Научная статья на тему 'Активные методы обучения при подготовке учителей начальных классов'

Активные методы обучения при подготовке учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE LEARNING METHODS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / ОБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / OBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / EFFECTIVENESS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пайзуллаева Курбанжан Убайдуллаевна

В статье рассмотрены актуальные вопросы, которые связаны с внедрением в образовательный процесс активных методов обучения, даны их характеристики, раскрыта их специфика в соотношении с традиционными образовательными технологиями; приведены примеры использования новых технологий в практике преподавания педагогики в вузе. Главной задачей на сегодняшний день становится не передача студентам определенного багажа знаний, а оказание воздействия на образ мышления и подход к явлениям. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы. Грамотное использование педагогом разнообразных активных педагогических методов позволяет сделать учебный процесс обучения не только интересным для студентов, но и результативным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения при подготовке учителей начальных классов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Пайзуллаева К.У. Email: Paizullaeva630@scientifictext.ru

Пайзуллаева Курбанжан Убайдуллаевна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая циклом,

цикл естественно-педагогических наук, Гуманитарно-экономический колледж, Международный университет, г. Жалал-Абад, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмотрены актуальные вопросы, которые связаны с внедрением в образовательный процесс активных методов обучения, даны их характеристики, раскрыта их специфика в соотношении с традиционными образовательными технологиями; приведены примеры использования новых технологий в практике преподавания педагогики в вузе. Главной задачей на сегодняшний день становится не передача студентам определенного багажа знаний, а оказание воздействия на образ мышления и подход к явлениям. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы. Грамотное использование педагогом разнообразных активных педагогических методов позволяет сделать учебный процесс обучения не только интересным для студентов, но и результативным.

Ключевые слова: активные методы обучения, образовательные технологии, субъекты образовательного процесса, объекты образовательного процесса, эффективность образования.

ACTIVE TEACHING METHODS AT PREPARATION OF TEACHERS

OF INITIAL CLASSES Paizullaeva K.U.

Paizullaeva Kurbanzhan Ubaidullaevna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor,

Head of the cycle, CYCLE OF NATURAL AND PEDAGOGICAL SCIENCES, HUMANITARIAN AND ECONOMIC COLLEGE, INTERNATIONAL UNIVERSITY, JALAL-ABAD, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: the article discusses current issues related to the implementation of active learning methods in the educational process, gives their characteristics and the features compared to traditional educational technologies; provides examples of the use of new technologies in the practice of teaching pеdagogics in universities. Main tack of present days become not to pass for students determined baggage of knowledge, but to create actions for thinking and approach to occurrence. Active methods helps to create such educational thing in which available to reach to understand problems. Educated use by teachers different active pedagogical methods allows to make teaching process not only interesting for students but also effective.

Keywords: active learning methods, educational technologies, subjects of the educational process, objects of the educational process, the effectiveness of education.

УДК 372.881.161.1

Роль образования на современном этапе развития Кыргызстана определяется задачами и требованиями динамично развивающегося современного общества. В образовании сегодня провозглашается принцип вариативности, который дает возможность образовательным учреждениям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. Обеспечение качественной подготовки специалистов во многом зависит от эффективности учебного процесса. Будущему специалисту необходимо не только обладать глубокими и гибкими профессиональными знаниями и умениями, но и развитыми профессиональными и социальными качествами и характеристиками. Иными словами, существующий уровень развития производства ориентирует современного специалиста на необходимость овладения профессиональными умениями на уровне профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции позволяют специалисту-профессионалу быть адаптивным к изменяющимся

условиям на рынке труда, предоставляют возможность к самореализации в различных сферах профессиональной деятельности.

И поэтому главной задачей на сегодняшний день становится не передача студентам определенного багажа знаний, а оказание воздействия на образ мышления и подход к явлениям. Образовательное учреждение должно ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологических моделей. В опоре на инновационные технологии целенаправленно организуемая профессиональная подготовка способствует развитию познавательной деятельности, самостоятельности, творческой активности, продуктивного мышления студентов, что является крайне востребованным в развитом индустриальном обществе. Сегодня современные педагогические технологии акцентируют педагога на умения конструировать не только урок, но и создавать особую педагогическую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения.

Активными методами обучения называют такие методы, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Они предполагают погрузиться обучающимся в контролируемое общение, включиться в реальные события. При этом создаются условия, в которых учащиеся вынуждены оперировать понятиями разного масштаба, включаться в решение проблемы информационного разного уровня. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы.

Грамотное использование педагогом разнообразных активных педагогических методов позволяет сделать учебный процесс обучения не только интересным для студентов, но и результативным. Возрастает уровень познавательной активности, усваиваемые знания носят гибкий характер, развивается критическое мышление и формируется способность к принятию творческих нестандартных решений.

Особенностями активного обучения являются: принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания, когда активность обучаемых совпадает с активностью преподавателя, а так же повышенная степень мотивации, эмоциональности, творчества. Отличительной чертой является и то, что преподаватель постоянно взаимодействует с обучаемыми посредством прямых и обратных связей, целенаправленно влияя на преимущественное развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих умений и навыков в сжатые сроки [4].

В сложившейся традиционной системе образования преобладали пассивные формы обучения, при которых реальным субъектом процесса обучения выступал преподаватель, а студент рассматривался, как полный объект образовательного воздействия. В ходе лекционных, практических и семинарских занятий преподаватель являлся активным началом, основным действующим лицом, определяющим цели и ход занятия, а студенты играли роль слушателей и исполнителей. Взаимосвязь между участниками образовательного процесса ограничивалась различными формами проверки знаний, таких как контрольная работа, тест, опрос, зачет, экзамен. Задача преподавателя состояла в передаче как можно большего объема учебного материала за ограниченное время занятия, а у студента сводилась к как можно более полному усвоению полученной информации. Данный подход широко использовался вплоть до конца ХХ века, когда трансляция научных и профессиональных знаний осуществлялась, главным образом, в процессе межличностной коммуникации учителя и ученика. На начальных стадиях обучения использование подобного дидактического приема оправдано и сегодня. Однако вступление человечества в эпоху информационного общества привело к качественным изменениям в духовной жизни, в том числе и в сфере образования. Сегодня основной задачей высшей школы является подготовка не просто специалиста, а профессионала, способного к постоянному саморазвитию и самообучению, готового к исследовательской деятельности, нацеленного на участие в разного рода проектах. А.О. Карпов отмечает, что исследовательское образование переносит дисциплинарные знания в мир реальных вещей, учение становится творчеством в смысле генерации новых знаний и включения их в реальность, т.е. инновационным актом для познающего субъекта.

Целью данных методов является максимальная активизация познавательных потребностей и способностей студентов. В ходе реализации указанной цели требуется осуществление целого комплекса взаимосвязанных дидактических и воспитательных задач. Можно выделить такие важные направления, как развитие у студентов навыков аналитического и логического мышления, совершенствование умения работать в коллективе и коммуникативных способностей, формирование общекультурных и профессиональных компетенций и т.п. В решении данных задач педагоги и обучаемые сталкиваются с рядом трудностей, как

объективного, так и субъективного характера. К субъективным факторам можно отнести то обстоятельство, что учить в наше время стали всех, даже тех, кто по интеллектуальным задаткам и жизненным установкам не нуждается в высшем образовании. Многие выпускники школ в силу возрастного инфантилизма еще не способны к осознанному выбору будущей профессии, не готовы к напряженному и систематическому труду. Учебная же деятельность требует от индивида не только умственных, но и волевых усилий. Еще Сократ отмечал, что человека нельзя ничему научить, можно только научиться. Привычка получать готовую информацию в развлекательной, игровой форме мало способствует пониманию необходимости в познании и самопознании. К объективным причинам следует отнести, в частности, разрушение традиционной системы подготовки педагогических кадров, сложившейся в советский период. Закрытие и перепрофилирование педагогических институтов привело не только к нехватке знающих свое дело, грамотных учителей в средней школе, но и к недостатку теоретически и методически подготовленных вузовских преподавателей. В прошлом именно пединституты через систему собственных и столичных аспирантур, как правило, готовили молодые кадры для высшего профессионального образования.

Нельзя не упомянуть еще об одном неблагоприятном факторе, связанном с бесконечными реформами системы образования. Имеется в виду общереспубликанское тестирование. Отношение к нему как пропуску к получению высшего образования по-прежнему остается весьма неоднозначным у членов научно-педагогического сообщества. Подготовка к ОРТ по дисциплинам социально-гуманитарного блока часто сводится к «натаскиванию» на тестовые задания, заучиванию большого объема информации без всякой попытки аналитического ее осмысления. Будущий абитуриент привыкает к формальному запоминанию разнообразных сведений и фактов, у него формируется так называемое «клиповое мышление». Привычка думать готовыми образами, полагаться на авторитетное мнение по любому вопросу затрудняет развитие навыков самостоятельного мышления, способности критического анализа изучаемых явлений и процессов объективной действительности.

Преимущество активных методов в том, что они переводят учащегося из объекта учебного процесса в его субъект. Их использование в учебном процессе ведет к повышению самостоятельной работы студентов, к интенсификации учебного труда. В процессе преподавания можно использовать разнообразные формы и методы, которые позволяют обеспечивать внимание и интерес слушателей. Например, в ходе лекционных занятий лекция-дискуссия, лекция-пресс-конференция, лекция-визуализация, лекция-беседа, лекция с разбором конкретных ситуаций и т.п. Еще больший спектр возможности для активизации познавательных способностей студентов предоставляют практические занятия по педагогике. Семинары по педагогике могут проводиться в форме деловой игры, мозгового штурма, групповой дискуссии, кейс-метода, сценарного метода и т.д. В частности, при рассмотрении различных подходов к осмыслению педагогических категорий и социальных явлений можно использовать технологию дебатов. При изучении проблем отношений «учитель - ученик» уместно использовать технологии ролевой игры или конкретных ситуаций, направленных на формирование толерантности и межкультурной компетентности. Игра-дискуссия - активная форма обучения, предполагающая взаимодействие студентов в режиме диалога. Она ориентирована не только на взаимодействие студентов с преподавателем, но и на активное общение друг с другом. Особенностью данной формы работы является еще и то, что студенты не столько закрепляют уже изученный материал, сколько постигают новый, формируют умения исследовательской работы и навыки публичного выступления. Практика показывает, что именно публичное выступление вызывает у студентов наибольшее затруднение. Они, как правило, не умеют логично выстроить сообщение, аргументировано ответить на вопросы, правильно воспринимать критику, обоснованно обозначать собственную позицию. Роль преподавателя сводится, главным образом, к организации и направлению деятельности студентов на достижение цели и задач занятия. В обсуждении принимает участие вся аудитория. Итоги дискуссии подводят группа экспертов и преподаватель. Результаты определяются на основе метода оценок. Таким образом, семинар, проводимый в подобной форме, выполняет, как минимум, двоякую функцию - методологическую и мировоззренческую. Методологическая функция в том, что студенты получают опыт творческой исследовательской деятельности в коллективе. Мировоззренческая же функция побуждает формирование и выражение собственного отношения к исследуемой проблеме, дать критическую оценку сложившимся представлениям. К этим двум можно добавить и третью функцию -практическую. Перечисленные выше методы могут быть применены в профессиональной деятельности будущих учителей.

Проведение занятия подобным образом обеспечивает включенность в работу семинара каждого студента, вызывает у обучающихся значительный эмоциональный отклик и заинтересованность. При использовании новых образовательных технологий важно соблюдать ряд основополагающих установок: - принцип совместной деятельности преподавателя и студентов; - проблемность содержания обучения; - принцип соответствия целям и задачам обучения; - коллективный характер учебного процесса; - принцип диалогового (мультидиалогового) общения; - соответствие учебным возможностям и уровню подготовленности студентов; - соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения; - принцип непредсказуемости и гибкости занятий и т.д.

Таким образом, активные методы обучения превращают учебный материал в цель деятельности, а не в средство, учат студентов работать в коллективе и принимать общие решения, формируя чувство коллективной ответственности за результаты совместной работы. Наряду с этим, необходимость эффективного разрешения конкретных ситуаций развивает способность ставить проблемы и самостоятельно искать пути их решения. Все это ведет к развитию творческого мышления, учит связно и аргументировано излагать свои мысли, конструктивно отстаивать собственную позицию. Результативность активных методов обучения зависит как от уровня профессиональной подготовленности педагога, так и от степени эмоциональной и интеллектуальной мотивации обучаемых. Для того чтобы обеспечить действительный, а не декларируемый переход на новые образовательные технологии, необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

- обеспечить реальный конкурс при поступлении в учреждения высшего профессионального образования, для того, чтобы поступали те, кто хочет и может учиться, а не те, кто может заплатить;

- восстановить статус педагогической науки как адекватной научной базы по системной модернизации образовательной деятельности;

- освободить профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный составы вузов от бессмысленной и затратной бумажной работы по составлению разнообразной документации и заполнению форм отчетности в связи с бесконечно меняющимися государственными образовательными стандартами;

- прекратить порочную практику слепого заимствования зарубежного опыта;

- расширить свободу педагогического творчества преподавателей за счет сокращения административно-бюрократических способов регламентации учебного процесса;

- шире пропагандировать и внедрять достижения научно-педагогических школ.

Список литературы / References

1. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высшее образование в России, 1995. С. 137-145.

2. Загвязинский В.И. О системном подходе к реформированию отечественного образования // Педагогика, 2016. № 1. С. 12-18.

3. Карпов А.О. Культурно-историческая эпистема образования: от античности до общества знаний // Вопросы философии, 2016. № 1. С. 5-16. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. СПб., 2000.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 2. М., 2006.

5. Смирнова О.В. Философия науки и техники. М., 2014.

6. Студент как субъект саморазвития и отношения к учебно-профессиональной деятельности. М., 2011.

7. ШелерМ. Формы знания и образования // Человек, 1992. № 4. С. 89-93.

8. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 2000.

9. Смирнова О.В. Активные методы обучения в вузе // Педагогические науки. Вестник ЧерГУ, 2016. № 4.

10. Газизова Г.М. Использование методов интерактивного обучения как фактор успешного овладения студентами профессиональными компетенциями // Труды МЭЛИ: электронный журнал, 2008. № 7.

11. Огольцова Е.Г., Хмельницкая О.М. Формирование активного обучения как средство развития познавательной деятельности студентов // Развитие качества высшего профессионального образования в современных условиях. Материалы региональной научно-практической Интернет-конференции, 2009 г. C. 129-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.