УДК 372.893 Е.П.Супрунова
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский ГМУ» Минздрава России, Владивосток, Россия
АКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В
МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Резюме В данной статье исследуются формы и методы работы со студентами вуза -научные конференции, дискуссии, олимпиады, дидактические игры и др., разработанные и применяемые для активизации познавательной деятельности, оптимизации восприятия учебного материала. Усвоенные с помощью этих методов знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе изучения истории, составляют необходимую часть общекультурных компетенций, направленных на формирование у студентов медицинских специальностей способности к анализу значимых политических событии и явлений, к ответственному участию в политической жизни, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям.
Ключевые слова: медицинский вуз, изучение истории.
ACTIVE EDUCATIONAL METHODS FOR TEACHING HISTORY AT THE HIGHER MEDICAL SCHOOL
E.P. Suprunova
FSBEI HE «Pacific State Medical University» of the Ministry of Health of Russia, Vladivostok, Russia
Abstract This article deals with forms and methods of work, such as symposia, debates, academic competitions, didactic games, etc., with students of higher education institutions. Such activities are developed and applied to encourage the students' cognitive activity and optimize learning material acquisition. The knowledge and skills gained in the course of studying history comprise a necessary part of general cultural competences. Medical students learn to analyze significant political events ana phenomena, responsibly partidipate in political life and treat historical heritagi and traditions with
Key words: higher medical school, history study.
В современных образовательных стандартах, разработанных для вузов, большое внимание уделяется гуманитарному блоку дисциплин и, в частности, базовым историческим дисциплинам. Без знания отечественной истории, без понимания закономерностей общественных процессов нет понимания и представлений о перспективах развития России в контексте общемировых процессов. Знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе изучения истории, составляют необходимую часть общекультурных компетенций, направленных на формирование у студентов медицинских специальностей способности и готовности к анализу значимых политических событий и явлений, к ответственному участию в политической жизни, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям.
Усвоение знаний, выработка навыков и умений в процессе обучения в вузе возможны в условиях творческой атмосферы в ходе реализации педагогических установок. Важной частью процесса обучения является самостоятельная работа (далее - СРС), выполняемая студентами по заданиям и при методическом руководстве преподавателей. Она предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но необходима в будущей профессиональной деятельности.
СРС формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей категории [4]. В вузах накоплены и реализуются различные виды коллективной и индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к лекциям, семинарам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, курсовых работ и дипломных проектов, участие в коллективных научных мероприятиях.
Вопросы формирования и применения новых образовательных методик привлекают пристальное внимание преподавателей вузов. Трудно не согласиться с коллегами, считающими, что в наибольшей степени полезны те из них, которые поощряют умения студентов применять на практике, в самостоятельной работе полученные знания по различным учебным дисциплинам [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Развитию навыков самостоятельной работы способствуют, в первую очередь, различные активные и интерактивные формы: проблемная постановка задач, диалогические методы, дидактические игры, конференции, обучающие и контролирующие учебные программы и т.д.
По мнению В.Н. Кругликова, активное обучение представляет собой формы организации и ведения образовательного процесса, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования, как дидактических, так и организационно-управленческих средств и методов активизации [3]. Интерактивные методы, в отличие от активных, ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом [1].
Задачи такого обучения предполагают:
- пробуждение у студентов интереса к обучению;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- обучение работе в команде: проявление толерантности к различным точкам зрения, уважение прав каждого на свободу слова;
- формирование у обучающихся собственного мнения, опирающегося на определенные
факты;
- выход на уровень осознанной компетентности студента [1].
На кафедре гуманитарных дисциплин Тихоокеанского ГМУ на протяжении нескольких лет проводится учебно-методическая работа, направленная на разработку и использование разнообразных методических форм с целью активизации процесса познания.
Среди такого рода средств можно назвать студенческие научные конференции, олимпиады по отечественной истории, которые сочетают в себе как индивидуальные, так и коллективные формы работы. И конференции, и олимпиады, как правило, посвящаются знаковым событиям и явлениям истории России. Особого внимания заслуживают, на наш взгляд, организованные на кафедре мероприятия, посвященные 70-летию окончания Второй мировой и Великой Отечественной войн и 100-летию революционных событий 1917 года и гражданской войны в России.
Такая форма деятельности, как студенческие конференции, не только позволяет углубить общие представления молодежи по отдельным темам отечественной истории, но и активизирует в целом познавательную деятельность, заставляет осуществлять самостоятельный поиск научных материалов, позволяет формировать и отстаивать собственную точку зрения на те или иные события и явления истории. Научная конференция является формой диалогического общения в студенческой аудитории. В процессе подачи информации, ответов на вопросы аудитории активизируется не только мышление выступающего с докладом, но и остальных студентов, принимающих участие в работе. В процессе подготовки у студентов возникают коллегиальные отношения с преподавателями, что оказывает опосредованное влияние на подготовку к будущей профессиональной деятельности.
Выступления студентов с докладами формируют навыки владения аудиторией, риторические умения. Необходимость развития подобных навыков особенно очевидна в современных условиях, так как в последнее время, по общему мнению преподавателей, в средней школе обучающиеся, к сожалению, не имеют такой возможности, зачастую выполняя работы в письменном виде, в том числе и аттестационные (ЕГЭ). Будущим специалистам-медикам необходимы навыки устной речи, общения с аудиторией - они будут работать не со станками и оборудованием, а с людьми. В этом отношении у специалистов, работающих в области образования и медицины, много общего.
Опыт проведения подобных мероприятий и, в частности, научной конференции, посвященной 100-летию Российской социальной революции и Гражданской войны (19-20 декабря 2017 г.), подтверждает наличие интереса у студентов к таким формам работы, стремления углубить и расширить свои знания по предмету в целом. Особенное удовлетворение у преподавательского состава вызвал искренний, неподдельный интерес молодежи к событиям региональной истории -прежде всего, гражданской войны на Дальнем Востоке. Мы отметили, что наибольшее внимание студентов привлекали вопросы, связанные с иностранной военной интервенцией. Несмотря на то, что социально-политическая мировоззренческая парадигма в современной России радикально изменилась по сравнению с советским периодом российской истории, в выступлениях и докладах студентов совершенно отчетливо звучал патриотический аспект, крайнее неприятие иностранного военного присутствия на территории страны. С полным основанием мы можем констатировать достаточно высокий уровень исторического сознания у значительной части студенчества.
Поддержку в усвоении учебного материала студентам нашего вуза оказывают подготовленные преподавателями кафедры учебно-методические материалы и учебные пособия по историческим дисциплинам. В процессе подготовки к семинарским занятиям, к промежуточной и итоговой аттестациям и прочим формам студенческой деятельности используется «Рабочая тетрадь по истории Отечества» (автор-составитель доцент к. и. н. Г.А. Трифонова), которая содержит разнообразные методические формы, активизирующие познавательный процесс, - тестовые, проблемные задания, вопросы, связанные с терминологией, понятийным аппаратом, хронологией и т.п.
В течение нескольких лет преподаватели кафедры подготовили серию учебных пособий по отечественной истории. Основную задачу коллектив авторов-составителей видит в том, чтобы в каждом из последующих изданий дополнять и усиливать методическую составляющую. Выпущенное в 2017 г. второе, дополненное и переработанное издание «История Отечества» под общей редакцией Е.П. Супруновои, Г.А. Трифоновои (Владивосток, ВГУЭС, 2017), направлено на реализацию возможностей студентов в рамках самостоятельной деятельности познакомиться с проблемной постановкой задач, на организацию помощи студентам по определению путей, форм и способов приобретения знании, по использованию научных знаний в решении прикладных задач, по организации процедуры оценки и самооценки сформированное™ актуального перечня компетенций. В настоящее время подготовлено третье издание пособия (принято на экспертизу с целью получения грифа Федерального института развития образования). В нем учтены имевшиеся недочеты, охвачены и освещены важнейшие аспекты и проблемы исторического развития с древности до настоящего времени (2017 год).
Пособие содержит целый ряд особенностей, отличающих его от других подобных изданий. Основные вопросы отечественной истории представлены в контексте развития мировой цивилизации. В каждой главе, соответствующей определенному историческому периоду, дается краткая характеристика особенностей и черт мировой цивилизации с учетом развития западного и восточного типов цивилизаций. Это позволяет студентам сформировать целостное восприятие мирового социокультурного пространства, а истории России - как важной ее части.
Особого внимания заслуживают, на наш взгляд, дискуссионные вопросы, раскрывающие смысл ключевых проблем курса. Авторы учитывали неоднозначность выводов ученых-историков, политических деятелей, известных публицистов, стремясь дать всестороннюю оценку событии и явлений. Эти обстоятельства, по убеждению составителей, должны вызывать эмоциональный интерес студентов, активизировать их познавательную деятельность. Знакомство с историографией по каждой конкретной главе помогает студентам осознать глубину и разнообразие исторического процесса и может служить образцом методики в процессе подготовки внутригрупповых дискуссий.
Проблема альтернативности исторического развития, нашедшая отражение в пособии, в свете мировоззренческой, воспитательной, политической функций истории также помогает студентам вырабатывать самостоятельное видение проблем, умение применять полученные знания в общественно-политической жизни. Важной составляющей в содержательном плане является впервые отраженный в учебном пособии региональный компонент: важнейшие вехи истории Дальнего Востока и Приморья в контексте истории России, а также, с учетом целевой аудитории, основные события и персоналии из истории российской медицины. Все это позволяет студентам получить целостное представление об основных и наиболее важных сторонах исторического процесса, восполнить образовательные пробелы в области краеведения, что зачастую характеризует историческое сознание современного студенчества.
Активному запоминанию фактического материала способствуют авторские структурно-логические таблицы и схемы. Издание содержит вопросы и проблемные задания для устных и письменных ответов студентов, темы для докладов, словарь терминов, персоналии. Исторические документы, размещенные в конце каждой главы, реализуют методику «погружения» в конкретную историческую эпоху. Знакомство с ними способствует лучшему восприятию и запоминанию материала, имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. К каждой теме подобран список научных статей с актуальными вопросами, изучение которых позволяет не только расширить знания, но и оказывает помощь в развитии навыков научного анализа.
В методическом плане особое внимание следует обратить на приложения к учебному пособию, в которых собрана активизирующая восприятие интересная и полезная информация для студентов, преподавателей и всех интересующихся историей: методические советы и рекомендации по проведению занятий в игровых формах (например, дидактическая игра «Суд истории» по различным эпохам и персоналиям); примеры исторических чайнвордов, головоломок, кроссвордов; задания на умение работать с историческими картами; авторские таблицы с изложением систематизированных сведений о государственных деятелях в разные исторические периоды, о наградной системе России, традиционных национальных промыслах, лауреатах Нобелевской премии и другое, которые позволяют получить представления о самых разных сторонах общественной жизни.
Таким образом, в ходе проводимой на кафедре гуманитарных дисциплин учебно-методической работы используются разнообразные методики, направленные на активизацию мышления студентов, на развитие навыков самостоятельной работы, что, несомненно, может способствовать реализации профессионального потенциала будущих специалистов. Широкий спектр форм и методов преподавания опирается на разработанные преподавателями учебно-методические пособия. Их необходимость обусловлена отсутствием учебно-методических материалов, в которых в комплексе были бы представлены лекционные материалы, различные виды заданий, контроля и методических рекомендаций по важнейшим темам курса отечественной истории. Схемы, таблицы, работа с источниками, дискуссионные вопросы не только помогают при подготовке к семинарским занятиям и всем видам контроля, но и предполагают активизацию процесса усвоения учебного и научного материала. Их использование, на наш взгляд, способствует формированию исторического сознания студенческой молодежи, лучшей ориентации в тенденциях современной общественной жизни.
Литература
1.Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. Н. Новгород: ННГАСУ. 2013. 97 с.
2. Трифонова Г.А., Ерохина Л.Д. Учебные задачи социологических этюдов // научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № БЗ. С. 28-32. [Электронный ресурс] URL:http//e-conceptш/2017/470043.htm. С. 28.
3. Крутиков В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. СПб.: ВИТУ, 1998. 308 с.
4. Невзорова М.А., Скварник В.В., Титова Ю.В. Организация самостоятельной работы слушателей факультета
повышения квалификации // Инновационные технологии в высшем медицинском образовании. Проблемы, анализ, суждения: Материалы научно-методической конференции. Владивосток, декабрь, 2014. Вып. 18 [Электронный ресурс] /под общей ред. В.Б. Шуматова. Владивосток: Медицина ДВ, 2015. С. 57-60.
5. Привалова Г.ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13161 (дата обращения: 20.12.2017).
6. Супрунова Е.П. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов в медицинском вузе // Проблемы высшего образования : материалы междунар. науч.-метод. конф., Хабаровск, 6-8 апр. 2016 г.: в 2 т./под ред. Т. В. Гомза. Хабаровск: изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. Т. 2. С. 72-75.
УДК 378.14.014.13 Л.В. Круглякова, С.В. Нарышкина, М.В. Сулима
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Резюме Государственные образовательные стандарты предусматривают обязательную самостоятельную работу студентов, доля которой может доходить до 50% общего объема. Её роль заключается в активизации способностей студента, научении анализировать ситуацию, ставить проблему, находить алгоритм решения, выполнять практические действия, при необходимости доказывать правильность принятых решений. Самостоятельная работа студента в процессе обучения в конечном итоге способствует формированию квалифицированного специалиста. В статье раскрыты методы повышения результативности самостоятельной работы студентов на клинической кафедре, формы аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, возможности кафедры в улучшении результатов этого вида работы.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, медицинский вуз.
SELF-DEPENDENT WORK AS A FORM OF TEACHING SPECIALISTS AT THE HIGHER MEDICAL EDUCATIONAL INSTITUTION
L.V. Kruglyakova, S.V. Naryshkina, M.V. Sulima FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract State educational standarts provide compulsory self-dependent work of students. SELF-DEPENDENT work may reach 50 % of general volume. The role of this work consists in the activization of student's abilities, in the teaching of analysing the situation, in the puffing of the problem, in the finding of algorithm to solve problem, in the fulfillment of practical actions and if necessary to prove the Tightness of the decisions. As a result, such work assists for the formation of qualifed specialist. The article contains information on the methods of increasing the results of self-dependent work of students at the clinical department, both forms of this work: class work, and out-class training, possibilities of the department in the improvement of the results of this type of work.
Key words: independent work of students, higher medical school.
Реалии современной жизни требуют от выпускников вузов готовности к самостоятельномурешению сложных профессиональных задач. Готовность мыслить самостоятельно, грамотно обозначать проблему, анализировать возможные пути ее решения являются важными составляющими успеха специалиста любого профиля [4]. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления роли преподавателя в развитии навыков самостоятельной работы и стимулировании профессионального роста обучаемых, воспитании их творческой активности и инициативы. Самостоятельная работа студентов рассматривается как учебная и научно-исследовательская деятельность, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций [3]. Самостоятельная работа выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию и в специально предоставленное для этого время. Любые занятия в высшей школе должны предполагать систематическую самостоятельную работу, переходящую в самообучение и самообразование. Ее результат во многом зависит от организующей деятельности преподавателя, использования им продуктивных приемов [2]. Сама лекционно-семинарская система обучения в вузе предусматривает большие возможности для творческого саморазвития личности [1]. Лекции позволяют не только излагать материал в объеме, предусмотренном программой дисциплины, но и вводить элементы беседы, ставить проблемные вопросы, создавать определенный эмоциональный фон, побуждающий к углубленному самостоятельному изучению определенного вопроса. Практические занятия дают возможность каждому студенту проявить свои способности, установить контакт внутри группы и с преподавателем, приобрести опыт публичных выступлений и т.д.
ФГОС предусматривают обязательную самостоятельную работу студентов, доля которой может доходить до 50% общего объема. Ее роль заключается в активизации способностей студента, научении анализировать ситуацию, ставить проблему, находить алгоритм решения,