Научная статья на тему 'АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ РЕЧЕВОГО СЛОВОПРОИЗВОДСТВА В РЕЧИ ЖИТЕЛЕЙ Г. АСТАНЫ'

АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ РЕЧЕВОГО СЛОВОПРОИЗВОДСТВА В РЕЧИ ЖИТЕЛЕЙ Г. АСТАНЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВОПРОИЗВОДСТВО / РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ / ФУНКЦИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ / WORD FORMATION / SPOKEN SPEECH / FUNCTION OF WORD FORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михеева Олеся Сергеевна, Ешекенева Аселя Козыевна

В статье рассматриваются основные процессы современной разговорной речи жителей г.Астаны (Казахстан). Приводятся примеры речевого словопроизводства и уделяется внимание особенностям разговорной речи астанчан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Михеева Олеся Сергеевна, Ешекенева Аселя Козыевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE PROCESSES OF WORD FORMATION IN THE SPOKEN SPEECH OF ASTANA CITIZENS'' SPEECH

This article considers the main processes of contemorary spoken speech of Astana citizens (Kazakhstan). There are given examples of word formation. Besides there is paid attention to peculiarities of Astana citizens' spoken speech.

Текст научной работы на тему «АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ РЕЧЕВОГО СЛОВОПРОИЗВОДСТВА В РЕЧИ ЖИТЕЛЕЙ Г. АСТАНЫ»

элементов поверхностных вод низовьев Амуда-рьи в условиях антропогенного пресса: Авто-реф.... канд. биол. наук.- Ташкент, 1999.- 23 с.

3. Константинова Л.Г. Антропогенная эвтрофикация поверхностных вод низовьев Амударьи.// Биологические ресурсы Приаралья. - Ташкент: ФАН,

1986. - С.61-90.

4. Леонов А.В., Кеттунен Ю., Варис О. Динамика и баланс соединений фосфора в экосистеме озера Ку-ортанинярви (Финляндия) // Водные ресурсы. -

1987. - № 6.- С.63-66.

5. Мамбетуллаева С.М., Матсапаева И.В., Констан-

тинова Л.Г., Абсаметов Б.А. Исследование трансформации соединений фосфора в оз. Дауткуль с использованием имитационной математической модели.// Вестник ККО АН РУз. - 1997. - № 4. -С.47-49.

6. Матсапаева И.В., Мамбетуллаева С.М., Константинова Л.Г. Исследование трансформации соединений фосфора в озере Шегекуль с использованием имитационной математической модели. // Вестник ККО АН РУз. - 2000. - № 1. - С.56-57.

7. Россолимо Л.Л. Изменение лимнических систем под воздействием антропогенного фактора. - Л.: Наука. - 1977. - 144 с.

АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ РЕЧЕВОГО СЛОВОПРОИЗВОДСТВА В РЕЧИ

ЖИТЕЛЕЙ Г. АСТАНЫ

Михеева Олеся Сергеевна

магистр русского языка и литературы, преподаватель

Ешекенева Аселя Козыевна

магистр русского языка и литературы, преподаватель, Евразийский национальный университет

им. Л.Н. Гумилева, (г. Астана, Казахстан)

ACTIVE PROCESSES OF WORD FORMATION IN THE SPOKEN SPEECH OF ASTANA CITIZENS' SPEECH Mikheyeva Olessya, Master of russian language and literature, teacher,

Yeshekeneva Asselya, Master of russian language and literature, teacher, L.N.Gumilyov Eurasian national university (Astana, Kazakhstan) АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные процессы современной разговорной речи жителей г.Астаны (Казахстан). Приводятся примеры речевого словопроизводства и уделяется внимание особенностям разговорной речи астанчан.

ABSTRACT

This article considers the main processes of contemorary spoken speech of Astana citizens (Kazakhstan). There are given examples of word formation. Besides there is paid attention to peculiarities of Astana citizens' spoken speech. Ключевые слова: словопроизводство; разговорная речь; функции словообразования. Keywords: word formation; spoken speech; function of word formation.

В словообразовании разговорной речи астанчан ярко обнаруживаются общие особенности разговорной речи, которые составляют ее характерные черты в целом. Это: тесная связь с конситуацией, опора на общность апперцепционной базы собеседников, непринужденность отношений между говорящими. Эти особенности разговорной речи приводят к тому, что в ней активно разрабатывается сфера неузуального словообразования, роль которой, в отличие от кодифицированного литературного языка, принципиально иная: она является в разговорной речи полноправным и очень важным членом акта коммуникации и составляет существенную черту системы разговорной речи.

Рассмотрим подробнее сферу неузуального словообразования.

Неузуальные слова обычно создаются по требованию данной определенной конситуации. Прибегая к положительной характеристике, их можно назвать конситу-ативными. В разговорной речи высоко продуктивны такие производные, в которых со словообразовательным эле-

ментом связано лишь какое-то общее значение (например, действия предмета или лица), а конкретизация этого значения задается конситуацией и контекстом. Приведем некоторые типические примеры таких производных: Потеряла где-то свой носопырник (о носовом платке); Мы уж просим нас пардонить и ставим вам отличную песенку (извинять); Вот это тумэйшэн (выглядывая в окно о тумане); Совсем сегодня устала, сил нет. - А у меня сегодня передых; Была на даче сегодня, скоро уже и плодушки зацветут (почки, которые дадут плод).

В этих и подобных случаях говорящий «творит» слово для данного акта речи, и оно действует как удобная своей краткостью и вполне понятная номинативная единица. Понять такое слово помогает обстановка речи, знакомство говорящих с темой, общность апперцепционной базы, а также наличие в контексте слов, содержащих семантические компоненты, общие с производным словом. Говорящий нередко именует окружающее, исходя из потребностей данного актуального общения, данной конситуации, расчленяя ее в зависимости от того, что именно

ему надо назвать. В связи с этим номинациям разговорной речи присуща сиюминутность.

Вслед за Е.А. Земской, выделим два класса неузуальных слов: 1) слова, созданные как естественная реализация возможностей словообразовательной системы (заполнение пустых клеток системы); 2) слова, созданные с нарушением закономерностей словопроизводства, действующих в системе. Это разграничение соответствует разделению неузуальных слов на окказиональные и потенциальные слова. Употребляя потенциальные слова, говорящий обычно не стремится к выразительности; строя окказионализм, говорящий уделяет особое внимание именно форме слова, оценивая ее как нечто, несущее заряд экспрессивности. В таких случаях действует установка на языковую игру (шутку, остроту, каламбур) [1, с. 13].

Приведем мнение В.Д. Девкина, который пишет о немецкой разговорной речи: «Соотношение готового и ежесекундно творимого в разговорной речи иное, чем в письменной. В ней больше творчества, иногда легче придумать новое, чем вспомнить старое» [2, с. 32].

Говоря об активности в разговорной речи неузуального словообразования, необходимо подчеркнуть, что не все говорящие свободно пользуются его возможностями. Есть люди, совсем не склонные к словотворчеству. Важно заметить: условия разговорной речи позволяют говорящему создавать слова на случай по мере надобности, свободно и часто.

В разговорной речи словообразование выполняет четыре функции:

1) номинативную; 2) экспрессивную; 3) конструктивную; 4) компрессивную. Эти функции реализуют такие намерения говорящего: 1) создать необходимую для акта общения номинацию; 2) получить экспрессивное средство, сама форма которого обладает особой выразительностью; 3) упростить синтаксическое построение речи; 4) использовать более краткую, чем имеющаяся в языке номинативную единицу.

Эти функции попарно соотносительны: номинативная и экспрессивная служат для передачи нового содержания; конструктивная и компрессивная - для экономии речевых усилий.

Характеризуя четыре названные выше функции словообразования, мы будем указывать их наиболее типические средства выражения и характеризовать преимущественную сферу действия. Многие единицы, выполняющие номинативную, конструктивную или компрессивную функцию, могут быть наделены и определенной экспрессивностью; экспрессивные слова имеют и номинативную функцию. Охарактеризуем каждую из названных функций и приведем примеры: 1) Номинативным словообразованием мы называем создание производного слова, основная функция которого дать имя тому или иному явлению действительности, необходимому для данного акта коммуникации. Например: Здравствуйте, Ира! Как настрой! - Настрой отличный, лишь бы расстрой был таким же! (то есть, удачный исход дела); Непонятно, кто изображен на твоей тетради. - Я и сам думаю, что за мультяшки такие.

2) Экспрессивным словообразованием мы называем ту сферу словообразования, которая отражает столь свойственную разговорной речи тенденцию к повышено эмоциональному, аффективному способу выражения, связанному с непринужденностью отношений между партнерами коммуникации, их раскованностью. Экспрессивное словообразование охватывает в первую очередь ту область словопроизводства имен существительных и прилагательных, которую принято называть «формы субъективной оценки»: Ужасно большущий томина (о книге); Какой здоровенный громила!; Согласен, это, конечно, ужаснейшая проблемища; Подарим ему простенькую кни-жичку.

К сфере экспрессивного словообразования глагола относятся регулярные обозначения степени интенсивности действия, выражаемые с помощью суфф. -ану- и -ну- и приставок. Вот несколько примеров: А он как звезданет по ящику, только щепки и полетели; Как только они ломанулись, дверь сразу и отлетела; Верить ей не стоит: она любит лишний раз сбрехнуть; Уже предлагал всем кишка-нуться (поесть); Шли все вместе сначала, потом Ванька как чесанул, только его и видели!

3) Конструктивное словообразование распределяется на ту сферу применения, производных слов, основная цель которой передать содержание какой-либо синтаксической конструкции (чаще всего неоднословной) с помощью одного слова. Особенность конструктивной деривации состоит в том, что она включает производные слова, которые не содержат семантической добавки, отличающей их от семантики производящего. Вот несколько примеров: Сколько у вас георгинов желтых?! - Да надоела уже эта однообразная желткость; Чем сегодня утром занималась? - Надуванием шаров, умыванием детей и писанием статей; Будешь чай пить с тортом? - Конечно, люблю все, где есть сладкость.

4) Компрессивное словообразование состоит в построении слов, которые представляют собой разного рода сокращения имеющихся в языке номинативных единиц - слов и словосочетаний. В зависимости от того, соотносится ли производное семантически со словом или словосочетанием, можно различать два подвида компрессивного словообразования:

а) если производное слово семантически соотносимо со словосочетанием, то оно как бы вбирает в себя его семантику, конденсируя и семантику, и форму словосочетания. Этот подвид компрессии осуществляется разными способами словообразования: суффиксацией - конечка (конечная остановка), обручалка (обручальное кольцо); субстантивацией - главный (главный корпус), государственные (государственные экзамены); усечением - декрет (декретный отпуск); аббревиацией - б/у (бывшее в употреблении), ц/у (ценное указание);

б) посредством компрессивного словообразования образуются слова, тождественные по значению базовым словам: заместитель - зам, заведующий -зав, магнитофон - маг. Здесь компрессия направлена только на форму.

Следовательно,: номинативное и экспрессивное словообразование служат для производства нового означаемого (производное слово создается в целях выражения того или иного смысла). Словообразование конструктивное и компрессивное направлено на означающее: при том же содержании оно упрощает синтаксическую форму высказывания или форму номинативной единицы. Иными словами, конструктивная и компрессивная функции направлены на экономию речевых усилий.

Экспрессивность принизывает все участки системы разговорной речи. В высшей степени она свойственна словообразованию. И этому есть определенные объяснения. Слово как номинативная единица более пригодно для выражения оценок разного рода, чем морфологическая форма или синтаксическая конструкция. Проанализируем возможности экспрессивного словообразования.

В словообразовании имеется целый ряд специфических средств выражения - суффиксов и способов словообразования, предназначенных для формирования слов, основное назначение которых - служить целям экспрес-сивизации речи. Большая часть таких производных лишь модифицирует значение производящего. Такие производные выражают различные оттенки положительной или отрицательной оценки, а также обозначают уменьшительность или увеличительность, то есть имеют размерно-оценочные значения. Их принято называть модификаци-онными. Они всегда относятся к той же части речи, что и производящее. В то же время, обладая яркой экспрессивностью, меняют значение производящего, переводя его в другую часть речи (ср., например, существительные типа холостяга - от прилаг. холостой, здоровяга - от прилаг. здоровый). Подобные производные принято называть термином транспозиционные (то есть меняющие часть речи производящей основы).

Приведем примеры: «Хотела записаться в КДМ (комитет по делам молодежи), только вот эта обязаловка мне совсем не нравится»; «Просыпаюсь утром, смотрю в окно, а там уже такой оживляж, все бегут, кричат»; «Соседи мои меня совсем разозлили: не выношу больше их галдеж»; «Захотела сделать модный причесон, да вот средства не позволяют»; «Не могу разобраться в мыслях: там такая мешанина!»

Подобные слова служат экспрессивными (иногда вульгарными) синонимами однокоренных отглагольных образований с другими суффиксами. Ср. оживляж и оживление, причесон и прическа.

Из экспрессивных суффиксов прилагательных для разговорной речи астанчан особенно характерны -ущ(ий), -енн(ый), -оньк(ий), -оват(ый):

«Он сам такой интересненький, и глаза у него кра-сивущие»; «Умудрились же достать такие дорогущие билеты»; «У баскетболистов всегда ноги длиннющие»; «Летом обычно хочется чего-то холоднющего»; «Жалко мне его очень: совсем плохонький стал».

Как сильное экспрессивное средство употребляется повтор в соединении с префиксацией; второй член повтора содержит приставку пере-, пре- или раз-, прида-

ющую усилительное значение всей конструкции. Приставки пере- и пре- с этим значением присоединяются к словам разных частей речи: За годы обучения в университете я все книги читала-перечитала; Только это информация секретная-пресекретная; Смотрела боевик вчера, не понравился, там одни стрелки-перестрелки; Все улицы водой залило, надоел этот дождь-передождь; Запуталась уже совсем, все эти улицы-переулицы позабывала.

Приставка раз- тяготеет к сочетанию с именами существительными и прилагательными: Нравится она мне, вся такая хорошая-расхорошая; Фильм оказался таким ин-тересным-разинтересным; Все равно не нравится мне наш учитель-разучитель.

Используя экспрессивные средства словообразования, говорящий ставит перед собой разные цели. Он может таким образом не только выразить свое отношение к называемому словом денотату, но и передать свою оценку «чужого» денотата - выразить определенное отношение к собеседнику, стремиться создать обстановку интимности, непринужденности, подчеркнуть свое вежливое расположение, дружелюбие и т.д.

Для современной разговорной речи Астаны характерно употребление уменьшительных производных в ситуации покупки: килограмм сахарку, десяток яичек, два хлебца, две булочки хлеба, полкилограмма колбаски и т.д.

Здесь сема уменьшительности преобразована в этикетную вежливость, но по отношению не к денотату, а к собеседнику. Чрезмерное употребление уменьшительных производных оценивается многими носителями литературного языка как показатель дурного вкуса, как черта нелитературности (просторечие).

Итак, выразительность в сфере экспрессивного словообразования создается экспрессивностью самих словообразовательных аффиксов, экспрессивностью основ, контрастным соединением экспрессивно-сниженных суффиксов с книжными основами.

Таким образом, словообразовательные процессы в разговорной речи жителей Астаны нередко тесно переплетаются с лексическими. Активность словотворчества в разговорной речи обусловливает одну из принципиальных особенностей разговорного словообразования, которая характеризует разговорную речь в целом - большую свободу действия любых (в том числе словообразовательных) моделей, свободу их от ограничений самого разного рода. Разговорную речь можно характеризовать как идеальную сферу реализации словообразовательных потенций языка. Новообразования разговорной речи, как правило, обладают прозрачностью строения.

Литература

1. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.,1981.

2. Девкин В.Д. О видах нелитературной речи/городское просторечие. Проблемы изучения. Отв. Д.Н.Шмелев, Е.А.Земская. М.: Наука,1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.