Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

538
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендерное равенство / гендер / пол / гендерная идентичность / гендерные установки / традиции / стереотипы / консерватизм / gender equality / gender / sex / gender identity / gender attitudes / traditions / stereotypes / conservatism

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гульмира Рифовна Тожибоева, Эльвина Реветовна Бекирова

В статье обсуждается политическая приверженность Узбекистана к гендерному равенству. Раскрываются понятия пола и гендера, указывается их различие. Утверждение гендерного равенства является основой для демократического общества и важной предпосылкой устойчивого общественного развития. Гендерные преобразования происходят на мировом и национальном уровне, они обусловлены глобализационными процессами, демократизацией и гуманизацией общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF GENDER EQUALITY IN MODERN SOCIETY

The article discusses Uzbekistan's political commitment to gender equality. The concepts of gender and gender are revealed, their difference is indicated. The affirmation of gender equality is the basis for a democratic society and an important prerequisite for sustainable social development. Gender transformations are taking place at the global and national levels, they are caused by globalization processes, democratization and humanization of public life.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

АКТУАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СОВРЕМЕННОМ

ОБЩЕСТВЕ

Гульмира Рифовна Тожибоева

Старший преподаватель Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области mirak5275@ gmail .com

Эльвина Реветовна Бекирова

Студентка 3-курса Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждается политическая приверженность Узбекистана к гендерному равенству. Раскрываются понятия пола и гендера, указывается их различие. Утверждение гендерного равенства является основой для демократического общества и важной предпосылкой устойчивого общественного развития. Гендерные преобразования происходят на мировом и национальном уровне, они обусловлены глобализационными процессами, демократизацией и гуманизацией общественной жизни.

Ключевые слова: гендерное равенство, гендер, пол, гендерная идентичность, гендерные установки, традиции, стереотипы, консерватизм.

ACTUALIZATION OF GENDER EQUALITY IN MODERN SOCIETY

Gulmira Rifovna Tojiboeva Elvina Revetovna Bekirova

Senior Lecturer Chirchik State 3rd year student of the Chirchik State

Pedagogical Institute Tashkent region Pedagogical Institute Tashkent region mirak5275@ gmail .com

ABSTRACT

The article discusses Uzbekistan's political commitment to gender equality. The concepts of gender and gender are revealed, their difference is indicated. The affirmation of gender equality is the basis for a democratic society and an important prerequisite for sustainable social development. Gender transformations are taking place at the global and national levels, they are caused by globalization processes, democratization and humanization of public life.

Keywords: gender equality, gender, sex, gender identity, gender attitudes, traditions, stereotypes, conservatism.

ВВЕДЕНИЕ

Актуализация гендерной проблематики получила международное признание в качестве стратегии достижения гендерного равенства, которая предусматривает учет гендерной проблематики при подготовке, разработке, осуществлении, мониторинге и оценке политики, нормативных мер и программ расходования средств в целях поощрения равенства между женщинами и мужчинами и борьбы с дискриминацией, а также направлена не только на то, чтобы избежать возникновения или усиления неравенства, которое может иметь негативные последствия как для женщин, так и для мужчин, а предполагает анализ существующей ситуации с целью выявления неравенства и разработку политики, направленной на устранение этого неравенства и устранение механизмов, которые его вызвали. [5]

Обеспечение интересов человека является одним из приоритетных направлений государственной политики.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» разработаны рекомендации по созданию Консультативного совета по гендерному равенству во всех министерствах и ведомствах и в трудовых коллективах созданы консультативные советы.

Обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин в социальной, экономической и политической сферах является одним из основных факторов укрепления мира и экономической стабильности в нашем обществе. С учетом этого подготовлен и согласовывается с государственными и неправительственными организациями проект «Стратегии достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан в 2020 -2030 годах». Примечательно, что все направления данной Стратегии разработаны в соответствии с Целями устойчивого развития ООН до 2030 года.

Равенство мужчин и женщин играет важную роль в обеспечении благополучия народа, мира в обществе и экономической стабильности. Гендерное равенство подразумевает равное обладание женщинами и мужчинами социально ценных благ, возможностей, ресурсов и вознаграждений. Гендерное равенство не означает, что мужчины и женщины становятся одинаковыми, а то, что их возможности и жизненные шансы равны.

Важно определиться с разницей между полом и гендером, так как зачастую эти понятия отождествляются друг с другом

Что такое пол? Это совокупность биологических характеристик, которые помогают отличить мужскую особь от женской. Не все из них видны невооружённым глазом. Для наиболее точной идентификации лучше использовать совокупность факторов:

• набор хромосом — XY у мужчин и XX у женщин;

• гонады — яички у мужчин, яичники у женщин;

• внутренние половые органы — простата и семенные пузырьки у мужчин, влагалище, матка и маточные трубы у женщин;

• наружные половые органы — пенис и мошонка у мужчин, клитор и половые губы у женщин;

• половые гормоны — преобладают андрогены у мужчин и эстрогены у женщин;

• вторичные половые признаки — тип оволосения, развитие молочных желёз, распределение жировой прослойки и так далее.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Что такое гендер? Это социальное понятие, относящееся к характеристикам и поведению, которые культура приписывает полам. Самая простая иллюстрация — набор качеств, который приходит в голову при фразе «настоящий мужчина должен» или «настоящая женщина должна».

Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — модель женщины или мужчины, которая конструируется социумом, в отличие от пола, заданного биологически. В разных культурах и типах общества исторически сформированы свои гендерные модели, которые во многом основываются на стереотипах. В зависимости от контекста, под такими характеристиками могут подразумеваться социальные структуры (в частности, гендерные и

другие социальные роли) или гендерная идентичность [2]. Гендерная идентичность не связана с сексуальной ориентацией [3].

Американский сексолог Джон Мани в 1955 году в своих работах впервые использовал это слово для терминологического различения биологического пола и социальной роли. Но широкое распространение понятие «гендер» получило только в начале 1970-х годов.

В некоторых случаях понятие «гендер» ошибочно используется как синоним понятия «пол». В действительности, разграничение гендера и пола является фундаментальным, так как множественные различия между женщиной и мужчиной имеют и небиологические по своей природе причины. Понятие

тендера затрагивает психические, культурные и социальные различия, а понятие пола — только физические (анатомические и физиологические) различия.[2]

Процесс гендерной социализации начинается ещё до рождения.

Часто родители восторженно рассказывают о младенце, что он ещё сидеть не умеет, а тянется к машинке, потому что «настоящий мужик». Но ребёнок растёт не в социальном вакууме, и это влияет на его поведение.

Пол плода можно выяснить во время УЗИ. И уже с этого момента родители начинают формировать направленные на младенца ожидания. Покупается соответствующая одежда, игрушки. Мальчиков и девочек любого возраста поощряют по-разному: например, первым дарят спортинвентарь и машинки, вторым — мягкие игрушки и платья. Мальчиков чаще наказывают физически.

Формирование гендерных установок не обязательно происходит через запреты, скорее важен образ мышления. Например, поощрение «не бросай спорт, девушки тоже могут играть в баскетбол» говорит о существовании общепринятых правил, при которых это невозможно.

Опросы среди студентов показывают, что стремление к равенству в одних сферах не компенсирует традиционных взглядов в других. Консерватизм чаще свойственен отцам, причём более жёсткую позицию они занимают по отношению к сыновьям.

Гендерная роль

Социальные ожидания в связи с гендерной принадлежностью человека называются гендерной ролью. Во многих культурах существуют довольно жёсткие представления о том, что позволяется делать мужчинам или женщинам, а что недопустимо. На социальную природу этих установок указывает то, что запрещённые действия возможны физически, просто порицаются обществом. Кроме этого, биологический пол не везде является решающим при определении гендерной роли.

Клятвенные девы в Албании отказывались от традиционной женской роли, носили мужскую одежду, выполняли мужские обязанности и получали право голоса в управлении общиной. У индейцев в Северной Америке и мужчины, и женщины могли сменить гендер, они назывались бердашами.

Ожидания, предъявляемые к представителям одного пола, могут различаться даже в рамках одной культуры.

Например, женщины-аристократки должны были падать в обморок от чьего-то тяжёлого взгляда, тогда как их менее знатные «коллеги» вынуждены были носить нелёгкий груз.

Гендерная идентичность

Гендер человека чаще всего совпадает с биологическим полом. Однако гендерная идентичность — самоопределение себя мужчиной или женщиной — не даётся от рождения. Человек может чувствовать себя некомфортно в рамках присвоенного ему гендерного статуса (в том числе из-за жёстких ожиданий общества).

Как правильно употреблять эти термины

Несмотря на очевидные различия, оба термина — пол и гендер — всё равно употребляются крайне неаккуратно, превращаясь в синонимы. Например, гендерное воспитание часто путают с половым воспитанием, приравнивая его к сексуальной революции.

Важно помнить, что при разном биологическом старте мужчины и женщины в больших группах не так уж сильно отличаются с точки зрения личности, когнитивных способностей и лидерства.

А индивидуальные различия, например, между двумя мужчинами, могут быть значительно сильнее, чем между конкретными женщиной и мужчиной. Поэтому пора прекратить распределять обязанности по форме половых органов и начинать требовать от каждого по способностям.

2 сентября 2019 года был принят Закон Республики Узбекистан о гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин (№ ЗРУ-562). Этот закон состоит из 7 глав 32 статей. В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

временные специальные меры по обеспечению реализации гендерной политики — меры правового, организационного и институционального характера, принимаемые государственными органами для устранения неравенства полов, достижения конкретных целей по обеспечению фактического или основополагающего равенства женщин и мужчин;

гендер — социальный аспект отношений между женщинами и мужчинами, который проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества, включая политику, экономику, право, идеологию и культуру, образование и науку;

гендерная статистика — часть государственной статистики, включающая дезагрегированные по признаку пола данные о положении женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности общества, отражающая соответствующее положение лиц разного пола во всех сферах социально-политической жизни, освещающая гендерные проблемы и отношения в обществе;

гендерно-правовая экспертиза — анализ нормативно-правовых актов и их проектов на предмет соответствия принципам обеспечения гарантий равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

прямая дискриминация по признаку пола — любое различие, исключение или ограничение, которые направлены на непризнание за женщинами и мужчинами их прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе дискриминация по причине семейного положения, беременности, семейных обязанностей, а также сексуальное домогательство, разная оплата за равный труд и квалификацию;

Косвенная дискриминация по признаку пола — создание ситуации, положения или критериев, ставящих лиц одного пола в менее благоприятное положение по сравнению с лицами другого пола, в том числе пропаганда гендерного неравенства через средства массовой информации, образование, культуру, установление условий или требований, которые могут повлечь негативные последствия для лиц определенного пола[1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Узбекистане люди учитывают и традиции, и устоявшиеся стереотипы, которые транслировались из поколения в поколение. На протяжении почти всего XX века женщины были хранительницами домашнего очага и в основном занимались воспитанием детей и семейными хлопотами. В новом веке представительницы прекрасного пола все активнее стали участвовать в общественно-политической жизни страны. Особенно эта тенденция усилилась с приходом современных технологий.

Еще одна важная веха в жизни женщин Узбекистана - повышение их статуса в политической жизни. При новом президенте страны они стали занимать важные посты в парламенте и правительстве, а также в местных органах власти. Более того, на законодательном уровне прописаны особые меры защиты прав женщин от дискриминации и бытового насилия.

И нужно менять представление общества о том, как всё должно быть. Это необходимо менять во всех слоях, например, отношение к дочери в семье - она не должна быть бесплатной рабочей силой, "отрезанным ломтем", которая выйдет замуж и больше не будет причастной к семье. Все это нужно обсуждать, объяснять, начиная с детских садов заканчивая рабочими местами. Важно формировать новое общественное мнение с четкой позицией. Стандартная модель «мужчины» представляется как «глава семьи, основной добытчик», женщины — «идеальная мать, хранительница очага». Как правило, гендерные

модели всегда полярны и противопоставлены друг другу: «мужчина» силен и суров, «женщина» ласкова и покладиста. Выработанные типы поддерживаются членами социума и его институтами: школой, СМИ, в некоторых обществах — системой права. Несоответствие принятым нормам может порицаться членами общества. Например, осуждение вызовет семья, где женщина занимается карьерой и обеспечивает финансовое благополучие, а мужчина ведет домашнее хозяйство. Постоянные упреки в ненадлежащем исполнении гендерных ролей могут вызвать у объекта психические и психологические проблемы и расстройства.

Пропаганда гендерного равенства не имеет смысла, если подготовка к семейной жизни традиционно начинается со слов "мужчина - глава семьи". Ведь таким образом женщина автоматически подпадает в подчинение. Нужно выработать и показать иную модель отношений партнерства и равноправия, где никто не является главным по признаку пола.

Чтобы обеспечить гендерное равенство мужчин и женщин, необходимо активно выполнять следующие задачи:

■ Бороться со всеми формами насилия касательно женской половины населения, в том числе торговлей людьми и сексуальной эксплуатацией.

■ Ликвидировать дискриминацию девочек и женщин во всех сферах жизни.

■ Отменить принудительные и ранние браки.

■ Дать возможность женщинам реально участвовать в принятии политических, общественных и экономических решений.

■ Поощрять неоплачиваемый труд (здесь имеем в виду ведение домашнего хозяйства) посредством социальной защиты.

REFERENCES

1. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» 2 сентября 2019 г. № ЗРУ-562

2.Костикова И. В. и др. Введение в гендерные исследования. — 2-е изд.М.: Аспект Пресс, 2005. — С. 8—10. — 255 с. — (Серия «Классический университетский учебник»).

3. Воронина О.А. Тендерное равенство в современном мире. Роль национальных механизмов. М. : МАКС Пресс, 2008. 772 с.

4. Тожибоева Г.Р. Повышение квалификации будущих учителей начальных классов. Путь науки, международный научный журнал, №1 (71), 2020, 80-83 стр

5. Тожибоева Г.Р. Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов. Наука и мир, международный научный журнал, №1 (77), 2020, том 2, 32 -34стр.

6. Тожибоева Г.Р. Социальные проблемы и перспективы интеграционного обучения. Журнал научных и прикладных исследований, научно-практический журнал, №1/2020.

7. Tojiboeva Gulmira Rifovna, Pulatova Dildora Turgunovna. Pedagogik kompetentlik: nazariya va amaliyot. Academic research in educational sciences, Issue 3, 2020, pp 209215.

8. Мардонов Шукурулло ^улдошевич, Хужамцулов Умид Негматович, Ботирова Шахло Исомиддиновна, Шерматова Умида Сафаевна. The end to educate young people with the spirit of patriotism in the context of globalization. Journal of Critical Reviews, Malaysia, 2020, Vol.7, Issue 12, pp 166-169.

9. Мардонов Шукурулло ^улдошевич, ^уттибекова Гулжан Тулепбаевна. The effectiveness of the innovative art-pedagogical system for the aesthetic educational of younger students. International journal of Psychosocial Rehabilitation, United Kingdom, 2020, Issue 07, pp. 8104-8111.

10. Мардонов Ш.К., Жаббарова О.М. Задачи уроков изобразительного исскуства в начальной школе. Academic research in educational sciences, Issue 3, 2020, pp 862870.

11. Mardonov Sh.K., Toshtemirova S., Ahmadjonov B., Koshanova N. Structure and Mechanisms of Action of The Educational Cluster. International journal of Psychosocial Rehabilitation, United Kingdom, 2020, Vol. 24, Issue 07, pp. 8104-8111.

12. Jabborova Onahon Mannapovna, Jumanova Fotima Uralovna, Mahkamova Shohida Rahmatullayevna. (2020). Formation of artistic perception of future teachers. International journal of pssycological and rehabilitation, 24(4), 4087-4095.

12. Jabborova Onahon Mannapovna. (2019). Psycholocial and pedagogical foundations of the formation of the artistic perception of students in secondary schools. European journal of research and reflection in educational sciences, 7(10), 9-14.

13. Jabborova Onahon Mannapovna, Ismoilova Dilafruz Muhiddinovna. (2020, may). Optimation of primary education. ACADEMICIA: An international multidisciplinary research journal, 10(5), 1229-1232.

14. Мусурмонов Рахматулла, Мусурманова Малуда. Уцитувчиларнинг касбий компетентлигини ривожлантиришда инновациялар. Academic research in educational sciences, Issue 3, 2020, pp 777-783.

15. Karimjonov Alijan, Jabborova Onakhon Mannapovna. Improvement of claster training system. Academicia An international multidisciplinary research journal, Kurukshetra (India), 2020, Issue 10, pp. 584-589.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.