Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ С ПОЗИЦИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ С ПОЗИЦИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВИДЕОЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алисов Евгений Анатольевич

Рассмотрены педагогические аспекты полномасштабного использования в современной образовательной практике обучения в природной среде, обозначены (на фоне констатации оскудения естественного природного окружения развивающейся личности) потенциальные преимущества его организации. Приведены эмпирические данные, показывающие соотнесенность обучения в природной среде с параметрами экологической безопасности. Респондентами выступили воспитанники школы-интерната трех возрастных групп: младшие школьники, подростки и старшеклассники. Применена двухкомпонентная система показателей и критериев: показатель насыщенности образовательной среды - критерий достаточности и показатель структурированности образовательной среды - критерий концентрированности и интенсивности. В качестве варианта методологической основы оптимизации взаимодействия личности и окружающего мира обозначен видеоэкологический подход, сконструированный на основе содержательного наполнения эпистемических пространств (парадигмы, синтагмы, прагматики). С позиций реализации видеоэкологического подхода охарактеризованы тенденции персонализации образовательной среды, повышения уровня визуальной грамотности участников образовательных отношений. Обоснованы общие закономерности экологизации средовых характеристик и возможности применения на практике различных форм обучения в природной среде, которая рассмотрена в качестве альтернативы по отношению к традиционному образовательному пространству школы. Приведены позиционно сформулированные преимущества организации современного образовательного процесса в природной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алисов Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF LEARNING IN THE NATURAL ENVIRONMENT FROM THE STANDPOINT OF ENVIRONMENTAL SAFETY

The pedagogical aspects of full-scale use in modern educational practice of teaching in the natural environment are considered, the potential advantages of its organization are indicated (against the background of the statement of the impoverishment of the natural environment of a developing personality). Empirical data showing the correlation of learning in the natural environment with the parameters of environmental safety are presented. The respondents were pupils of a boarding school of three age groups: primary school students, teenagers and high school students. A two-component system of indicators and criteria is applied: the indicator of saturation of the educational environment - the criterion of sufficiency and the indicator of the structuring of the educational environment - the criterion of concentration and intensity. As a variant of the methodological basis for optimizing the interaction of the individual and the surrounding world, a video-ecological approach is designated, constructed on the basis of the meaningful filling of epistemic spaces (paradigms, syntagmas, pragmatics). From the standpoint of the implementation of the video-ecological approach, the tendencies of personalization of the educational environment, increasing the level of visual literacy of participants in educational relations are characterized. The general regularities of the ecologization of environmental characteristics and the possibility of applying in practice various forms of education in the natural environment, which is considered as an alternative to the traditional educational space of the school, are substantiated. Positionally formulated advantages of the organization of the modern educational process in the natural environment are given.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ С ПОЗИЦИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ PEDAGOGY OF SECONDARY AND PRESCHOOL EDUCATION

Научная статья

УДК 37.026.2

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-3-637-645

Актуализация обучения в природной среде с позиций экологической безопасности

Евгений Анатольевич АЛИСОВ

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1

evgenii.alisov@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены педагогические аспекты полномасштабного использования в современной образовательной практике обучения в природной среде, обозначены (на фоне констатации оскудения естественного природного окружения развивающейся личности) потенциальные преимущества его организации. Приведены эмпирические данные, показывающие соотнесенность обучения в природной среде с параметрами экологической безопасности. Респондентами выступили воспитанники школы-интерната трех возрастных групп: младшие школьники, подростки и старшеклассники. Применена двухкомпонентная система показателей и критериев: показатель насыщенности образовательной среды - критерий достаточности и показатель структурированности образовательной среды - критерий концентрированности и интенсивности. В качестве варианта методологической основы оптимизации взаимодействия личности и окружающего мира обозначен видеоэкологический подход, сконструированный на основе содержательного наполнения эпистемических пространств (парадигмы, синтагмы, прагматики). С позиций реализации видеоэкологического подхода охарактеризованы тенденции персонализации образовательной среды, повышения уровня визуальной грамотности участников образовательных отношений. Обоснованы общие закономерности экологизации средовых характеристик и возможности применения на практике различных форм обучения в природной среде, которая рассмотрена в качестве альтернативы по отношению к традиционному образовательному пространству школы. Приведены позиционно сформулированные преимущества организации современного образовательного процесса в природной среде.

Ключевые слова: природа, образовательный процесс, экологическая безопасность, видеоэкология

Для цитирования: Алисов Е.А. Актуализация обучения в природной среде с позиций экологической безопасности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 3. С. 637-645. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-637-645

Original article

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-3-637-645

Actualization of learning in the natural environment from the standpoint of environmental safety

Evgenii A. ALISOV

Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow 129226, Russian Federation evgenii.alisov@mail.ru

'à*

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Алисов Е.А., 2022

Abstract. The pedagogical aspects of full-scale use in modern educational practice of teaching in the natural environment are considered, the potential advantages of its organization are indicated (against the background of the statement of the impoverishment of the natural environment of a developing personality). Empirical data showing the correlation of learning in the natural environment with the parameters of environmental safety are presented. The respondents were pupils of a boarding school of three age groups: primary school students, teenagers and high school students. A two-component system of indicators and criteria is applied: the indicator of saturation of the educational environment - the criterion of sufficiency and the indicator of the structuring of the educational environment - the criterion of concentration and intensity. As a variant of the methodological basis for optimizing the interaction of the individual and the surrounding world, a video-ecological approach is designated, constructed on the basis of the meaningful filling of epis-temic spaces (paradigms, syntagmas, pragmatics). From the standpoint of the implementation of the video-ecological approach, the tendencies of personalization of the educational environment, increasing the level of visual literacy of participants in educational relations are characterized. The general regularities of the ecologization of environmental characteristics and the possibility of applying in practice various forms of education in the natural environment, which is considered as an alternative to the traditional educational space of the school, are substantiated. Positionally formulated advantages of the organization of the modern educational process in the natural environment are given.

Keywords: nature, educational process, environmental safety, video ecology For citation: Alisov E.A. Aktualizatsiya obucheniya v prirodnoy srede s pozitsiy ekologicheskoy bezopasnosti [Actualization of learning in the natural environment from the standpoint of environmental safety]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 3, pp. 637-645. https://doi.org/10.20310/ 1810-0201-2022-27-3-637-645 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время вновь актуализируются формы обучения, подразумевающие непосредственное взаимодействие участников образовательных отношений с окружающей природной средой. Педагогов волнует уровень сложности школьной програм-

мы и нехватка времени (вызванная в том числе необходимостью постоянного мониторинга качества образования). Виртуальная (далеко не всегда - образовательная) среда вытесняет и без того скудные элементы естественного природного окружения развивающейся личности. Диковинными (если не дикими) представляются молодежи варианты

организации учебной деятельности на природе.

Дидактические принципы, обозначенные еще Я.А. Коменским, не утрачивают своего значения и на современном этапе развития образовательных систем (цит. по: [1, с. 42]). Непреложные по сути, они могут обогащаться новыми средствами и технологиями, модифицироваться, интегрироваться. Вариантом реализации взаимопроникновения принципов природосообразности и наглядности могут стать учебные занятия, проводимые в воспринимаемой по всем сенсорным каналам природной среде, обеспечивая в комплексе формирование так называемого «чувства природы».

Если бы дети были отдельным биологическим видом, и кто-нибудь решил провести оценку их популяции на основании данных, собранных на свежем воздухе, могло бы показаться, что этот вид находится на грани исчезновения. Игровые площадки, футбольные поля, турники, тротуары и дворы опустели. Детей там очень мало. В своем большинстве они не хотят знакомиться с реальным миром, предпочтя ему виртуальный. Дети все чаще получают знания и формируют собственную культуру через использование различных электронных устройств. Практически все свое свободное время школьники проводят сейчас за экранами разнообразных гаджетов, их социальный статус во многом определяется успешностью самопрезентации в социальных сетях. Точно так же они общаются со сверстниками: обновляют статусы в социальных сетях, публикуют свои мысли, выкладывают фотографии в сеть. Они оцифровывают свои движения, слова и действия и делятся ими в огромном интернет-пространстве. Они отделены от реального мира экранами компьютеров, планшетов и смартфонов. Может показаться, что все дело в темпе современной жизни, где не осталось времени для игр во дворе. Развитие технологий упрощает жизнь, делая ее все комфортнее. Все больше услуг становятся доступны в режиме онлайн, и нам все реже нужно выходить из дома. Детей особенно привлекает возможность проводить все сво-

бодное время за компьютером - именно тут они могут сколько угодно играть и общаться со сверстниками.

Каждые выходные вся семья обязательно отправляется в торговый центр, а не едет на природу или на прогулку в парк. Исследования показали, что современные дети проводят на свежем воздухе в три раза меньше времени, чем проводили их родители в том же возрасте. Неудивительно, что многие из них страдают от «болезней цивилизации», таких как ожирение, сахарный диабет, аллергии, недостаток витамина D, синдром дефицита внимания и гиперактивность. Дети должны проводить время на свежем воздухе: укрепляя организм и насыщая его кислородом, мы обеспечиваем его правильное развитие. Командные игры со сверстниками способствуют социальному развитию и стимулируют воображение, а получение новых навыков повышает уровень самооценки ребенка.

Экологизация всей системы образования - приведение ее в соответствие экологическим принципам [2, с. 133], нацеливающим на поиск и воплощение оптимума взаимоотношений развивающейся личности и мира природы - не сводится к экологическому образованию, или насыщению экологическим содержанием преподаваемых дисциплин, а лишь включает в себя эти направления как значимые.

Предстает проблемным взаимовлияние тенденций экологизации и информатизации [3, с. 19] образовательной среды. Подразумевающаяся экологизацией гармонизация взаимоотношений человека и мира природы «диссонирует» с повсеместным проникновением в образовательный процесс информационных технологий, в том числе и в изучение жизни как таковой, естественных объектов. Экофильные установки реальных природных исследований зачастую заменяются готовыми абстрактными (цифровыми) презентациями жизненных явлений. Учитель оказывается в противоречивом положении [4] поиска консенсуса между стремлением «видеть жизнь, ее изучая» и «изучать (с помощью качественных инсталляций) жизнь, не представляя ее реалии».

Однако мобильные технологии позволяют проводить уроки в любом месте. Функция GPS и почти повсеместный доступ к сети Интернет дают возможности, о которых еще несколько лет назад никто не говорил. Теперь можно, не подвергая себя опасности, изучать окружающий мир, гулять по местности и открывать для себя новые горизонты. Благодаря планшетам и смартфонам уроки больше не ограничены стенами школы. Хорошо организованное занятие на улице может оказаться значительно интереснее традиционного урока в классе, даже если эти уроки посвящены одной и той же теме. Кроме того, таким образом преподавателю открываются большие возможности, и он может применять те методы обучения, которые трудно или невозможно использовать в небольшом классе. И, конечно же, самая важная характерная черта уроков на природе -объединение теории и практики [5, с. 81]. Информация, изученная в классе, кажется обучающимся слишком неясной и абстрактной, ведь у них почти нет возможности самостоятельно экспериментировать, наблюдать и исследовать [6, с. 103]. Они искренне пытаются найти практическое применение новым знаниям. Закрепление знаний требует практики [7, с. 19]. Так давайте переберемся туда, где найти эту практику очень просто -выйдем из класса на свежий воздух! Принципиальное значение в рассматриваемой проблеме имеет вопрос безопасности [8, с. 12], который часто неверно истолковывают родители: они отвозят детей в школу и забирают их после уроков, стараясь уберечь от всевозможных, не всегда объективно оцениваемых опасностей. В рамках исследования была изучена сенсорно-экологическая безопасность локальной образовательной среды. Сенсорная экология выступает одним из разделов современной экологической науки, рассматривающим взаимодействие живых организмов с миром природы по сенсорным каналам восприятия. Сенсорная экология изучает, кроме прочего, экологическое «благополучие» информационного поля внешней среды [9, с. 3], частью которой является об-

разовательное пространство, в котором развивается личность.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В качестве экспериментальной базы выступило ОБОУ «Школа-интернат № 2 им. Г.А. Карманова» г. Курск. Изучалась субъективная оценка (по пятибалльной шкале) сенсорно-экологической безопасности образовательной среды воспитанниками трех возрастных групп: младшими школьниками, подростками и старшеклассниками.

Была принята двухкомпонентная система показателей и критериев: показатель насыщенности образовательной среды - критерий достаточности и показатель структурированности образовательной среды - критерий концентрированности и интенсивности.

Результаты анализа оценки воспитанниками школы-интерната состояния образовательной среды (рис. 1, 2) по всем сенсорным каналам могут служить основанием для выявления возрастных особенностей экологически безопасного восприятия ряда параметров образовательной среды, что может стать задачей отдельного психолого-педагогического исследования. Установленные особенности состояния образовательной среды определяют общие закономерности экологизации средовых характеристик и возможности применения на практике различных вариантов форм обучения в природной среде, выступающей альтернативной по отношению к традиционному образовательному пространству школы.

В аспекте экологической безопасности обучение в природной среде будет выгодно отличаться от обучения в традиционной. Эволюционно закрепленный оптимум взаимодействия человека и природы, несмотря на всепоглощающий характер технического прогресса, проявит себя и будет способствовать защищенности развивающейся личности от комплекса экологических рисков, угроз и опасностей.

Концентрация внимания на одном из сенсорных каналов мировосприятия - зри-

тельном - актуализирует выделение видеоэкологии как самостоятельной области научно-экологических исследований. Основателем видеоэкологии В.А. Филиным и его последователями подчеркивается необходимость отношения к визуальной среде как полноценному экологическому фактору [10, с. 3]. Особое значение этот фактор приобретает в контексте ограничения возможностей и обеспечения комплексной безопасности участников образовательных отношений.

В образовательной среде эпохи цифро-визации крайне важным практическим навыком становится визуальная грамотность, означающая не только умение создавать и воспринимать визуальные сообщения, но и способность «считывать» значение со всего, что мы видим, давать оценку, использовать на практике и создавать визуальные понятий-

ные представления. Это ключ к сенсорной грамотности, основному аспекту критического мышления. Кроме того, мультимодаль-ность образовательной среды предопределяет, в частности, учет в организации образовательного процесса фактора перцептивной модальности обучающихся (визуалы, аудиа-лы, кинестетики, дискреты).

Обучение визуальной грамотности лежит за пределами школьного обучения и необходимо во всех аспектах нашей жизни, в том числе в карьере. Мы должны начать использовать больше визуальных образов в образовании и поставить своей целью визуально-ориентированную систему образования и развитие визуальной грамотности обучающихся. Однако преподаватели не смогут эффективно научить визуальной грамотности, пока не научатся сами.

Ö

ЧС

s /

J? ß

¿f --S.O

' / *

* /

-1-1 26

1 >,9

4,3

1 4,6

1 4,4

4

1 2,7

Визуальная ОС Аудиальная ОС Тактильно воспринимаемая ОС Хемосенсорно воспринимаемая ОС

□Оценка старшеклассников 2,6 4,4 4,3 2,6

□ Оценка подростков 3,1 4,1 4,1 3

□Оценка младших школьников 2,7 4 4,6 2,9

1

2

3

4

5

Рис 1. Сравнительные результаты анализа оценки воспитанниками школы-интерната состояния образовательной среды (ОС) по критерию достаточности представленности объектов безопасного взаимодействия

Fig. 1. Comparative results of the analysis of the assessment of the state of the educational environment (SE) by the pupils of the boarding school according to the criterion of the sufficiency of the representation of objects of safe interaction

Визуальная ОС Аудиальная ОС Тактильно воспринимаемая ОС Хемосенсорно воспринимаемая ОС

□ Оценка старшеклассников 3,3 3,2 2,9 3,5

□ Оценка подростков 3,8 3,1 2,3 3,3

□ Оценка младших школьников 3,9 3 2,7 4,2

Рис 2. Сравнительные результаты анализа оценки воспитанниками школы-интерната состояния образовательной среды (ОС) по критерию концентрированности и интенсивности продуктивного безопасного взаимодействия

Fig. 2. Comparative results of the analysis of the assessment of the state of the educational environment (SE) by the pupils of the boarding school according to the criterion of concentration and intensity of productive safe interaction

Визуализация образовательной среды помогает интерпретировать визуальные носители информации и произведения искусства, воспринимать смысловое наполнение, которое не было заметно раньше; поддерживает развитие аналитического мышления, помогает осознать соответствие смыслового наполнения и визуального представления конкретных текстовых сообщений; стать развивающемуся субъекту более осведомленным и скептически настроенным потребителем визуальных средств информации, опытным и зрелым читателем, научиться получать удовольствие от чтения.

Очевидна необходимость учета фактора визуализации в аспекте пространственно-предметной организации образовательного пространства. Видеоэкологический (как разновидность сенсорно-экологического) под-

ход представляет собой педагогическую систему, ориентированную на оптимизацию взаимодействия личности и окружающего мира по зрительному сенсорному каналу. Разработанный подход, как и любой методологический, может быть структурно представлен совокупностью трех эпистемических пространств: парадигмы, синтагмы и прагматики (табл. 1).

Парадигма видеоэкологического подхода отражает логику построения системы ценностно-целевых приоритетов педагогов. Профессиональные установки субъектов образовательной среды, реализующих видеоэкологический подход, подразумевают постоянное соотнесение предлагаемой для зрительного восприятия учебной информации с видеоэкологическим идеалом.

Таблица 1 Структура видеоэкологического подхода Table 1 Structure of the video-ecological approach

Эпистемические пространства видеоэкологического подхода Содержательное наполнение эпистемических пространств видеоэкологического подхода

Парадигма Набор основных понятийных регулятивов - идейного базиса: феномен образования - экологическая культура - видеоэкологический идеал - видеоэкологические представления развивающейся личности - системность, наглядность и доступность зрительного восприятия учебной информации

Синтагма Операционный базис подхода: соответствие особенностям зрительного восприятия как основы жизнедеятельности личности в образовательной среде. Аргументация педагогических целей: 1) сформировать навыки гармоничного взаимодействия с визуальной образовательной средой; 2) инициировать и закрепить познавательный интерес обучающихся к визуально воспринимаемой учебной информации; 3) обеспечить психологический комфорт обучающихся за счет оптимизации процесса зрительного восприятия. Язык понимания - профессиональный язык наглядного представления материала, нацеленного на всестороннюю и разноплановую визуализацию смысла

Прагматика Критическая рецепция - ценностное «прочувствование» аспектов использования избранного методологического базиса. Разрешенный вектор употребления элементов синтагмы и парадигмы - эко-фильная ориентация развивающейся личности. Запрещенный вектор употребления элементов синтагмы и парадигмы - некро-фильная ориентация развивающейся личности

Синтагма видеоэкологического подхода обозначает соответствие особенностям зрительного восприятия развивающейся личности в качестве операционного базиса подхода. Педагогические цели аргументируются с учетом интеграции видеоэкологической идеологии модернизации образовательного процесса с «природным» сопровождением организации образовательного процесса.

Прагматика видеоэкологического подхода подразумевает критическую рецепцию избранной экофильной ориентации развивающейся личности и включает практические стратегии внедрения подхода в функционирующий образовательный процесс.

Обучение в природной среде может содействовать персонализации образовательного процесса. Успешность персонализации образовательной среды зависит от уровня профессионализма педагогов, ее проектирующих и формирующих. Только компетентные педагоги, отличающиеся, как минимум, достаточным уровнем готовности и способности учитывать потребности всех

участников образовательных отношений, применять на практике современные образовательные технологии, грамотно, квалифицированно и планомерно реализовывать теоретически обоснованные образовательные модели, могут обеспечить эффективность организуемого образовательного процесса, оптимизировать средовые параметры развития личности, чему однозначно способствует обучение в природной среде.

В качестве эффективных форм организации обучения в природной среде могут выступать: все типы занятий под открытым небом, выезды на природу, посещение национальных природных и культурных заповедников, приключения (квесты) на свежем воздухе (скалолазание, водные виды спорта, катание на велосипеде, исследование пещер, стрельба из лука, гонки по бездорожью, гонки с препятствиями, катание на маунтинбор-дах, интеграционные мероприятия), экспедиции и экскурсии и мн. др. Видеоэкологический подход актуализурует в рассматриваемом аспекте использование видеоэкологиче-

ской экскурсии, в ходе которой у обучающихся формируется своеобразная система представлений, обязательная подструктура которых - видеоэкологические представления. От становления отдельных видеоэкологических представлений - единичных образов - зависит создание целостного образа мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, обучение в природной среде потенциально обладает рядом несомненных преимуществ:

- повышает уровень учебной мотивации обучающихся, внося разнообразие в предлагаемый стандартный спектр способов добывания нового знания;

- предоставляет возможности для изучения материала, демонстративное сопровождение которого затруднено в помещении;

- облегчает решение задачи сочетания различных стилей, технологий обучения, прежде всего, традиционных с инновационными;

- оптимизирует педагогическое взаимодействие, обеспечивая взаимопонимание педагогов и обучающихся;

- насыщает эмоционально-волевую сферу личности эмоциями, получаемыми от контактов с живыми объектами («в реале», во взаимодействии с другими людьми, в первую очередь, со сверстниками);

- способствует позитивной социализации, переводя закономерности социального взаимодействия в плоскость действия законов социальной экологии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- позволяет субъектам определить свое место и значение в существующей средовой (в самом широком понимании среды) иерархии;

- развивает эстетические представления обучающихся, преподнося совершенные в своем естестве образцы нерукотворных природных творений.

Учитывая все вышеперечисленные факторы, можно констатировать, что мероприятия на свежем воздухе должны стать неотъемлемой частью современного учебного процесса.

Список источников

1. Афонина Р.Н., Лесных Е.А. Принцип природосообразности в современной образовательной практике // Colloquium-Journal. 2019. № 25-5 (49). С. 42-43.

2. Князева М.Д. Экологизация образования и инновационные процессы // Славянский форум. 2019. № 1 (23). С. 131-137.

3. Чванова М.С., Анурьева М.С., Лыскова В.Ю., Котова Н.А., Молчанов А.А. Подготовка специалистов в области информационной безопасности: инновационный подход к формированию образовательной среды // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2015. № 1. С. 18-31.

4. Алисов Е.А. Технологии оценки качества освоения новых модулей педагогической магистратуры // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. Ст. 472.

5. Одиноков А.С. Теоретико-методологические подходы к формированию междисциплинарных связей // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 4-1. С. 79-87. https://doi.org/10.34670/AR.2021.53.55.058

6. Фалей М.В. Развитие теории и практики исследовательского обучения // Ученые записки Сахалинского государственного университета. 2020. № 15-16. С. 101-104.

7. Конышева А.В., Бигачева Е.Н. Инновационные и информационные технологии в образовании как метод практикоориентированного подхода к обучению // Электронный научный журнал. 2021. № 9 (47). С. 18-22.

8. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации // Казанский педагогический журнал. 2017. № 6 (125). С. 12-18.

9. Дмитриева Т.М. Основы сенсорной экологии. М.: Изд-во РУДН, 1999. 168 с.

10. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо. М.: Видеоэкология, 2006. 512 с.

References

1. Afonina R.N., Lesnykh E.A. Printsip prirodosoobraznosti v sovremennoy obrazovatel'noy praktike [The principle of natural conformity in modern educational practice]. Colloquium-Journal, 2019, no. 25-5 (49), pp. 42-43. (In Russian).

2. Knyazeva M.D. Ekologizatsiya obrazovaniya i innovatsionnyye protsessy [Ecologization of education and innovation processes]. Slavyanskiy forum [Slavic Forum], 2019, no. 1 (23), pp. 131-137. (In Russian).

3. Chvanova M.S., Anuryeva M.S., Lyskova V.Y., Kotova N.A., Molchanov A.A. Podgotovka spetsialistov v oblasti informatsionnoy bezopasnosti: innovatsionnyy podkhod k formirovaniyu obrazovatel'noy sredy [Training of specialists in the field of information security: an innovative approach to the formation of the educational environment]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2015, no. 1, pp. 18-31. (In Russian).

4. Alisov E.A. Tekhnologii otsenki kachestva osvoyeniya novykh moduley pedagogicheskoy magistratury [Technologies for assessing the quality of mastering new modules of pedagogical magistracy]. Sovremen-nyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 2-1, art. 472. (In Russian).

5. Odinokov A.S. Teoretiko-metodologicheskiye podkhody k formirovaniyu mezhdistsiplinarnykh svyazey [Theoretical and methodological approaches to the formation of interdisciplinary links]. Pedagogicheskiy zhurnal - Pedagogical Journal, 2021, vol. 11, no. 4-1, pp. 79-87. https://doi.org/10.34670/AR.2021. 53.55.058. (In Russian).

6. Faley M.V. Razvitiye teorii i praktiki issledovatel'skogo obucheniya [Development of the theory and practice of research education]. Uchenyye zapiski Sakhalinskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of Sakhalin State University], 2020, no. 15-16, pp. 101-104. (In Russian).

7. Konysheva A.V., Bigacheva E.N. Innovatsionnyye i informatsionnyye tekhnologii v obrazovanii kak metod praktikooriyentirovannogo podkhoda k obucheniyu [Innovative and information technologies in education as a method of practice-oriented approach to learning]. Elektronnyy nauchnyy zhurnal [Electronic Scientific Journal], 2021, no. 9 (47), pp. 18-22. (In Russian).

8. Bayeva I.A. Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noy sredy v strukture kompleksnoy bezopasnosti obrazovatel'noy organizatsii [Psychological safety of the educational environment in the structure of the complex safety of an educational organization]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2017, no. 6 (125), pp. 12-18. (In Russian).

9. Dmitriyeva T.M. Osnovy sensornoy ekologii [Fundamentals of Sensory Ecology]. Moscow, RUDN University Publ., 1999, 168 p. (In Russian).

10. Filin V.A. Videoekologiya. Chto dlya glaza khorosho, a chto -plokho [Videoecology. What is Good for the Eye and What is Bad]. Moscow, Videoekologiya Publ., 2006, 512 p. (In Russian).

Информация об авторе

Information about the author

Алисов Евгений Анатольевич, доктор педагоги- Evgenii А. Alisov, Doctor of Pedagogy, Professor,

ческих наук, профессор, профессор департамента педа- Professor of Pedagogy Department of Institute of Pedagog-

гогики института педагогики и психологии образова- ics and Psychology of Education, Moscow City University,

ния, Московский городской педагогический универси- Moscow, Russian Federation, ORCID: 0000-0001-9335-

тет, г. Москва, Российская Федерация, ORCID: 0000- 8172, evgenii.alisov@mail.ru

0001-9335-8172, evgenii.alisov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2021 Одобрена после рецензирования 24.03.2022 Принята к публикации 04.04.2022

The article was submitted 10.12.2021 Approved after reviewing 24.03.2022 Accepted for publication 04.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.