Научная статья на тему 'Актуализация личностного аспекта методической деятельности педагога'

Актуализация личностного аспекта методической деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация личностного аспекта методической деятельности педагога»

Инновации в школе

^ соответствием оценочных и нормативных знаний оценок норм морали и права,

^ проявлением нравственно-экологической направленности в оценке результатов деятельности человека в природной среде.

Методика работы по данному критерию: для классификации респондентов по уровням отношения к природе необходимо использовать методику диагностики субъективного отношения к природе «Натурафил» и вербальную ассоциативную методику «ЭЗОП» В.А. Ясвина и С.Д. Дерябо [3].

В основу уровневой дифференциации интегративного критерия «экологическая компетентность», по Шароновой Ю.А., положена теория сформированно-сти учебных действий по В.П. Беспалько. Он предлагает четыре уровня:

Первый уровень: узнавание объектов, процессов при повторном восприятии информации о них или действии с ними (знания-знакомства);

Второй уровень: репродуктивное действие путем самостоятельного воспроизведения по памяти информации (знания-копии);

Третий уровень: продуктивное действие на основе самостоятельного применения усвоенных знаний на практике (глубокие, прочные знания);

Четвертый уровень: продуктивное действие, выполняемое путем самостоятельного конструирования объективно новой деятельности, в процессе которого добываются объективно новые знания (знания-трансформации)[6] .

В контексте исследования Шароновой Ю.А., первый «информационный» и второй «репродуктивный»

Ленская Людмила Петровна,

директор, Дино Вера Петровна,

завуч МОУ СОШ № 2 г. Усть-Кут

Актуализация личностного аспекта методической деятельности педагога

Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали условия для перестроечных процессов в сфере образования - это создание новых типов школ, активное внедрение в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Это приводит к закономерным изменениям в системе педагогического образования. Каковы эти изменения? На сколько они соответствуют современ-

уровни, выделенные В.П. Беспалько, объединены в один «информационно-репродуктивный» уровень. Поэтому в своей динамике интегративный критерий «экологическая компетентность» проходит три уровня: информационно-репродуктивный, продуктивноисполнительский, креативный [3].

Таким образом, формирование экологической компетентности (в том числе и экологических компетенций, являющихся компонентами экокомпетентности) школьников на уроках экологии представляет собой процесс перевода детей с более низкого (информационнорепродуктивного) уровня экологических знаний на более высокий (креативный) уровень.

Литература

1. Стратегия модернизации содержания общего образования. - М., 000 «Мир книги», 2001.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

3. Шаронова Ю.А. Педагогические условия формирования экологической компетентности сельских школьников в системе дополнительного образования: Автореф. на соиск. степ. канд. пед. наук. - Ульяновск, 2006. - 27 с.

4. Тимофеева О.Ю. Организационно-педагогические условия формирования экологической культуры школьников (на примере изучения местной экологической ситуации): Дис... на соиск. учен. степ. канд. пед.наук. - М., 2002. -181 с.

5. Бакиров Т.С. Оптимизация процесса формирования экологической культуры старшеклассников: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Казань, 2004. - 27 с.

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1989. - 190с.

ным социокультурным и социально-педагогическим процессам? В чем особенности теоретических и практических подходов к вопросам повышения квалификации педагогических кадров?

Эти проблемы волнуют любого педагога, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть готовым и способным к действиям в новых социокультурных условиях. Значительная часть педагогов нашей школы настроена на глубинное, существенное обновление, а не на поиск частных нововведений. В этой устремленности видна тенденция вызревания нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о специалисте, как хорошо обученном, подготовленном человеке, владеющим педагогической техникой, и о профессиональном, владеющим знаниями о многопозиционной структуре педагогического труда. Новая педагогическая компетенция учителя обнаруживается в его способности включать в свою деятельность и интегрировать в ней ряд профессиональных пози-

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

53

Инновации в школе

ций: и методолога, возрастного антрополога, диагноста, проектировщика педагогических ситуаций. Педагог- профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии - он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность.

Специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю жизнь. Этот процесс протекает в разных формах. Большинство учителей предпочитают перенимать опыт коллег, учителей -новаторов. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объеме и темпе, который необходим каждой личности. А это возможно только в условии самостоятельной, самообразовательной деятельности в организации непрерывного образования педагогов.

Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня учителя посредствам наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы в нашей школе определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

В связи с этим, повышение качества профессионального уровня педагогического мастерства учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессиональноличностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества учителя. Следовательно, возникла необходимость в модернизации системы школьной методической работы.

Ведущая идея - отказ от традиционной организации методической работы на основе предметного содержания деятельности (предметные методические объединения) и переходу на проектное содержание деятельности. Основанием для объединения педагогов в методическое сообщество (проектную команду) является либо интерес к проблеме, либо желание овладеть новыми способами профессиональной самоориентации и приобрести навыки самообучения, самоорганизации и саморазвития. Мы считаем, что организация методической работы в

школе на основе формирования проектных команд даст учителю возможность проявить собственный замысел, инициативу. В этой ситуации содержание методической работы начинает пониматься как предмет собственной деятельности, как содержание, изменение которого обусловлено изменением содержания собственной деятельности. Таким образом, в основе замысла модернизации методической системы лежит положение о том, что «... развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены извне. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только первоначальную мотивацию, которая постепенно перерастает в желание самосовершенствоваться, а затем творить» (А. Дистервег). Эта инновация по способу возникновения и протекания систематическая и планомерная, по глубине и ширине - массовая, так как в работу включены учителя, учащиеся и родители.

Работа в проектных командах позволит учителю приобрести не только новые знания и функциональное совершенствование своих умений, но и осознать субъективный смысл желаемых результатов, что в конечном итоге скажется и на его результатах работы по повышению качества учения школьников.

В школе созданы три проектные группы: «Мы вместе», «Три С», «Интеграция как средство целостного познания мира».

«Мы вместе» - руководитель психолог школы, высшей квалификационной категории. Целью работы группы является психологический настрой педагогического коллектива на опытно- экспериментальную работу. Вторая группа - «Три С» работает над созданием воспитательной системы школы.

Третья группа «Интеграция как средство целостного познания мира». Группа определила для себя вопросы: Зачем интегрировать? Что интегрировать? Как интегрировать? Руководители групп - учителя высшей квалификационной категории.

Работа в режиме проектных групп - одна из самых продуктивных форм обучения педагогов. Увлеченность одной проблемой, занятия исследовательской деятельностью активизируют деятельность педагогов по переводу их методической деятельности в поисково-исследовательскую. Это способствует повышению квалификации учителей, создает условия для качественного скачка в развитии профессионального роста педагогов.

Изменения в методической работе отразились на эффективности и результативности работы школы. Успешная сдача учащимися итоговой аттестации и в форме ЕГЭ и в традиционной. Учителя и учащиеся стали участниками российских, областных кон-

54

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

Психологическая служба

Инновации в школе

Схема методической службы школы

курсов и олимпиад, показывая хорошие результаты, это:

• Дистанционные эвристические олимпиады «Эйдос».

• М ежд^народный математтеский юш^^с-ифа «Кенгуру» .

• Всероссийский конкурс - игра «Русский медвежонок - языкознание для всех».

• Областная научно-практтеская конференцій «Баіжшіьское кольцо».

• Регионшіьная научно-праю'тескадконферен-ция «Шаг в будущее, Сибирь».

• Сетевой турнир эрудитов.

• Межрегиональная научно- практическая кон-ференщы «АЛСИБ -65».

• Областной слет поисковыхо'фядовИркутской области «Вахта памяти».

• Первый региональный Всероссийский конкурс им. Н. И. Кареева.

• Фестив шіь исследов ательсютси творчесюж ра-ботучащююя «Портфолио».

• Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» и др.

Учителя шаалы соедади и защисши: «-авторашс программы; 8- адаптированных программ; 5- элективных курсов; 2- методические разработки.

60% учителей имеют высшее образование, 4 учителя обучаются в ВУЗах. 25%учителей имеют выс-птутогашшфикационщгокатегоршо, 38% - первую. По окончанию двух лет работы созданы:

• Программа развития школы «Адаптивная школа как пространство самореализации личности, ориентированной на успех».

• Программа «Организационно-педагогические условия профилизации образовательного про-це сса».

• Введено единое плашфование учебного материала.

Сто процентов опрошенных учителей считают целесообразным продолжить работу в новом режиме.

Предоагаемая нами система работы -это поrnm^a найти научно обоснооангше подаоды , приближающие нас к созданиюсоциадьно-педагогичесюкусловий, обеспечивающих возможность постепенного перевода учреждения в устойчивое развитие.

Эксперимент и инновациившколе 2008/2

55

Вопросы права в образовании

Вниманию читателя представлена статья, посвященная одному из важных вопросов трудовой деятельности каждого педагога - заработная плата. Автор дает общую правовую характеристику существующей системе оплаты труда, а также поясняет, каким образом выплачиваются денежные средства за классное руководство, научные звания и знак «Отличник народного просвещения».

Фёклин Сергей Иванович,

заместитель директора Центра нормативного правового обеспечения образования, старший преподаватель юридического факультета ГОУ ВПО МГПУ

Общие вопросы оплаты труда педагогических работников

Что такое новая система оплаты труда (НСОТ), каким образом рассчитываются выплаты за классное руководство, почему не во всех образовательных учреждениях оплачиваются специальные педагогические знаки отличия и звания?

Оплата труда представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (часть 1 статьи 129 Трудовой кодекс РФ1).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда (статья 135 ТК РФ). В настоящее время заработная плата может начисляться:

• по тарифной ставке;

• исходя из должностного оклада;

• в виде доплат компенсационного и стимулирующего характера.

Под размерами тарифных ставок понимаются фиксированные размеры оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) относятся к обязательным условиям трудового договора с работником.

Размер оклада (должностного оклада) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты за календарный месяц, который устанавливается работнику в соответствии со штатным расписанием и по природе своей не может

1 далее по тексту - ТК РФ

зависеть от переменных показателей (например, от расчетной стоимости педагогической услуги (руб./ ученикочас), количества обучающихся и часов по базисному учебному плану в месяц, а тем более по каждому предмету в отдельности)2.

К компетенции образовательного учреждения относится установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами. Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда самостоятельно выбирает форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования» (статьи 32 и 54 Закона РФ «Об образовании»).

Ежегодно работодателем образовательного учреждения решается вопрос о предоставлении педагогическим работникам учебной нагрузки в пределах рабочего времени по основной работе, исходя из условий функционирования образовательного учреждения, объема работы по обеспечению деятельности образовательного учреждения и для включения работы в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» педагогическим работникам образовательных учреждений, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается заработная плата:

• за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

• в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и невозможно догрузить другой педагогической работой.

Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о догрузке другой педагогической работой не ранее, чем за два месяца. Если условие об объеме нагрузки в трудовом договоре указано, сокращение нагрузки возможно только с соблюдением

2 Заключение специалистов Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на разработанную Министерством образования и науки Российской Федерации Методику формирования системы оплаты и стимулирования труда в общеобразовательных учреждениях // Приложение к письму ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2006 г № 84

56

Эксперимент и инновации в школе 2008/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.