Научная статья на тему 'Акционер в стиле ретро'

Акционер в стиле ретро Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
149
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вера Колерова

Когда владелец аукционного дома «Знакъ» Илья Горянов впервые услышал в свой адрес эпитет «скрипофил», то с непривычки даже немного обиделся. На тот момент он уже три года увлеченно коллекционировал вышедшие из обращения ценные бумаги — паи, акции, облигации, займы — но понятия не имел, что это называется «скрипофилией». Пришлось привыкать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акционер в стиле ретро»

и О

Акционер

в стиле

Вера Колерова

ретро

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ИЛЬЯ ГОРЯНОВ — АКЦИОНЕР МНОГИХ ЗАВОДОВ, ГАЗЕТ, ПАРОХОДОВ, КОТОРОМУ НЕ СТОИТ КОГДА-ЛИБО РАССЧИТЫВАТЬ НА ДИВИДЕНДЫ. СТОИМОСТЬ ЕГО АКЦИЙ НЕ ЗАВИСИТ ОТ БИРЖЕВЫХ ПРЕВРАТНОСТЕЙ, ПОСКОЛЬКУ ИХ ЭМИТЕНТЫ ДАВНО ПОЧИЛИ В БОЗЕ: ГОРЯНОВ КОЛЛЕКЦИОНИРУЕТ СТАРИННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ. А ЗАОДНО ■ ИСТОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ВЫПУСТИВШИХ.

Когда владелец аукционного дома «Знакъ» Илья Горянов впервые услышал в свой адрес эпитет «скрипофил», то с непривычки даже немного обиделся. На тот момент он уже три года увлеченно коллекционировал вышедшие из обращения ценные бумаги — паи, акции, облигации, займы — но понятия не имел, что это называется «скрипо-филией». Пришлось привыкать.

Антикварные акции, за которыми охотятся коллекционе-ры-скрипофилы, могут стоить десятки тысяч евро, особенно если это редкие экземпляры, дожившие до наших дней в количестве нескольких штук. Рекорд стоимости русской ценной бумаги на рынке предметов коллекционирования — 26 тыс. евро при продаже через аукцион (с комиссионным вознаграждением). Однако, по словам Горянова, за некоторые экземпляры из его коллекции, которую признают самой большой в России, предлагали и куда большие суммы — до 50 тыс. евро. Лет сто назад с такой коллекцией на руках его можно было бы записать в миллионщики, поскольку он держатель более 6 000 ценных бумаг, среди которых акции крупнейших предприятий России.

Одержимых скрипофилией в нашей стране немного, серьезных коллекционеров наберется едва ли пара десятков, а более или менее глубоко интересующихся этой темой — лишь сотня-другая. Контингент специфический: преимущественно предприниматели, биржевики, банкиры — в основном те, кому привычно иметь дело и с современными ценными бумагами. Илья Горянов на их фоне выглядит как

исключение, потому что к скрипофилии его подтолкнул не род деятельности, а интерес к истории (по образованию он востоковед, окончил Институт стран Азии и Африки). Для него ценные бумаги — историческая и художественная ценность, «вещная» иллюстрация к истории предпринимательства в России.

Началось все с тяги к антикварным вещам, случайно: в конце 1990-х годов Илья, подрабатывавший арт-дилером и директором по рекламе, увидел в антикварном магазине коллекцию старинных декорированных ценных бумаг, эффектно выглядящих и при этом не слишком дорогих. Горянов сделал «импульсивную» покупку, заплатив за 50 бумаг, среди которых были преимущественно акции нефтяных предприятий, тысячу долларов. Отчасти к покупке подтолкнуло то, что тема нефтянки на антикварном рынке была тогда очень популярна, и бумаги, связанные с нею, легко можно было бы продать — даже с небольшой выгодой. Однако коллекционер в его душе быстро расправился со спекулянтом: Горянов скрупулезно описал счастливое приобретение и оставил дома. «Коллекционер — это тот, кто, имея собрание однородных предметов, всячески стремится его увеличивать, — выдает он формулу самоидентификации. — Я с детства что-то собирал — марки, монеты... Лучшие коллекции получаются тогда, когда ты собираешь что-то просто из интереса, не преследуя какой-то окончательной цели». Он никогда не рассматривал коллекцию ценных бумаг исключительно как инвестицию: это только личное, почти никакого бизнеса. Впрочем, пустой тратой денег покупка акций для него все же не стала.

В скрипофилии несколько направлений специализации: бумаги государственных и муниципальных выпусков, железнодорожных компаний, финансовых учреждений и др. Самая обширная и разнообразная область — это бумаги промышленных компаний, коллекционированию которых Горянов и предался со всей страстью. Ведь иная акция — единственное материальное свидетельство существования уникального, а то и легендарного предприятия. Например, в конце XIX века в Рязанской губернии, где имелись запасы мелкого белого песка, подходящего для стекольного производства, был построен огромный стекольный завод Русско-Бельгийского общества, который наладил выпуск высококачественных зеркал, вполне способных соперничать с венецианскими. Сегодня на том месте руины, вокруг — территория Окского биосферного заповедника. Акция же — в коллекции Ильи Горянова. Как память о почтенной фирме статского советника Фёдора Беклемишева, построившего завод.

Предмет особой гордости коллекционера — акция московского Товарищества гостиницы «Эрмитаж» Оливье, одна из двух, сохранившихся в мире (вторая — в частной коллекции в Мюнхене). При гостинице работал культовый, как сказали бы сейчас, для старомосковской богатой публики ресторан «Эрмитаж», в которой всеми делами заправлял знаменитый шеф-повар Люсьен Оливье (салат его имени до сих пор по иронии судьбы является визитной карточкой русской кухни). Горянов приобрел акцию товарищества в 2007 году за 3 тыс. евро, а сегодня она оценивается уже в 10-15 тыс.

свое главное направление коллекционирования — скрипофилию — илья Горянов нащупал лет пятнадцать назад. и с тех пор стал владельцем крупнейшего в стране собрания ретробумаг

Разброс цен на старинные акции велик — от десятков до десятков тысяч евро; при этом уникальные и средние по степени редкости экземпляры способны дать коллекционеру со временем при перепродаже хорошую доходность, в отличие от массовых, которые могут даже дешеветь. Например, акцию «Мюр и Мерилиз» (дореволюционный торговый дом, построивший здание ЦУМа в Москве) Горянов приобрел за $30, а сейчас она оценивается в $200300. Но это не очень редкий экземпляр, потому что до наших дней сохранилось около двухсот таких бумаг. Горянов особенно интересуется акциями предприятий, которые создали старинные российские «бренды» («Фаберже», «Павел Буре», «Шустов и сыновья»), а также знаковых московских фабрик и заводов: Москва для него — любимая тема.

Российские скрипофилы приобретают ценные бумаги преимущественно на аукционах в Европе. Там находится большая часть бумаг, выпущенных в царской России. Основная причина в том, что после Октябрьской революции 1917 года хранение царских ценных бумаг было запрещено указом Совнаркома, а во время Гражданской войны владение ими даже каралось расстрелом. Поэтому первая, самая массовая волна «эмиграции» старорежимных бумаг за рубеж случилась сразу после революции. В 1990-е годы последовала и вторая: царские акции и облигации были у нас дешевыми, и их активно скупали европейские коллекционеры. «Интереснейшие экземпляры продавались тогда по 10-20 долларов, — сожалеет Горянов. — Таких денег иностранцам было не жалко, и множество редчайших бумаг утекло в Германию, Бельгию, Францию. Сейчас мы, коллекционеры, выкупаем бумаги у европейцев, возвращая таким образом национальное достояние в страну».

В Европе торги ценными бумагами — развитой бизнес. Крупные аукционные дома, специализирующиеся на скрипофилии, существуют в Бельгии, Германии и Великобритании, и они вполне успешны. В России же такие торги аукционные дома проводят очень редко, и можно говорить о том, что рынок скрипофилии по-настоящему только зарождается. Стоит отметить, что и сама скрипофи-лия — довольно молодой род коллекционирования. Первые коллекционеры серьезно заявили о себе лишь в конце 1970-х годов, а в России — в 1990-е, рассказывает Горянов. «Пока нашим людям почему-то гораздо ближе собирание монет», — говорит он.

Между тем у скрипофилии есть преимущества перед другими областями коллекционирования. Ведь молодость рынка можно расценить как обещание быстрого роста. Многие сегменты антикварного рынка сегодня находятся в застое, в то время как старинные ценные бумаги растут. Живопись, награды, старинное оружие были сильно переоценены до кризиса 2008 года, и сейчас цены «откатываются» вниз. (Некоторые предметы могли с тех пор подешеветь чуть ли не в три раза!) А объекты коллекционирования для скрипофилов за последние пять лет подорожали в среднем на 25-30%. Параллельно растет и интерес к самой скрипофилии. По словам Горянова, многие после начала кризиса стали больше интересоваться финансовой и биржевой историей — и увеличился спрос на бумаги, которые вышли из обращения и стали своеобразным «памятником» различных событий, связанных с экономической жизнью. Например, акция американского инвестбан-ка Lehman Brothers, банкротство которого в 2008-м, по мнению многих, ознаменовало собой переход мирового финансового кризиса в острую фазу, на одном из недавних аукционов была продана за 24 тыс. евро, притом что стартовая цена лота заявлялась на уровне 5 тыс., а номинал бумаги и вовсе составлял 50 центов.

Цены на молодом рынке скрипофилии остаются более доступными для коллекционеров, чем в антиквариате, нумизматике или живописи. «Русская монета, существующая в одном экземпляре, может стоить миллион долларов, а уникальная ценная

бумага — максимум 10 тысяч, — приводит пример Горянов. — Скрипофилия пока — одно из самых недорогих хобби». Он считает, что качественную коллекцию можно составить, тратя на покупку бумаг $300-500 тыс. в год, и это сопоставимо со стоимостью прихотей любителей дорогого вина и табака. Если в коллекции есть уникальные экземпляры, то она будет дорожать на 5-10% в год. Ценность акций зависит от редкости, тиража, тематики, обстоятельств выпуска, наличия на бумагах подписей известных людей, декоративного оформления (в создании рисунков на ценных бумагах иногда принимали участие знаменитые художники, и они являются произведениями искусства, выдающимися по красоте).

Другой плюс скрипофилии в том, что, в отличие от рынков живописи и антиквариата, в ценных бумагах не так велика вероятность столкнуться с подделками. Затраты на изготовление, учитывая необходимость нанесения водяных знаков, вряд ли окупятся, утверждает Горянов, так что мошенникам эта сфера пока не интересна.

Коллекционирование ценных бумаг — это инвестиция с дальним горизонтом. Серьезные дивиденды здесь можно будет получить только через 8-10 лет. Существует немало коллекционеров, которые рассчитывают на прибыль уже через полгода; скрипо-филия вряд ли может стать областью применения для их талантов и энергии.

Про собственную коллекцию Горянов знает наверняка: сейчас время собирать, а не продавать.

Щр^ ПАЙВЪ ТЫСЯЧУ РУБЛЕЙ Щ

торгово-промышленное товарищество

..МЮГЪ H ЗП5РИДИЗЪ'\

ЛЫги'иЛ»'* рт-г"-«1 ■■«V

у™. ■

ОГЯОРИОО К1П11Г1-1

. V.^, J—J l^pfif Чр™

тыс ячу

T-iTt.inni.mw им®

„ИМИ! «t fe—•fr*""**"'*

л,*.»« "

TRUMNC. COMPANY

жггв к жиым»м. ы»"*4;

_ , к."»"««*'" ,.„,,>11 -I Я,."«"-»'" «...........

esKTlHCMK И» „•,<-»„

гши S\M> копик н..лик

■ г- ■

r.ffi.;

ЯП ■ ЯЦ ¿¿ôSi-'

w . ONE THOUSAND ROUBLE SHARE i / $

^ - 1 - " Г.:-' Ц tVT»VV ~ |f ~

История в бумагах

«Мюр и Мерилиз»

Торговый бизнес, основанный в России двумя шотландцами — Арчибалдом Мерилизом (1797-1877) и Эндрю Мюром (1817-1899) — начался с галантерейной лавки в 1843 году и достиг вершин в 1992-м, с открытием в Москве, на Петровке, крупного магазина, построенного по образу и подобию первого в мире «универсама» — парижского Le Bon Marche. В 1900 году здание «Мюр и Мерилиз» выгорело дотла из-за пожара, но к 1908-му было отстроено роскошнее прежнего (сейчас это Московский ЦУМ), поразив покупателей первыми в древней столице электрическими лифтами. Под эту стройку и пришлось делать дополнительную эмиссию. Кстати, в историю российского предпринимательства торговый дом «Мюр и Мерилиз» вошел также как зачинатель торговли по каталогам.

Расстаться с ней он готов, только если поступит «предложение, от которого невозможно отказаться». Но найти покупателя будет в любом случае очень непросто, учитывая ограниченное число людей, всерьез интересующихся скрипофилией. Оценивать свою коллекцию публично скрипофил не соглашается. Он уверяет, что не тщеславен и не стремится открыть частный музей, как это делают многие обладатели признанных публикой и экспертами коллекций. Свою коллекцию он демонстрирует только по случаю — например, если из-за рубежа или из другого города приезжает коллега-скрипофил, потому что широкая публика будет попросту не в состоянии оценить его собрание. Но Горянов нашел другой, более подходящий способ служения скрипофилии и ее популяризации. Он работает над выпуском десятитомника с описанием

всех известных на данный момент ценных бумаг царской России, который планирует издать за свой счет. Но и это будет не окончательный список дореволюционных ценных бумаг, уверен коллекционер: где-нибудь в Саратове на чердаке старого дома могут обнаружиться доселе неизвестные бумаги, спрятанные кем-то от греха подальше. Такие случаи не редкость. «Скрипофилия — неисчерпаемая область коллекционирования, — увлеченно говорит Илья. — Ценных бумаг — тысячи, и никто не знает, сколько именно. Вот монеты, например, давно известны: понятно, сколько их можно собрать. А бумаги постоянно появляются новые, и каждый год ты удивляешься». Старинные ценные бумаги вряд ли сделают Горянова миллионером, но уж точно не разорят, да еще и дадут шанс остаться в истории ■■■ в ряду известных собирателей культурных ценностей. ■■

Гостиница «Эрмитаж»

Французский шеф-повар Люсьен Оливье (1838-1883) оставил по себе память в России не только как автор рецепта салата, который до сих пор называется его именем, но и как создатель одного из самых известных в царской России гостинично-ресторанных брендов — «Эрмитаж». Основанное им заведение на Неглинной улице в Москве пережило его и неизменно пользовалось популярностью вплоть до закрытия в 1917-м (несколько позже на его месте открыли Дом крестьянина).

«Брокар и К»

Основатель Товарищества «Брокар и К» француз Генрих Брокар (1836-1900) в свое время выступил зачинателем парфюмерного производства в России. Потомственный парфюмер, он после переезда в Москву в 1861 году изобрел новый способ изготовления концентрированных духов и придумал немало новых ароматов. Но больше всего он прославился нестандартными, как сказали бы сейчас, маркетинговыми акциями. Так, в 1896 году павильон его фирмы на Нижегородской ярмарке собрал толпы посетителей, поскольку в нем бил фонтан цветочного одеколона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.