Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ АНТИЧНОГО КОНТЕКСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ АНТИЧНОГО КОНТЕКСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ / И. А. ГОНЧАРОВ / И. С. ТУРГЕНЕВ / METHODS OF TEACHING LITERATURE / ANCIENT CULTURE / ARTISTIC IMAGE / CONTEXTUAL STUDY OF A WORK OF ART / EDUCATIONAL ACTIVITIES / VISUALIZATION OF EDUCATIONAL INFORMATION / I.A. GONCHAROV / I.S. TURGENEV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бахор Тамара Андреевна, Смагина Вероника Юрьевна, Брагина Анастасия Олеговна

В статье представлены методические рекомендации по определению роли античного контекста в произведениях И.С. Тургенева и И.А. Гончарова. Рассматриваются методические приемы по выявлению основных мотивов и образов древнегреческой и древнеримской литературы, античных мифов и мифологем, способствующих плодотворной работе старшеклассников по интерпретации художественного текста, выявлению в нем личностного смысла, пониманию произведений русской литературы XIX в. в широком и многогранном контексте (мировая художественная культура, история, философия и др.). Учитывая особенности мировосприятия современных подростков (гипертекстовое мышление, способность к зрительно-пространственному постижению окружающего мира и др.), авторы статьи рекомендуют при изучении художественного текста совмещать на уроке различные виды учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF ANTIQUE CONTEXT IN THE STUDY OF RUSSIAN LITERATURE IN 10 CLASS

The article presents guidelines for determining the role of the ancient context in the works of I.S. Turgenev and I.A. Goncharov. Methodical methods are examined to identify the main motives and images of ancient Greek and Roman literature, ancient myths and mythologies that contribute to the fruitful work of senior students in interpreting a literary text, revealing a personal meaning in it, and understanding the works of Russian literature of the 19th century. in a wide and multifaceted context (world art culture, history, philosophy, etc.). Given the peculiarities of the worldview of modern adolescents (hypertext thinking, the ability to visually-spatial comprehension of the surrounding world, etc.), the authors of the article recommend combining various types of educational activities in the study of a literary text.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ АНТИЧНОГО КОНТЕКСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ»

2. Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии: Библиотека поэта. Большая серия. - Л., "Советский писатель", 1990.

3. Бахор Т.А. Обучение будущих учителей литературы методам анализа художественного произведения // Проблемы современного педагогического образования: сб. научн. тр. / Гл. ред. проф. А.В. Глузман. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 64. - Ч. 4. - С. 13-16.

4. Гуськова Ю.В. Имманентный и контекстуальный подходы к литературному произведению (к истории вопроса) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - №1-2. - С. 67-73.

5. Звездина А.А. Гипертекстуальность современного мышления // Вестник Иркутского национального исследовательского технического университета. - 2015. - №4 (99). - С. 286-390. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/gipertekstualnost-sovremennogo-myshleniya (дата обращения: 06.03.2020).

6. Сизганова Е.Ю. Реализация интегративного подхода в процессе организации исследовательской деятельности младшего школьника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - №3 (24). - С. 217-220. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/realizatsiya-integrativnogo-podhoda-v-protsesse-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-mladshego-shkolnika (дата обращения: 03.03.2020).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»: текст с изм. и доп. от 29 июня 2017 г. // Министерство образования и науки. [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/ документы/2365 (дата обращения 05.03.2020).

Педагогика

УДК 372.882

кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и языковой коммуникации Бахор Тамара Андреевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студент Смагина Вероника Юрьевна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студент Брагина Анастасия Олеговна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)

АКТУАЛИЗАЦИЯ АНТИЧНОГО КОНТЕКСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

Аннотация. В статье представлены методические рекомендации по определению роли античного контекста в произведениях И.С. Тургенева и И.А. Гончарова. Рассматриваются методические приемы по выявлению основных мотивов и образов древнегреческой и древнеримской литературы, античных мифов и мифологем, способствующих плодотворной работе старшеклассников по интерпретации художественного текста, выявлению в нем личностного смысла, пониманию произведений русской литературы XIX в. в широком и многогранном контексте (мировая художественная культура, история, философия и др.). Учитывая особенности мировосприятия современных подростков (гипертекстовое мышление, способность к зрительно-пространственному постижению окружающего мира и др.), авторы статьи рекомендуют при изучении художественного текста совмещать на уроке различные виды учебной деятельности.

Ключевые слова: методика преподавания литературы, античная культура, художественный образ, контекстуальное изучение художественного произведения, учебная деятельность, визуализация учебной информации, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев.

Annotation. The article presents guidelines for determining the role of the ancient context in the works of I.S. Turgenev and I.A. Goncharov. Methodical methods are examined to identify the main motives and images of ancient Greek and Roman literature, ancient myths and mythologies that contribute to the fruitful work of senior students in interpreting a literary text, revealing a personal meaning in it, and understanding the works of Russian literature of the 19th century. in a wide and multifaceted context (world art culture, history, philosophy, etc.). Given the peculiarities of the worldview of modern adolescents (hypertext thinking, the ability to visually-spatial comprehension of the surrounding world, etc.), the authors of the article recommend combining various types of educational activities in the study of a literary text.

Keywords: methods of teaching literature, ancient culture, artistic image, contextual study of a work of art, educational activities, visualization of educational information, I.A. Goncharov, I.S. Turgenev.

Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования среди предметных результатов по «Литературе» (базовый уровень) в старших классах сформулировано требование обеспечить не только общеобразовательную, но и общекультурную подготовку обучающихся, включающую в т.ч. «сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе ан ализа произведения» и др.» [9]. Это требование нацелено на систематическую работу учителя литературы по актуализации различных контекстов (исторического, культурного, историко-литературного, социального, политического и т.д.), не столько расширяющих кругозор обучающегося, способствующих личностному развитию школьника, осмыслению им единого в своей многогранности исторического процесса, сколько осознанию подростком того, что жизнь современного человека не может быть вне диалога культур - основы существования нашего поликультурного мира. Убедительна точка зрения многих исследователей и методистов о том, что обращение к контексту способствует корректному пониманию текста. Так, систематизируя и осмысляя труды сторонников имманентного и контекстуального подхода к анализу произведения, Ю.В. Гуськова отмечает: «... цель изучения контекста - обеспечение, как минимум, адекватного прочтения художественного произведения, как максимум - углубленного его понимания» [3, с. 69]. Как показывает наш опыт, обучение студентов

контекстуальному анализу занимает важное место в подготовке учителей литературы [1], т.к. нацелен на формирование у них готовности к достижению у школьников метапредметных результатов, «включающих освоенные обучающимися понятия и универсальные учебные действия» [9].

Античная культура, ставшая основой европейской цивилизации, определила основные направления ее развития. Без выявления античной рецепции в произведениях литературы не может быть полным понимание основной идеи художественного текста.

Определение роли мотивов и образов античной литературы, наиболее значимых мифологем античных мифов является важной частью интерпретационной деятельности школьников при изучении русской литературы. Разработка методических рекомендаций по выявлению античных мотивов и образов и определению их роли в произведениях русской литературы XIX в. (в романе И.А. Гончарова «Обломов» и в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева) является целью нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. Античность как неотъемлемая часть не только европейской, но и русской культуры, является определенной базой для тех, кто хочет понять глубину авторского замысла и основные направления развития литературы, культуры и искусства в целом.

Основанием для актуализации знаний обучающихся об античной литературе является ставшее хрестоматийным в науке представление о совокупности мифов и литературных произведений древнегреческих и древнеримских авторов как претексте, воплотившем мировоззрение античного человека и ставшем источником аллюзий и реминисценций в литературе и культуре нового времени. Справедливо следующее методологически значимое замечание исследователей: «... претекст отражает определенную концепцию оригинального автора, его миропонимание, <...> ставшее частью культурного сознания читателя» [7, с. 34]. Специалисты, изучающие рецепцию античности в отечественной литературе, называют в качестве основных обращения к античности следующее: «.со- или противопоставление художественных концепций цитируемого и нового произведения» [7, с. 34].

Образы, созданные И.А. Гончаровым в романе «Обломов» являются типичными, узнаваемыми. Герой одноименного произведения давно перестал существовать только на страницах книги, сейчас это некий обобщенный образ, и фамилия Обломов давно стала нарицательной. Но реминисценции, порождаемые этим образом, не позволяют воспринимать его поверхностно, односторонне, схематично.

Особую емкость образу философа - созерцателя Обломова придают легко определяемые аллюзии и реминисценции античной культуры (философии, мифологии, литературы и др.). Этим можно объяснить отчетливо воспринимаемую читателем многослойность и многогранность художественного мира романа Гончарова, в котором школьники легко обнаруживают хрестоматийно известные многочисленные мифологемы и отсылки к античным авторам. Так, общеизвестным является факт соотнесенности образа Обломова с эпикурейцами, а Андрея Штольца - со стоиками.

Так, при изучении романа «Обломов в школе» следует обратить внимание обучающихся на явные отсылки автора к античности, к которым относятся, например, имена известных деятелей этого времени.

Автор романа, например, упоминает при описании хозяйства вдовы Пшеницыной имя автора античных поэм «Илиады» и «Одиссеи»: «Надо перо другого Гомера, чтоб исчислить с полнотой и подробностью все, что скоплено было.» [2, с. 375-376]. Здесь уместно будет напомнить 10-классника хрестоматийно известное гомеровское описание щита Ахилла, выкованного Гефестом, или перечисление всех греческих кораблей, плывущих к Трое. Такое сопоставление позволяет читателю увидеть не только подробность описания, детали обстановки, и почувствовать важность и ценность того, что окружает обыкновенного человека, составляет важнейшую ценность его жизни. Агафья Матвеевна, подобно античному герою, управляется с домашним хозяйством (и в таком сравнении нельзя не увидеть определенной толики авторской иронии), но ее жизнь и жизнь ее семьи зависит не только от трудолюбия героини и ее самоотверженности, как и жизнь гомеровских героев зависела не только от их героизма и мужества. В таком понимании образа человека И.Гончаров оппозиционен тем писателям, кто, как, например, Н.Г. Чернышевский, пытается выявить все причинно-следственные связи, обусловившие поступки персонажей.

В таком контексте органичным является используемое в романе сравнение жителей Обломовки с древними греками: «Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и геркулесовыми столпами.» [2, с. 82]. Упоминаемые здесь Колхида, известная древним грекам как расположенная на краю мира страна, в которой начинает своей путь по нему Гелиос, и куда за находящимся здесь золотым руном прибыли аргонавты. Эти мифологические сведения, безусловно, известны 10-классникам. И это позволит учителю выявить важную для художественной концепции романа мысль автора: сравнением русской деревни с Колхидой Гончаров указывает на плодородие и богатство русской земли, погубленное в процессе разъединенности и отчуждения от родной земли тех, кто должен был хранить, беречь и возделывать эту землю.

Известен 10-классникам миф о Пигмалионе и Галатее. Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что сначала в роли мастера Пигмалиона, создавшего статую красивейшей девушки, выступает Штольц, сопровождающий в романе процесс взросления Ольги Ильинской, становления ее личности. А затем уже сама Ольга, подобно Пигмалиону, будет стремиться возродить к жизни Обломова: «она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил» [2, с. 163]. Выявляя роль античных аллюзий, учитель может подвести обучающихся выводу, отражающему наблюдения многих исследователей романа «Обломов». Так, размышляя о значении образа изготовленной Пигмалионом скульптуры, А.А. Семакина пишет: «. это образец оживотворенной красоты, в котором жизнь должна примириться с идеалом, дорасти до него. Однако писатель показывает, что ни один идеал не выдерживает столкновения с действительностью, хотя и не умаляет самого стремления к нему» [5, с. 18]. Античный контекст позволяет учителю подвести обучающихся к пониманию отсутствия вины Обломова в том, что он не оправдал ожиданий Ольги, не превратился в активного прагматичного деятеля середины XIX в.

Хрестоматийным стало определение картин жизни, изображенной в главе «Сон Обломова» как идиллии, напоминающей «золотой век» человечества, также неоднократно представленный в античной литературе. Необходимо подвести школьников к выводу о том, что мысль, воплощенная в описании жизни обломовцев (крестьян и помещиков), в равной степени характеризует существование древних греков: «Вечной ценностью и смыслом жизни провозглашаются действующий порядок вещей без возможности что-либо изменить» [6, с. 46]. Такое типологическое сопоставление жизни жителей феодальной Обломовки и античного поселения типологически тождественно, примеры этого обучающиеся могут без труда указать: таково

гармоничное единение человека и природы, отсутствие противопоставления чувственности и нравственности, долга и самопожертвования и др. Как видим, обращение к образам античной культуры позволяет обучающимся сделать вывод о том, что И.А. Гончаров видел в патриархальной жизни России источник внутренней гармонии человека, связанный с утверждением естественной потребности каждого человека в любви и счастье как основе общечеловеческих ценностей.

Для понимания авторской концепции романа «Обломов» необходимо обратить внимание обучающихся на противопоставление провинции, Характеризующейся патриархальным образом жизни, и Петербурга, воплощающего идею европейского пути развития России. Рассмотренная в контексте античной истории, эта антитеза позволит 10-классникам соотнести образ жизни в российской провинции с образом жизни древних греков, тогда как жизнь в Петербурге - с жизнью древнего Рима.

Таким образом, работа учителя , направленная на актуализация античного контекста, задействованного И.А. Гончаровым в романе «Обломов», интерпретацию многочисленных античных реминисценций и аллюзий, предполагающую погружение обучающихся в мир античной культуры, - перспективный путь постижения не только художественной литературы, но и всей художественной культуры нового времени.

Обращение к античной культуре, характеризующейся органично воплощенной в искусстве жизненной красотой, утверждающей пластический идеал и отражающей философское понимание древних эллинов, близко современным подросткам с характерными для их мировосприятия гипертекстовым мышлением, при котором «сознание ориентировано не на созерцательность и анализ, а на ускоренное получение информации» [4, с. 388 ], предпочтение зрительно-пространственного постижения окружающего мира, способность подростков к мультитаскингу, позволяющую им совмещать несколько видов деятельности одновременно. Отношение к художественному произведению как гипертексту основано, как считают исследователи, на том, что «новый текст, не теряя своих пространственных очертаний, обретает иное измерение, становится неисчерпаемым, ведь переключаться можно на текстовые нарративы совершенно разного рода» [4, с. 389].

Выявлению структуры художественного произведения, характеристике основных его мотивов и образов, выяснению роли задействованного автором контекста способствуют разнообразные формы визуализации учебной деятельности: составление схем, таблиц, подготовка презентаций, создание постеров и коллажей, буктрейлеров, подбор и просмотр кинофрагментов с сопровождающим или последующим комментированием и др.

Для закрепления навыков работы 10-классников с античным контекстом предлагаем обратиться к исследовательской деятельности и разработать несколько мини-проектов, в основу которых положить интерпретацию «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева [8], в которых воплощены мысли писателя о месте человека в жизни семьи и нации, скоротечности человеческой жизни и неизбежности старения и угасания человека, отраженные в мифах и в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».

«Стихотворения в прозе» были написаны И.С. Тургеневым в 1877-1882 г.г., во время предсмертной роковой болезни писателя, отсюда и объяснение начальных заглавий цикла, в качестве которых были использованы латинские слова: сначала «Posthuma» («Посмертное»), а в дальнейшем - более широко распространенное и известное нам сейчас <^епШа» («Старческое»). Как видим, эволюция этих заглавий уже указывает на изменение отношения автора к тому, что он писал: первое заглавие «Posthuma» («Посмертное») помогает читателю осознать, что писатель предполагал публикацию своих размышлений после смерти, второе заглавие «^епШа» («Старческое») указывает на то, что писатель готов говорить со своими современниками о затрагиваемых им проблемах жизни и смерти. Хотя и такое заглавие по-прежнему актуализирует мотивы старения, угасание остроты переживаний, радостей жизни, ухудшения здоровья, усиления одиночества, они рассматриваются писателем как неминуемо сопутствующие этому периоду человеческой жизни.

При создании «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенев прямо указывает на влияние античной культуры, что обучающиеся увидят в заглавиях отдельных текстов («Сфинкс», «Нимфы»). В качестве тем мини-проектов продуктивными могут быть компаративные исследования произведений И.С. Тургенева, входящих в указанный цикл, со стихотворениями античных авторов, Таковы, например, «Деревня» И.С. Тургенева и тематически тождественные послания Горация (№№ 10, 11, 13). Обучающиеся способны определить в тургеневском тексте черты деревенской идиллии, описанной в рекомендуемых учителем посланиях Горация. Роднит этих авторов и осознание ими значения в жизни человека творчества, дарующего им возможность преодолеть время, ограниченность человеческой жизни, прикоснуться к «я» другого человека.

Важную роль в «Стихотворениях в прозе» играют многочисленные мифологемы, отсылающие читателя к различным древнегреческим мифам. Темой еще одного мини-проекта может стать интерпретация стихотворения «Как хороши, как свежи были розы» [8, с. 557-558], основанного на антитезе молодости и старости, жизни и смерти. Тьма является ведущим мотивом-образом текста, она репрезентирована также образами темнота/мрак/сумрак, а угасание жизни соотносится писателем с угасанием огня: «Свеча меркнет и гаснет...» [8, с. 558]. Образ тьмы в мифах является компонентом хаоса и характеризуется неопределенностью форм и очертаний. Тождественность смерти и тьмы отражена в античной архаической космологии, согласно которой Солнце не заходит в Аид.

При осмыслении процесса смена зимы и лета, представленной в анализируемом тексте И.С. Тургенева, учитель может обратить внимание обучающихся на календарный миф о Деметре и Персефоне, что позволит углубить философского звучание произведения русского писателя.

Продуктом подобных мини-проектов могут быть выступления на школьной научно-практической конференции, публикации статей и др.

Выводы. Рассматривая роль античного контекста в произведениях русских писателей 2-ой половины XIX века, мы продемонстрировали возможности актуализации эксплицитно представленных в романе И.А. Гончарова «Обломов» и в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева античных мотивов, образов, мифологем, способствующие плодотворной работе старшеклассников по интерпретации художественного текста, выявлению в нем личностного смысла, пониманию произведений русской литературы XIX в. в широком и многогранном контексте, важнейшими составляющими которого являются мировая художественная культура, история, философия и др. Учитывая особенности мировосприятия современных подростков (гипертекстовое мышление, способность к зрительно-пространственному постижению окружающего мира, стремление к краткости и наглядности получаемой информации, способности к

мультитаскингу и др.), рекомендуем при изучении художественного текста совмещать на уроке различные виды учебной деятельности, особое внимание уделять визуализации изучаемого материала.

Литература:

1. Бахор Т.А. Обучение будущих учителей литературы методам анализа художественного произведения // Проблемы современного педагогического образования: сб. научн. тр. / Гл. ред. проф. А.В. Глузман. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 64. - Ч. 4. - С. 13-16.

2. Гончаров И.А. Обломов. - М.: Просвещение, 1989. - 446 с.

3. Гуськова Ю.В. Имманентный и контекстуальный подходы к литературному произведению (к истории вопроса) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - №1-2. - С. 67-73.

4. Звездина А.А. Гипертекстуальность современного мышления // Вестник Иркутского национального исследовательского технического университета. - 2015. - №4 (99). - С. 286-390. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/gipertekstualnost-sovremennogo-myshleniya (дата обращения: 06.03.2020).

5. Семакина А.А. Литературные архетипы как основа женских образов в романной трилогии И.А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»): автореф. дис. .канд. филол. наук. 10.01.01. - М., 2017. - 29 с.

6. Смирнов К.В. Вечная тема в романе И. А. Гончарова «Обломов» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №4-2 (58). - С. 44-47. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vechnaya-tema-v-romane-i-a-goncharova-oblomov (дата обращения: 06.03.2020).

7. Суханова С.Ю. Знаки Античности в паратекстуальных элементах русской поэзии второй половины XX в. // Вестн. Томского государственного университета. - 2011. - № 352. - С. 31-36.

8. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе // Тургенев И.С. Дым. Новь. Вешние воды. Стихотворения в прозе. - М.: Художественная литература, 1981. - С. 519-579.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»: текст с изм. и доп. от 29 июня 2017 г. // Министерство образования и науки. [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/ документы/2365 (дата обращения 05.03.2020).

Педагогика

УДК 378.147

доцент Бахтиярова Людмила Николаевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Балунова Светлана Альбертовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье анализируется исследование особенностей профессионального самоопределения и трудоустройства выпускников IT-специальностей (09.03.02 Информационные системы и технологии и 09.03.03 Прикладная информатика) очной и заочной форм обучения НГПУ им. К. Минина, результаты которого собраны в базе данных.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная компетентность IT-специалиста, компоненты профессиональной компетентности, индивидуальная образовательная траектория.

Annоtation. The article analyzes the study of the features of professional self-determination and employment of graduates of IT specialties (03/09/02 Information Systems and Technologies and 03/09/03 Applied Informatics) fulltime and part-time forms of training at NGPU named after K. Minin, whose results are collected in a database.

Keywords: professional self-determination, professional competence of an IT specialist, components of professional competence, individual educational path.

Введение. Цифровизация практически всех видов деятельности человека требует, с одной стороны, повышения качества обучения будущих IT-специалистов, с другой стороны, увеличения числа специалистов этих направлений подготовки. Современный рынок труда нуждается в IT- кадрах нового поколения, способных работать в условиях развивающегося информационного общества, быстро адаптирующегося к постоянно изменяющейся ситуации в области информационных технологий [1]. На рынке труда наблюдается дисбаланс: существует несоответствие между требованиями, предъявляемыми к соискателям рабочих мест со стороны работодателей и качеством подготовки выпускников; между требованиями соискателей рабочих мест и предлагаемыми им работодателями условиями работы, не учитываются специфика новых IT - профессий при подготовке студентов. Следовательно, необходимо повышение качества подготовки IT-специалистов вузах, внедрение современных подходов обучения, необходим анализ проблем профессионального самоопределения выпускников [2].

Цель статьи - исследовать особенности профессионального самоопределения и трудоустройства выпускников IT специальностей (09.03.02 Информационные системы и технологии и 09.03.03 Прикладная информатика) очной и заочной форм обучения НГПУ им. К. Минина (Мининский университет), рассматриваются пути индивидуализации обучения студентов в вузе.

Изложение основного материала статьи. Э.Ф. Зеер [5, с. 32] определяет понятие «профессиональное самоопределение» как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями к профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации. Соответственно, отечественные ученые рассматривают профессиональное самоопределение личности как сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Эффективность данного процесса, как правило, определяется степенью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.