Научная статья на тему 'АКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

АКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностные результаты обучающихся / внеурочная деятельность / средства внеурочной деятельности / средний школьный возраст / воспитание / советник директора по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями / personal results of students / extracurricular activities / means of extracurricular activities / middle school age / education / advisor to the director on education and interaction with children's public associations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асхадуллина Наиля Нургаяновна, Талышева Ирина Анатольевна, Халиуллина Лилия Ринатовна

В статье рассматривается проблема формирования личностных результатов обучающихся средствами внеурочной деятельности обучающихся среднего школьного возраста. Установлено, что личностные результаты неразрывно связаны с потенциалом воспитательной деятельности, реализующейся посредством внеурочной работы в школах. Обоснована актуальность применения активных средств внеурочной деятельности в формировании личностных результатов обучающихся данной возрастной группы. Применение таких средств в процессе внеурочной деятельности рассматривается как возможность эффективного развития гражданской активности, культурного уровня и социальной ответственности обучающихся среднего школьного возраста. Определена потребность в развитии у педагогов навыков индивидуализации образовательного процесса в соответствии с потребностями конкретных учащихся. Развитие у педагогов навыков индивидуализации возможно осуществить в процессе использования таких средств внеурочной деятельности как проектная деятельность, мастер-классы и мастерские, научные кружки и лаборатории, онлайн курсы и вебинары, интерактивные лекции и дискуссии и др. В данной работе представлена программа курсов повышения квалификации «Личностное развитие обучающихся активными средствами внеурочной деятельности» для советников директоров по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями. Программа направлена на повышение компетенций педагогов в области организации внеурочной деятельности и оценивании личностных результатов. Результатом освоения программы слушателями данного курса предусмотрено улучшение взаимодействия между педагогами и учащимися за счет более эффективного использования внеурочной деятельности как средства обучения и развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асхадуллина Наиля Нургаяновна, Талышева Ирина Анатольевна, Халиуллина Лилия Ринатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of formation of personal results of students by means of extracurricular activities of students of secondary school age. It is established that personal results are inextricably linked with the potential of educational activities realised through extracurricular activities in schools. The relevance of using active means of extracurricular activities in the formation of personal results of students of this age group is substantiated. The application of such means in the process of extracurricular activities is considered as an opportunity for effective development of civic activity, cultural level and social responsibility of students of secondary school age. The need for teachers to develop the skills of individualisation of the educational process in accordance with the needs of specific students has been identified. The development of teachers' individualisation skills is possible to implement in the process of using such means of extracurricular activities as project activities, master classes and workshops, scientific circles and laboratories, online courses and webinars, interactive lectures and discussions, etc. The development of teachers' skills of individualisation is possible in the process of using such means of extracurricular activities and others. This paper presents a programme of professional development courses "Personal development of students by active means of extracurricular activities" for advisors of directors of education and interaction with children's public associations. The programme is aimed at improving the competence of teachers in the field of organising extracurricular activities and assessing personal results. As a result of mastering the programme, the participants of this course will improve the interaction between teachers and students through more effective use of extracurricular activities as a means of learning and personal development.

Текст научной работы на тему «АКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Рассмотрим этапы работы специалистов с родителями ребенка раннего возраста с интеллектуальными нарушениями.

Этап первичного консультирования, включает знакомство с родителями, выявление их запроса, изучение документации на ребенка, анкетирование родителей для сбора информации, диагностическое обследование ребенка и прогнозирование его возможностей, формулировку заключения (логопедического, психолого-педагогического) и определение стратегии деятельности, которая учитывает индивидуальные особенности ребенка, а также потребности и возможности родителей.

Ознакомительный этап коррекционно-развивающей работы ставит своей целью знакомство с психофизическими возможностями ребенка с умеренной, тяжелой и/или глубокой умственной отсталостью. В связи с этим специалист организует наблюдение за поведением ребенка. В качестве параметров наблюдения определяют: характер действий ребенка с игровым оборудованием, характер действий с предметным окружением; адекватность выполняемых действий с игрушками и предметами. При этом специалист, осуществляя наблюдение, комментирует родителям действия, выполняемые ребенком раннего возраста, дает необходимые методические указания по их профилактике и/или коррекции.

На организационном этапе работы с родителями, специалисты проводят регулярные коррекционно-развивающие занятия с ребенком с умеренной, тяжелой и/или глубокой умственной отсталостью с целью установления связи: «ребенок -окружающий мир». Важно обратить внимание родителей на принцип «следования за интересами ребенка». Для этого специалисты демонстрируют родителям приемы работы: предоставляют ребенку раннего возраста возможность и время адаптироваться, исследовать окружающее пространство, показывают способы действий с предметами, вкладывают их в руку ребенка, но без навязывания и принуждения. Таким образом, ребенок имеет возможность познакомиться со свойствами и качественными характеристиками предмета, находящегося в его руках, а родители усваивают необходимые педагогические компетенции.

Важным на данном этапе работы является соблюдение принципа комментирования действий. Специалист проговаривает выполняемые ребенком действия и наполняет их определенным смыслом, управляет его вниманием несмотря на то, что оно достаточно специфично и таким образом заинтересовывает, активизирует его. Необходимо понимать, что в силу ограничения объема словаря, недоразвития импрессивной речи ребенка, речевая инструкция взрослого им не воспринимается и смысл сказанных слов оказывается недоступным для понимания. С целью речевого развития ребенка раннего возраста с интеллектуальными нарушениями специалист, осуществляя сопряженные действия с ребенком, демонстрирует родителям приемы использования ритмичных потешек, коротких стихотворений либо песенок с использованием предметного и игрового оборудования. Задача специалиста - обучить родителей плавному и ненавязчивому совместному взаимодействию с ребенком в предметно-пространственной среде с целью активизации его деятельности. Демонстрация форм и способов сотрудничества с ребенком, с опорой на его интересы, позволят родителям использовать полученный практический опыт в условиях семьи. Принцип систематичности и последовательности, реализуемый в работе всеми специалистами, позволяет родителям увидеть новые формы сотрудничества с ребенком с умеренной, тяжелой и/или глубокой умственной отсталостью.

На итоговом этапе специалист стремится «выйти» из близкого взаимодействия с ребенком и занимает позицию «стороннего наблюдателя», меняясь таким образом местами с родителями. Предоставляя родителям ребенка больше возможностей для взаимодействия с ним, специалист не только осуществляет сопровождение коррекционно-развивающей деятельности, но и при необходимости вновь вовлекается в нее для внесения необходимых корректив.

Данные этапы периодически повторяться при условии освоения детьми предыдущих этапов коррекционно-развивающей работы, что позволяет постепенно вывести ребенка раннего возраста с умеренной, тяжелой и/или глубокой умственной отсталость на новый виток в его развития.

Выводы. Таким образом, постоянный, систематический и тесный контакт со специалистами позволяет родителям активно включаться в процесс целенаправленного взаимодействия со своими детьми. Направленное внимание родителей, как участников образовательных отношений, на сенсорную интеграцию ребенка не только в условиях коррекционно-развивающих занятий, но и в условиях отличных от них, позволит максимально скомпенсировать имеющиеся трудности в познавательном развитии ребенка раннего возраста с умеренной, тяжелой и/или глубокой умственной отсталостью и подготовит основу к освоению новых видов детской деятельности.

Литература:

1. Алирзаева, И.Б. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / И.Б. Алирзаева. - Красноярск: КГПУ им В.П. Астафьева., 2024. - 212 с.

2. Психолого-педагогическое сопровождение развитие ребенка в современном образовательном пространстве: учебно-методическое пособие / А.И. Григорьева, Е.С. Арбузова, Т.В. Дьячкова [и др.]. - Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО Т0»,2019. -216 с.

3. Ткачева, В.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Ткачева, Е.Ф. Архипова, Г.А. Бутко [и др.]; под ред. В.В. Ткачевой. - Москва: Академия, 2014. - 272 с.

4. Шипицына, Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Л.М. Шипицина, Е.И. Казакова, М.А. Жданова. - Москва: Владос, 2003. - 528 с.

Педагогика

УДК 371.8

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Асхадуллина Наиля Нургаяновна

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Талышева Ирина Анатольевна Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); старший преподаватель кафедры педагогики Халиуллина Лилия Ринатовна

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

АКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования личностных результатов обучающихся средствами внеурочной деятельности обучающихся среднего школьного возраста. Установлено, что личностные результаты неразрывно связаны с потенциалом воспитательной деятельности, реализующейся посредством внеурочной работы в школах. Обоснована актуальность применения активных средств внеурочной деятельности в формировании личностных результатов обучающихся данной возрастной группы. Применение таких средств в процессе внеурочной деятельности

рассматривается как возможность эффективного развития гражданской активности, культурного уровня и социальной ответственности обучающихся среднего школьного возраста. Определена потребность в развитии у педагогов навыков индивидуализации образовательного процесса в соответствии с потребностями конкретных учащихся. Развитие у педагогов навыков индивидуализации возможно осуществить в процессе использования таких средств внеурочной деятельности как проектная деятельность, мастер-классы и мастерские, научные кружки и лаборатории, онлайн курсы и вебинары, интерактивные лекции и дискуссии и др. В данной работе представлена программа курсов повышения квалификации «Личностное развитие обучающихся активными средствами внеурочной деятельности» для советников директоров по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями. Программа направлена на повышение компетенций педагогов в области организации внеурочной деятельности и оценивании личностных результатов. Результатом освоения программы слушателями данного курса предусмотрено улучшение взаимодействия между педагогами и учащимися за счет более эффективного использования внеурочной деятельности как средства обучения и развития личности.

Ключевые слова: личностные результаты обучающихся, внеурочная деятельность, средства внеурочной деятельности, средний школьный возраст, воспитание, советник директора по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями.

Annotation. The article considers the problem of formation of personal results of students by means of extracurricular activities of students of secondary school age. It is established that personal results are inextricably linked with the potential of educational activities realised through extracurricular activities in schools. The relevance of using active means of extracurricular activities in the formation of personal results of students of this age group is substantiated. The application of such means in the process of extracurricular activities is considered as an opportunity for effective development of civic activity, cultural level and social responsibility of students of secondary school age. The need for teachers to develop the skills of individualisation of the educational process in accordance with the needs of specific students has been identified. The development of teachers' individualisation skills is possible to implement in the process of using such means of extracurricular activities as project activities, master classes and workshops, scientific circles and laboratories, online courses and webinars, interactive lectures and discussions, etc. The development of teachers' skills of individualisation is possible in the process of using such means of extracurricular activities and others. This paper presents a programme of professional development courses "Personal development of students by active means of extracurricular activities" for advisors of directors of education and interaction with children's public associations. The programme is aimed at improving the competence of teachers in the field of organising extracurricular activities and assessing personal results. As a result of mastering the programme, the participants of this course will improve the interaction between teachers and students through more effective use of extracurricular activities as a means of learning and personal development.

Key words: personal results of students, extracurricular activities, means of extracurricular activities, middle school age, education, advisor to the director on education and interaction with children's public associations.

Введение. Современное образование все больше признает важность не только передачи знаний, но и формирования личности обучающегося. Этот комплексный подход требует научного основания и методологии изучения формирования личностных результатов. Личностные качества, такие как саморегуляция, креативность, коммуникабельность, становятся все более востребованными на рынке труда. Формирование личностных результатов обучающихся способствует развитию гражданской активности, культурного уровня и социальной ответственности, что является основой для построения здорового общества.

В заявлении Президента РФ на форуме «Настоящее и будущее Русского мира» (27-28.11.2023) подчеркнута важность жизненных ориентиров человека, привитие подрастающему поколению прочной нравственной опоры через сферу просвещения, в которой «гармонично дополняют друг друга семья, система образования, национальная культура, работа детских, молодежных, спортивных, военно-патриотических организаций, широкое движение наставничества». Личностные результаты неразрывно связаны с потенциалом воспитательной деятельности, реализующейся посредством внеурочной работы в школах.

Исследование формирования личностных результатов обучающихся во внеурочной деятельности имеет важное научное и практическое значение для современной образовательной системы, общества в целом и индивидуального развития каждого учащегося, в том числе средствами внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность представляет собой важный аспект образовательного процесса, способствующий формированию личностных образовательных результатов обучающихся. По мнению Е. М. Рожковой, внеурочная деятельность охватывает широкий спектр дополнительных занятий, вне зависимости от предметной области, которые способствуют развитию навыков, компетенций и формированию ценностных ориентаций [6].

И. В. Муштавинская, Т. С. Кузнецова указывают, что внеурочная деятельность может способствовать формированию у обучающихся навыков саморегуляции и самоорганизации, что является важным аспектом их образовательного пути [4]. Участие в проектах, мероприятиях и конкурсах требует от обучающихся умения планировать свои действия, управлять ресурсами и принимать ответственные решения.

Соответственно, внеурочная деятельность играет ключевую роль в формировании личностных образовательных результатов обучающихся, способствуя их всестороннему развитию, укреплению самоидентификации и успешной адаптации в современном обществе.

В ходе изучения научно-педагогических работ [1; 2; 3; 5] и анализа практического опыта внеурочной деятельности советников директоров по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями выяснено, что активные средства во внеурочной деятельности предоставляют широкие возможности для формирования и оценки личностных результатов обучающихся, а грамотное и системное их использование позволяет обеспечить гармоничное развитие личности каждого ученика.

Изложение основного материала статьи. В ходе исследования проблемы формирования личностных результатов обучающихся средствами внеурочной деятельности была разработана программа курсов повышения квалификации «Личностное развитие обучающихся активными средствами внеурочной деятельности» для советников директоров по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями. Проведение данного курса нацелено как на приобретение новых знаний и навыков педагогами, так и на разработку и внедрение инновационных идей в организацию внеурочной деятельности.

Логика разработки курса состояла в составлении учебного плана с учетом локальных особенностей и потребностей участников; подготовке учебных материалов, презентаций, кейсов и заданий для практических занятий; определении форматов обучения: лекции, дискуссии, групповые работы, практические занятия.

Содержание курса «Личностное развитие обучающихся активными средствами внеурочной деятельности» включает в себя лекции и практические занятия.

Лекции:

«Введение во внеурочную деятельность и ее роль в формировании личностных результатов» (2 часа) - лекция с примерами из практики и обсуждением.

«Анализ средств внеурочной деятельности» (2 часа) - лекция с презентацией различных форм внеурочной работы и их особенностями.

«Оценивание личностных результатов внеурочной деятельности» (2 часа) - обзор методов оценивания с акцентом на развитие личности.

«Индивидуализация внеурочной деятельности» (2 часа) - лекция с примерами разработки индивидуализированных программ для учащихся.

«Педагог как фасилитатор внеурочной деятельности» (2 часа) - рассмотрение роли педагога и методов стимулирования активности учащихся.

«Технологии в организации внеурочной деятельности» (2 часа) - обзор современных технологий и ресурсов для организации внеурочных мероприятий.

Практические занятия:

«Анализ практических случаев» (2 часа) - обсуждение примеров успешной организации внеурочной деятельности и их влияние на личностные результаты.

«Разработка индивидуализированных программ» (4 часа) - групповая работа по разработке программ для различных групп учащихся с последующим обсуждением.

«Проведение внеурочного мероприятия» (4 часа) - практическое занятие, в рамках которого участники курса организуют и проводят внеурочное мероприятие с последующим анализом результатов.

«Использование технологий в педагогической практике» (2 часа) - практическое занятие по освоению инструментов и ресурсов для организации внеурочной деятельности.

Предполагаемые результаты реализации данного курса повышения квалификации советников директоров по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями заключаются в повышении компетенций педагогов в области организации внеурочной деятельности и оценивании личностных результатов; улучшении качества внеурочных мероприятий и их адаптации к потребностям и интересам учащихся; развитии навыков индивидуализации образовательного процесса в соответствии с потребностями конкретных учащихся; улучшении взаимодействия между педагогами и учащимися за счет более эффективного использования внеурочной деятельности как средства обучения и развития личности.

Прохождение курса предусматривает применение инновационных форм организации внеурочной деятельности, которые можно использовать советнику директора по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями с обучающимися среднего школьного возраста с целью развития их личностных результатов, стимулируя познавательный интерес учеников и активизируя их творческие способности (проектная деятельность, мастер-классы и мастерские, научные кружки и лаборатории, онлайн курсы и вебинары, интерактивные лекции и дискуссии). Рассмотрим указанные выше средства внеурочной деятельности, которые, на наш взгляд, будут направлены на эффективное формирование личностных результатов обучающихся среднего школьного возраста.

В рамках курса особое значение уделяется организации проектной деятельности обучающихся, способствующей развитию навыков исследования, анализа, сотрудничества и самопрезентации. Например, обучающимся среднего школьного возраста можно предложить разработку проектов по созданию робота, разработке экологического решения и исследованию исторических событий. Однако, отдельного внимания заслуживают проекты по личностному развитию учеников: «Мое будущее», «Я - лидер», «Профессионал своего дела», «Дерево достижений», «Формула успеха» и др.

В качестве проекта в организации внеурочной деятельности для 5-6 классов можно предложить тему «Мои сильные стороны». Данный проект направлен на раскрытие потенциала обучающихся, развитие навыков самооценки своих личностных результатов, а также выстраивания траектории личностного развития в перспективе.

Описание проекта «Мои сильные стороны». Учащимся предлагается исследовать и проанализировать свои сильные стороны и уникальные способности. Для этого они должны выполнить серию упражнений, включающих самоанализ, обратную связь от учителей и сверстников. Итогом проекта станет создание «личного профиля сильных сторон», который поможет им лучше понять себя и свои цели. Кроме того, ученикам предстоит разработать планы действий для развития своих сильных сторон и использования их в повседневной жизни и учебе. В конце проекта школьники должны поделиться своими открытиями и планами на будущее на специальном мероприятии для родителей и учителей.

Проведение мастер-классов для учащихся и работу мастерских предлагаем организовать с приглашенными специалистами по различным областям знаний. В процессе посещения данных мероприятий ученикам представиться возможность овладеть новыми навыками и углубить свои знания в конкретной области (например, веб-дизайн, кулинария, музыкальное искусство и т.д.). Основной задачей проведения мастер-классов выступает формирование личностных образовательных результатов учеников 5-6 классов. Основными формами мастер-классов могут выступать элементы тренингов для раскрытия потенциала обучающихся, мотивации к дальнейшему развитию и формированию новых личностно значимых качеств.

Пример мастер-класса.

Название мастер-класса: «Раскрытие потенциала моих возможностей».

Цель мастер-класса: помочь учащимся раскрыть свой потенциал, развить личностные качества и навыки, необходимые для успешной учебы и жизни.

Время: 2 часа.

Место: классная комната или специально подготовленное пространство для работы в группах.

Материалы:

• Бумага и ручки для записей.

• Карточки или листы с вопросами для групповых обсуждений.

• Проектор или доска для презентации информации.

План мастер-класса:

1. Введение (10 минут)

• Приветствие участников и краткое вступление в тему мастер-класса.

• Объяснение цели и значимости развития личностных образовательных результатов для успешной учебы и жизни.

2. Идентификация сильных сторон (20 минут)

• Участники выполняют упражнение «Я умею», где записывают свои ключевые достижения, способности, навыки.

• Групповое обсуждение: участники делятся своими компетенциями и обсуждают, как они могут использовать их в учебе и повседневной жизни.

3. Развитие навыков самоуправления (30 минут)

• Презентация информации о навыках самоуправления, таких как управление временем, установка целей, планирование и приоритизация.

• Групповое обсуждение: участники делятся своими методами самоуправления и обсуждают стратегии для их улучшения.

4. Развитие эмоционального интеллекта (30 минут)

• Объяснение понятия эмоционального интеллекта и его важности для успешных отношений и учебы.

• Упражнение «Управление эмоциями»: участники анализируют ситуации и обсуждают, как они могут эффективно управлять своими эмоциями.

5. Заключение и рефлексия (30 минут)

• Совместное обсуждение ключевых моментов мастер-класса и выявление основных выводов.

• Участники записывают свои личные цели и шаги для дальнейшего развития личностных образовательных результатов.

• Заключительное слово и благодарности.

6. Домашнее задание (5 минут)

• Участники получают задание продолжить работу над развитием своих личностных образовательных результатов и поделиться своими успехами на следующем занятии.

Подобные мастер-классы позволяют раскрыть возможности внеурочной деятельности в формировании личностных результатов обучающихся, активизировать процесс оценивания и самооценки данных результатов.

Кроме мастер-классов предлагаем открыть мастерские, работающие в течение учебного года по направлениям личностного развития.

Например, участие детей в «Мастерской самоанализа» позволит им идентифицировать свои уникальные качества и способности, определиться в ценностях и убеждениях, развить навыки рефлексии и самооценки.

«Мастерская эмоционального интеллекта» даст возможность обучающимся научиться управлять эмоциями и стрессом, развить чувство эмпатии, поработать с конфликтами и улучшить коммуникационные навыки.

«Мастерская самоуправления» нацелена на совершенствование у учащихся умений управления временем, планирования и достижения целей, развития ответственности и самодисциплины.

«Мастерская креативности» будет стимулировать творческое мышление учеников за счет проведения практических занятий по творческим направлениям. Также в рамках данной мастерской рекомендуем провести работу по развитию навыков решения проблем и поиска альтернативных путей достижения целей.

«Мастерская лидерства» предполагает организацию ученического самоуправления с целью развития лидерских качеств и навыков командной работы, отработки умений организовывать, контролировать, координировать деятельность группы.

«Мастерская этики» будет способствовать расширению ценностной сферы обучающихся за счет изучения моральных принципов и норм, развития чувства справедливости и ответственности перед обществом, принятия этических решений в различных ситуациях.

«Мастерская здорового образа жизни» предусматривает проведение просветительских встреч по профилактике психологических и эмоциональных проблем в школьном сообществе, а также направлена на раскрытие значения физической активности и здорового питания, развития навыков ухода за собой и поддержания психофизического благополучия у обучающихся.

Следующим средством внеурочной деятельности в формировании личностных результатов обучающихся среднего школьного возраста можно предложить организацию научных кружков и лабораторий, в которых ученикам будет представлена возможность заниматься исследованиями в различных областях науки под руководством учителей и внешних экспертов.

Например, «Лаборатория личностного развития». В деятельность лаборатории рекомендуем привлечь родителей, социальных партнеров, представителей научного сообщества, психологов, выпускников школы для обеспечения разнообразия деятельности при организации мероприятий лаборатории.

Цель данной лаборатории - организация площадки для активного и целенаправленного развития личностных качеств, личного роста и взаимодействия в обществе.

Структура лаборатории состоит из руководителя (старшеклассника), участников (обучающихся 5-6 классов) и советника директора по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями - координатора деятельности. В рамках данной лаборатории предлагаем четыре основных направления деятельности:

1. Регулярные просветительские мероприятия, включающие в себя тематические встречи, лекции и семинары по различным аспектам личностного развития.

2. Проведение практических тренингов и упражнений, направленных на развитие мотивации, уверенности, навыков саморазвития, а также других компетенций, важных для личностного роста.

3. Предоставление возможности для консультаций с педагогами, психологами и другими специалистами по вопросам личностного развития. Учащиеся обсуждали вопросы и проблемы, получали рекомендации и квалифицированную поддержку.

4. Организация творческих и социальных проектов, которые позволяют учащимся применить свои знания и навыки в реальной жизни, а также внести свой вклад в общество и создать что-то значимое для себя и других.

Выводы. Таким образом, внеурочная деятельность играет значимую роль в формировании личностных результатов обучающихся, способствуя их полноценному развитию и становлению как личностей.

Разработанная программа курсов повышения квалификации «Личностное развитие обучающихся активными средствами внеурочной деятельности» позволит советникам директоров по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями ознакомиться с современными средствами организации внеурочной деятельности в школе и использовать в процессе формирования личностных результатов обучающихся как «прочной нравственной опоры» российского общества.

Литература:

1. Евладова,Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС. [Текст] / Е.Б. Евладова // Воспитание школьников. - 2012. - № 3. - С. 15-26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Камакина, О.Ю. Возможности изучения эффективности внеурочной деятельности. [Текст] / О.Ю. Камакина, Я.М. Грянко // Психология и педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей II Международной научно-практической конференции, под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. -2016. - С. 57-60

3. Лингевич, O.B. К вопросу о становлении понятия "внеурочная деятельность" в России. [Текст] / О.В. Лингевич // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2021. - №. 1 (35). - С. 29-34

4. Муштавинская, И.В. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации: Методическое пособие. [Текст] / Науч. ред. И.В. Муштавинская и Т.С. Кузнецова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2016 - 256 с.

5. Попова,ИН. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. [Текст] / И.Н.Полякова // Народное образование. -2013. -№ 1. - С. 219-226

6. Рожкова, Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности. [Текст] / Е.М. Рожкова // Пермский педагогический журнал. - 2014. - № 5,- С. 21-26

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Ахмадова Зайнап Мухадиновна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

и межкультурной коммуникации Яндиева Зулай Джабраиловна

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас);

кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских и

восточных языков и методики преподавания Арадахова Мария Балаэфендиевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала)

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ИА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВАМ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье изучен процесс развития монологической речи на английском языке у обучающихся посредствам информационных технологий. Развития монологической речи представляет собой важный аспект обучения. Специфика монологической речи, такие как ясность высказывания, складывание аргументации и выбор лингвистических конструкций в соответствии с культурными контекстами, служат средством формирования целенаправленных межкультурных коммуникативных навыков. Выявлено, что потенциал информационных технологий в развитии монологической речи на английском языке у обучающихся заключается в том, что с их помощью можно значительно разнообразить занятия по английскому языку, облегчить запоминание лексики благодаря мультимедийности и интерактивности, предоставить учащимся возможность самостоятельно выбрать те инструменты, которые подходят им больше всего и, как следствие, повысить мотивацию студентов.

Ключевые слова: монологическая речь, английский язык, обучающийся, информационные технологии.

Annotation. The article studies the process of development of monologue speech in English among students through information technology. The development of monologue speech is an important aspect of learning. The specifics of monologue speech, such as clarity of expression, the development of argumentation and the choice of linguistic structures in accordance with cultural contexts, serve as a means of developing targeted intercultural communication skills. It has been revealed that the potential of information technologies in the development of monologue speech in English among students is that with their help they can significantly diversify English classes, facilitate the memorization of vocabulary thanks to multimedia and interactivity, and provide students with the opportunity to independently choose the tools that suit them most and, as a result, increase student motivation.

Key words: monologue speech, English language, student, information technology.

Введение. В современном мире информатизация высшего образования стремительно набирает обороты. Современные тренды развития технологий и медиа диктуют свои условия сфере образования. Огромную роль в жизни человека играют информационно-коммуникационные технологии и сеть Интернет (Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, А.С. Канюк, Н.И. Соколова [8]). Без них уже невозможно представить полноценную жизнедеятельность как социума в целом, так и каждого индивида в частности. Научно-технический прогресс активно влияет на все сферы современной жизни, в том числе, и на образование.

Современные учебные ресурсы ежедневно оцифровываются, подключается электронное обучение, иностранный язык изучается посредством различных социальных сетей. Современные информационные технологии сильно опережают «официальное образование». В современной методической науке имеются дефициты в освещении вопросов обучения средствам общения на иностранном языке, в том числе говорению и продуцированию монологического высказывания на английском языке студентов.

Изложение основного материала статьи. Иностранный язык, как часть культурного контекста, способствует структурированию взглядов обучающихся на окружающий мир, их менталитет и отношение к социальной среде, обусловленные значениями культуры носителей языка. В процессе обучения обучающиеся усваивают систематический подход к изучению иностранного языка и развивают общеобразовательные умения, такие как использование разнообразных лексиконов, справочной литературы, цифровых образовательных ресурсов, поиск информации в онлайн-среде и ориентирование в образовательной среде.

Основной целью обучения иностранному языку, в соответствии с потребностями современного общества, становится формирование обучающихся способности эффективно взаимодействовать с представителями других лингвистических групп. Этого можно добиться лишь только через развитие у обучающихся навыков устной коммуникации.

Весь процесс общения напрямую зависит от окружающих условий, в которых он происходит. Этот процесс связан с общим контекстом человеческой деятельности. Множество факторов влияют на то, что и как говорит говорящий: его статус, возраст, настроение, отношение к ситуации, а также место, время, мотивы общения и тема беседы. Эти факторы определяют выбор слов и грамматических конструкций, а также стилистическое оформление устной речи.

Как известно, говорение как вид речевой деятельности реализуется в двух формах: диалогической, которая подразумевает общение между двумя или более участниками, и монологической, в которой преобладает одностороннее высказывание. В диалогической речи акцент сделан на взаимодействии и реакции на партнера, обладая сокращенной формой и активным использованием невербальных средств. Монологическая же речь ориентирована на развернутость и логичность высказывания, обеспечивая связность, обоснованность, и грамматическую оформленность для передачи информации. Таким образом, эти характеристики определяют специфику и цели каждого из этих видов речевой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.