Актуализация и интеграция личностных ресурсов студента в профессиональную деятельность как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста
БЕЛОРУСОВ Евгений Алексеевич,
руководитель многопрофильного сетевого ресурсного центра профессиональной подготовки Рыбинского полиграфического колледжа, Рыбинск,
Ярославская область
Аннотация
В статье рассматривается актуализация ресурсов личности студента и их интеграция в профессиональную деятельность как один из способов решения проблемы несоответствия уровня профессионально-личностной подготовки выпускников требованиям работодателей. Определены основные направления деятельности профессионального образовательного учреждения, актуализирующие и интегрирующие ресурсы личности студента в профессию, как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях меняющихся требований рынка труда, производства и специфики корпоративных требований
Ключевые слова:
качество подготовки специалистов, конкурентоспособный специалист, професиональ-но-личностный ресурс, профессиональные компетенции, СПО, требования работодателей
Качество подготовки выпускника учреждения системы профессионального образования во многом определяет его конкурентоспособность на рынке труда как соответствие требованиям ФГОС, работодателей, социума. Несмотря на то, что достигнутые результаты организаций профессионального образования в целом соответствуют государственным требованиям, уровень квалификации выпускников этих учреждений не в полной мере отвечает требованиям работодателей. Кроме того, у выпускников учреждений недостаточно сформированы профессиональные и личностные качества, связанные с умением трудиться в коллективе, работать в команде, с готовностью нести ответственность за порученное дело [4].
Причинами несоответствия уровня подготовки выпускников требованиям работодателей, на наш взгляд, являются:
- значительно опережающие учебную базу производственные технологии;
- расхождение в требованиях к результатам обучения выпускников ФГОС и работодателей;
- утрата в производственной среде механизмов наставничества и «доведения» молодых специалистов до требований предприятия, что существенно затрудняет распознавание образовательных программ в условиях производства;
- недостаточное обеспечение образовательного процесса современным оборудованием;
- отсутствие профессиональных стандартов по профессиям и специальностям, реализуемым в системе СПО;
- кадровый дефицит преподавателей-производственников в обучении специальным дисциплинам;
- недостаточная сформированность профессионально важных качеств личности выпускников и др. [1; 3; 4].
В связи с этим требуется поиск новых путей и ресурсов, позволяющих решать проблему несоответствия качества подготовки выпускников региональному запросу. В таблице и на рисунке 1 представлены результаты исследований, проведенных нами в рамках мониторинга производственной среды региона.
Белорусов Е. А. Актуализация и интеграция личностных ресурсов студента в профессиональную деятельность как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. - № 4. — С. 58-63.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Частота технологических и организационных изменений на предприятиях и в организациях региона
Частота изменений
Изменения Ежеквартально Раз в полугодие Ежегодно Раз в 2-3 года Итого
1. Модернизация оборудования _ _ 6% 10% 16%
2. Введение новых технологий 1% 1% 6% 7% 15%
3. Расширение объемов производства и номенклатуры выпускаемой продукции 1% 3% 4 % 5% 13%
4. Расширение объемов оказываемых услуг 2% 5% 11% 5% 23%
5. Изменение условий труда _ _ 5% 9% 14%
6. Освоение новых рынков 1% 3% 8% 7% 19%
Всего 5 % 12% 40% 43% 100%
Рис. 1. Модель ПВЛК выпускника специальности «Полиграфическое производство»
Исходя из данных, приведенных в таблице, необходимо разрабатывать и внедрять в практику профессионального образования механизмы, позволяющие своевременно выявлять изменения в технологии производства, организации труда и нацеливать образовательный процесс на опережение, изучать обновленные требования профессии к работнику. Это будет способствовать формированию у выпускников наиболее востребованных на производстве компетенций, актуализации необходимых ресурсов личности (способностей, личностных качеств, интересов и др.) для освоения профессии и повышения готовности к работе в условиях меняющихся требований как одного из ключевых факторов конкурентоспособности.
О расхождении в требованиях к результатам образования выпускников образовательного учреждения и работодателей свидетельствуют различия в профилях личности выпускника и оценках, представленных на рисунках 1, 2.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
□ Работодатели ■ Преподаватели
□ Студенты
Рис. 2. Соответствие представления участников образовательного процесса о личности выпускника требованиям работодателей
Из различия в оценках следует, что учебному заведению и работодателям необходимо сблизить подходы к формированию требований к результатам профессионального образования, создав единую оценочную модель и фонд контрольно-оценочных средств.
Утрата в производственной среде механизмов наставничества и «доведения» выпускников до требований предприятий также подтверждена результатами исследования (рис. 3).
Учитывая недостаточный уровень готовности и возможности работодателей «доводить» молодых специалистов, необходимо сократить сроки прохождения интеграционного цикла «производство — образование — производство», транслируя его в образовательный процесс через разработанные совместно с работодателями образовательные программы; перемещение производственного компонента в учреждение СПО в форме учебно-производственных предприятий; привлечение работодателей к обучению в рамках системы основного и дополнительного образования и др., что позволит начать распознавать формируемые компетенции обучающихся еще на этапе обучения в образовательном учреждении, а в дальнейшем, при необходимости, продолжить этот процесс в производственной среде.
Данный интеграционный цикл потребует актуализации профессионально-личностных ресурсов всех участников образования: у обучающихся — механизмов построения интегративного поведения (способности к обучению, адаптационных механизмов, мотивации преодоления трудностей, социальных качеств личности и др.); у преподавателей — творческих способностей, исследовательской и экспериментальной мотивации, инновационного мышления; у руководителей учреждения — мотивации качества, компетентности, опыта. Активизация профессионально-личностных ресурсов участников образования
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Сроки «доведения» выпускников учреждений СПО до уровня требований работодателей на предприятиях региона, по версии работодателей, в %
Готовность «доводить» выпускников учреждений СПО до уровня требований работодателей на предприятиях региона, по версии работодателей, в %
Причины низкой готовности работодателей «доводить» выпускников СПО на предприятиях, по версии
работодателей, в %
Рис. 3. Результаты исследования производственной «доводки» молодых специалистов
может стать мощным источником изменения сознания всего образовательного сообщества, поскольку основной целью имеет их объединение и интеграцию в ходе профессионального обучения в новых формах: интегрированных занятиях и творческих мастерских, активизирующей психодиагностики, совместных исследований, тренинга ПВЛК, анализа учебно-производственных достижений студента через портфолио и электронные системы содействия трудоустройству выпускников, профессиональные пробы, введение в учебный план личностно-ориентиро-ванных дисциплин и МДК, профессиональной ориентации и консультации студентов и абитуриентов на этапе приема и др.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Анализ значимости на производстве надпрофессиональных компетенций показал, что 78% работодателей высоко ценят наличие у выпускников умения ладить с людьми, желания и возможности обучения новому, ответственности, стремления повышать качество работы, т. е. именно тех качеств личности, которые способствуют эффективному интеграционному поведению. Эти качества как важнейшие внутрилич-ностные ресурсы необходимо постоянно актуализировать либо формировать с последующей интеграцией в профессиональную деятельность и в процессе овладения ею.
Результаты изучения ПВЛК в структуре личности студентов показали, что профессионально важные качества личности актуализированы и проявляются в системе ценностей студентов-старшекурсников, обучающихся в колледже, только в объеме 37,2%. Столь невысокий процент показывает необходимость перехода от обучения, направленного на «знания — умения — навыки», к личностным ресурсам и характеристикам будущего профессионала, которые, как показывает практика, все больше выступают в роли непосредственных показателей профессиональной зрелости человека и его профессионального развития.
Основными подходами образовательного учреждения к актуализации и интеграции обучающихся в профессию должны стать не сколько поиск ресурса в самой профессии (потенциал профессии) и интеграция его в личность, сколько выявление и актуализация внутренних ресурсов личности студента (потенциал личности) и их интеграция в профессию [2]. Результатами интеграции личностных ресурсов в профессию должны стать профессионализация выпускника и его востребованность на рынке труда, выраженная в уверенном утверждении: «Я многое могу!».
Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда образовательным учреждениям необходимо строить вектор изменений в направлениях:
- разработка и внедрение механизмов своевременного выявления изменений в технологии производства и организации труда, изучения требований работодателей к квалификации выпускников;
- непрерывный мониторинг образовательной и производственной среды;
- создание единого подхода к содержанию и оценке результатов образования образовательного учреждения и работодателей;
- направленность образовательного процесса на опережение;
- проектирование и реализация образовательных программ совместно с работодателями, их участие в производственном обучении и «распознавании» образовательных программ в учебной среде;
- создание условий для целенаправленного формирования интеграционного поведения, надпрофессиональных компетенций, развития профессионально важных качеств личности;
- разработка и внедрение технологий актуализации личностных ресурсов студентов и интеграции их в профессию;
- создание условий для актуализации личностных ресурсов всех участников образования.
Литература
1. Григорова В. К., Гринкруг М. А. Формирование конкурентоспособной личности в условиях современного образования // СПО. — 2013. — № 2.
2. Дружилов С. А. Индивидуальный ресурс профессионального развития как необходимое условие становления профессионализма человека // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2010. — № 5. — С. 145-148.
3. Подготовка компетентного, конкурентоспособного специалиста как цель современного профессионального образования: Материалы 21-й научно-практической конференции преподавателей образовательных учреждений-членов Межрегиональной ассоциации «Непрерывное профессиональное образование». — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. — 170 с.
4. Публичный доклад департамента образования Ярославской области (отчет за 2013 год) [Электронный ресурс] // Портал органов государственной власти Ярославской области. Официальный сайт. URL: http:// www.yarregion.ru.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА