Научная статья на тему 'Активные формы обучения'

Активные формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МүГА-ЛіМ қЫЗМЕТі / САБАқ / ОқЫ-ТУДЫң БЕЛСЕНДі ФОРМА-ЛАРЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / OCTIVITY TEACHERS / УРОК / LESSON / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE LEARNING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурмухамбетова А. С.

В статье раскрывается актуальность активных форм обучения, представлены некоторые теоретические основы. Также раскрывается целый ряд задач, которые можно решить, используя их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active learning

The article deals with the relevance of active forms of learning, are some of the theoretical foundations. Also disclosed are a number of problems that can be solved using them

Текст научной работы на тему «Активные формы обучения»

Нурмухамбетова А.С.,

тренер ЦУП филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПКПР по Костанайской области»

Нег1зг1 свздер: муга-л1м цызмет(, сабац, оцы-тудыц белсендi форма-лары

Ключевые слова: деятельность учителя, урок, активные методы обучения.

Keywords: ectivity teachers, lesson, active learning methods.

x X

ä

О

§

cp w О

Os X

1-4

О §

x

X

Ш t-

X

Os

X

CP

О w t-

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Ацдатпа

Берiлген макалада белсендi окыту жормаларыньщ езек-тiлiгi ашылып, кейбiр теориялык негiздерi ^сынылган. Жэне де оларды пайдалана отырып, бiрталай шешiлетiн мэселе-лер келтiрiлген.

Аннотация

В статье раскрывается актуальность активных форм обучения, представлены некоторые теоретические основы. Также раскрывается целый ряд задач, которые можно решить, используя их.

Annotation

The article deals with the relevance of active forms of learning, are some of the theoretical foundations. Also disclosed are a number of problems that can be solved using them.

Использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения требует определенного уровня профессиональной компетентности учителя, позволяющей создать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых образовательных результатов. Успешное решение задач обучения и воспитания учащихся во многом зависит от того, как организована работа в школе. Если учителю интересно творить и делиться с коллегами, учениками своими находками, открытиями и педагогическим мастерством, то результат такой работы будет достаточно высоким.

Задача повышения эффективности уроков не может быть решена только за счет использования традиционных подходов к его организации. В философии образования и педагогической науке обоснованы и апробированы новые подходы, которые включают самих обучаемых в активную познавательную деятельность, обеспечивают их субъект-ность, повышают ответственность за результаты учебного труда.

Деятельность учителя - одна из наиболее сложных и ответственных. Каждодневно ему приходится решать широкий круг задач обучения, воспитания и развития учащихся. А деятельность учителя, на мой взгляд, является сложной еще и потому, что в современных условиях преподаватель через собственную систему ценностей должен решить, какая концепция наиболее точно отвечает его собственным

взглядам, его собственному мировоззрению и пониманию в целом. Самоопределение учителя подразумевает постановку вопросов: ''Зачем нужно знать мой предмет? Какова цель ее преподавания в школе?''

Урок - основная форма работы в школе, необычайно сложный педагогический элемент. Единой модели всех, без исключения, уроков нет и быть не может. Учитывая многообразие подходов к теоретическому осмыслению сущности и классификации активных методов обучения, предлагае-

мых различными авторами, представляется целесообразным использовать наиболее очевидный способ их классификации -адресный, то есть определяющий направление использования того или иного способа на уроке. Таким образом, оказывается возможным разделить многочисленный арсенал педагогических воздействий, причисляемый к активным и интерактивным методам обучения, всего на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные, который представлен в таблице [1].

Активные методы преподавания

Индивидуальные Групповые Фронтальные

Аудиовизуальные средства Деловые игры Тренинг

• Учебник • Работа в группах • Опорные сигналы • Ролевые

• Тетрадь • Cooperative leaning • Музыка • Имитационные

• Учебные средства • Проект • ТВ • Учебные

• Компьютер • Анализ КС • Мозговой штурм • Видеосъемки • Ситуационные • Организационно-деятельностные

Под активными понимаются методы, в которых субъектную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и/или индивидуальным средствам обучения, таким, например, как компьютер, рабочая тетрадь, или учебник. Под интерактивными подразумеваются методы, при использовании которых ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися. Позитивное взаимодействие - основополагающий принцип интерактивных (коллективных) методов обучения, смысл которого заключается в достижении результата усилиями рабочей группы, но при индивидуальной отчетности и ответственности

каждого члена этой группы.

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения. Активные методы обучения формируют у обучаемых не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений.

m о

Рч

w

О *

s

1-4

о §

S

Рч

о

ü

Использование АМО, их выбор определяются целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий.

Опыт преподавания на курсах повышения квалификации свидетельствует о целесообразности сочетания различных методов и форм.

Активные формы обучения, используемые в учебном процессе, эффективно решают целый ряд задач:

- формируют как познавательные, так и профессиональные мотивы и интересы;

- дают целостное представление о профессиональной деятельности;

- учат мыслительной и практической работе;

- формируют профессионально важные качества специалиста;

- закладывают основы профессиональных компетенций и профессионального мастерства.

Применениеактивныхформорганизации обучения является одним из основных путей формирования профессиональной компетентности специалиста. К ним относятся: мозговой штурм (мозговая атака, брейн-сторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. ^ Деловая игра - метод имитации си-

5 туаций, моделирующих профессио-§ нальную или иную деятельность пу-<d тем игры по заданным правилам. § «Круглый стол» - это метод активного об-§ учения, одна из организационных форм О познавательной деятельности учащихся, О позволяющая закрепить полученные ранее ^ знания, восполнить недостающую инфор-^ мацию, сформировать умения решать про-w блемы, укрепить позиции, научить культу-

6 ре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве их с преподавателем «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Использование активных форм обучения в образовательном процессе на курсах повышения квалификации способствует повышению профессиональной компетентности педагогов, что непременно приведёт к их применению на уроках, внеклассных мероприятиях, следовательно, будет способствовать успешности деятельности учителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://kam-school15.ucoz.ru/

2. Самохина, А. Активные методы обучения [Текст] / А. Самохина 2002г.- №3.

3. Активные формы и методы обучения. Минск. Наука. 1993.

4. Вербицкий, А. А.[Текст]/А.А. Вербицкий Активное обучение в высшей школе: контекстный подход// Высшая школа. 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.