Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В БУРЯТИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В БУРЯТИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / АКТУАЛИЗИРОВАННАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РУССКИЕ / БУРЯТЫ / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жалсанова Валентина Гурожаповна, Бильтрикова Аюна Владимировна

В работе анализируется влияние этнических, возрастных и территориальных характеристик на проявление актуализированной этнической идентичности в Республике Бурятия. Статья основана на результатах двух социологических исследований, проведенных в 2018-2019 гг., посвященных изучению состояния межнациональных отношений и межнационального согласия в регионе. Показано, что для населения Бурятии не характерен высокий уровень актуализации этничности - меньше половины опрошенных никогда не забывают о своей национальности. Большая степень актуализации этнической идентичности обнаружена среди бурят и представителей других национальностей, а также у возрастной группы 18-29 лет. Городское и сельское население демонстрирует равный уровень по данному критерию. Авторы приходят к выводу, что в целом разница в проявлении актуализации этничности в этнических, территориальных и возрастных группах слабо выражена; этническая идентичность населения Бурятии не входит в противоречие с другими видами идентичностей; выросло новое поколение, для которого высока субъективная значимость этнической идентичности, однако она носит позитивный характер. Социальные, культурные, экономические и политические условия в регионе способствуют сохранению межнационального согласия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жалсанова Валентина Гурожаповна, Бильтрикова Аюна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF ETHNIC IDENTITY IN BURYATIA IN MODERN PERIOD (BASED ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCHES)

The paper analyzes the influence of ethnic, age and territorial characteristics on the manifestation of actualized ethnic identity in the Republic of Buryatia. The article is based on the results of two sociological studies conducted in 2018-2019, devoted to the study of the state of interethnic relations and interethnic harmony in the region. It is shown that the population of Buryatia is not characterized by a high level of actualization of ethnicity - less than half of the respondents never forget about their nationality. A large degree of actualization of ethnic identity was found among Buryats and representatives of other nationalities, as well as in the age group of 18-29 years. Urban and rural populations demonstrate an equal level according to this criterion. The authors conclude that, in general, the difference in the manifestation of the actualization of ethnicity in ethnic, territorial and age groups is poorly expressed; the ethnic identity of the population of Buryatia does not conflict with other types of identities; a new generation has grown up, for whom the subjective significance of ethnic identity is high, and it has a positive character. Social, cultural, economic and political conditions in the region contribute to the preservation of interethnic harmony.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В БУРЯТИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)»

Теория и практика общественного развития. 2021. № 11. С. 31-36. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 11. P. 31-36.

Научная статья УДК 316.4:39(571.54) https://doi.org/10.24158/tipor.2021.11.4

Актуализация этнической идентичности в Бурятии в современный период (по материалам социологических исследований)

Валентина Гурожаповна Жалсанова1, Аюна Владимировна Бильтрикова2

12Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Улан-Удэ, Россия 1valyazhal@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-0827-6311 2biltr@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2017-7455

Аннотация. В работе анализируется влияние этнических, возрастных и территориальных характеристик на проявление актуализированной этнической идентичности в Республике Бурятия. Статья основана на результатах двух социологических исследований, проведенных в 2018-2019 гг., посвященных изучению состояния межнациональных отношений и межнационального согласия в регионе. Показано, что для населения Бурятии не характерен высокий уровень актуализации этничности - меньше половины опрошенных никогда не забывают о своей национальности. Большая степень актуализации этнической идентичности обнаружена среди бурят и представителей других национальностей, а также у возрастной группы 18-29 лет. Городское и сельское население демонстрирует равный уровень по данному критерию. Авторы приходят к выводу, что в целом разница в проявлении актуализации этничности в этнических, территориальных и возрастных группах слабо выражена; этническая идентичность населения Бурятии не входит в противоречие с другими видами идентичностей; выросло новое поколение, для которого высока субъективная значимость этнической идентичности, однако она носит позитивный характер. Социальные, культурные, экономические и политические условия в регионе способствуют сохранению межнационального согласия.

Ключевые слова: этничность, этническая идентичность, актуализированная этническая идентичность, межнациональное согласие, межнациональные отношения, русские, буряты, Республика Бурятия

Для цитирования: Жалсанова В.Г., Бильтрикова А.В. Актуализация этнической идентичности в Бурятии в современный период (по материалам социологических исследований) // Теория и практика общественного развития. 2021. № 11. С. 31-36. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.11.4.

Финансирование: работа выполнена в рамках государственного задания «Россия и Внутренняя Азия: динамика геополитического, социально-экономического и межкультурного взаимодействия (XVII-XXI вв.)», № 121031000243-5.

Original article

Actualization of ethnic identity in Buryatia in modern period (based on the materials of sociological researches)

Valentina G. Zhalsanova1, Ayuna V. Biltrikova2

Institute of Mongolian Studies, Buddhology and Tibetology of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, Russia 1valyazhal@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-0827-6311 2biltr@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2017-7455

Abstract. The paper analyzes the influence of ethnic, age and territorial characteristics on the manifestation of actualized ethnic identity in the Republic of Buryatia. The article is based on the results of two sociological studies conducted in 2018-2019, devoted to the study of the state of interethnic relations and interethnic harmony in the region. It is shown that the population of Buryatia is not characterized by a high level of actualization of ethnicity - less than half of the respondents never forget about their nationality. A large degree of actualization of ethnic identity was found among Buryats and representatives of other nationalities, as well as in the age group of 18-29 years. Urban and rural populations demonstrate an equal level according to this criterion. The authors conclude that, in general, the difference in the manifestation of the actualization of ethnicity in ethnic, territorial and age groups is poorly expressed; the ethnic identity of the population of Buryatia does not conflict with other types of identities; a new generation has grown up, for whom the subjective significance of ethnic identity is high, and it has a positive character. Social, cultural, economic and political conditions in the region contribute to the preservation of interethnic harmony.

Keywords: ethnicity, ethnic identity, actualized ethnic identity, interethnic harmony, interethnic relations, Russians, Buryats, Republic of Buryatia

© Жалсанова В.Г., Бильтрикова А.В., 2021

For citation: Zhalsanova V.G., Biltrikova A.V. (2021) Actualization of ethnic identity in Buryatia in modern period (based on the materials of sociological researches). Theory and Practice of Social Development. (11), 31-36. Available from: doi:10.24158/tipor.2021.11.4. (In Russian)

Funding: the work was carried out within the framework of the state task "Russia and Inner Asia: dynamics of geopolitical, socio-economic and intercultural interaction (XVII-XXI centuries)", No. 121031000243-5.

Постановка проблемы. Процессы социальной трансформации российского общества в постсоветский период вызвали сильнейший сдвиг в национальном самосознании народов. Одним из самых ярких проявлений данного сдвига стал так называемый этнический ренессанс, когда на фоне утраты советской идентичности актуализировались идеи национально-культурного возрождения вплоть до необходимости обретения политического и государственного суверенитета. Неудивительно, что этнический фактор оказался одним из наиболее значимых в идентификационной матрице. После исчезновения общности «советский народ» для россиян стали «очень важны макрообщности, отражающие духовную близость людей во всем ее многообразии, - люди тех же взглядов или религиозных убеждений, той же профессии и рода деятельности, той же национальности, т. е. такие макрообщности, которые в 90-е гг. выполняли отчасти и компенсаторную функцию, связанную с утратой возможности самоидентификации с исчезнувшей великой страной» (Российская идентичность, 2005: 79).

Французский социолог А. Турен полагал, что «идентичность - осознанное самоопределение социального субъекта» (Touraine, 1973). Этническая идентичность как одна из самых постоянных, или константных, в ряду других идентичностей, выступает важным фактором, обеспечивающим индивидам и социальным группам включение в социальные процессы, и действенным регулятором социального поведения. Особую значимость она приобретает в условиях социальных перемен, когда актуализируется мобилизационная функция, проявляющаяся в предопределении социальных ожиданий и политических требований (Ачкасова, 2016). Вслед за Л.М. Дробижевой отметим, что события конца 1980-х и начала 1990-х гг. «на советском и впоследствии постсоветском пространстве существенно изменили концептуальные подходы к пониманию этничности и ракурс интереса. Этническое самосознание стало чаще называться идентичностью, как на Западе, хотя социальные психологи видят некоторое различие между этими понятиями (С.В. Рыжова, Г.У. Солдатова), акцентируя в идентичности культурно-психологические составляющие, а в самосознании - и социально-политическую» (Дробижева, 2006: 11). В нашем исследовании мы исходим из того, что этническая и государственно-гражданская идентичности не являются противоречащими друг другу, это подтверждается многолетними исследованиями (Дробижева, 2013).

В представленной статье мы определяли, как влияют этнические, возрастные и территориальные характеристики на проявление актуализированной этнической идентичности в Республике Бурятия. Согласно мнению С.В. Рыжовой, актуализация такой идентичности показывает меру значимости этнического фактора и ее измерение возможно по оценке уровня общности и близости с людьми своей национальности (Рыжова, 2020).

Эмпирическая база. В статье использованы результаты двух социологических исследований, проведенных нами в 2018-2019 гг. в составе социологической группы Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ИМБТ СО РАН). Первое исследование, посвященное изучению состояния межнациональных отношений в Республике Бурятия, реализовано при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив администрации главы Республики Бурятия и правительства Республики Бурятии. Опрос осуществлялся на основе многоступенчатой выборки, на последней ступени, рассчитанной с применением четырех квот по взаимосвязанным параметрам - полу, возрасту, образованию, национальности. Всего в анкетировании приняли участие 710 респондентов, представляющих разные сферы занятости, а также пенсионеры, студенты и домохозяйки. Второе исследование - «Межнациональное согласие в Республике Бурятия в изменяющихся социально-политических условиях» - проходило при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Министерства образования и науки Республики Бурятия. Всего опрошено 900 человек. Применена стратифицированная многоступенчатая выборка с использованием квотных значений по взаимосвязанным параметрам на последней ступени отбора респондентов - полу, возрасту, национальности. Объем выборки и параметры отбора в обоих исследованиях определялись на базе итогов Всероссийской переписи населения 2010 г.

Актуализированная этническая идентичность и ее проявления в Бурятии. Республика Бурятия относится к национальным субъектам Российской Федерации, и в конце XX -начале XXI в., как в целом по стране, в ней проходили процессы национально-культурного возрождения. Если во многих национальных образованиях России наблюдались проявления конфликтов между титульными этносами и русским населением, то в Бурятии они не получили развития. Возможно, это обусловлено тем, что в регионе создавались условия по возрождению всех

этносов, проживающих на его территории (Базаров, 2018). В итоге «этносоциальные и этнополи-тические процессы в Республике Бурятия, несмотря на актуализацию этничности в первые годы постсоветского развития, протекали в русле преобладания позитивных межнациональных отношений» (Жалсанова, 2020: 20).

Бурятия относится к полиэтничным регионам. Национальный состав республики, по данным переписи 2010 г., следующий, %: русские - 66,1, буряты - 30,0, украинцы - 0,6, другие национальности - 3,3. Также проживают представители коренных малочисленных народов - эвенки и сойоты, которые составляют 0,7 % от общей численности населения1.

В ходе исследования «Межнациональное согласие в Республике Бурятия в изменяющихся социально-политических условиях» респондентам был задан вопрос, выявляющий уровень актуализированной этнической идентичности. Была применена методика идеологемы С.В. Рыжовой (2010), когда опрошенный выбирал из трех суждений одно, с которым он согласен: «Я никогда не забываю о том, кто я по национальности» ; «Я помню о своей национальности в определенных ситуациях»; «Для меня не имеет значения моя национальность». Полученные результаты мы сгруппировали и образовавшиеся три группы респондентов условно разделили на тех, у кого более выраженный уровень этнической идентичности, невыраженный уровень, а также пограничную группу тех, кто вспоминает о своей этничности время от времени (таблица 1).

Таблица 1 - Уровни актуализации этнической идентичности, %

Группа с выраженным уровнем этничности Группа с невыраженным уровнем этничности Пограничная группа

42,6 35,4 16,2

Примечание. Не учтены 5,8 % затруднившихся с выбором ответа.

Данные уровни мы выделили по всему массиву респондентов. Можно сделать вывод, что в целом для населения Республики Бурятия характерна не самая высокая степень актуализации этнической идентичности, так как суждение «Я никогда не забываю о том, кто я по национальности» выбрало менее половины опрошенных (42,6 %). Велика группа с невыраженным уровнем этничности - чуть более трети участников исследования (35,4 %).

Среди бурят доля тех, кто никогда не забывает о своей национальности, т. е. относится к первой группе, составляет 57,5 % опрошенных, ко второй группе - 25,6 %, для них национальность не имеет значения. Среди русских 36,8 % находятся в первой группе, 39,4 % ответили, что для них не имеет значения их национальность. В третьей группе доля русских незначительно превышает долю бурят - 17,1 и 14,2 % соответственно. Среди представителей других национальностей в первой группе 51,2 %, во второй - 27,9 % (таблица 2).

Таблица 2 - Уровни актуализации этнической идентичности в зависимости

от этнической принадлежности респондентов, %

Ответ Буряты Русские Представители других национальностей

Я никогда не забываю о том, кто я по национальности 57,5 36,8 51,2

Для меня не имеет значения моя национальность 25,6 39,4 27,9

Я помню о своей национальности в определенных ситуациях 14,2 17,1 13,9

Затрудняюсь с ответом 2,7 6,1 7,0

Таким образом, для бурятского населения республики и представителей иных национальностей этническая идентичность более актуализирована, чем для русских. Такое распределение ответов неудивительно. Процессы национально-культурного возрождения и этнический ренессанс в последние годы Советского государства и в постсоветской России были более характерны для титульных народов в национальных регионах и в целом для нерусского населения.

В возрастных группах субъективная значимость этнической идентичности получила распределение, представленное в таблице 3. Ответы респондентов разных возрастов близки, за некоторым исключением в двух последних группах - 50-59 лет и 60 лет и старше. Респонденты старшего возраста демонстрируют меньшую актуализацию этнической идентичности по сравнению с таковой молодежи и среднего поколения. Возможно, это обусловлено тем, что они имеют опыт жизни в советский период, когда активно транслировались идеи интернационализма и дружбы народов. Также отметим, что в этих группах зафиксировано менее всего затруднившихся

1 Краткие сведения о Бурятии [Электронный ресурс] // Республика Бурятия : официальный портал. URL: https://egov-buryatia.ru/about_republic/short-about-rb (дата обращения: 18.10.2021).

с ответом. Наиболее высокий уровень этнической актуализации проявила молодежь в возрасте от 18 до 29 лет. Хотя следует признать, что превышение уровня актуализации по сравнению с данными по старшему поколению все же не самое значительное.

Таблица 3 - Уровни актуализации этнической идентичности в зависимости

от возраста респондентов, %

Ответ Возраст, лет

18-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше

Я никогда не забываю о том, кто я по национальности 46,8 41,9 44,7 38,0 39,7

Для меня не имеет значения моя национальность 31,3 32,3 29,6 41,6 44,8

Я помню о своей национальности в определенных ситуациях 15,5 18,6 19,1 17,0 11,6

Затрудняюсь с ответом 6,4 7,2 6,6 3,4 3,9

Распространено мнение, что для сельских жителей, которые во многом являются хранителями или приверженцами традиционности, характерна большая значимость этнической идентичности. В Республике Бурятия, по результатам нашего исследования, данное мнение не получило абсолютного подтверждения (таблица 4).

Таблица 4 - Уровни актуализации этнической идентичности

в зависимости от места жительства респондентов, %

Ответ Город Село

Я никогда не забываю о том, кто я по национальности 42,0 43,5

Для меня не имеет значения моя национальность 36,8 33,7

Я помню о своей национальности в определенных ситуациях 16,6 15,8

Затрудняюсь с ответом 4,6 7,0

Схожесть в уровнях актуализации этнической идентичности у городских и сельских жителей республики, возможно, обусловлена тем, что в постсоветский период в Бурятии значительно активизировалась сельско-городская миграция. Как отмечает А.С. Бреславский (2014: 9), массированная индустриализация привела к увеличению населения Улан-Удэ более чем в 18 раз. В результате возросла доля вчерашних сельчан среди городского населения, что повлияло на восприятие последним окружающей действительности в целом и актуализацию этнической идентичности в частности.

Согласно общероссийским исследованиям 1990-х - начала 2000-х гг. во многих субъектах, в частности в Татарстане и Республике Саха, отмечалось возрастание уровня этнической идентичности, связанное прежде всего с потерей советских идеологических ориентиров и, соответственно, ростом национального самосознания (Макарова, 2011). Общие наблюдения по Республике Бурятия позволяют отметить аналогичные тенденции того периода. Хотя массовых эмпирических замеров по Бурятии в то время не проводилось, но по общей атмосфере в регионе конца 1990-х и начала 2000-х гг. возможно предположить, что повышение степени национального самосознания имело место.

Современная ситуация, отражающая актуализированную этническую идентичность среди населения Республики Бурятия, показывает, что выросло новое поколение, для которого высока субъективная значимость такой идентичности. Как показано в таблице 3, 46,8 % респондентов оказались в группе с выраженной этничностью. Причем повышение уровня, на наш взгляд, связано прежде всего с беспокойством со стороны бурятской молодежи по поводу незнания родного языка, угрозы его утраты. В ходе исследования у молодых людей наблюдалась большая открытость к общению, установлению не только рабочих связей, но и семейных с представителями других народов, т. е. положительные установки. Поэтому актуализированная этническая идентичность у молодежи носит позитивный характер.

В целом, по нашему мнению, у всего населения Бурятии этническая идентичность не входит в противоречие с другими видами идентичности. Так, в рамках первого исследования, посвященного изучению межнациональных отношений в Республике Бурятия, респондентов просили ответить на вопрос «Кем Вы себя чувствуете в большей мере?» (таблица 5). Немногим более трети опрошенных (36,6 %) ощущают себя гражданином в равной мере и Бурятии, и России. Тех, кто чувствует себя только гражданином Бурятии (6,1 %), значительно, почти в 3 раза, меньше тех, кто считает себя только гражданином России (19,4 %). Доля тех, кто ощущает себя и тем и другим, но больше гражданином Бурятии, меньше тех, кто воспринимает себя больше гражданином России, на 8,6 %. Если суммировать значения с категоричными и менее категоричными утверждениями (только гражданином Бурятии/России и тем и другим, но больше гражданином Бурятии/России), то доля чувствующих себя гражданами России почти в 2 раза больше по сравнению с долей чувствующих себя гражданами Бурятии: 42,1 и 20,2 % соответственно.

Таблица 5 - Распределение ответов на вопрос:

«Кем Вы себя чувствуете в большей мере?», %

Ответ Доля

Только гражданином Бурятии 6,1

Только гражданином России 19,4

Тем и другим, но больше гражданином Бурятии 14,1

Тем и другим, но больше гражданином России 22,7

И тем и другим в равной мере 36,6

Ни тем ни другим 1,0

Несомненно, влияние оказала диспропорция этнического состава населения республики -по численности русские составляют подавляющее большинство, а буряты - треть. Кроме того, усиление позиций федерального центра способствовало укреплению общероссийской идентичности. Отказ от радикальной риторики содействовал развитию интеграционных процессов в российском обществе и позитивной актуализации этничности. Отсутствие межэтнических конфликтов и открытой напряженности также отмечено респондентами, что свидетельствует о позитивном фоне этнической идентификации. В частности, при определении межнациональных отношений 57,4 % опрошенных выбирали значения с положительной коннотацией - «доброжелательные», «спокойные». Только 5,2 % выделили варианты ответов с отрицательной оценкой -«напряженные» и «на грани открытых столкновений». 30,8 % указали, что межнациональные отношения в Бурятии «внешне спокойные, но внутренне напряженные». На наш взгляд, выбор ответа о наличии скрытой напряженности, возможно, обусловлен ухудшением социально-экономического положения населения, которое оказывает негативное влияние не только на социальное самочувствие людей, но и то, как они характеризуют разные сферы жизни, в том числе межнациональные отношения (Жалсанова, 2020: 22). Данный вывод подтверждается и ответами: 45,8 % участников исследования сообщили, что одной из угроз, способной испортить отношения между народами, может стать именно снижение уровня жизни.

Заключение. В ряду множества идентичностей постсоветского периода огромную значимость приобрела этническая идентичность, характеристики которой часто перемежались с понятиями «политизация» и «мобилизация»: «Легитимация суверенитета национальных субъектов подразумевала отход от фиктивного, в сущности, федерального устройства СССР и обретение реальной политической самостоятельности государства в составе России» (Амоголонова и др., 2005: 8). Как итог - возникала угроза реализации центробежных процессов, что накладывало дезинтеграционный отпечаток на этническую идентификацию.

Феномен этнической идентичности является той самой константой, которая в сознании многих людей выступает фактором, конструирующим повседневность, придающим ей особенные краски. В условиях стабильного развития общества он развивается в границах толерантности и интеграционных процессов. Социальные кризисы и глубокие тектонические трансформации в обществе вполне могут вызвать деформацию в этнической идентичности, актуализируя негативные оценки и маргинализируя позиции этносов в общественной системе. В современном российском обществе в конце 2010-х - начале 2020-х гг. этнонациональные идеологии и этнический национализм утратили тот потенциал, который имели на рубеже XX и XXI в. Тем не менее важно понимать, что в условиях полиэтничности грамотная национальная политика, направленная на поддержание этнокультурного разнообразия, способна оказывать позитивное воздействие на сферу межэтнического взаимодействия. Мы согласны с мнением С.В. Рыжовой о том, «что актуализация этнической идентичности не всегда означает ее интолерантность, что субъективно значимая (актуализированная) этническая идентичность может порождать как интолерантные, так и толерантные установки межэтнического взаимодействия» (2011: 10).

В Республике Бурятия этнополитическая повестка не получила чрезмерного конфликтного развития и, как итог, актуализация этнической идентичности не продемонстрировала избыточной дифференциации в разных группах, что свидетельствует об однородности населения, а точнее -о его социально-экономических характеристиках, отсутствии большой дистанции. По результатам социологического исследования можно резюмировать, что наблюдается некоторое различие в этногруппах. Слабо выражена разница в уровнях актуализации этничности в территориальных и разных возрастных группах. Социальные, культурные, экономические и политические условия в регионе способствуют сохранению межнационального согласия.

Список источников:

Амоголонова Д.Д., Елаева И.Э., Скрынникова Т.Д. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (постсоветский период). Иркутск, 2005. 246 а

Ачкасова В.А. Политическая мобилизация в этнических конфликтах // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2016. № 5. С. 37-48.

Базаров Б.В. Бурятия в XX-XXI вв.: от национальной автономии к современной республике // Республике Бурятия -95 лет : сб. науч. ст. / науч. ред. Б.В. Базаров. Улан-Удэ, 2018. С. 3-6.

Бреславский А.С. Незапланированные пригороды: сельско-городская миграция и рост Улан-Удэ в постсоветский период. Улан-Удэ, 2014. 192 с.

Дробижева Л.М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. М., 2013. 332 с.

Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / отв. ред. В.С. Магун. М., 2006. С. 10-29.

Жалсанова В.Г. Межнациональные отношения в Республике Бурятия в современный период (по материалам социологического исследования) // Теория и практика общественного развития. 2020. № 3 (145). С. 18-22. https://doi.Org/10.24158/tipor.2020.3.2.

Макарова Г.И. Динамика российской региональной и этнических идентичностей в Татарстане // Социологические исследования. 2011. № 5 (325). С. 71-77.

Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. М., 2005. 396 с.

Рыжова С.В. Этническая идентичность в общественном измерении // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 3 (31). С. 165-181. https://doi.Org/10.19181/snsp.2020.8.3.7497.

Рыжова С.В. Этническая идентичность в контексте толерантности. М., 2011. 280 с.

Touraine A. Production de la societe // L'Homme et la société. 1973. No. 33-34. P. 601-605.

References:

Achkasova, V.A. (2016) Political mobilization in ethnic conflicts. Moscow University Bulletin. Series 12. Political Science. (5), 37-48. (In Russian)

Amogolonova, D.D., Elaeva, I.E. & Skrynnikova, T.D. (2005) Buryat ethnicity in the context of sociocultural modernization (post-Sovietperiod). Irkutsk, Radian. (In Russian)

Bazarov, B.V. (2018) Buryatia in XX-XXI centuries: from national autonomy to a modern republic. In: Bazarov, B.V. (ed.) Republic of Buryatia - 95 years. Ulan-Ude, Buryat Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 3-6. (In Russian)

Breslavskij, A.S. (2014) Unplanned Suburbs: Rural-Urban Migration and the Growth of Ulan-Ude in the Post-Soviet Period. Ulan-Ude, Buryat Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. (In Russian)

Drobizheva, L.M. (2013) Ethnicity in the socio-political space of the Russian Federation. Experience 20 years. Moscow, Novyj Hronograf. (In Russian)

Drobizheva, L.M. (2006) State and Ethnic Identity: Choice and Mobility. Grazhdanskie, etnicheskie i religioznye identichnosti v sovremennoj Rossii. In: Magun V.S. (ed.) Civil, ethnic and religious identities in modern Russia. Moscow, Institut sotsiologii RAN. (In Russian)

Gorshkov, M.K. & Tikhonova, N.E. (eds.) (2005) Russian identity in the context of transformation: the experience of sociological analysis. Moscow, Nauka. (In Russian)

Makarova, G.I. (2011) Dynamics of Russian regional and ethnic identities in Tatarstan. Sociological Research. (5), 71-77. (In Russian)

Ryzhova, S.V. (2020) Ethnic identity in the social dimension. The journal Sociological Science and Social Practice. 8 (3), 165-181. Available from: doi:10.19181/snsp.2020.8.3.7497. (In Russian)

Ryzhova, S.V. (2011) Ethnic identity in the context of tolerance. Moscow, Alfa-M. (In Russian)

Touraine, A. (1973) Production de la societe. L'Homme et la société. (33-34), 601-605. (In France)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhalsanova, V.G. (2020) Interethnic relations in the Republic of Buryatia in the modern period (based on the materials of a sociological study). Theory and Practice of Social Development. (3), 18-22. Available from: doi:10.24158/tipor.2020.3.2. (In Russian)

Информация об авторах В.Г. Жалсанова - кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Улан-Удэ, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=181409.

А.В. Бильтрикова - кандидат социологических наук, научный сотрудник, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Улан-Удэ, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=275061.

Information about the authors V.G. Zhalsanova - PhD in Social Sciences, Assistant Professor, Senior Researcher, Institute for Mongolian Studies, Buddhology and Tibetology of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=181409.

A.V. Biltrikova - PhD in Social Sciences, Researcher, Institute for Mongolian Studies, Buddhology and Tibetology of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=275061.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.09.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.10.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 02.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.