УДК 373.24
Липатова О. Г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад № 56 «Сказка», Россия, г. Димитровград
Lipatova O. G.
Municipal budgetpre-school educational institution "ChildDevelopment Center-children's garden № 56" Fairy Tale ", Russia, Dimitrovgrad
E-mail: crr56@mail.ru
«АКТИВНЫЙ ВЫХОДНОЙ» - КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
"ACTIVE OUTPUT" - AS A MEANS OF FORMATION CHILD-FRIENDLY RELATIONSHIPS
Аннотация: в статье представлен опыт работы педагогического коллектива дошкольной образовательной организации по внедрению в практику таких форм работы с родителями воспитанников, которые помимо решения задач физического развития, способствовали бы формированию позитивных отношений между детьми и родителями в семье, развитию у дошкольников социальных навыков, способностей.
Abstract: the article presents the experience of the teaching staff of preschool education organizations for the implementation in practice of such forms of work with parents of pupils, who in addition to solving problems in physical development, would contribute to the formation of positive relationships between parents and children in the family, development in preschoolers social skills abilities.
Ключевые слова: эмоциональное благополучие, двигательная активность, дошкольник, совместная деятельность, авторитет родителей, «активный выходной», партнерские отношения.
Keywords: emotional well-being, physical activity, preschooler, joint activities, parental authority, «active output», partnerships.
Первоочередной задачей федерального государственного образовательного стандарта наряду с охраной физического и психического здоровья детей является укрепление их эмоционального благополучия. Воспитание здоровой личности в самом широком смысле - основное требование модернизации системы образования [1]. Сегодня основной акцент государства и общества делается на формирование личности, которая может нестандартно мыслить, но будет также социально адаптирована. Личности, умеющей взаимодействовать с окружающими, позитивно воспринимающей действительность.
Всё это можно и нужно формировать у дошкольников, развивая различные виды деятельности, в том числе и физическую активность.
Мы понимаем, что двигательная активность находится в единстве с интеллектуальной, духовной и эстетической. Ещё Жан Жак Руссо писал о движении, как средстве познания окружающего мира. Известно, что чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию [2]. Обращаю внимание на тот факт, что современному ребенку особенно нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные запросы. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор или компьютер, а просмотр мультфильмов или компьютерные игры - любимое занятие, от которого очень трудно бывает ребенка отвлечь. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом [3]. А ведь именно в период детства начинается процесс социализа-
ции, устанавливается связь ребенка с миром природы, предметов, а также миром людей, как взрослых, так и сверстников, воспитываются личностные, морально - волевые и поведенческие качества.
По канонам общества основной базой воспитания ребенка является семья, в которой он приобретает все ценности, сохраняющиеся в течении всей его жизни. Этот фундамент, заложенный семьей, с трудом поддается изменениям в дальнейшем.
Значит, построить работу надо так, чтобы никому не пришлось переделывать: вовлечь семью в решение образовательных задач, оказывая родителям педагогическую поддержку. Чего и требует от нас ФГОС ДО.
Сейчас, в эпоху утраты многих ценностей, в том числе и семейных, отчужденности отношений в семье важно вооружить родителей, детей техниками установления, поддержания отношений, позитивного мировосприятия.
И мне, инструктору по физической культуре, в ходе решения своих узконаправленных задач, можно и нужно работать над решением, в том числе и таких задач.
Отсюда становится понятной цель, заявленная в названии работы: формирование позитивных детско-родительских взаимоотношений. Достижение этой цели возможно через реализацию ряда задач.
• развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• формировать готовность к совместной деятельности;
• воспитывать личностные качества (выносливость, выдержку, смелость);
• воспитывать целеустремлённость, организованность, инициативность;
• содействовать развитию положительных эмоций;
• развивать интерес к физкультуре и спорту;
• вырабатывать стремление укрепить своё здоровье посредством разнообразных видов деятельности;
• развивать физические и творческие способности;
• помочь познакомиться поближе, найти общие интересы.
Решение этих задач невозможно без взаимодействия родителей, без непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Встречи с родителями в выходные дни встречались у нас и раньше. Как -то незаметно они стали регулярными, а потом возникло и название «Активный выходной». Ведь выходные дни - это момент близости взрослых и детей. А если ещё в эти дни будет встреча детей со сверстниками, родителей друг с другом - это вдвойне ценно. Организуя эти мероприятия, мы невзначай перевели родителей с позиции наблюдателей в активных участников педагогического процесса.
Проведение мероприятий в такой форме стимулирует как детей, так и взрослых участвовать в играх и упражнениях, выполняя их качественно и правильно, создаёт атмосферу доброжелательности, непринуждённости, эмоциональной близости, сопереживания, устанавливаются партнерские и доверительные отношения родителей и детей.
Для обеспечения систематизации работы и решения поставленных задач составлен план мероприятий «Активный выходной». При выборе тем встреч было учтено расположение детского сада, наличие рядом таких социальных объектов как стадион «Торпедо» (с катком в зимний период), физкультурно -оздоровительный комплекс, а также природная зона реки Черемшан.
План-программа «Активного выходного»
№ Месяц Название мероприятий
1 сентябрь Кросс наций
2 октябрь Туристический поход
3 ноябрь День здоровья в спортшколе
4 декабрь Игры на катке.
5 январь Святки
6 февраль Поход на лыжах. Лыжня России
7 март Масленица
8 апрель Флешмоб «Всемирный день здоровья»
9 май Стадион встречает гостей
10 июнь Велопробег.
11 июль Летний марафон
12 август День физкультурника. Летняя Дошкольная Олимпиада
В ходе работы по реализации поставленной цели - по формированию позитивных детско-родительских взаимоотношений - была доказана эффективность такой формы взаимодействия, как «Активный выходной»:
• Родители стали проявлять большую инициативу в организации отдыха детей, стали нашими единомышленниками и стараются сделать жизнь детей ярче, разнообразнее, радостнее.
• Проведение совместных спортивных праздников, игр взрослых и детей способствовало повышению авторитета родителей.
• В семьях стала формироваться традиция активного проведения выходных дней.
• Появилось внимание к интересам и увлечениям ребенка и взрослых.
• Появилась возможность дополнительных минут общения всех членов семьи.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Попова, Л. Г. Интеграция образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] / Д.Г. Попова //Воспитатель детского сада. - Режим доступа: https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/223 (Дата обращения: 04.09.2017).
2. Табалин, О. А. Обеспечение интеграции физического и познавательного развития как одно из условий сохранения и укрепления здоровья дошкольников [Электронный ресурс] / О.А. Табалин // Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка-детский сад "Капелька".- Режим доступа: http://mdoukapelka.ucoz.ru/load/obespechenie_ integracii_fizicheskogo_i_poznavatelnogo_razvitija_kak_odno_iz_uslovij_sokhranen Уa_i_ukreplenija_zdorovja_doshkolnikov_o_a_tabalin/1-1 -0-64 (Дата обращения: 05.09.2017).
3. Заболоцкая, В. Э. Особенности взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / Заболоцкая В.Э., Андреева Л.Д. // «Студенческий научный форум» - 2016, VIII Международная студенческая электронная научная конференция. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/ (Дата обращения: 06.09.2017).