1УДК 37.026.6 ББК 74.102.67
активные методы обучения в современном КитАЕ: теория и практика применения
Ван Юй
В данной статье рассматривается использование трех современных и эффективных методов обучения, таких как метод обучения грамоте рифмованным текстом, метод ситуации и эмоции, метод пробования (метод проб) в китайской практике дошкольно-школьного образования; обсуждаются их характеристики: проанализировано основание формирования и раскрыта их суть; определено применение в обучении разным наукам, как языковым, естественным, так и общественным; изложены их особенности и преимущества, по сравнению с традиционными методами обучения; описаны приемы, способы и мероприятия по реализации этих методов; пояснены основные принципы их осуществления в контексте соответствующего психологического новообразования, дошкольно-школьного переходного возраста.
В статье показано, что использование перечисленных активных методов обучения стимулирует интерес дошкольников к познанию, повышает их способности к обучению и помогает им плавно переходить из детского сада в начальную школу.
Ключевые слова: познавательная деятельность, ассоциация, активные методы обучения, метод ситуации и чувства, метод пробования, метод обучения грамоте рифмованным текстом, эффективность.
active methods of learning in modern cHINA: theory and application practice
Wang Yu
The article deals with the use of three modern and effective teaching methods such as the method of teaching literacy by a rhymed text, the "situation and emotion" method, and the try method which are used in Chinese preschool-school and school education practice. It also discusses their characteristics, analyses their formation basis and reveals the essences. The article points out their application in teaching activities of different branches of science, both language as well as natural and social sciences, reveals the features and advantages of these methods, comparing with the traditional learning methods. The techniques and ways of implementation of these methods are described and the fundamental principles for using them, according to the new psychological formations of preschool and school transition age. The use of active learning methods effectively stimulates cognitive interest of preschool children, improves their learning ability and helps them to smoothly move from kindergarten to primary school.
Keywords: cognitive activity, association, active learning methods, situation and sense method, try method, method of teaching literacy by rhymed text, efficiency.
В современном Китае, как и в России, педагоги-теоретики и педагоги-практики проявляют большой интерес к методам обучения.
В данной статье мы рассмотрим, какие традиционные и более современные методы пользуются особой популярностью в образовательной практике детских садов и начальной школы.
При традиционном обучении в Китае часто используется догматический метод, который игнорирует использование природных ресурсов, изолирует учебную деятельность от реального окружающего мира. Простое речевое мышление не только нарушает равновесие двух сигнальных систем, но и постепенно приводит к тому, что дети пользуются второй сигнальной системой редко и неэффективно.
В современном Китае в сфере образования часто используется термин «инновационный метод обучения» или «современный метод обучения», как синонимы понятия «активные методы обучения». И в этом заключается отличие от употребления понятия «традиционные методы обучения».
В Китае методы обучения разрабатывают как отдельные педагоги-практики, так и дошкольные образовательные организации, а также преподаватели дошкольной педагогики. Например, профессор Чжу Цзясюн Восточно-китайского педагогического университета, профессор Сюй Чжоя Нанкинского педагогического университета, проектная группа «Обучение действием» Пекинского педагогического университета и др.
Китайские педагоги сочетают теории обучения, характерные для Китая, заимствуя опыт других стран, например Японии, Америки и европейских стран, таких как Германия, Англия, Россия (СССР), Болгария.
Для 6-7-летних детей, поступающих в начальную школу, одним из важнейших аспектов способностей является овладение грамотой, поскольку изучение любого предмета не может обойтись без чтения, в свою очередь, обучение чтению тесно связано с уровнем грамоты. Обучение грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста, согласно современному подходу к организации педагогического процесса, должно опираться на психические особенности детей.
Традиционный метод обучения грамоте происходил еще в династии Западный Хань (202-8 гг. до н.э.). Предки составили учебные тексты для заучивания иероглифов наизусть, такие как «Троесловие» («Канон трех иероглифов») - каждая строчка в нем состоит из трех иероглифов; «Сто фамилий» («Фамилии ста семей», рифмованный список китайских фамилий); «Тысячесловие» (по названию первой книги для чтения, VI в. н.э.). Эти тексты широко использовались в обучении грамоте до 19201930-х гг. [1].
Современный метод обучения грамоте впервые представил директор одной начальной школы провинции Ляонин, учитель Цзян Чжаочэнь. Данный метод участвовал в эксперименте по обучению грамотой рифмованным
текстом в 1986 г. Его назвали «Метод обучения Цзян Чжаочэня грамоте рифмованным текстом». Грамота рифмованным текстом - единственный метод обучения грамоте в Китае, который был утвержден правительством страны. Этот метод совершенствовал китайский традиционный метод обучение грамоте, который давал возможность 6-7-летнему ребенку узнавать при обычном подходе к учебном тексту более 2000 иероглифов в течение одного года. Эффективность этого метода позволяет в 5 раз повысить качество образования, по сравнению с общим методом обучения [2].
Особенности метода обучения грамоте рифмованным текстом таковы:
1. Метод сохраняет основные правила китайского языка: во-первых, грамота - основа чтения и сочинения; во-вторых, иероглифы не отходят от слова, слова не отходят от предложения, предложения не отходят от текста.
2. Метод сохраняет закономерность структуры (композиции) иероглифов.
Общее количество китайских иероглифов большое и согласно «Словарю Канси», который считался стандартным руководством на протяжении XVIII и XIX вв.), включает 46 000 иероглифов, но наиболее часто употребляемых - всего лишь около 3000.
Отбираются иероглифы по их специфике конституции, сначала - отдельные (пиктограмма), а потом составные. Составные иероглифы появляются по частоте использования, а затем составляется рифмованный текст из них.
Существуют связи между чтением и формой (начертанием) и значением иероглифа.
3. Метод следует закономерности познавательной деятельности ребенка. Японский эксперт обучения китайской письменности, доктор Исии после 30-летнего исследования показал, что мыслительные процессы ребенка и взрослого противоположны. Ребенок сначала запоминает, а потом понимает. Аналитическое восприятие взрослого похоже на писание портрета, а целостное восприятие ребенка подобно фотографированию.
4. Метод учитывает особенности детской психики, позволяя не просто изучать иероглифы, а изучать их вместе с текстом. Тексты представлены в виде рифмованной формы, содержат естественное, общественное, гуманитар-
ное, моральное и другие виды знаний. Содержание текстов построено с учетом современности, приближены к жизни ребенка, поэтому у детей возникает устойчивый интерес к обучению
5. Метод включает в себя комплекс мероприятий и способов его использования [3-4].
Методика реализации этого метода следующая:
1. Надо быстро транскрибировать материал, используя основные принципы реализации этого процесса.
2. Для увлекательности и образности работы использовать способ ассоциации, составление сказки и т. д.
3. Согласно закономерностям процесса познания ребенка, в данном методе применяется способ целостного и структурированного обучения. Например, чтобы исключить раздробленность и запутанность букв, составляются семь блоков, каждый с определенным с значением, каждый построен с учетом принципов целостности и упрощенности. Таким образом достигается легкость восприятия иероглифов.
4. Чтобы быстро добиться высокочастотно-сти и оптимизации транскрипции, фильтруются 138 высокочастотных из более 400 слогов. После изучения инициалей и фоналей многократно тренируется транскрипция этих высокочастотных слогов, что позволяет ребенку квали-цированно транскрибировать фонетические алфавиты. В этом заключается простейший путь изучения фонетической транскрипции китайского языка.
5. Чтобы быстро познакомить ребенка с иероглифами, применяют такие мероприятия, как «собранный рифмованный текст, целостное введение, локализованная ассоциация, чтение и переписывание». Быстро и сосредоточенно изучаются иероглифы на основе использования формы рифмованного текста в конкретной речевой ситуации. Иероглифы не отходят от слова, слова не отходят от предложения, предложения не отходят от текста - достоинства описанного метода, поскольку в результате быстро изучаются иероглифы, дети ощущают результат, легко понимают текст. Рифмованный текст обычно состоит из четырех предложений, 28 иероглифов и включает определенную пропорцию высокочастотных незнакомых иероглифов. Образуется
целый изобразительный модуль, в котором общедоступным способом составляются в одно целое незнакомые иероглифы. Такой целостный компонентный способ запоминания достигается благодаря ассоциациям, это эффективная и результативная мнемоника.
На данном этапе обучения тоже применяется принцип «целостного восприятия», означающий, что сначала происходит целостное, а потом частичное изучение иероглифов, сложенных в целый текст, позволяющий представлять его с помощью фонетического письма. Учитель показывает пример. Правильное декламирование представляет действие зрительного, слухового восприятия и мышления. Потом нужно читать текст наизусть. Существуют разные формы декламации: коллективная, самостоятельная, декламация с пением на основе использования известной музыки, составляя песню в виде текста, положенного на знакомую мелодию, декламация со сценической игрой и т. п. В этом процессе развивается сознание за счет активного участия ребенка, осуществляется содействие развитию его интереса к знанию, возбуждается желание инновации, предоставляется возможность дальнейшего мыслительного развития ребенка. А затем дети понимают значения предложения и слова, слушая объяснения и анализ учителя. И наконец, ребенок запоминает иероглифы оптимальным способом. Существуют разные способы реализации этого шага обучения: анализ ключа иероглифа, то есть элементов иероглифа, классифицирование и запоминание, анализ фонограммы, то есть фонетической категории иероглифов, сравнение, иллюстративный способ, как использование отгадывания загадки, например иероглифической загадки, наглядный способ и демонстрирование, заключающийся в сложении сказки, а также метод игры [5-7].
Органичное сочетание грамоты и чтения, знакомства с иероглифами и переписывания позволяет 6-7-летним детям легко запоминать более 2000 часто употребляемых иероглифов в течение одного года. Эффективность обучения грамоте значительно повышается, повышается способность ребенка к грамоте. Когда грамота ребенка на должном уровне, он сможет научиться читать как можно раньше и начинает самостоятельно читать обычные журналы и книги уже во втором классе.
В последние 20 лет одним из самых распространенных методов обучения в китайских детских садах и начальных школах становится «Метод ситуации и эмоции», предложенный известным китайским педагогом Ли Джилинь. Этот метод основан на теории суггестопедии, который был создан болгарским исследователем Г. К. Лозановым. Метод ситуации и эмоции используется в работе с детьми в процессе обучения языкам и социальным наукам. Он стимулирует чувства и эмоции обучающихся и активизирует их познавательную деятельность.
Метод ситуации и эмоции имеет две особенности. Он направлен на культивирование чувств и эмоций и тем самым оказывает полезное влияние на сознание ребенка, действует как фильтр, который отбрасывает отрицательные эмоциональные факторы и сохраняет положительные. Метод обеспечивает внушение, способствующее тренировке творческого мышления обучающихся и воспитывающее их приспособляемость.
основными приемами создания учебной ситуации являются:
• открытие жизненной картины: ввести детей в мир природы или общества, выбрать некоторую типичную жизненную сцену как объект наблюдения обучающихся и рассказывать об этом;
• наглядная и предметная демонстрация: создать фон на основе предмета и конструировать целостную картину;
• иллюстрационное воспроизведение: воспроизводить ситуации текста разными наглядными пособиями, используя картины, рисунки, фотографии, карты;
• создание музыкального фона, с помощью которого вводят слушателей в особое состояние. Формы такого пути могут быть разными: воспроизведение музыки, песни; игра на музыкальных инструментах; пение со сценической игрой и т. д. Ключевым фактором здесь являются соответствие и гармония между музыкой и учебным материалом в отношении основной мысли и развития ситуации;
• представление и испытание. Существуют два вида представления - «вступление в роль» («если бы я был в этой ситуации...») и «исполнение роли». В процессе таких ролевых игр у обучающихся возникает знакомое чувство и роли, и текста;
• языковые изображения. Метод ситуации серьезно относится к сочетанию наглядного приема с языковым изображением. Если возникновение конкретной ситуации сопровождается языковой презентацией, то это оказывает определенное направленное влияние на познавательную деятельность обучающихся [8].
Методика реализации этого метода:
1. Вовлечение учеников в ситуацию во время нового урока. Метод ситуации направлен на познавательную активность, скрытую в ребенке, а вовлечение детей в ситуацию может возбудить любопытство обучающихся, или вызвать размышление, или породить эстетическое чувство, или пробудить духовный отклик и интерес. Все это побуждает педагога формировать поисковую активность ребенка. Сам этот процесс формирования есть удовлетворение и удовольствие. Учитель (воспитатель) должен сознательно увлекать обучающихся в ситуацию шаг за шагом, чтобы они действительно почувствовали, что «ситуация перед глазами» и «я нахожусь в этой ситуации».
2. Оптимизация ситуации. С помощью вышеперечисленных приемов создается живой и яркий образ, который обеспечивает познавательную готовность к пониманию языка. Сочетая языковое изображение с соответствующим фоном (музыкой или картиной), мы создаем воображаемую ситуацию. И в этой ситуации обучающиеся испытывают разные эмоции и чувства.
3. Опираясь на ситуацию, познавательная деятельность чудесно сочетается с чувственно-эмоциональной деятельностей. Такое эмоционально-образное стимулирование активизирует работу левого полушария головного мозга.
4. Расширение ситуации. В изучении окружающего мира сохраняется равновесие двух сигнальных систем. По теории И. П. Павлова, способность понимать, а потом и произносить слова возникает у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными (осязательными) и другими впечатлениями о внешних объектах. Метод ситуации и эмоции соответствует закономерности познания ребенком мира и изучения языка, направляет его постепенное изучение окружающего мира, одновременно, сочетает с этим нравственное, моральное и эстетическое воспитание [8].
Еше один эффективый метод обучения, эффективность которого доказана образовательной практикой, - это «метод пробования» или метод пробного обучения, предложенный ученым и практиком Цю Сюехуа. Его часто применяют на занятии по математике и на тренировке мышления по разным научным темам. Этот метод подчеркивает важность пробова-ния в процессе обучения. Пробование - основная форма обучения человека, и настоящее обучение должно быть именно пробным обучением, поскольку именно с помощью проб и ошибок дети познают мир. Как педагогу, так и учащимся следует сосредоточить внимание на пробном обучении, чтобы уметь учиться. Пробное обучения отличается от получения знаний, умений, навыков в процессе обучения. Между ними существует четыре основных различия:
1. Различия в роли обучающихся.
При полученном обучении обучающийся совершенно пассивен, так как пассивно воспринимает информацию, которую преподносит учитель, все зависит от учителя. Наоборот, при пробном обучении обучающийся играет активную роль, добровольно изучает и активно познает окружающий мир.
2. Различия в роли педагога.
При традиционном обучении учитель объясняет и спрашивает, а обучающиеся слушают и отвечают, учитель дает задачи, а обучающиеся их выполняют. В отличие от этого при пробном обучении ребенок пробует провести исследование, пытает найти пути решения проблемы, и только когда возникают трудности или появляются ошибки, учитель приходит на помощь: он играет роль организатора, режиссера и партнера.
3. Использование разных способов реализации обучающей ситуации.
При традиционном обучении большое внимание уделяется совершенствованию точных знаний. Обучающиеся слушают педагога, заучивают наизусть и выполняют механические упражнения. При пробном обучении они самостоятельно изучают учебные материалы (наглядные и звуковые пособия), находят информацию, наблюдают изменения, обсуждают с одногруппниками полученные результаты, используют разные приемы исследования (сравнение, анализ, синтез).
4. Учет психологических особенностей ребенка во время обучения.
При традиционном обучении дети получают лишь систематизированные знания в уже существующей когнитивной структуре, а затем делают вывод по выученному материалу. Напротив, при пробном обучении ребенок должен сам попробовать исследовать предмет или явление окружающего мира на основе полученных знаний для того, чтобы сделать выводы, и потом систематизируют эти выводы в новой когнитивной структуре. В этом методе обучения обращается больше внимания на процесс исследования, чем на результат [9].
Метод пробного обучения - активный метод. Обучение осуществляется, когда обучающиеся получают знания методом проб и ошибок, это вид направленного обучения. Метод пробного обучения отличается в какой-то степени от метода открытий, применяемого в некоторых западных культурах, тем, что метод пробного обучения больше внимания уделяет направляющей роли учителя и роли учебных материалов в качестве образца, экономя времени для обучающихся, которое они бы потратили, проводя исследования вслепую.
Метод пробного обучения имеет следующие этапы. Педагог должен обязательно учитывать их и следовать им.
1. Постановка задачи, требующей решения.
Это самое начало пробного обучения, поскольку этот метод предполагает активный образовательный процесс, где главное найти проблемы, а затем решить их. Проблемы, решаемые во время пробного обучения, обычно разрабатываются учителем в соответствии с требованиями учебника, но это могут делать и более продвинутые обучающиеся.
2. Разработка тактики решения проблемы.
После того, как проблема обозначена, первое, что необходимо, - не инструктаж и наставления учителя, а попытка обучающихся решить проблему, проведя исследования. Учитель не дает указаний, поэтому обучающиеся должны сам обдумать, как решить проблему. Стратегии, которые они выбирают для решения этой задачи, могут быть различны.
3. Самостоятельное изучение учебных материалов.
Обучающихся направляют на самостоятельное изучение учебных пособий и материалов, в которых даны детальные инструкции, вопросы, опыты для того, чтобы получить информацию для решения проблемы. Самостоятельное изучение - ключевой момент этого метода обучения, и обучающиеся должны постепенно в совершенстве овладеть этим мастерством.
4. Совместное обсуждение.
Если самостоятельное изучение не привело к решению проблемы, то обучающиеся должны обратиться к одногруппникам или совместно работать в поиске решения проблемной задачи путем взаимопомощи и коллективного обсуждения.
5. Операционная деятельность.
Для решения некоторых проблем требуется «ручная работа», например, использование различных инструментов, учебных пособий, бытовые предметы и т. д.
6. Формулирование вопросов и обращение к ответам.
При решении сложных проблем обучающиеся могут обратиться к одногруппникам или учителям с вопросами, задавание которых всегда поощряются.
7. Решение проблемы.
Использовав различные тактики, обучающиеся получают результаты проведенной работы, и можно сказать, что задача решена. Но это не означает окончание обучения, обучающийся должен дать оценку своей работе и проанализировать результаты. Учитель (воспитатель) определяет, кто был прав, а кто нет, какие проблемы еще существуют, чтобы помочь им сформировать правильные концепции и интегрировать полученные знания в уже существующую когнитивную структуру знаний и сформировать новую структуру на более высоком уровне [10].
Процесс пробного обучения отчетлив и ясен и может осуществляться гибко по принципу «с пробования обучающихся до указаний педагога, с занятия упражнениями до объяснения, с изучения до обучения» [10]. Сам процесс очень гибкий и дети могут самостоятельно выбрать и планировать нужные шаги.
Итак, этот процесс сочетается с процессом самообразования после окончания учебы. Поэтому если с первого момента обучения ребенок научится применять этот метод, то будет для него польза на всю жизнь.
Метод пробного обучения заостряет внимание на поднятие активности и инициативности ребенка, но это не означает бессистемное и нерегулярное изучение, что он может делать все, что захочет. Роль учителя (воспитателя) все-таки очень важна.
Педагог должен тщательно продумывать подготовительные вопросы и задачи, которые нужно решить, и подготовить обучающихся к этой работе. Когда они выбирают тактики для решения проблемы, учитель (воспитатель) должен быть рядом, предлагая необходимую помощь, чтобы быть в курсе текущего рабочего процесса. После завершения работы учитель указывает на необходимость самооценки и дает следующее задание для практических упражнений. Направляющая роль педагога наглядно демонстрируется, когда обучающиеся действуют как независимые субъекты процесса обучения.
С помощью метода пробного обучения познание физических, биологических и других явлений, отношения между ними и их закономерности становится доступным и легким для обучающихся, особенно для детей дошкольного возраста, акцент на применение перечисленных методов сделан в процессе обучения учеников начальной школы, но первоначальное знакомство и подготовка к использованию в школе закладывается в детском саду.
Таким образом, перечисленные активные методы обучения играют центральную роль в интеллектуальном развитии ребенка, способствуют переводу дошкольников и учеников начальной школы на эмоциональный уровень обучения, формируют навыки самостоятельного добывания знаний, стимулируют познавательную активность обучаемых.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Построить новую научно-упорядоченную и гармоничную систему обучения грамоте: обзор 2-й Междунар. конф. обучения грамоте, май 2006 [Электронный ресурс] / Центральный ин-т образования и науки. - Режим доступа: http://www.hanziwang.com/szjy_2.htm (дата обращения: 30.01.2015). - (На кит. яз.)
2. Цзян, Чжаочэнь. Обучение грамоте рифмованным текстом [Текст] / Цзян Чжаочэнь // Сб. междунар. конф. китайского образования. - 2002. - С. 272-280. - (На кит. яз.)
3. Описание обучения грамоте рифмованным текстом [Текст]: https://zh.scribd.com/doc/240 780320/yunyu (дата обращения: 30.01.2015). - (На кит. яз.)
4. Развитие обучения грамоте рифмованным текстом [Электронный ресурс] / Ин-т учебных материалов при Изд-ве Народного образования. 1998. - Режим доступа: http://www. pep.com.cn/ (дата обращения: 30.01.2015). -(На кит. яз.)
5. Цзян, Чжаочэнь. Поиск и исследование научного и эффективного обучения в начальной школе [Текст] / Цзян Чжаочэнь, Дай Жу-цянь, Чжан Гоцян. - Изд-во Шандунского образования, 1997. - 167 с. - (На кит. яз.)
6. Метод обучения грамоте рифмованным текстом [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Рифмованный текст». - Режим доступа: http:// www.151.com.cn/mshtml/2013-12/ 1458.html (дата обращения: 30.01.2015). - (На кит. яз.)
7. Чжао, Юй. Начальное исследование модели обучения грамоте рифмованным текстом [Электронный ресурс] / Чжао Юй // Докл. на 2-й Международ. конф. по обучению грамоте / Сред. шк. при Китайском науч.-техн. ун-те, 2006. - Режим доступа: http://wenku.baidu. com/view/014378d628ea81c758f578ce.html (дата обращения: 30.01.2015). - (На кит. яз.)
8. Гу, Минюань. Ли Чжилинь и исследование ее научной школы «ситуационное обучение» [Текст] / Гу Минюань. - Изд-во пед. наук, 2011. - 449 с. - (На кит. яз.)
9 Пробный метод Цю Сюехуа онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.try-qxh.cn/qxh/ (дата обращения: 30.01. 2015). - (На кит. яз.)
10. Цю, Сюехуа. Тактика пробного обучения [Текст] / Цю Сюехуа, Чжань Лянпэн. - Изд-во Пекинского пед. ун-та, 2010. - 291 с. - (На кит. яз.)
REFERENCES
1. Review of 2rd international literacy conference: "Building a new scientific, orderly and harmonious system of literacy", Central Institute of Education and Science, May 2006. Available at: http: //www.hanziwang.com/szjy_2.htm (accessed: 31.01.2015). (In Chinese)
2. Jiang Zhaochen, Literacy teaching by rhyming text, a collection of the International Conference of Chinese education, 2002, pp. 272-280. (In Chinese)
3. Description of literacy by rhyming text. Available at: https://zh.scribd.com/doc/240780320/ yunyu (accessed: 31/01/2015). (In Chinese)
4. The development of literacy by rhyming text, Institute of teaching materials of People's Education Press, 1998. Available at: http://www.pep. com.cn/ (accessed: 31.01.2015). (In Chinese)
5. Jiang Zhaochen, Dai Rujian, Zhang Guoqiang, Research and study of scientific and effective teaching in elementary school. Shandong Education Press, 1997, 167 p. (In Chinese)
6. The method of teaching literacy by rhyming text, the official website of "Rhyming text". Available at: http: //www.151.com.cn/mshtml/2013-12/1458. html (accessed: 31.01.2015). (In Chinese)
7. Zhao Yu. The initial investigation of the model of literacy by rhyming text report on 2rd international conference on literacy. The middle school attached to University of Science and Technology of China, 2006. Available at: http://wenku. baidu.com/view/014378d628ea 81c758f578ce. html (accessed: 31.01.2015). (In Chinese)
8. Gu Mingyuan, Li Jilin and "situational teaching" school research, Pedagogical Sciences Press, 2011, 449 p. (In Chinese)
9. Qiu Xuehua's try teaching method. Available at: http://www.try-qxh.cn/qxh/ (accessed: 31.01. 2015). (In Chinese)
10. Qiu Xuehua, Zhang Liangben, Try teaching strategies. Beijing Normal University Press, 2010, 291 p. (In Chinese)
Ван Юй, магистр; аспирантка кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета e-mail: msu07@yandex.ru
Wang Yu, Master, Post-Graduate Student, Preschool Pedagogy Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: msu07@yandex.ru