«REHABILITATION AND SECONDARY PREVENTION IN CARDIOLOGY»
XI RUSSIAN CONFERENCE
Факторы риска развития легочной гипертензии и «легочного сердца» и роль иммунопрофилактики РСВ-инфекции у младенцев с бронхолегочной дисплазией
Зайцева Н.О., Дегтярева Е.А., Овсянников Д.Ю.
ГБУЗ «Детская инфекционная клиническая больница №6» Департамента здравоохранения г. Москвы; ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва
Цель. Оптимизировать тактику ведения детей с бронхолегочной дисплазией (БЛД), осложненной легочной гипертензией (ЛГ).
Материал и методы. Обследованы 100 детей с БЛД в возрасте от 1 мес до 3 лет. Тяжесть БЛД устанавливалась на основании степени кислородозависимости в 36 нед постконцептуального возраста, или 56 сут жизни, или при выписке. ЛГ диагностировалась при значении систолического давления в легочной артерии (СДЛА)>36 мм рт. ст. методом допплер-эхокардиографии, «легочным сердцем» считали дилятацию полости или гипертрофию свободной стенки правого желудочка по эхокардиографии. Функциональный класс (ФК) ЛГ устанавливался на основании возраст-специфических признаков, согласно Панамской классификации легочной гипертензионной сосудистой болезни легких у детей (2011 г.). Степень гипоксемии определялась методом транскутанной пульсоксиметрии при сатурации (Sat) О2<95%. Обработка данных проведена с использованием методов параметрической и непараметрической статистики.
Результаты. ЛГ выявлена у 23 детей с тяжелой БЛД, при этом СДЛА составило от 36 до 120 мм рт. ст. Умеренная ЛГ (СДЛА 36-50 мм рт. ст.) диагностирована у 11 детей и тяжелая ЛГ (СДЛА>50 мм рт. ст.) - у 12 детей. Признаки «легочного сердца» выявлены у 9 детей с тяжелой ЛГ. Клинически тяжесть ЛГ соответствовала у большинства детей III функциональному классу - ФК (74%). Установлена прямая количественная зависимость между ФК ЛГ и степенью повышения СДЛА (р=0,00268). Установлена зависимость развития ЛГ от гестоза беременности у матери (p=0,02971), тяжести БЛД (р=0,00011), длительности искусственной вентиляции легких с рождения (р=0,1999), степени тяжести хронической гипоксемии (p=0,00364). Медиана Sat O2 у детей с ЛГ составила 88% [86; 89], тогда как у детей без ЛГ - только 95% [94; 96]. Формирование ЛС у обследованных детей было связано с тяжелой ЛГ (p=0,00364) и выраженной хронической гипоксемией (p=0,01986). Профилактика и терапия ЛГ при БЛД была направлена на коррекцию гипоксемии путем продолжительной оксигенотерапии у всех детей с БЛД при Sat O2<91%, а в случае развития ЛГ - Sat O2<94%. В случае развития ЛГ 14 детям назначался капотен 0,5-1 мг/кг в сутки, при отсутствии положительной динамики 10 детям в дальнейшем был назначен силденафил в дозе 0,5-2 мг/кг 3-4 раза в день. У 9 (90%) пациентов наблюдался гемодинамически значимый эффект в виде снижения уровня СДЛА (p<0,005). После проведенной терапии было получено достоверное снижение абсолютного значения систолического артериального давления - САД (84±36 мм рт. ст. vs 36±12 мм рт. ст.; p=0,005), коэффициента СДЛА/САД на 20% от исходного (1±0,4 vs 0,94±0,17; p<0,005). На фоне проводимой терапии отмечено повышение показателей Sat O2 с 82±12 до 93±4% (p<0,01). Летальный исход в группе детей с БЛД без ЛГ составил 1,3% (1 пациент), при развитии ЛГ летальность увеличивалась до 17,3%. Летальность пациентов с БЛД, осложненной ЛГ, была связана с формированием «легочного сердца» (p=0,01779) и тяжелой хронической гипоксемией (p=0,00975). Курс пассивной иммунизации от РСВ-инфекции проведен 76 пациентам с БЛД, включая 23 ребенка с ЛГ, препаратом Синагис в течение эпидемического сезона, по 1 инъекции в месяц. В данной группе детей за период иммунизации не отмечено случаев острых респираторных инфекций, вызванных респи-раторно-синцитиальным вирусом (РСВ) и потребовавших госпитализации.
Заключение. Мониторирование гипоксемии и уровня СДЛА у пациентов с тяжелой БЛД является необходимым компонентом для своевременного начала терапии с целью профилактики развития ЛС и неблагоприятного исхода. Иммунопрофилактика РСВ-инфекции препаратом моноклональных антител Синагис эффективна у наиболее тяжелой группы недоношенных детей с ЛГ на фоне БЛД.
Активность матриксных металлопротеиназ у пациенток с артериальной гипертонией и метаболическим синдромом
Закирова А.Н., Фаткуллина Е.З., Закирова Н.Э.
ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Уфа
Цель. Исследовать содержание маркеров фиброза миокарда: прометаллопротеиназы (ПроММП-1) и тканевого ингибитора металлопротеиназы (ТИМП-1) у пациенток с артериальной гипертонией (АГ) и метаболическим синдромом (МС) в зависимости от степени ожирения.
«РЕАБИЛИТАЦИЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА В КАРДИОЛОГИИ»
XI НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Материал и методы. В исследование включены 108 женщин, страдающих АГ 2-3-й степени и МС. Все пациентки с АГ и МС были разделены на 3 группы в зависимости от индекса массы тела: 1-я группа с избыточной массой тела (n=36), 2-я - с ожирением 2-й степени (n=38), 3-я - с ожирением 3-й степени (n=34). В контрольную группу вошли 28 здоровых женщин-добровольцев. Исследование содержания ПроММП-1 и ТИМП-1 проводили иммуноферментным методом.
Результаты. Установлено, что у больных АГ и МС (общая группа) средний уровень ПроММП-1 был в 2,7 раза выше по сравнению с контролем (р<0,001). У лиц с избыточной массой тела содержание ПроММП-1 имело тенденцию к повышению по сравнению с данными здоровых лиц (p>0,05). Концентрация ПроММП-1 у лиц с ожирением 2-й степени значимо увеличилась на 62,7% по сравнению с контролем и на 39,7% превысило данные пациенток с избыточной массой тела (р<0,05). Максимальные значения ПроММП-1 достигнуты у женщин с ожирением 3-й степени: их значения выросли по сравнению с контролем в 2,7 раза и в 2,3 раза превысили параметры лиц с избыточной массой тела (р<0,05). Величина ПроММП-1 у женщин с АГ и ожирением 3-й степени существенно отличалась от показателей пациенток с ожирением 2-й степени (69,1%; р<0,05). У пациенток с АГ и МС (общая группа) средняя концентрация ТИМП-1 составила 275,7±11,6 нг/мл и имела тенденцию к снижению по сравнению с контролем (р>0,05). Однако при сравнительной оценке содержания ТИМП-1 у пациенток с АГ и МС с разной степенью ожирения установлено, что возрастание ожирения ассоциировалось со значимым снижением параметров ТИМП-1, концентрация которого была минимальна при ожирении 3-й степени. В то же время у больных с избыточной массой тела отмечено существенное превышение его значений при сопоставлении с данными здоровых лиц. Причем возрастание уровня ТИМП-1 происходило на фоне контрольных показателей ПроМПП-1.
Заключение. Развитие абдоминального ожирения у пациенток с АГ и МС взаимосвязано с дисбалансом в системе ПроММП-1 и ТИМП-1, который выявляется уже при избыточной массе тела при контрольных значениях ПроММП-1. Развитие ожирения 3-й степени у этих женщин характеризуется гиперактивацией ПроММП-1 на фоне неадекватно низкого прироста его тканевого ингибитора.
Ремоделирование миокарда левого желудочка у женщин с артериальной гипертонией и метаболическим синдромом
Закирова А.Н., Фаткуллина Е.З., Закирова Н.Э., Хамидуллина Р.М., Фахретдинова Е.Р. ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Уфа
Цель. Оценить выраженность ремоделирования миокарда левого желудочка (ЛЖ) у пациенток с артериальной гипертонией (АГ) и метаболическим синдромом (МС) в зависимости от степени ожирения.
Материал и методы. В исследование включены 108 женщин, страдающих АГ 2-3-й степени и МС. Все пациентки с АГ и МС были разделены на 3 группы в зависимости от индекса массы тела (ИМТ): 1-я группа с избыточной массой тела (n=36), 2-я - с ожирением 2-й степени (n=38), 3-я - с ожирением 3-й степени (n=34). Группы были сопоставимы по полу, возрасту давности АГ. В контрольную группу вошли 28 здоровых женщин. Состояние внутрисердечной гемодинамики исследовали методом эхокардиографии с оценкой конечного систолического размера (КСР), конечного диастолического размера (КДР), массы миокарда левого желудочка (ММЛЖ), индекса массы миокарда левого желудочка (ИММЛЖ), толщины задней стенки (ТЗС), толщины межжелудочковой перегородки (ТМЖП).
Результаты. При сравнительной оценке структурно-функциональных параметров миокарда у женщин с ожирением 2 и 3-й степени были получены значимые различия показателей КДР, КСР, ММЛЖ, ИММЛЖ, ТМЖП, ТЗС по сравнению с контролем (р<0,05). Установлено увеличение структурно-функциональных параметров ЛЖ, ассоциированное с возрастанием ИМТ. Показатель ММЛЖ в группе женщин с АГ и ожирением 2-й степени на 22% превышал этот параметр у женщин с АГ и избыточной массой тела, а у пациенток с ожирением 3-й степени был на 13,4% выше, чем в группе лиц с ожирением 2-й степени. Однако наиболее существенные различия были установлены при сравнении данных пациенток с избыточной массой тела и ожирением 3-й степени (38,3%; р<0,05). При изучении показателя ИММЛЖ выявлено, что у пациенток с ожирением 2-й степени этот индекс был на 38,3% выше, чем у женщин с избыточной массой тела. У пациенток с ожирением 3-й степени значение ИММЛЖ на 16,3% превышало этот параметр у пациенток с ожирением 2-й степени. Значимое изменение этого показателя было выявлено только при сопоставлении данных ИММЛЖ у женщин с избыточной массой тела и ожирением 3-й степени (60,9%; р<0,05).
Заключение. Развитие процессов ремоделирования миокарда ЛЖ у больных АГ с МС ассоциируется с выраженностью ожирения и наиболее существенно при ожирении 3-й степени.