Научная статья на тему 'Акциональные глаголы объектно ориентированного класса'

Акциональные глаголы объектно ориентированного класса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
631
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГЛАГОЛА / АКЦИЕНТИВ (АКЦИЕНТИВНЫЙ ПРИЗНАК) / ОБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ГЛАГОЛЫ / АКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ACTIONAL VERB / SEMANTIC STRUCTURE OF VERB / ACTIENTIVE (ACTIENTIVE ATTRIBUTE) / OBJECT-ORIENTED VERBS / ACTIONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стахова Лариса Владимировна

Статья посвящена анализу некоторых аспектов значения акционального глагола. Предлагается универсальная модель глагольной лексемы акционального типа, включающая релятив, акционал, акциентив, а также представленные имплицитно указания на субъект и/или объект действия. Степень реализации акциентивных признаков (акциентива) на этапе языковой объективации позволяет выделить класс объектно ориентированных акциональных глаголов и объектно не ориентированных. В статье описывается группа глаголов, реализующих акциентивный признак (объектно ориентированные глаголы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIONAL VERBS OF THE OBJECT-ORIENTED CLASS

The article is devoted to the analysis of some aspects of the meaning of the actional verb. A universal model of the verbal lexeme of the actional type including the relative, the actional, the actientive, and the implicit references to the subject and / or the object of the action are proposed. The degree of realization of the actientive attributes (actientive) at the stage of linguistic objectification makes it possible to single out the class of object-oriented actional verbs and the class of object non-oriented verbs. The author describes a group of verbs that realize the actientive attribute (object-oriented verbs).

Текст научной работы на тему «Акциональные глаголы объектно ориентированного класса»

Стахова Лариса Владимировна

АКЦИОНАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ ОБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО КЛАССА

Статья посвящена анализу некоторых аспектов значения акционального глагола. Предлагается универсальная модель глагольной лексемы акционального типа, включающая релятив, акционал, акциентив, а также представленные имплицитно указания на субъект и/или объект действия. Степень реализации акциентивных признаков (акциентива) на этапе языковой объективации позволяет выделить класс объектно ориентированных акциональных глаголов и объектно не ориентированных. В статье описывается группа глаголов, реализующих акциентивный признак (объектно ориентированные глаголы). Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/9-1/51.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 9(75): в 2-х ч. Ч. 1. C. 174-176. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions72.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/9-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 811.111373

Статья посвящена анализу некоторых аспектов значения акционального глагола. Предлагается универсальная модель глагольной лексемы акционального типа, включающая релятив, акционал, акциентив, а также представленные имплицитно указания на субъект и/или объект действия. Степень реализации акциентив-ных признаков (акциентива) на этапе языковой объективации позволяет выделить класс объектно ориентированных акциональных глаголов и объектно не ориентированных. В статье описывается группа глаголов, реализующих акциентивный признак (объектно ориентированные глаголы).

Ключевые слова и фразы: акциональный глагол; семантическая структура глагола; акциентив (акциентивный признак); объектно ориентированные глаголы; акциональность.

Стахова Лариса Владимировна, к. филол. н., доцент

Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина alfalfahay@mail. гы

АКЦИОНАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ ОБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО КЛАССА

Глагол, являясь одной из самых неоднозначных частей речи, представляет огромный интерес для исследования как на этапе языковой объективации, так и на этапе речевой репрезентации. Попытки проникнуть в тайны глагольной семантики неоднократно предпринимались исследователями [1; 7; 9; 10; 18; 20; 21]. Лингвисты подчеркивают наличие акционального признака как основополагающего в семантике глагольной лексемы. Однако уже в ранних исследованиях указывается на его «неравномерное» проявление в различных глагольных формативах. В результате появляются классификации глаголов, в которых единицы группируются в соответствии с проявлением признака акциональности в их семантике [3, с. 60-61; 11, с. 96-99].

Дальнейшие исследования в данном направлении позволили выделить в семантике глагола кроме акционального ядра имплицитное указание на связь идеи действия с субъектом и/или объектом, на который данное действие направлено [17, с. 139; 19, с. 40].

Отмечается, что субъектная и/или объектная направленность глагольного действия является универсальной для любого глагола, накладывает ограничения, например на синтаксическую сочетаемость глаголов. Выделение субъектно-объектных отношений привело к необходимости рассмотрения глагола как предикатного выражения [5, с. 131; 6, с. 148; 10, с. 12; 14, с. 373]. С одной стороны, по мнению Н. Д. Арутюновой, «объект определяет характер действия, направленного на его создание, изменение или уничтожение» [2, с. 125]. С другой стороны, семантика глагола обуславливает определенный вид объекта и субъекта, с которыми данный глагол сочетается [4, с. 132; 7, с. 87-90; 12, с. 149-150].

Кроме имплицитного указания на актанты, в семантике глагола необходимо отметить сопутствующую идею аспектуальности действия, которая наслаивается на центральную сему акциональности [5, с. 130; 8, с. 36; 10; 22, р. 167-183]. Следовательно, можно говорить о неоднородности семантической структуры глагола.

Некоторые исследования показывают, что универсальная семантическая структура глагола акционального типа представляет собой комбинацию из трех компонентов, центральным из которых является акцио-нальное ядро, состоящее из релятива (идеи действия), акционала (действия), акциентива (результата действия) [13, с. 39-47; 18, с. 97-106].

Суб _ Субъ - Рел + Акционал + Акцентив - Суб _ Объект

Ч_,,_J Ч___/Ч_,,_J

V V V

субъектная собственно объектная

тема акциональность тема

Каждый из компонентов, в свою очередь, характеризуется признаками различного характера [16, с. 27-28]. Дальнейший анализ глагольной семантики дает возможность провести деление глаголов на несколько классов и подклассов в соответствии со степенью реализации значения акциентива. Наличие или отсутствие данного признака позволяет поделить акциональные глаголы на два больших класса: объектно не ориентированные глаголы [15] и объектно ориентированные глаголы.

В данной статье предпринимается попытка рассмотреть класс объектно ориентированных глаголов, реализующих различные значения акциентива в своей семантике. Класс объектно ориентированных глаголов оказался неоднородным по своей структуре.

Выделяется группа собственно объектно ориентированных глаголов, объективирующих объектно ориентированное действие, в результате которого воздействию подвергается целостный объект или часть объекта. В данной группе целесообразно выделить следующие подгруппы:

1. Глаголы, объективирующие действие, протекающее на фоне трансмотивного признака, т.е. приводящее к изменению в пространстве местоположения объекта: to bring (приносить), to place (поставить), to give (дать), to raise (поднимать), to toss (подбрасывать), to usher (провожать), to doff (снимать), to collect (собирать) [23].

10.02.00 Языкознание

175

2. Глаголы, объективирующие действие, протекающее на фоне квалитативного признака, т.е. приводящее к изменению качества объекта или возникновению нового качества в результате воздействия на объект:

to open (открыть), to close (закрыть), to extinguish (потушить), to mix (смешать), to bathe (искупать), to wash (помыть), to cook (приготовить) [Ibidem].

3. Глаголы, объективирующие действие, приводящее к созданию нового объекта: to build (построить), to plant (посадить), to erect (сооружать), to write (написать) [Ibidem].

4. Глаголы, объективирующие действие, протекающее на фоне квалитативного и инструментального (или орудийного) признака, т.е. приводящее к изменению качества объекта или возникновению нового качества в результате инструментального воздействия на объект: to brush (чистить), to comb (причесать), to brush (причесать), to lick (облизать), to saddle (оседлать), to roast (жарить), to fry (жарить), to scutch (трепать лен) [Ibidem].

5. Глаголы, объективирующие действие, протекающее на фоне инструментального (или орудийного) признака, приводящее к созданию акустически воспринимаемого объекта: to brattle (топотать), to rattle (тарахтеть), to puff (пыхтеть), to clatter (греметь, цокать), to thunder (грохотать), to jingle (звякать) [Ibidem].

Во вторую группу объектно ориентированных глаголов можно отнести глаголы, объективирующие объектно ориентированное действие, происходящее на фоне адресатного объекта, в результате которого объект не меняет своего качества: to meet (встретить), to seek (искать), to welcome (приветствовать), to beckon (подзывать) [Ibidem].

К третьей группе относятся глаголы, объективирующие объектно ориентированное действие, в результате которого субъект действия входит в непосредственный контакт с объектом без изменения качества последнего: to touch (прикоснуться), to hug (обнять), to grab (схватить), to pat (похлопать по плечу) [Ibidem].

Анализ семантики акциональных глаголов объектно ориентированного типа демонстрирует достаточно большое разнообразие собственно объектно ориентированных глаголов, реализующих значение акциентива в полной мере, т.е. в результате действия происходят различные модификации объекта или создание нового объекта.

Группы объектно ориентированных глаголов, акциентив которых реализован частично (пространственные и (или) физические характеристики объекта действия не меняются), представлены меньшим количеством единиц.

Рассмотрение особенностей реализации различных компонентов глагольной семантики на этапе языковой объективации позволяет наметить тенденции их экспликации в условиях речевого контекста.

Список источников

1. Апресян Ю. Д. Акциональность и стативность как сокровенные смыслы (охота на оказывать) // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура / ред. Ю. Д. Апресян. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 13-23.

2. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл (логико-семантические проблемы). М.: Едиториал УРСС, 2003. 384 с.

3. Бондарко А. В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). М.: Просвещение, 1971. 239 с.

4. Бондарко А. В. К определению понятия «Залоговость» // Теория функциональной грамматики. Персональность. Зало-говость / ред. А. В. Бондарко. СПб.: Наука, 1991. С. 125-141.

5. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Языки русской культуры, 1997. 576 с.

6. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика: учебник. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 352 с.

7. Кубрякова Е. С. Глаголы действия через их когнитивные характеристики // Логический анализ языка. Модели действия / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1992. С. 84-90.

8. Маслов Ю. С. Русский глагольный вид в зарубежном языкознании последних лет // Вопросы русской аспектологии: сб. статей / Известия Воронежского ГПИ; под ред. М. А. Шелякина. Воронеж: Воронежский ПИ, 1975. Т. 146. С. 28-47.

9. Падучева Е. В. Глаголы с семантическим актантом Результат и их аспектуальные свойства // Основные проблемы русской аспектологии / Новгородский гос. ун-т им. Я. Мудрого. СПб.: Наука, 2002. С. 150-164.

10. Петрухина Е. В. Аспектуальные категории глагола в русском языке в сопоставлении с чешским, словацким, польским и болгарским языками. М.: Издательство МГУ, 2000. 256 с.

11. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 432 с.

12. Пупынин Ю. А. Системные связи грамматических категорий глагольного предиката в современном русском языке: дисс. ... д. филол. н. СПб., 1992. 354 с.

13. Рохлин А. В. Морфотемный анализ категории акциональности в разносистемных языках (на материале русских и французских глаголов): дисс. ... к. филол. н. Ульяновск, 2002. 131 с.

14. Сильницкий Г. Г. Семантические типы ситуаций и семантические классы глаголов // Проблемы структурной лингвистики 1972 / ред. С. К. Шаумян. М.: Наука, 1973. С. 373-391.

15. Стахова Л. В. Некоторые семантические классы объектно не ориентированных акциональных глаголов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Тольятти: Издательство ТГУ, 2016. № 3 (37). С. 56-59.

16. Стахова Л. В. Способы репрезентации акциональной когеренции в текстовых фрагментах: монография. Тольятти: ТГУ, 2008. 133 с.

17. Уфимцева А. А. Лексическое значение: принцип семиологического описания лексики. М.: Едиториал УРСС, 2002. 240 с.

18. Фефилов А. И. Морфотемный анализ единиц языка и речи. Ульяновск: УлГУ, 1997. 246 с.

19. Фефилов А. И. Основы конфронтативного анализа лексики немецкого и русского языков. Куйбышев: ПИ, 1985. 81 с.

20. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. М.: Эдиторал УРСС, 2001. 624 с.

21. Шмелев А. Д. Из пункта А в пункт В // Логический анализ языка. Семантика начала и конца / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2002. С. 181-194.

22. Delancey S. Aspect, transitivity and viewpoint // Tense: Aspect: Between Semantics and Pragmatics. Amsterdam - Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1982. P. 167-183.

23. Webster's Universal college dictionary. N. Y.: Gramercy Book, 1997. 945 p.

ACTIONAL VERBS OF THE OBJECT-ORIENTED CLASS

Stakhova Larisa Vladimirovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Pushkin Leningrad State University alfalfahay@mail. ru

The article is devoted to the analysis of some aspects of the meaning of the actional verb. A universal model of the verbal lexeme of the actional type including the relative, the actional, the actientive, and the implicit references to the subject and / or the object of the action are proposed. The degree of realization of the actientive attributes (actientive) at the stage of linguistic objectifica-tion makes it possible to single out the class of object-oriented actional verbs and the class of object non-oriented verbs. The author describes a group of verbs that realize the actientive attribute (object-oriented verbs).

Key words and phrases: actional verb; semantic structure of verb; actientive (actientive attribute); object-oriented verbs; actionality.

УДК 81'23

Статья открывает серию работ, посвященных исследованию интенциональной структуры дипломатического дискурса; в ней обсуждаются методологические проблемы, возникающие при изучении дипломатического дискурса с применением понятийного аппарата психолингвистики. Цель статьи - обоснование применения метода интент-анализа для выявления прагматического контекста успешного дискурса данного типа. Кроме того, обосновывается эмпирический материал, операциональная единица исследования, описываются этапы интент-анализа.

Ключевые слова и фразы: дипломатический дискурс; методология лингвистического исследования; речепо-рождение; психолингвистика; интент-анализ.

Терентий Ливиу Михайлович, к. полит. н., доцент

Московская международная академия info@mmamos.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕНТ-АНАЛИЗА В ИССЛЕДОВАНИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Психолингвистика, как мировая, так и отечественная, начинала с разработки моделей речепроизводства и ре-чевосприятия, при этом главное отличие отечественной науки заключалось в том, что эти модели с самого начала включались в общую систему деятельности человека. Как неоднократно подчеркивал А. А. Леонтьев [15], процесс речевосприятия, как и речепорождения, имеет активный и вероятностный характер, опирающийся на структуру прошлого опыта. Другими словами, психолингвистика всегда исследовала и исследует речь как один из видов деятельности человека, сопровождающих всю его остальную жизнедеятельность и напрямую зависящих от его образа мира, речь индивида, «погруженную в его жизнь», т.е. дискурсивную деятельность личности. С точки зрения психолингвистики важнейшей психологической составляющей дискурсивной деятельности человека являются его интенции (намерения), непосредственно связанные одновременно как с целями деятельности, так и с «образом мира», желаниями, нуждами и установками личности. Анализ интенцио-нального плана позволяет ответить на вопросы о целях коммуникации и объяснить ее результаты, т.к. именно интенции являются тем звеном, которое связывает истинные стремления субъекта деятельности, его смыслы и вербальное содержание речи. Названные факты позволяют предположить зависимость речевой деятельности человека от его образа мира, который отражается в интенциональном плане речи и непосредственно проявляется в стратегиях и тактиках, выбираемых личностью для достижения поставленных в коммуникации целей.

Психолингвистика является такой интегральной областью, которая охватывает не только проблематику производства и восприятия речи, но и различные способы реализации своих внутренних мотивов и целей, а также стратегий и тактик оказания воздействия на других участников общения. В силу этого мы полагаем, что с позиций психолингвистики возможно описание единого коммуникативного процесса, в данном случае -дипломатического общения, - идущего от целей и мотивов индивида к постановке коммуникативной задачи, требуемой ситуацией, и далее к вербализации внутренних мотивов в собственно текстовом сообщении, том единстве формы и содержания, в котором отражены не просто все уровни структуры языковой личности, но и ее образ мира. Логическим следствием сказанного выше стал выбор метода интент-анализа в качестве основного. Под интент-анализом понимается теоретико-экспериментальное изучение интенций/намерений [18-20].

Выбор данного метода для анализа дипломатического дискурса обусловлен следующим.

Одним из наиболее разработанных методов в современной психолингвистике, который сфокусирован на выявлении в речи внутренних когнитивных процессов, является интент-анализ, помогающий не просто выявить существенные черты актуального психологического состояния автора речи, но и его внутренние базовые мотивы и цели. Именно интент-анализ, в рамках которого под интенциями понимаются предметные направленности субъекта, отражающие его мотивы, цели, установки, позволяет показать, каким образом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.