Научная статья на тему 'АКТИВНЫЙ ДОСУГ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

АКТИВНЫЙ ДОСУГ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
361
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / СТУДЕНТЫ / ПОЛЬЗА / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Левыкина Татьяна Сергеевна

В статье анализируется польза занятия спортом во время учебы в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТИВНЫЙ ДОСУГ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

АКТИВНЫЙ ДОСУГ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Левыкина Т.С.

Левыкина Татьяна Сергеевна - студент, историко-филологический факультет, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: в статье анализируется польза занятия спортом во время учебы в университете.

Ключевые слова: анализ, оздоровительная гимнастика, студенты, польза, здоровье.

Физическая культура - это неотъемлемая часть культуры всего мирового сообщества и ее особенная, самостоятельная область, которая является обязательным элементом всестороннего развития человека. Важно понимать, что физическая культура имеет отношение не только к физической подготовке человека, но и напрямую касается также и его личностных качеств: участвует в процессе социализации и влияет на его взаимоотношения с обществом, помогает разграничить понятия «отдых» и «труд», включаться в работу в нужный момент и достигать внутренней психологической гармонии.

Физическая культура включает в себя не только выполнение физических упражнений, но и физическое воспитание (развитие физиологических свойств организма, формирование здоровых привычек в питании и гигиене и т.д.), профессиональный спорт, лечебные процедуры и рекреативную активность - другими словами, физическую нагрузку с развлекательным характером, активные игры, спортивные мероприятия.

Рекреативная физическая нагрузка - это важная часть программы физической культуры, которая проводится в любом учебном заведении. Само проведение занятий по физическому воспитанию ставит для себя главной задачей привлечение студентов, во-первых, к активному и здоровому образу жизни, систематическим занятиям спортом, а во-вторых, - к участию в массовых спортивных мероприятиях разного характера, которые организуются самостоятельно в вузе или в регионе для всех учебных заведений.

Организация активного досуга в студенческой среде является обязанностью студенческого комитета, при этом за методическое руководство отвечает кафедра физического воспитания. Вариантов проведения активного досуга на сегодняшний день достаточно много, однако мы остановимся на нескольких из них:

• Оздоровительный туризм;

• Массовые спортивные мероприятия соревновательного типа;

• Групповые спортивные мероприятия;

• Культурно-познавательный отдых.

Оздоровительный туризм - это веяние относительно нового раздела медицины, как курортология, в основу которого легло изучение влияния природы и природных явлений на человеческий организм. Лечебно-оздоровительный туризм подразумевает путешествие группы людей с целью отдыха и оздоровления, при этом перемещение людей может совершаться в пределах границ государства, а также и за его пределы, но на срок не менее 20 часов и не более чем на 6 месяцев. К формам лечебно-оздоровительного туризма, проведение которых возможно в рамках студенческой среды, относятся всевозможные походы, пешие и лыжные прогулки, велосипедные и конные прогулки, бег трусцой, купания, экологический туризм (то есть, посещение нетуристических мест, которые не были подвержены влиянию человеческой деятельности).

Массовые спортивные мероприятия соревновательного типа, которые организуются учебным заведением, конечно, не имеют отношения к

профессиональному спорту, однако схожи в своем содержании. Они «предусматривают регулярную учебно-тренировочную работу, достижение спортивных результатов с учетом спортивных интересов занимающихся»..

Массовые спортивные соревнования оказывают благоприятное воздействие на участников в спортивных соревнованиях: прежде всего это не только интенсивная физическая нагрузка, но и повышенная эмоциональность спортивных мероприятий. Спортивная деятельность позволяет человеку пережить спортивное возбуждение (т.е. появление желания достичь определенного результата), воодушевление (т.е. резкий эмоциональный подъем), азарт и гордость за достигнутый результат. Тем самым, студент получает своеобразную эмоциональную разрядку и вместе с тем повышает уровень своей психологической устойчивости.

Групповые спортивные мероприятия проводятся в рамках спортивных секций и кружков, которые организуются при учебном заведении. Ознакомившись с предоставленными на сайтах программами ряда российских университетов [5], а именно МГУ имени М.В. Ломоносова, Казанского федерального университета, Санкт-Петербургского Горного университета, Саратовского национального исследовательского университета имени Н.Г. Чернышевского, Алтайского государственного университета, можно выделить следующие самые распространенные спортивные секции: акробатика, бадминтон, баскетбол (женский и мужской), волейбол (женский и мужской), легкая атлетика, лыжный спорт, мини-футбол (женский и мужской), настольный теннис, пауэрлифтинг, плавание, черлидинг, шахматы.

Также организовываются секции по различным направлениям танцев: бальные, современные, народные и т.д. Проведением занятий могут заниматься преподаватели кафедры физической культуры учебного заведения, приглашенные спортсмены и участники всевозможных спортивных соревнований, однако в любом случае занятия должны быть бесплатными и свободными для посещения. Студенты, которые показывают высокие результаты в тех или иных дисциплинах, получают возможность вступать в сборные университета по различным видам спорта.

Культурно-познавательный отдых - это сочетание физической активности и познавательной деятельности, и цель подобных мероприятий - это изучение какого-либо объекта или объектов, посещение достопримечательностей и памятников природы. К формам культурно-познавательного отдыха относятся учебные, исторические и краеведческие экскурсии, этнографический туризм и экспедиции.

Целевая функция проведения любых спортивных мероприятий и проявления физической активности - это физическое и психологическое оздоровление, формирование сплоченного трудового коллектива, а также профессионально прикладная подготовка. Профессионально-прикладная физическая подготовка - это «специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности» [4, 231]. Каждая профессия подразумевает наличие определенных требований к психологической подготовке специалиста любой области, и именно физическая нагрузка помогает развить прикладные специальные качества, приобрести необходимые для дальнейшей работы знания и опыт.

Однако на сегодняшний день в области физической культуры вузов существует ряд проблем. Например: недостаточное финансирование, дефицит профессионалов для проведения мероприятий и занятий, отсутствие материальной базы, недоступность определенных методик, инвентаря, нехватка поддержки со стороны СМИ, которые могут привлечь студентов, культивируя здоровый образ жизни, освещая в новостных материалах различные мероприятия, анонсируя проведение соревнований и т.д.

В период обучения в высшем учебном заведении активный отдых положительно влияет на физическое и психо-эмоциональное состояние студентов, а, значит, повышает эффективность их обучения, развивает в них эмоциональную устойчивость, поэтому, по моему мнению, каждому университету в процессе разработки учебной программы необходимо уделить внимание рекреативной физической культуре, а правительственным структурам - обратить внимание на эту область, которая нуждается в дополнительном финансировании.

Список литературы

1. БиржаковМ.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский дом «Герда», 2000. 192 с.

2. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 304 с.

3. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3.

4. Бочкарева С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Н.Ф. Митина, Ростеванов А.Г. М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. 344 с.

5. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.