходимо изучать, освещать с научной и обывательской стороны.

Итак, в решении сформировавшихся проблем можно обратиться к накопленному европейскому опыту, с учетом региональных особенностей, изучением рыночного спроса и подключением финансовых ресурсов, замедлить развитие ситуации. Архитектура должна не только соответствовать функциональным требованиям, но, и участвовать в формировании привлекательной и запоминающейся среды. Необходимо стимулировать создание индивидуальных архитектурных проектов, которые будут учитывать особенности местоположения, творческую концепцию и целевую аудиторию.

Библиографический список

1. Алёшин А. Ю. От гостиного двора к торговым центрам - современные архитектурные задачи // Архитектура, градостроительство и дизайн. - 2019. -№20. - С. 3-9.

2. Зорин К.Л. Архитектурно-планировочная структура торгов развлекательных центров // ArcЫtectureandModemInformatюnTechшlogies. 2023. №24(65). С. 146-156

3. Кажымурат У. Х.. Основные принципы архитектурно-планировочной организации торгово-развлекательных центров / У. Х. Кажымурат// Молодой ученый. -2021. - № 43 (385). - С. 45-49.

4. Мирошниченко Д.И. Роль и значение торговых центров // архитектура, градостроительство и дизайн. - 2019. - №20. - С. 3-9.

Магистерские слушанья

5. Парфенова Э.С. Современные тенденции в проектировании торговых центров в исторической застройке/ Парфенова Э.С. // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. Выпуск 62. Ростов н/Д.: ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», 2013. - с. 58 - 61.

6. Рогалева Н.Л., Климова Э.Н., Пархутова И.И. Современные подходы к классификации торговых центров: зарубежный и отечественный опыт // Вестник Российского университета кооперации. - 2015. - №3. - С. 65-73.

7. Самаль, Д. А. Архитектурный образ торгового центра // Материалы 72-й студенческой научно-технической конференции. - Минск: Белорусский национальный технический университет, 2016. - С. 55-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.